Продолжение книги «За каждого человека НАДО БОРОТЬСЯ» о жизненном пути Заслуженного тренера России по дзюдо Николая Швейкина. Первая половина повествования — путешествие по СССР 1979 года, по стране для многих таинственной, показанной со знанием и любовью. Во второй половине, как и в прошлой книге, в канву документа вплетаются нотки сказки и фантастики. Таков темперамент главного героя книги!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экспедиция за татами. Большое путешествие Николая Швейкина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Где теперь Советский Союз?
Казань, 2024 год.
— То есть наш «НУР» — это ополчение, педагогический партизанский отряд? — уточнил Илья Морсков.
— Да! — подтвердил Швейкин. — Ополчение против невежества и бессовестности.
— А откуда они взялись — невежество и бессовестность? — спросил Роман Терзиян. — Меня всегда удивляло, что вот только были комсомольские стройки, великие свершения, космос, и тут же мгновенно — раз! — и лихие 90-е. Бандиты, проститутки, война всех против всех. Это же те же самые люди! Или другие? Но тогда откуда они взялись?
Швейкин задумался. Но неожиданно поднялся и заговорил Шрайбикус, который тоже был свидетелем гибели Советского Союза, изо всех учебников наблюдая, как меняются лица и интересы школьников и школьниц.
— Надо признать, что было два Советских Союза. В одном комсомольцы, инженеры, учителя и просто труженики строили КАМАЗ, растили хлеб, учили детей, летали в космос. В другом в какой-то придонной тьме копошились неясные темные тени, которым все созидательное было противно, вызывало раздражение. У них наготове уже своя идеология — надо защищать «от чужих» свою территорию (а кто здесь чужой-то?), своих женщин (а они «чьи-то»? ), свое право делать то, что им нравится. Из таких почему-то не получается защитников Родины — это понятие чересчур масштабное для их миропонимания. Защищать получается только свое… корыто. Может быть, грубо сказано, но нет другого слова. Приведу историю из одной моей книги22.
Губайдуллин Н. Ф.: После третьего курса я работал на комбайне в колхозе «Красное знамя» Лаишевского района и даже получил там почетную грамоту за третье место в соцсоревновании. Мы там восстановили списанный СК-4, который уже в металлолом собирались сдавать. Я этот комбайн знал, на нем еще в школе сезон отработал. Александр Мамыкин у меня был помощником. На СК-4 кабины нет, поэтому приходили каждый день черные, как черти, особенно когда горох убирали. Это как раз был 1979 год — очень холодная осень, очень суровая зима — тогда в Татарстане все яблони вымерзли. Мы работали до глубокой осени, но осталось хорошее впечатление — и поработали, и деньги заработали.
Была там у нас очень крупная драка, нас потом таскали в милицию. Мы жили весело, магнитофон у нас играл. Кому-то из местных это не понравилось. Собрались они толпой, из Лаишево к ним подмога приехала. Окна нам все перебили. Мы защищались, но у нас один человек остался с музыкой на улице. Те нам кричат: «Мы сейчас его убивать будем!» Что делать? А там был Байбурин Ильдус и я. И мы с ходу, распахнув дверь, выскочили и сами их начали бить. Когда я за одним погнался, меня сзади дубиной ударили. Искры из глаз полетели, но я устоял. Такие вот казусы случались.
— В общем-то, можно, если не понять, то хоть объяснить мрачную агрессивность маргинальных слоев молодежи, — продолжал Шрайбикус. — Тысячи лет именно такая угрюмая настырность позволяла выживать этой генетике, этой субкультуре — подавляя и запугивая окружающих, они обеспечивали себе и какой-то социальный статус, и материальный достаток, и податливость женщин. И вдруг даже не столько на их территорию, сколько в их видение мира, прямо в душу или то, что ее заменяет, вторгаются другие — веселые, умные, талантливые, современные, перспективные. Те, за кем будущее. Это невыносимо, это страшно, это вызывает озлобление. И дело даже не в какой-то конкретной девчонке, которая, возможно, с кем-то поцеловалась. Дело в жуткой злобе старого, отживающего, звериного, темного, когда оно сталкивается с тем, чего не может понять и не собирается прощать.
— Вы хотите сказать, — обратился к репортеру Роман Теризиян, — что это, на самом деле, вечная проблема — преодоление животного, звериного в людях и становление человеческого?
Шрайбикус кивнул и продолжал:
— Именно! В каждом поколении в течение тысяч лет находятся те, кто принимает ту или другую сторону. Но эти стороны не равноправны и не равнозначны, нет никакой борьбы двух вселенских начал, как это рисуют голливудские блокбастеры. Все, что создано человечеством, сотворено носителями созидательного начала: машины, плотины, дома, картины, компьютеры, государства. Созидателям даже не интересна борьба с темным и деструктивным. Они участвуют в ней настолько, насколько эти силы могут отвлечь их от того, что их действительно занимает — от созидания, от творчества, от познания.
— А вот носители невежества и разрушения, которые могут быть во всех слоях общества, в том числе и высокопоставленных… — вздохнул Илья Морсков. — Носители разрушения, несмотря на всю злобу в отношении созидателей, прожить без них не могут. Потому и липнут к ним постоянно.
— Липнут, — согласился репортер. — Поскольку сами они к труду и творению неспособны. Зато умеют присваивать результаты труда других. Им нужно любой ценой добиться превосходства, чтобы паразитировать на ком-то. Ложь, обман, шантаж, подкуп, насилие — все идет в ход. Но все бесполезно, поэтому они обречены.
— Почему?
— Будущее определяется одним обстоятельством: «Созидатели без паразитов прожить могут. Паразиты без созидателей — нет». Рано или поздно явление паразитизма во всех его формах — бытовых, уличных, социальных, политических — будет изжито из общества. Но для этого нам еще предстоит немало потрудиться.
Николай Григорьевич Швейкин выслушал патетическую речь Шрайбкуса и тоже встал, привлекая внимание:
— Все правильно говорит наш немецкий друг. С одним уточнением.
Все обернулись к старшему тренеру.
— Нет людей однозначно плохих и хороших. Нет тех, кто полностью созидатель и ничуть не хитрит, не мухлюет. У каждого есть свои слабости, и за эти слабости мировое зло каждого из нас цепляет и заставляет плясать под свою дудку. Один нерешителен, другой тщеславен, третий охотник до женщин. Вот через нас зло и приходит в мир. И поэтому с такой болью мы его вырываем из этого мира, что корни у него — в нас самих!
— И что же делать?
— Вот поэтому наш партизанский отряд не против кого-то из людей, а против невежества и бессовестности!
— Теперь я понял!
— И я! Я тоже понял
— А вы поняли, что мы защищаем? — слегка прищурясь, как дедушка Ленин, спросил Швейкин.
Все замолчали. Лишь Артем Швыркалов предположил:
— Советский Союз?
— Да! Тот Советский Союз, что тысячи лет был в душе у людей светлых и созидательных! — подтвердил тренер. — Тот оплот против сил тьмы, что дает нам силы в любое время и в любой ситуации оставаться человеками, идти на подвиг, творить, строить!
Неожиданно все присутствующие ощутили, что они не просто живут своей жизнью, ходят по улицам Казани, участвуют в соревнованиях. Они одновременно находятся в одном окопе с героями-панфиловцами, в одном самолете в небе Курской дуги с Иваном Кожедубом, на одной подводной лодке в суровых водах Балтики с Александром Маринеско. Словно время испарилось — и та война стала их войной, и далекие предки стали близки и понятны. И было слышно, как в воздухе свистят пули, впиваясь в бруствер окопа. Пули так же свистят и в сегодняшней войне — только пули эти отравленные, поражают они не тело, а душу, вызывая бессилие, боль, страх, а еще хуже — восхищение созданными врагом подлыми иллюзиями. Но правда в том, что убивают эти пули тоже по-настоящему, поскольку тело не живет без души. И так же как в ту войну, нужно противостать неумолимому врагу, отразить натиск. И оружием в этой войне будут правда и образы героев прошлого.
И все как будто услышали тяжелую поступь коня богатырского, а в душе зазвучали строки.
На душе покой — гладь на озере,
А в глазах огонь — солнце ясное,
Ветер-ветерок — мысль быстрая
На опушке дуб — сила-силушка.
Едет богатырь в поле дикое,
Едет испытать долю честную,
Защитить спешит он Святую Русь,
От лихого врага да невиданного.
Ой, велик тот враг, а не найти его,
Он чужой душой, а своим кажется,
Улыбается, в други просится,
Только держит сам нож за пазухой.
Едет богатырь, думу думает,
То сойдет с коня — Богу молится.
Не копьем врага он с коня собьет,
Не булавою наземь вышибет.
Будет бой без боя-сражения,
Будет правда в бою том оружием.
Будет слово врага на лету разить
И сорвет покровы с укрытого,
Обнажит натуру звериную,
Опрокинет козни зловредные.
Едет богатырь — зорька светится,
Ясен день над Землей поднимается.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экспедиция за татами. Большое путешествие Николая Швейкина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других