Навигатор вопрошания

Вадим Карастелев

Искусство работы с вопросами начало складываться примерно две с половиной тысячи лет назад, оно становилось популярней во времена больших социо-культурных изменений, уходило в тень в спокойные времена, но никогда не пропадало полностью. В последние сотню лет интерес к практикам и техникам вопрошания продолжает нарастать в самых разных областях. Эта книга позволяет увидеть общую панораму современных практик вопрошания по всему миру, сориентироваться в тематике, авторах и публикациях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навигатор вопрошания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Коммуникация

Для размышления

Вам не удастся заставить людей понять какой-то вопрос, если вы сами его не понимаете. Чем яснее вы представляете его себе, тем понятнее вы сможете изложить этот вопрос другим38.

У. Д. Брайан, американский государственный деятель

Язык изобрели, чтобы спрашивать. Ответить можно ворчанием или жестом, а вопрос обязательно надо выразить словами. Человек стал человеком тогда, когда он задал первый вопрос. Причиной общественной стагнации является не дефицит ответов, а отсутствие импульса задавать вопрос39.

Эрик Хоффер, американский писатель

Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы

Автор книги — Фрэнк Сесно (Frank Sesno) — журналист, преподаватель университета, писатель.

Фрэнк Сесно в своей книге (оригинальное название — Ask More: The Power of Questions to Open Doors, Uncover Solutions, and Spark Change), в главе «Честный кандидат», задается следующим вопросом: если в недемократических странах вопросы можно задавать, имея полномочия и место в соответствующей социальной иерархии, то как к задаванию вопросов относятся в развитых демократиях?40

И отвечает: кандидаты стремятся придерживаться сути своего послания. Они игнорируют вопросы, которые им не нравятся41.

Сесно рассуждает о способности задавать вопросы как об уникальной черте человека: вопросы — ваш вклад в себя и в будущее. Когда мы спрашиваем, мы открываем наш разум и предлагаем окружающим открыть свой42.

Все мы имеем право — и мы обязаны бросать вызов тем, кто стоит у руля, и задавать им вопросы43.

Компетенции для демократической культуры. Жить вместе на равных в демократических обществах в условиях культурного многообразия

В 2016 году Совет Европы принял декларацию об использовании рамочной модели компетенций для демократической культуры44. В этой модели выделяется четыре типа компетенций: ценности, поведенческие установки, практические навыки, а также знания и их критическое осмысление45.

В числе восьми компетенций практических навыков — коммуникабельность, лингвистические способности, навыки общения на разных языках46. Для определения достижения той или иной компетенции были разработаны дескрипторы (описания) на трех уровнях: начальном, среднем и продвинутом. В качестве ключевого дескриптора №90 в разделе «Языковые знания, коммуникативные и полилингвистические навыки» предлагается: «Задает вопросы, показывающие понимание позиции других»47. В полном Банке утвержденных дескрипторов также имеется дескриптор №1506 — «Задает вопросы, стремясь участвовать в беседе»48, дескриптор №1525 — «Может естественно и деликатно задать уточняющие вопросы в случаях, когда обнаруживается несоответствие между вербальным и невербальным сообщениями, исходящими от другого человека»,49 и дескриптор №1719 — «При разрешении конфликтов умеет сосредоточиться на наиболее важных вещах и не допускает, чтобы второстепенные или не относящиеся к делу вопросы препятствовали достижению результата»50. Несмотря на то, что такая модель компетенций носит рекомендательный характер, с 2018 года Советом Европы дан старт для создания учебных программ и пособий, подготовки учителей и тренеров, которые должны реализовывать эту модель на локальном уровне51.

Красивый вопрос. Как неординарные вопросы приводят к гениальным идеям52

Автор книги — Уоррен Бергер (Warren Berger) — журналист и эксперт по инновациям.

В своей книге (оригинальное название — A More Beautiful Question: the Power of Inquiry to Spark Breakthrough Ideas) автор задается вопросом, а каков же, красивый вопрос?

Открытый, уважительный, тактичный, останавливающий, ведущий к действиям, интересный, проницательный, серьезный, трудный, не имеющий ответа, привлекательный, слегка провокационный, имеющий основания, продуманный, собственный, но не оценочный.

Красивый вопрос — это амбициозный и побуждающий к действию вопрос, который может изменить наше восприятие или отношение к чему-либо и послужить катализатором изменений. Важно знать, что делать, когда вопросы будут поставлены.

Автор предлагает использовать трехкомпонентную модель вопрошания:

— Почему нужно делать то, что мы делаем?

— Что, если мы сможем перевести это в другое место и на другой уровень?

— Как конкретно мы могли бы это сделать?

Вопросы подрывают авторитет и разрушают устоявшиеся структуры, процессы и системы, заставляя людей по меньшей мере задуматься о том, чтобы сделать что-то иначе53.

Начни с «почему?». Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать

Автор книги — Саймон Синек (Simon Sinek) — один из самых востребованных мотивационных тренеров, автор бестселлеров «Найди свое „Почему?“» и «Лидеры едят последними», входит в топ-3 спикеров TED talks.

В книге (оригинальное название — Start with Why: How Great Leaders Inspire Everyone to Take Action) Синек пишет, что успешная компания начинается не с многомиллионных инвестиций, а с вопроса «Почему?». По мнению Синека, Стив Джобс, Мартин Лютер Кинг и другие публичные фигуры так или иначе использовали схему «золотого круга», состоящего из трех частей: первая часть — внешний круг, отвечает на вопрос «Что?», то есть все компании могут сказать, как выглядит их бизнес, что они производят и для кого; вторая часть — средний круг, который отвечает на вопрос «Как?» — и уже не все компании могут описать свой бизнес-процесс; третья часть — внутренний круг, который отвечает на вопрос «Почему?», на этот вопрос лишь немногие компании смогут дать осмысленный ответ. Причем Синек имеет в виду не получение прибыли, а понимание своей цели, назначения компании и почему это должно кого-то волновать54.

Погодите, как вы сказали? И другие вопросы жизненной важности

Автор книги — Джеймс Райан (James E. Ryan) — декан Гарвардской высшей педагогической школы.

В книге (оригинальное название Wait, What? and Life’s Other Essential Questions) Райан указывает на шесть вопросов, которые он считает наиболее важными в жизни:

1. Погодите, как вы сказали? — остановка речевого потока, понимание и прояснение оснований без высказывания собственного отношения.

2. Хотелось бы знать почему?.. Интересно, а что, если?.. — поддержание любознательности к окружающему миру и к собственному месту в нем.

3. Можем ли мы хотя бы?.. (согласиться, что… / начать… / обговорить этот вопрос) — поиск областей общего согласия, возможности начать совместное действие.

4. Чем я могу помочь? — приглашение других осмыслить и высказать свои проблемы, взять на себя часть ответственности за свои проблемы.

5. Что по-настоящему важно? — призыв вникнуть в корень проблем, в суть собственных убеждений, целей, вырваться из рутины, набраться отваги для трудного дела.

6. Но получил ли ты при всем этом от жизни что хотел? — предельный вопрос, позволяющий честно определить результаты своего пути55.

Толстой Лев

Один из наиболее известных русских писателей и мыслителей (1828—1919).

В романе «Война и мир» Толстой описал военный совет в Филях 1 сентября 1812 г., когда армия Наполеона подошла к Москве:

«Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры. Только когда в избу вошел Бенигсен, Кутузов выдвинулся из своего угла и подвинулся к столу, но настолько, что лицо его не было освещено поданными на стол свечами. Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжалось недолго. — Священную древнюю столицу России! — вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. — Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла.)»56

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навигатор вопрошания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

38

Цит. по: Законы успеха / [Сост. А. П. Кондрашов]. — М.: РИПОЛ классик, 2009. С. 57.

39

Афоризм [Электронный ресурс]. URL: https://aphorism.ru/comments/mi1pbd9cp4.html (дата обращения: 10.10.2023).

40

Сесно Ф. Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы / Пер. с англ. М. Кульневой. — М.: Альпина Паблишер, 2018. С. 276.

41

Там же.

42

Там же.

43

Там же. С. 124.

44

Securing democracy through education. The development of a reference framework of competences for democratic culture. Final declaration of Council of Europe Standing Conference of Ministers of Education. Available at: https://clck.ru/hptLB (accessed 10.10.2023).

45

См.: Компетенции для демократической культуры. Жить вместе на равных в демократических обществах в условиях культурного многообразия / Совет Европы, 2017. С. 11 [Электронный ресурc]. URL: https://clck.ru/hptby (дата обращения: 10.10.2023).

46

См.: там же.

47

См.: там же. С. 20.

48

Рамочная модель компетенций для демократической культуры. В трех томах. Т. 2 Дескрипторы компетенций для демократической культуры. — Страсбург: Совет Европы, 2018. С. 41.

49

См.: там же. С. 42.

50

См.: там же. С. 45.

51

Одними из акторов данного процесса являются Норвежский центр имени Вергеланда, Ассоциация школ политических исследований Совета Европы и др.

52

Бергер У. Красивый вопрос / Пер. с англ. О. Г. Белошеева. — Минск: Попурри, 2014. — 304 с.

53

Там же. С. 14.

54

Синек С. Начни с «Почему?»: как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать / Пер. с англ. Ю. Бежановой. — М.: Эксмо, 2018. С. 45—62.

55

См.: Райан Д. Погодите, как вы сказали? И другие вопросы жизненной важности / Пер. с англ. Е. Лалаян. — M.: Манн, Иванов, Фербер, 2017. — 130 c.

56

Толстой Л. Н. Война и мир. В 4 томах. Т. 3. — М.: Дрофа, 2010. С. 229.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я