Трудные девяностые

Валерий Алексеевич Орлов фон Корф, 2021

Страницы этой книги представляют собой правдивый отчет о происходивших событиях в 90–е годы прошлого столетия. Герои этих рассказов – простые люди со своей тяжелой судьбой, которым выпала доля жить во времена перемен. Автор, вспоминая случаи из своей собственной жизни и жизни своих знакомых, добивается полной психологической убедительности характеров и ситуаций. Наряду с мрачными моментами в рассказах много трогающей до слез доброты.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудные девяностые предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Две Ольги — два Олега

Осень — счастливое время для художника. Я очень любил рисовать природу в это время. Особенно мне нравился октябрь: когда почти вся листва покидает ветви деревьев, и через оголенные места видны небо и пейзаж далеко позади стволов. Вся эта волшебная картина черных линий ветвей и туманной голубой дали вызывает у художника большой прилив творческой энергии. Многие художники уходят в парки, выезжают за город, а мне, в девяностые годы, нравилось рисовать на Смоленском кладбище Васильевского острова. Кладбище было заброшенным, центральная часть еще хранила какой-то порядок, а по краям, ближе к дорогам, была полная разруха. Эта разруха давала определенное очарование пейзажу: затопленные могилы, кустарник, камни, кое-где части разрушенных памятников, разбитых склепов. Вечером все это облито красно-оранжевым светом заходящего солнца; утром другая картина — голубой туман постепенно снимает занавес с видимой картины. Со стороны речки Смоленки, справа находилось надгробие в виде креста — памятник умершему от ран командиру полка в Первую Мировую войну. Этот крест, обвитый плющом и прикрытый кустарником, с поредевшей листвой при вечернем солнечном освещении являл собой чудесную картину. Не менее двадцати этих пейзажей были мной потом исполнены. Немного подальше старые захоронения были уничтожены, и на их месте появились новые памятники. Особенно были заметны два черных мраморных памятника. Один простой, вертикальная плита с золотым тиснением портрета погибшего солдата и краткой надписью. Другой, похож на мавзолейный вход классической архитектуры — молодого человека и пожилого мужчины с портретами и витиеватой надписью. По субботам около этих могил я видел двух нестарых женщин. Одна — высокая, прямая в черном платье. Другая — маленькая полная в темном костюме. Они приходили в одно и то же время, приносили одинаковые цветы и, постояв минут десять у могил, вместе шли к выходу. Я на них мало обращал внимания — занимался своим творчеством.

Но однажды в субботу, я пришел раньше обычного. Сделав свою работу, выходил с кладбища вслед за этими женщинами. За воротами, кто-то тронул меня за рукав и назвал по имени. Я обернулся и увидел знакомое лицо учительницы, с которой раньше работал в школе. Мы разговорились. Вспомнили школу, коллег, веселые и печальные истории из нашей жизни. Не спеша подошли к выходу с кладбища. У цветочного киоска моя коллега мило поздоровалась с двумя моими незнакомками в темных платьях. Я заинтересованно спросил: «Откуда вы их знаете?» Она удивленно на меня посмотрела и сказала: «Разве вы не узнаете этих подруг? Они учились у вас». Я еще раз посмотрел на этих женщин и ответил отрицательно. «Если не помните — я расскажу о них», — ответила она и принялась рассказывать довольно длинную историю.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудные девяностые предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я