Продолжение книги «За каждого человека НАДО БОРОТЬСЯ» о жизненном пути Заслуженного тренера России по дзюдо Николая Швейкина. Первая половина повествования — путешествие по СССР 1979 года, по стране для многих таинственной, показанной со знанием и любовью. Во второй половине, как и в прошлой книге, в канву документа вплетаются нотки сказки и фантастики. Таков темперамент главного героя книги!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экспедиция за татами. Большое путешествие Николая Швейкина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Люди и машины
Минск — Киев. 1979
Перед заправкой скопилась очередь большегрузов. Они стояли, белым дымком из выхлопных труб подчеркивая утренний морозец. Ветки деревьев в инее и утренние сумерки рождали ощущение сказки. Только сказки, которую наколдовал злой волшебник. По чьему-то нелепому распоряжению, ради странного понимания экономии, на заправках выдавали только 20 литров солярки на грузовик.
Напрасно Николай втолковывал рыжеволосой девушке-оператору:
— Ты понимаешь, что пока я стою в очередь за злосчастными 20 литрами, я сожгу литров 10? И так же было на предыдущей заправке и будет на следующей.
— Ничего не могу поделать! Таково распоряжение!
Парадоксальной страной был Советский Союз — в нем отвага вывести ракету в космос соседствовала с неумением и нежеланием организовать самые простые вещи типа туалетов в поликлиниках. Конечно, это везде и всегда было так — есть те люди, которым в жизни что-то надо, а есть те, кто живет по инерции, не прикладывая ни ума, ни усилий. Первые выигрывают войны, строят заводы, изобретают колесо и подводную лодку. Вторым достаточно того, что есть и того, до чего они могут дотянуться, чтобы получить без напряга.
— Мне до Киева надо доехать.
— Обращайтесь к начальнику.
Конечно, в кузове стояла бочка солярки — но это было на совсем крайний случай.
К счастью, скоро подкатил и начальник на бензовозе с выбитой на нефтебазе соляркой. Но изначально было ясно, что всем не хватит.
— Мы же заплатим! — убеждал начальника гость из Татарии. — Нужен полный бак!
— Ты посмотри, какая очередь! — возмутился начальник. — Думаешь, они не готовы заплатить?
Иванов вздохнул:
— Могу запчасти от КАМАЗа предложить.
Эта фраза была магической.
— От КАМАЗа? — сразу перешел на деловой тон начальник. — Подъезжай с той стороны.
При слове «запчасти» к Николаю Иванову стали собираться другие водилы:
— А стеклоочиститель есть? Форсунки не найдется? Подшипник ступицы внутренний, а?
— Извините, ребята, — сказал Иванов, поднимаясь в кабину. — Чего нет, того нет. — И шепнул Швейкину. — Не знают они, что у нас полная фура запчастей!
Через двадцать минут довольный начальник уже звонил кому-то, прижимая к груди вожделенную фару грузовика, а КАМАЗ с полным баком, сыто урча, выезжал на трассу Минск — Киев.
— Читал одного писателя-фантаста, — припомнил Иванов. — Он рассказывает о временах, когда машины обретут разум и возьмут на себя все рутинные заботы человечества. Например, будут крутить баранку автомобиля.
— На самолетах уже ставят автопилот. Так что вполне возможно, — согласился Швейкин.
— Автор западный, поэтому в будущее смотрит без оптимизма, — продолжал водитель. — 700 миллионов человек лишатся работы, погрязнут в нищете, повысится социальная напряженность, полицейские разных стран будут укрощать недовольных. В общем, ничего хорошего не принесло это техническое усовершенствование.
— Да у них вся фантастика приводит к концу света. Не видят они светлого будущего! — отмахнулся Швейкин. — Да и какое может быть светлое будущее при капитализме? Вся суть которого в том, что укради и стань богатым, чтобы сосед пахал на тебя, а ты его третировал. Тут хоть что изобрети — только усилит эксплуатацию и унижение.
— Например, что изобрети?
— Да что угодно! — воскликнул Швейкин. — Таблетки вечной молодости. Что с ними сделают капиталисты?
— Будут продавать! — ответил Иванов.
— Продавать кому?
— У кого есть деньги!
— А у кого нет?
— Будут призывать работать больше, чтобы накопить и купить таблетки, — предположил водитель. — Только работать придется до старости, и как раз тебе таблеток не хватит.
— Вот именно! — подхватил Швейкин. — Какое ж удовольствие буржуинам, если простой человек будет жить долго и счастливо? Когда все их счастье в том, что они живут лучше других. Так же и искусственный разум — будет он дорогой и воспользоваться им смогут только те, у кого есть деньги. А спросят они у искусственного разума — как им упрочить свое господство? А если у кого-то взыграет совесть и захочет спросить, как сделать жизнь простых людей лучше, чтобы ничем не отличалась от жизни богатых…
— То его свои в тюрьму упрячут или выкинут из окна небоскреба на какой-нибудь банковской вечеринке.
Собеседники задумались.
Тему подхватил радиоприемник «Кварц-302».
Ведущий: В 1979 году на экраны страны вышел польско-советский фильм по рассказу Станислава Лема «Дознание пилота Пиркса». Сюжет картины исследует проблему: «Человек или машина?». Фирма-разработчик человекоподобных роботов «Кибертрон Электроникс» предлагает ЮНЕСКО провести испытание новой модели робота. Для этого организуется полет космического корабля «Голиаф» со смешанным экипажем из людей и роботов-андроидов к кольцам Сатурна.
Ведущая: Капитан корабля Пиркс не знает, кто из членов экипажа является человеком, кто роботом, чтобы это не сказалось на его заключении. Но киборг-пилот Колдер убежден в своем превосходстве над членами экипажа-людьми и намерен поставить экспедицию в такое положение, в котором людям не выжить.
Кржиштов Лоска23 (исследователь творчества С. Лема): В рассказе автор рассматривал вопрос о том, можем ли мы создать искусственную форму жизни, подчеркивая тем самым проблематичность определения человечности. Напротив, в фильме Марека Пестрака мотив мятежной машины приобретает первостепенное значение, предвосхищая экстремальную популярность историй о киборгах.
Андрей Вяткин (обозреватель журнала «Мир фантастики»): В общем, в экранизации рассказа Станислава Лема бег мысли подменен бегом интриги. Режиссер Марек Пестрак признавался, что его интересует коммерческая, зрелищная сторона фантастики24.
КАМАЗ резво выскочил на пригорок — и на секунду Швейкин почувствовал себя в невесомости как на борту космического корабля. А, может, просто ноги затекли от долгой дороги. Они, конечно, направлялись не к лемовским щелям в кольцах Сатурна и не к ефремовской звезде Эпсилон Тукана25, но путешествие уже длилось неделю. Слава Богу, что полпути позади! Скоро Киев, а там домой.
— А у нас что будет, если роботы будут водить машины? — спросил дальнобойщик.
— Что будет? Да найдут тебе, чем заняться.
Раздалось шипение шарящего по радиоволнам приемника «Кварц-302».
…Введенный в ноябре 2022 года на трассе М-11 Москва — Ленинград экспериментальный правовой режим разрешает движение беспилотных грузовых автомобилей. КАМАЗ станет одним из двух производителей, чьи грузовики выйдут в рейс. Это позволит повысить безопасность движения, снизит затраты и сроки перевозки. Благоприятный эффект ощутят не только юридические участники процесса, но и конечные получатели грузов, то есть все население страны.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экспедиция за татами. Большое путешествие Николая Швейкина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других