Продолжение книги «За каждого человека НАДО БОРОТЬСЯ» о жизненном пути Заслуженного тренера России по дзюдо Николая Швейкина. Первая половина повествования — путешествие по СССР 1979 года, по стране для многих таинственной, показанной со знанием и любовью. Во второй половине, как и в прошлой книге, в канву документа вплетаются нотки сказки и фантастики. Таков темперамент главного героя книги!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экспедиция за татами. Большое путешествие Николая Швейкина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Большие гонки
Трасса М-7 «Урал». 1979
— Значит, ты с Дитковским сосед? — спросил Николай Иванов, когда КАМАЗ после небольшой передышки снова вырвался на трассу, подбираясь уже к Дзержинску, который вскоре за городом Горьким12.
— Борис Владимирович — вот уж помог по-соседски! — откликнулся Швейкин. — И тебя вот отправил в дальний путь!
— Да мы с ним гораздо дальше катались!
— Куда это?
— В 1974… да, в 1974 году проходили заводские испытания автопоездов КАМАЗ в Забайкалье — возле Читы и в Бурятской АССР. С февраля по март мы там по горам и перевалам мотались.
— Там же, говорят, такие морозы, что машины осенью заводят, а весной глушат. Если заглохнет — уже не завести, — проявил осведомленность Швейкин.
— Да не очень холодно было — минус 32, — отмахнулся Иванов. — А у нас электрофакельные подогреватели — новинка! Нажал кнопку — и через 2—3 минуты воздух в коллекторах прогревается — заводится как летом.
— Здорово! Здесь у нас такой же?
— Не бойся, не заглохнем! Холодней было, когда на «полюс холода» добирались — поселок Оймякон в Якутии. На модификации «КАМАЗ-Север» даже стекла в кабине двойные, кабина утепленная, все провода морозостойкие, даже последняя отвертка из ЗИПа — с теплоизоляцией, чтобы руки не обморозить.
— Все продумано! Без приключений отработали? — поинтересовался Швейкин.
— По 15 тысяч километров намотали, до Магадана доехали. Все нормально, — ответил водитель.
Потом, словно что-то вспомнив, порылся в бардачке и вынул оттуда пожелтевшую вырезку из газеты со статьей «Забайкальские километры».
— Вот, кстати, о соседе твоем Дитковском — в газете писали. Он тогда еще не завотделом, а контролером работал.
Швейкин развернул вырезку:
«Борис Дитковский в 1971 году окончил Казанский авиационный институт и стал инженером-механиком авиационных двигателей. А пошел на КамАЗ. И, между прочим, не один — с ним еще тридцать комсомольцев-выпускников. Бориса зачислили в отдел главного конструктора на должность инженера-испытателя.
Борис принимал участие в испытании нового автомобиля, начиная с первой серии. Сейчас экзаменуется уже четвертая серия. За это время поработал и на бортовых, и на седельных тягачах, и на самосвалах. В 1973 году проводились государственные испытания основных моделей «КамАЗов» — Борис участвовал и в них.
Дитковский доволен своей специальностью. Ведь от инженера-контролера зависит многое. Контролер ведет путевой протокол, где записывает все показатели приборов, следит за точностью выполнения методик и программ испытаний. Он обрабатывает полученные данные, пишет отчеты, на основе которых делаются заключения о необходимости что-либо изменить или дополнить в конструкции испытываемых узлов».
— Могу добавить, — ожил радиоприемник «Кварц-302», — что Борис Дитковский принимал участие в создании знаменитой команды по ралли-рейдам «КАМАЗ-мастер», а в 2001 году даже был руководителем команды «КАМАЗ-триал», выступавшей на Чемпионате стран СНГ по автотриалу на грузовых автомобилях. Послушайте!
Ведущий: Автотриал — это соревнования по технике вождения, в которых фактором, определяющим результат, является не скорость, а время и точность прохождения сложной трассы.
Ведущая: В качестве препятствий для грузовиков выступают крутые подъемы и спуски, кустарник и лесные завалы, косогоры и овраги, нагромождение камней, заболоченные участки и дно водоемов, завалы из старых автомобильных шин, завалы из бетонных блоков и полуколец, бетонные желоба и волны, пороговые препятствии из металлических и бетонных сооружений.
Ведущий: В 2001 году камазовская команда под руководством Дитковского оказалась в тройке лучших13.
— Кстати, ты обещал про гонки на КАМАЗах рассказать, в которых летом участвовал, — напомнил начальник экспедиции. Как спортсмена, его, конечно, интересовали соревнования.
— Да, было дело! Только я выступал тогда не на КАМАЗе, а на ЗИЛе, — сказал Иванов.
— Это как?
— Началось все с того, что в окрасочной камере автомобильного завода случился пожар и два автомобиля КАМАЗ-5320 были частично повреждены…
В окрасочной камере автомобильного завода случился пожар и два автомобиля КАМАЗ-5320 были частично повреждены (в основном, пострадали резино-технические изделия, пластик и окраска). После расследования было принято решение о списании указанных автомобилей и использования их в качестве опытных в автокроссах, которые в то время был очень популярны в СССР. Дорабатывали эти автомобили на автомобильном заводе работники БТК цеха комплектации и сдачи автомобилей Александр Юрьев и Виктор Филиппов. Так родилась команда автосборочного завода.
Параллельно возникла команда водителей-испытателей управления главного конструктора, в которой участвовали кандидаты в мастера спорта Александр Чащин и Николай Иванов, перворазрядники Валерий Крынкин, Владимир Чернухин, третьеразрядник Ильдар Мустафин.
8 июля 1979 года в Набережных Челнах впервые состоялся автокросс грузовых автомобилей. Автокросс был посвящен 60-летию комсомольской организации Татарии. Организаторами выступили комитет ДОСААФ города Набережные Челны и комитет ДОСААФ КАМАЗа. В автокроссе приняли участие спортсмены автосборочного завода, управления главного конструктора КАМАЗа, а также гонщики автотранспортного предприятия из города Барыш Ульяновской области и спортивного клуба армии города Куйбышева14.
— Наши выступали на КАМАЗах, приезжие — на ЗИЛах. Ради чистоты эксперимента меня тоже посадили на ЗИЛ, — рассказывал Николай. — Но подготовить машину по-настоящему не удалось. Все же это долгая кропотливая работа. Как тебе объяснить? Ты велосипед по весне готовил к сезону — смазывал, выставлял зазоры тормозов, чтобы втулки легко крутились?
— Бывало.
— Вот настроить велосипед, это как шестиструнную гитару для посиделок на кухне. А грузовик — это концертный рояль для международного конкурса. И топливную аппаратуру надо настроить, чтобы мощность двигатель давал, и клапана, и тормоза, и подвеску. Гонка — это испытание на пределе всех узлов автомобиля.
— Понимаю.
Напряжение автокросса не ослабевало в течение всех трех заездов. Ни один из болельщиков не пожалел, что пришлось долго идти к месту проведения кросса.
Первый заезд. Вперед стремительно вырвался ЗИЛ под №118. За рулем — Юрий Колеганов из Барыша. Вслед за ним ринулись КАМАЗы Подняв клубы пыли, они исчезают на трассе. Болельщики встревожены: «Неужели ЗИЛ выиграет у КАМАЗов? Нет. Где-то в середине трехкилометрового круга вперед выходит на своем «КамАЗе» представитель автосборочного завода Виктор Филиппов. Он и финиширует первым, уверенно пройдя пять кругов трассы. Вторым завершает пятнадцатикилометровую дистанцию Валерий Крынкин, третьим приходит Владимир Чернухин, который сумел обойти на трассе многих своих соперников. Ну, а где же №№45 и 118? Анатолий Бигняк, пытаясь обойти Чернухина у самого финиша, немного не рассчитал и натолкнулся на КАМАЗ. ЗИЛ выбыл из борьбы. У автомашины Юрия Колеганова на какое-то мгновение отказал двигатель, чем немедленно воспользовались соперники, оставив его на девятом месте. Товарищ Юрия по команде Николай Николаев финишировал восьмым. Выбыл из игры на своем ЗИЛе и Николай Иванов. Он так и не успел подготовить машину к кроссу.
— Так что я вылетел в первом заезде. Похвастаться мне нечем, — заключил Иванов.
— Ну, а победил-то кто?
— Победила, как всегда, дружба. Автозаводец Филиппов, безусловно, талантливый гонщик, но у нас в управлении главного конструктора — сплоченная команда.
Чтобы устранить неисправность и отдохнуть, гонщикам между заездами дается всего двадцать минут. Как они быстро проходят!
Второй заезд. Теперь в первом ряду выстраиваются четыре КАМАЗа, показавшие лучшие результаты, во втором еще два камских большегруза и два ЗИЛа — машины гонщиков из Барыша. Зрители с нетерпением ждут, как развернется борьба автозаводцев, представителей УГК и гонщиков из Барыша. Впрочем, гости стартуют во втором эшелоне, и, видимо, основная борьба будет между Виктором Филипповым и командой УГК. Представителей управления в первом ряду трое. Смогут ли они удержать лидера?
Старт. Вперед вырывается Крьнкин, за ним идет машина Чернухина. Сумели все-таки соперники заблокировать Филиппова, оставили на третьей позиции. На втором круге машина автозаводца сходит с дистанции — мелкая неисправность. Быстро поднята кабина, повреждение устранено — и машина Филиппова срывается с места. Конечно, заезд проигран, но надо еще заслужить право стартовать в третьем, ведь зачет идет по двум лучшим результатам и не все еще потеряно.
Кто же станет победителем кросса? Филиппов? Крынкин? И какая команда завоюет хрустальный кубок? Это решит третий заезд, в котором принимают участие уже шесть машин… Старт. Вперед вырывается Крынкин, вплотную идет за ним Чернухин, третий — Филиппов, ушедший на трассу со второго ряда. Теперь он борется с соперниками из УГК. Вперед выходит Владимир Чернухин, за ним, прикрывая товарища по команде, Крынкин, третьим следует Филиппов. В таком порядке они проходят четыре круга, а на завершающем Александр Чащин стремительно обходит Филиппова и Крынкина и занимает второе место.
Владимир Чернухин финиширует в гордом одиночестве. Заканчивают дистанцию и представители Ульяновской области. Шумно реагируют на победу КАМАЗов зрители. Творения их рук показали свою мощь, прочность, скорость.
— Три заезда — три разных победителя! Разницу мячей считать пришлось? — пошутил Швейкин.
В личном зачете победителем стал механик команды УГК КамАЗа Валерий Крынкин, второе место — у Владимира Чернухина, третье — у Александра Чащина, дважды финишировавшего вторым. Они получают заслуженные награды. А в общем зачете места распределились так: I место — у первой команды УГК. II место — у второй команды управления, III место — у команды города Барыш Ульяновской области.
Западная мода обливаться шампанским еще не добралась до советских спортсменов, поэтому они скромно отмечали свою победу, демонстрируя зрителям почетные грамоты и завоеванные призы! За первое место стильный и дефицитнейший транзисторный радиоприемник рижского радиозавода «ВЭФ» стоимостью аж 93 рубля! Для справки — оклад рядового инженера-конструктора в 1979 году составлял 115 рублей. За 2-е место — электробритва! За третье — самовар, не поверите — на углях!
— Эх, жаль не посмотрел я вашей гонки! — воскликнул Николай.
— Посмотришь! — успокоил его водитель. — Обещали сделать этот кросс традиционным.
— К сожалению, этого не случится! — встрял в разговор радиоприемник «Кварц-302».
— Это еще почему? — недовольно нахмурился Иванов.
«Кварц» немного пошипел, отыскивая подходящую волну и заговорил голосом радиоведущей.
Ведущая: Стоит сказать, что первый камазовский автокросс в Набережных Челнах оказался и последним. Ибо после критической статьи в газете «Правда» в 1980 году «Почему грузовики летают?» автомобильный кросс на грузовых автомобилях в СССР канул в Лету. А до африканского дебюта КАМАЗов оставалось еще долгих 10 лет…
— То есть погонять нам на КАМАЗах больше не придется! — вздохнул водитель.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экспедиция за татами. Большое путешествие Николая Швейкина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других