Цветоведение. Основы изобразительной грамоты для начинающих

В. М. Саунина

Данное учебное пособие раскрывает основные теоретические положения цветоведения, приемы и методы работы с цветом. Оно снабжено теоретическими заданиями, упражнениями и практическими работами. Пособие рассчитано на тех, кто делает первые шаги в освоении изобразительного искусства, хочет и умеет работать самостоятельно. Оно будет полезно также преподавателям изобразительного искусства в рамках их профессиональной деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цветоведение. Основы изобразительной грамоты для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА

Все цвета обладают рядом психофизических характеристик. Художников интересуют те из них, которые помогают наблюдать и отображать явления действительности.

Качественные характеристики цвета

Цветовой тон

Цветовой тон — это качество цвета, позволяющее сравнить его с одним из спектральных цветов, определить степень приближенности к нему и дать ему название.

Например, цвет ржи мы называем жёлтым, цвет неба — голубым, цвет сирени — фиолетовым и т. д.

Цветовой тон

Чтобы изменить цветовой тон, надо добавить в один цвет другой. В профессиональной терминологии художников цветовой тон обозначается словом «цвет».

Упражнение №1

Задание: выполнение композиции по рисунку-схеме с использованием заданных цветов.

Цель: закрепление понятия «цветовой тон», формирование навыка получения заданных цветов.

Последовательность выполнения упражнения:

— расположить формат А4 по вертикали;

— вычертить квадрат (150 х 150 мм.) так, чтобы снизу листа расстояние оставалось чуть — чуть больше, чем сверху;

— скопировать рисунок;

Рисунок к упражнению №1

— подготовить гуашь к работе (развести до консистенции густой сметаны), приготовить кисти, пластиковую палитру (можно использовать блюдце или бумагу);

— при выполнении упражнения в цвете необходимо пользоваться таблицей заданных цветов, стараясь подобрать их как можно точнее;

Таблица цветов к упражнению №1

— смешав на палитре красную и белую гуашь, подготовьте розовый цвет и закрасьте им участки рисунка, обозначенные цифрой 1;

— смешав на палитре красную и синюю гуашь, подготовьте пурпурный цвет и закрасьте им участки рисунка, обозначенные цифрой 2;

— смешав на палитре синюю, жёлтую и белую гуашь, подберите бирюзовый цвет, близкий к образцу, закрасьте им участки рисунка, обозначенные цифрой 3;

— аналогично подберите жёлто-зелёный, (4) зелёный

(5) и сине-зелёный (6) цвета:

— последовательно закрасьте ими участки рисунка под номерами 4, 5, 6.

Рекомендации:

— по окончании работы в правом нижнем углу сделайте надпись «Определение цветового тона»

СВЕТЛОТА

Светлота — это качество цвета, позволяющее определить степень присутствия в нем белого цвета в сравнении со спектральным чистым цветом. Для изменения светлоты цвета, надо добавить в него белил. На практике понятие «светлота» часто заменяют понятием «яркость».

Изменение цвета по светлоте

Цветовые ряды. Изменение светлоты цвета

Упражнение №2

Задание: выполнение композиции с использованием цветов, различающихся по светлоте.

Цель: закрепление понятия «светлота», формирование навыка получения заданных цветов.

Последовательность выполнения упражнения:

— выбрать формат А4 по вертикали;

— вычертить квадрат (150 х 150 мм.) так, чтобы снизу расстояние оставалось чуть-чуть больше, чем сверху;

— скопировать рисунок с образца;

Рисунок к упражнению №2

— при выполнении упражнения в цвете необходимо пользоваться таблицей заданных цветов, стараясь подобрать их как можно точнее;

Таблица цветов в упражнению №2

— подготовить к работе гуашь коричневого и белого цвета, кисти, пластиковую палитру;

— развести коричневый цвет (1), ориентируясь на таблицу цветов, закрасить им участки рисунка под цифрой 1 в соответствии с рисунком;

— добавить в коричневый цвет немного белил, увеличив его светлоту;

— закрасить полученным цветом участки рисунка под цифрой 2;

— добавить в коричневый цвет под цифрой 2 еще немного белил, закрасить полученным цветом (3) участки рисунка под цифрой 3;

— увеличить светлоту цвета до образца 4. закрасить участки рисунка под цифрами 4;

— увеличить светлоту цвета, закрасить участки рисунка под цифрами 5, затем — под цифрами 6;

Рекомендации:

— по окончании работы в правом нижнем углу сделать надпись «Изменение цвета по светлоте».

Насыщенность

Насыщенность — это качество цвета, позволяющее определить степень визуального отличия заданного цвета от равного ему по светлоте серого цвета.

Изменение цвета по насыщенности

Способ получения приглушенных цветов

В художественной практике насыщенность понимается как присутствие в чистом цвете доли примесей. Для изменения насыщенности надо добавить в чистый цвет серую смесь из белил и сажи равную ему по светлоте.

Упражнение №3

Задание: выполнение композиции с использованием цветов, различающихся по светлоте и насыщенности.

Цель: закрепление понятия «светлота» и «насыщенность», формирование навыка получения приглушенных цветов.

Рисунок к упражнению №3

Последовательность выполнения упражнения:

— выбрать формат А4 по вертикали;

— вычертить квадрат (150 х 150 мм.) так, чтобы снизу расстояние оставалось чуть — чуть больше, чем сверху;

— скопировать рисунок с образца;

— развести синий цвет в соответствии с таблицей и закрасить им участки рисунка под цифрой 1;

Таблица цветов к упражнению № 3

— увеличивая светлоту цвета, закрасить участки рисунка под цифрой 2 и 3;

— добавить в синий цвет равного по тону серого цвета, уменьшив его насыщенность (4), и закрасить участки рисунка под цифрой 4;

— изменить насыщенность цветов 2 и 3, получившимися цветами 5 и 6 закрасить участки рисунка под цифрами 5 и 6.

Рекомендации:

— по окончании работы в правом нижнем углу сделать надпись «Изменение цвета по светлоте и насыщенности».

Кроме понятий «цветовой тон», «светлота», «насыщенность» в художественной практике встречаются понятия «яркость», «чистота», «интенсивность».

Яркость — физическое понятие, характеризующееся количеством отраженного или излучаемого света. Лист белой бумаги, освещенный солнцем мы называем ярким, а тот же лист при рассеянном освещении просто светлым.

Чистота цвета — степень приближения цвета к аналогичному, наиболее чистому цвету светового спектра.

Интенсивность — яркость цветового пятна, определяемая количеством отражаемой энергии. Интенсивность цвета зависит от его насыщенности и светлоты.

В изобразительном искусстве используется также понятие цветового ряда.

Цветовой ряд — линейка цветов, расположенных в определенной последовательности и имеющих одну или несколько общих качественных характеристик, например, увеличение степени светлоты, уменьшение насыщенности, изменение цветового тона.

Многие художники пользуются цветовыми рядами в своей работе.

Теоретическое задание №1

Составьте из заданных цветов цветовые ряды: по увеличению степени светлоты, по уменьшению степени насыщенности, по цветовому тону. Вставьте в графы I, II, III таблицы 1 цифры последовательного изменения цветов в цветовых рядах

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цветоведение. Основы изобразительной грамоты для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я