Продолжение книги «За каждого человека НАДО БОРОТЬСЯ» о жизненном пути Заслуженного тренера России по дзюдо Николая Швейкина. Первая половина повествования — путешествие по СССР 1979 года, по стране для многих таинственной, показанной со знанием и любовью. Во второй половине, как и в прошлой книге, в канву документа вплетаются нотки сказки и фантастики. Таков темперамент главного героя книги!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экспедиция за татами. Большое путешествие Николая Швейкина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Слава БКД!
Паромная переправа через Волгу. 1979
На выезде из Казани Швейкина отвлек от раздумий скрип тормозов и тяжелый вздох остановившей свой полет машины. В свете фар он увидел молодого на вид путника, голосовавшего на обочине.
— Студент или гопник? — предположил водитель.
— Разберемся! — стряхнул пылинку с погона старший лейтенант.
— До парома довезете?
Автомобильного моста через Волгу еще не было, весь поток транспорта стекался в очередь к парому возле Зеленодольска.
— Куда ж ты, студент, собрался на ночь глядя? — поинтересовался водитель.
— К родителям в Апастово, — ответил молодой попутчик, взбираясь в кабину.
— Что за срочность? Случилось, что? — спросил Швейкин.
— Да обещал еще на праздники приехать — не получилось. На дежурство вызвали.
— Врач, что ли? В больнице дежуришь?
— Нет, я в сельхозакадемии учусь, — рассмеялся попутчик. — Будущий инженер по эксплуатации сельхозтехники. А дежурство — в БКД. Я с этого года командир Боевой комсомольской дружины7.
— Ого! — обрадовался Швейкин. — У нас в Челнах тоже БКД сильная. Я тренирую ребят — физподготовка, дзюдо, самбо.
— Здорово! — в свою очередь обрадовался парень. — Мы тоже спортом занимаемся. Я в каратэ хожу. Наиль! — протянул он руку Швейкину.
— Николай!
Машина хищно поглощала расстояние, уходили назад и в прошлое верстовые столбы. Впереди открывался простор Волги, на котором выделялись огоньки паромной переправы. Ночью большого скопления машин на переправе не было, на что и рассчитывал опытный дальнобойщик при выборе времени отправки, но все же пришлось постоять в очереди.
— У вас же там Штейнберг БКД заправляет? — спросил Наиль.
Леонид Данилович Штейнберг был легендой БКД Казанского авиационного института. Не просто смелый оперативник, но и талантливый организатор, он был ранен во время дежурства вместе с Артемом Айдиновым при задержании опасного преступника. Артем умер, а Леониду этот случай изменил судьбу. Мечта строить самолеты сменилась на мечту об обществе без насилия, в котором царят порядок и справедливость. При строительстве КАМАЗа он был среди первых, кто создал Боевую комсомольскую дружину в Набережных Челнах, долгое время работал заместителем начальника УВД города. Но не должностью измерялись его авторитет и влияние. Есть такое понятие «градообразующее предприятие», а есть «градообразующие люди». Леонид Данилович Штейнберг для Набережных Челнов был «градообразующим человеком». К нему приходили с самыми разными идеями, и если Штейнберг их поддерживал, то идея неизбежно реализовывалась.
— Штейнберг уже три года как замначальника УВД города, — откликнулся Швейкин. — Но БКД — его детище, он его не забывает. Именно Леонид Данилович меня пригласил в милицию, в «Динамо» — чтобы создать систему боевой подготовки сотрудников.
Швейкин вспомнил свой приезд на КАМАЗ. После полученной травмы на спортивной карьере пришлось поставить крест. В комитете комсомола своего родного уральского города Кыштыма он получил путевку на комсомольскую стройку и по приезде в Набережные Челны устроился на работу в Минмонтажспецстрой. Это был 1972 год. Работал монтажником, но любовь к спорту, к борьбе взяла свое — все-таки мастер спорта по самбо — и он взялся тренировать молодежь. Но для занятий нужно помещение, нужно оборудование, форма, организация соревнований, транспорт, — и много чего еще. И кто всегда помогал Швейкину — так это Леонид Данилович Штейнберг, работавший тогда в горкоме комсомола, и Юлия Сергеевна Пронина, командир БКД Минмонтажспецстроя. Она понимала необходимость комсомольцам-дружинникам владеть навыками самообороны без оружия, поскольку была одногруппницей погибшего Артема Айдинова. Кстати, общегородскому турниру по самбо в 1974 году именно Пронина предложила дать имя погибшего героя.
— Да, были времена, — вздохнул Швейкин. — Сам удивляюсь, как мы такой сумасшедший ритм выдерживали. — С утра на стройке на морозе, вечером — тренировки, потом до полуночи дежурство на улицах, поимка преступников, работа с трудными подростками, а по выходным — на субботники выходили.
— Здорово! — поддержал Наиль. — У нас тоже напряженно. Про «Тяп-Ляп» слышали?
— Как не слышать?! — отозвался водитель.
Двоих участников уличной банды «Тяп-Ляп» в 1980 году приговорят за их преступления к высшей мере наказания. Но пока борьба шла нешуточная. «Казанский феномен» был проявлением кризиса общественного сознания, когда вырвались на свободу прежде подавленные в человеке и обществе силы разрушения, хаоса, паразитизма. От сил созидания, порядка, мечты о справедливом обществе бой с ними приняли комсомол, БКД. Кто победил, кто победит — вопрос до сих пор открытый. Участники тех событий с разных сторон баррикад до сих пор остаются при своем мнении, входя при этом в общество, в бизнес, в структуры управления, в органы государственной власти. До сих пор одни стремятся строить и приумножать, а другие — хапать и возносить себя над другими. Десятилетие спустя удивительным образом в противостоянии Советской власти сошлись уличная преступность и младореформаторы из высоких номенклатурных кругов. Не перед этим ли союзом дрогнул СССР?
— Расскажешь, как справляетесь? — поинтересовался Швейкин.
— Да как обычно все, — пожал плечами Наиль. — Проводим рейды по охране общественного порядка — и не только в студенческом городке, но и по Казани. Выезжаем в Аметьево, в другие районы. Во время выезда на драку в Приволжском районе на улице Хади Такташа — ну, знаете, это самые трущобы — жесткое столкновение произошло. Нашего бойца Анатолия Макарова чуть не убили. Хорошо, что он успел крикнуть: «Наиль, меня убивают!» Вот тут хорошая физическая подготовка и пригодилась. Я налетел и просто массой свалил нападавших.
— Да ты гроза хулиганов! — поднял вверх большой палец водитель.
— Ребята меня так и называют! — отозвался Наиль.
Подошла очередь заезжать на паром. Длинномер занял почти все пространство, втиснуться сумели еще лишь несколько легковушек. Паром запыхтел и нырнул в темный простор. Ночная Волга создавала ощущение настоящего космического путешествия — звезды были вверху, в небе, и звезды мерцали внизу, удивительным образом расцвечивая воду. Лунная дорожка звала вдаль. Не верилось, что есть где-то повседневные заботы, отчетность, производительность, преступность, зависть, обман, злоба. Вокруг была разлита вечность, и не верилось, что в такой прекрасной бесконечной Вселенной люди так могли испортить и измучить свою планету.
Темная громада крутого правого берега нарастала и, наконец, паром ткнулся в причал. Очарование ночи закончилось, люди засуетились, зарычали моторы. КАМАЗ перевалил через аппарель и выбравшись на дорогу, круто пошел на подъем. С вершины горы было заметно, как на юго-востоке, в том месте, где осталась Казань, занимается рассвет.
С рассветом проснулся и радиоприемник «Кварц-302». С места в карьер он начал травить анекдоты из жизни дзюдоистов.
Вадим уже полтора года хотел расстаться с Ириной, но Ира была чемпионкой по дзюдо и поэтому сама решала, когда и с кем расставаться.
Тренер после схватки утешает проигравшего дзюдоиста:
— Ну, на пятой минуте ты своего противника здорово напугал.
— Чем это?
— Ему показалось, что он тебя убил.
Чем отличается русский тренер от иностранного:
Иностранный тренер привозит борца, проходит взвешивание и спокойно ждет схватки.
Наш тренер приезжает за пять минут до конца взвешивания, за минуту до схватки начинает обучать учеников передней подножке, а во время схватки все время норовит выбежать на ковер и сделать ее сам.
Армянскому радио задают вопрос:
— Кто победит каратист или дзюдоист?
Радио отвечает:
— В шашки, уголки, шахматы — дзюдоист, а вот в чапаева скорее всего — каратист, там думать не обязательно. Итого — 3:1 в пользу дзюдоиста.
— Забавно, — смеялся водитель. — А вот вам еще анекдот. Какое оружие самое страшное на земле? Кухонный нож. Им каждый год убивают больше людей, чем из автомата «Калашникова».
— Для бэкадэшников этот анекдот не смешной, — заметил Швейкин. — Именно ножами были убиты в Казани Артем Айдинов и Игорь Ассман. Наш Штейнберг тоже получил тогда ранение, оно сильно сказалось на здоровье.
— Из-за бандитских ножей мы теперь тактику поменяли, — сурово отозвался Наиль. — Лучше жалобы преступников, чем похороны товарищей.
— А они еще и жалуются? — удивился Николай Иванов.
— Еще как! — сказал командир БКД. — Мы однажды в 4 или 5 часов утра автобусом выехали на задержание «тяпляповских». Они нам все стекла в автобусе кирпичами перебили! Мы выскочили, я погнался за одним, и показалось мне — у него нож. Явно вижу нож, если обернется — ударит. Я сходу прыгнул, свалил его ударом сзади, скрутил, затолкал в каталажку. Он оказался рецидивистом, не единожды судимым. И что вы думаете? Накатал жалобу в комсомольскую организацию Приволжского района. Вызывают меня — есть жалоба, задержанный утверждает, что ты его изуродовал. Пришлось тогда понервничать, но обошлось. А вот и мой поворот!
Наиль сошел возле указателя на Апастово. Сотовых телефонов тогда не было, номерами не обменивались.
— Удачи в путешествии!
— И тебе в борьбе с хулиганами.
Наиль пошагал своей дорогой, а КАМАЗ, ровно урча, покатился дальше в направлении города Горького. Такая она — русская дорожка. Встречи, разговоры, душа нараспашку — и расставание навсегда8.
«Маяк». Леонид Штейнберг
Передача, которая могла быть принята радиоприемником «Кварц-302»
1979 год. Трасса Казань — Горький. Звучат позывные «Маяка».
Ведущий: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодня мы хотим вам рассказать о таком явлении нашей жизни, как Боевые комсомольские дружины. Мы обратимся с этим вопросом к одному из основателей БКД в Набережных Челнах, прежде работнику горкома комсомола, а ныне заместителю начальника УВД города Леониду Даниловичу Штейнбергу.
Ведущая: Леонид Данилович, что привело вас в Боевую комсомольскую дружину?
Штейнберг: Будучи студентом КАИ — Казанского авиационного института, я в общежитии жил по соседству с Артемом Айдиновым. Он как-то сказал, что его приняли в БКД, где есть ребята со всех курсов. Прямо скажем, заинтересовался еще и потому, что в чужом городе хочется общения. Я пошел и сразу понял — настоящее братство! Не думайте, что это громкие слова, тоска по прошлому! Так оно и было: дружба, искреннее внимание друг к другу, постоянная готовность помочь. У нас было настоящее желание бороться с несправедливостью.
Плюс авторитет организации. БКД и милиция взаимодействовали на очень высоком уровне. Ребята не просто охраняли общественный порядок, но и работали с уголовным розыском, даже участвовали в задержаниях преступников, а спортсмены-мотоциклисты КАИ ловили дорожных нарушителей. Руководство БКД приглашалось на милицейские совещания. Нам доверяли, а потому обучали: бокс, самбо, составление документов, навыки общения с людьми. Важно, что закон защищал бойца комсомольского отряда.
Ведущий: Уже по опыту работы на КАМАЗе, как к дружинникам относятся окружающие?
Штейнберг: Среди сверстников было неоднозначное отношение, чего тут скрывать, это нормально. Но, в основном относились неплохо. Каждый член БКД, не раздумывая был готов призвать хулиганов к ответу. И слушались. Хулиганы нас реально опасались. Только уже работая в милиции, я в полной мере понял, какая это сила. Строители КАМАЗа до сих пор вспоминают о порядке в городе. Что говорить, на стройку какого только люда не приехало. Однако можно было спокойно ходить в любое время.
Ведущий: Следующий вопрос к Николаю Швейкину. Каков ваш опыт участия в БКД и взаимодействия с Леонидом Даниловичем Штейнбергом?
Николай Иванов, водитель КАМАЗа: Что он сказал? Швейкин? Это ты, что ли, Николай?
Николай Швейкин, пассажир КАМАЗа и глава экспедиции: Вообще не понимаю, как такое может быть!
Николай Иванов: Ты когда успел интервью-то дать? Или это запись?
Ведущий: Итак, с нами в прямом эфире Николай Швейкин, мастер спорта по самбо и тренер по дзюдо, Набережные Челны!
Швейкин: С Леонидом Даниловичем Штейнбергом БКД стала не только организацией по охране правопорядка, но и школой жизни, школой дружбы. Помимо ежедневных выходов на дежурство в БКД сложилась своя насыщенная жизнь: сборы, слеты на базах отдыха, культурная программа, спортивная программа, физподготовка. Боевая работа была организована на высшем уровне — каждый отряд имел свой транспорт, было налажено взаимодействие с милицией — не только с участковыми и патрульно-постовой службой, но и с уголовным розыском, с ОБХСС9. На КАМАЗе по линии ОБХСС было немало преступлений — кражи автозапчастей, кражи транспорта, горюче-смазочных материалов, стройматериалов и тому подобное. Я считаю, что Леонид Данилович — замечательный организатор, фанат своего дела. По спортивной линии он тоже всегда держал руку на пульсе: поддерживал и футбольную команду, и секцию бокса, сам занимался боксом. Он также курировал и поддерживал финансово дзюдо — мы турниры стали проводить: «Приз КАМАЗа», «Приз Артема Айдинова», на которых Леонид Данилович всегда присутствовал. Это он меня пригласил в Управление внутренних дел с прицелом поручить строительство спорткомплекса «Динамо». Теперь я — старший инспектор боевой и физической подготовки. То есть на мне стрелковый тир, лыжная подготовка, строевая подготовка. При комплексе организуются секции волейбола, самбо, дзюдо. Конечно, это увеличит охват молодежи спортом и будет способствовать росту результатов.
Ведущий: И снова вопрос Леониду Даниловичу Штейнбергу. Опыт БКД пригодился вам в дальнейшей жизни?
Штейнберг: Он по сути сформировал мою жизнь. Говорю так не только потому, что до 1989 года проработал в системе МВД. Дружина помогла реализоваться и тем, кто впоследствии был далек от правоохранительной области. И временами мне жалко нынешнюю молодежь — нет у нее того, что было у нас.
Ведущий: Вглядываясь в далекое будущее, после развала Советского Союза…
Николай Иванов: Что он несет? (трясет радиоприемник) Сломался, что ли?
Николай Швейкин: Может, и сломался. А может, это все нам только снится. Привал бы надо сделать, отдохнуть.
Ведущий: …я вижу вас создателем и генеральным директором ООО «Холдинговая компания «KAMA-trucks». Вы считаете это логичным развитием своей карьеры?
Штейнберг: Почему я пошел в бизнес в 90-е? Я 20 лет проработал в органах внутренних дел и вышел на пенсию по выслуге. Надо было семью кормить, детей поднимать. А если я берусь за дело, я его стараюсь доводить до такого состояния, чтобы детям не было стыдно за папу. В 92-м году мне мои друзья посоветовали, что есть такая ниша, которую никто не занимал, — ниша международных перевозок. Я посмотрел, оценил. Договорились с кредитными учреждениями, решили вопрос на «КАМАЗе», взяли в кредит автомобили. Водителей еще надо было подобрать, обучить. Они ведь никогда не были за границей. И вот, подписав договор с «КАМАЗом», мы начали вывозить барабаны, которые отливал литейный завод, в Германию. Потом начали возить каучук из Нижнекамска в Чехию. Так шаг за шагом, шаг за шагом… Но, это не мешало мне вести активную общественную работу, я душой предан своему городу — Набережным Челнам. Приходилось отстаивать и позиции всех грузоперевозчиков России. Открыто критиковал законодательные новшества, которые ставили под удар бизнес в этой сфере. Моя особая забота — строительство синагоги в Набережных Челнах и Стелы первостроителям «КАМАЗа».
Николай Иванов, водитель КАМАЗа: Ты прав, Николай! Надо передохнуть!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экспедиция за татами. Большое путешествие Николая Швейкина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
7
Наиль Губайдуллин — командир БКД Сельхозинститута с 1978 по 1981 годы, ныне гендиректор ОАО «Татагрохим».