1. Книги
  2. Научная фантастика
  3. Валерий Мирошников

Экспедиция за татами. Большое путешествие Николая Швейкина

Валерий Мирошников
Обложка книги

Продолжение книги «За каждого человека НАДО БОРОТЬСЯ» о жизненном пути Заслуженного тренера России по дзюдо Николая Швейкина. Первая половина повествования — путешествие по СССР 1979 года, по стране для многих таинственной, показанной со знанием и любовью. Во второй половине, как и в прошлой книге, в канву документа вплетаются нотки сказки и фантастики. Таков темперамент главного героя книги!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экспедиция за татами. Большое путешествие Николая Швейкина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Люди и машины

Минск — Киев. 1979

Перед заправкой скопилась очередь большегрузов. Они стояли, белым дымком из выхлопных труб подчеркивая утренний морозец. Ветки деревьев в инее и утренние сумерки рождали ощущение сказки. Только сказки, которую наколдовал злой волшебник. По чьему-то нелепому распоряжению, ради странного понимания экономии, на заправках выдавали только 20 литров солярки на грузовик.

Напрасно Николай втолковывал рыжеволосой девушке-оператору:

— Ты понимаешь, что пока я стою в очередь за злосчастными 20 литрами, я сожгу литров 10? И так же было на предыдущей заправке и будет на следующей.

— Ничего не могу поделать! Таково распоряжение!

Парадоксальной страной был Советский Союз — в нем отвага вывести ракету в космос соседствовала с неумением и нежеланием организовать самые простые вещи типа туалетов в поликлиниках. Конечно, это везде и всегда было так — есть те люди, которым в жизни что-то надо, а есть те, кто живет по инерции, не прикладывая ни ума, ни усилий. Первые выигрывают войны, строят заводы, изобретают колесо и подводную лодку. Вторым достаточно того, что есть и того, до чего они могут дотянуться, чтобы получить без напряга.

— Мне до Киева надо доехать.

— Обращайтесь к начальнику.

Конечно, в кузове стояла бочка солярки — но это было на совсем крайний случай.

К счастью, скоро подкатил и начальник на бензовозе с выбитой на нефтебазе соляркой. Но изначально было ясно, что всем не хватит.

— Мы же заплатим! — убеждал начальника гость из Татарии. — Нужен полный бак!

— Ты посмотри, какая очередь! — возмутился начальник. — Думаешь, они не готовы заплатить?

Иванов вздохнул:

— Могу запчасти от КАМАЗа предложить.

Эта фраза была магической.

— От КАМАЗа? — сразу перешел на деловой тон начальник. — Подъезжай с той стороны.

При слове «запчасти» к Николаю Иванову стали собираться другие водилы:

— А стеклоочиститель есть? Форсунки не найдется? Подшипник ступицы внутренний, а?

— Извините, ребята, — сказал Иванов, поднимаясь в кабину. — Чего нет, того нет. — И шепнул Швейкину. — Не знают они, что у нас полная фура запчастей!

Через двадцать минут довольный начальник уже звонил кому-то, прижимая к груди вожделенную фару грузовика, а КАМАЗ с полным баком, сыто урча, выезжал на трассу Минск — Киев.

— Читал одного писателя-фантаста, — припомнил Иванов. — Он рассказывает о временах, когда машины обретут разум и возьмут на себя все рутинные заботы человечества. Например, будут крутить баранку автомобиля.

— На самолетах уже ставят автопилот. Так что вполне возможно, — согласился Швейкин.

— Автор западный, поэтому в будущее смотрит без оптимизма, — продолжал водитель. — 700 миллионов человек лишатся работы, погрязнут в нищете, повысится социальная напряженность, полицейские разных стран будут укрощать недовольных. В общем, ничего хорошего не принесло это техническое усовершенствование.

— Да у них вся фантастика приводит к концу света. Не видят они светлого будущего! — отмахнулся Швейкин. — Да и какое может быть светлое будущее при капитализме? Вся суть которого в том, что укради и стань богатым, чтобы сосед пахал на тебя, а ты его третировал. Тут хоть что изобрети — только усилит эксплуатацию и унижение.

— Например, что изобрети?

— Да что угодно! — воскликнул Швейкин. — Таблетки вечной молодости. Что с ними сделают капиталисты?

— Будут продавать! — ответил Иванов.

— Продавать кому?

— У кого есть деньги!

— А у кого нет?

— Будут призывать работать больше, чтобы накопить и купить таблетки, — предположил водитель. — Только работать придется до старости, и как раз тебе таблеток не хватит.

— Вот именно! — подхватил Швейкин. — Какое ж удовольствие буржуинам, если простой человек будет жить долго и счастливо? Когда все их счастье в том, что они живут лучше других. Так же и искусственный разум — будет он дорогой и воспользоваться им смогут только те, у кого есть деньги. А спросят они у искусственного разума — как им упрочить свое господство? А если у кого-то взыграет совесть и захочет спросить, как сделать жизнь простых людей лучше, чтобы ничем не отличалась от жизни богатых…

— То его свои в тюрьму упрячут или выкинут из окна небоскреба на какой-нибудь банковской вечеринке.

Собеседники задумались.

Тему подхватил радиоприемник «Кварц-302».

Ведущий: В 1979 году на экраны страны вышел польско-советский фильм по рассказу Станислава Лема «Дознание пилота Пиркса». Сюжет картины исследует проблему: «Человек или машина?». Фирма-разработчик человекоподобных роботов «Кибертрон Электроникс» предлагает ЮНЕСКО провести испытание новой модели робота. Для этого организуется полет космического корабля «Голиаф» со смешанным экипажем из людей и роботов-андроидов к кольцам Сатурна.

Ведущая: Капитан корабля Пиркс не знает, кто из членов экипажа является человеком, кто роботом, чтобы это не сказалось на его заключении. Но киборг-пилот Колдер убежден в своем превосходстве над членами экипажа-людьми и намерен поставить экспедицию в такое положение, в котором людям не выжить.

Кржиштов Лоска23 (исследователь творчества С. Лема): В рассказе автор рассматривал вопрос о том, можем ли мы создать искусственную форму жизни, подчеркивая тем самым проблематичность определения человечности. Напротив, в фильме Марека Пестрака мотив мятежной машины приобретает первостепенное значение, предвосхищая экстремальную популярность историй о киборгах.

Андрей Вяткин (обозреватель журнала «Мир фантастики»): В общем, в экранизации рассказа Станислава Лема бег мысли подменен бегом интриги. Режиссер Марек Пестрак признавался, что его интересует коммерческая, зрелищная сторона фантастики24.

КАМАЗ резво выскочил на пригорок — и на секунду Швейкин почувствовал себя в невесомости как на борту космического корабля. А, может, просто ноги затекли от долгой дороги. Они, конечно, направлялись не к лемовским щелям в кольцах Сатурна и не к ефремовской звезде Эпсилон Тукана25, но путешествие уже длилось неделю. Слава Богу, что полпути позади! Скоро Киев, а там домой.

— А у нас что будет, если роботы будут водить машины? — спросил дальнобойщик.

— Что будет? Да найдут тебе, чем заняться.

Раздалось шипение шарящего по радиоволнам приемника «Кварц-302».

…Введенный в ноябре 2022 года на трассе М-11 Москва — Ленинград экспериментальный правовой режим разрешает движение беспилотных грузовых автомобилей. КАМАЗ станет одним из двух производителей, чьи грузовики выйдут в рейс. Это позволит повысить безопасность движения, снизит затраты и сроки перевозки. Благоприятный эффект ощутят не только юридические участники процесса, но и конечные получатели грузов, то есть все население страны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экспедиция за татами. Большое путешествие Николая Швейкина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

23

https://books.google.ru/books?id=n8bPGfcFI40C&lpg=PA161&dq=Pirx%20the%20Pilot&hl=ru&pg=PA157#v=onepage&q&f=false

24

https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2020/03/Maket_MF_10_2003.pdf

25

Со звезды Эпсилон Тукана герои романа И. А. Ефремова «Туманность Андромеды» приняли послание от цивилизации, удивительно похожей на землян.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я