Конструктивный рисунок. Основы изобразительной грамоты для начинающих

В. М. Саунина

Данная книга представляет собой учебное пособие по изучению основ изобразительной грамоты. В ней представлен обобщенный теоретический материал по основам конструктивного рисунка с пошаговым выполнением упражнений, практических и творческих заданий. Пособие предназначено для тех, кто хочет научиться рисовать самостоятельно или систематизировать свои знания, будет полезно преподавателям изобразительного искусства в рамках их профессиональной деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конструктивный рисунок. Основы изобразительной грамоты для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ТЕМА №2. Способы и методы рисования

В изобразительной практике существует три способа ведения рисунка: на горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскостях. От способа рисования зависит техника работы карандашом, что сказывается на характере используемых технических приемов.

Работая на горизонтальной плоскости, рисующий держит карандаш как ручку, что позволяет ему работать кончиком карандаша, выполняя аккуратные, тщательно проработанные рисунки. Этот способ рисования используется для выполнения небольших по размеру работ и эскизов (предварительных поисковых вариантов рисунка).

Вертикальную плоскость используют для выполнения работ с натуры на мольберте, этюднике или планшете, поставленном на стул. Карандаш в этом случае держат тремя пальцами (большим, указательным и безымянным) сверху. Рисующий может рисовать, как кончиком карандаша, так и заточенной частью графита для проведения тонких и широких линий. Это дает возможность работать свободно, от плеча, использовать весь спектр возможностей карандаша.

Наклонную плоскость используют при работе на пленэре, при выполнении набросков и зарисовок. Приёмы работы карандашом на наклонной плоскости такие же, как при рисовании на горизонтальной плоскости.

Независимо от того какой способ используется при рисовании для точности передачи пропорций и характера изображаемых объектов следует помнить, что угол зрения рисующего должен составлять с картинной плоскостью приблизительно 90 градусов.

В изобразительной деятельности используется два метода рисования: визуальный метод и метод визирования.

Визуальный метод — это рисование «на глаз». Рисующий, опираясь на свою интуицию, глазомер, логический анализ и мысленное сравнение, старается максимально точно выполнить рисунок объекта с натуры. Визуальный метод тренирует глаз художника, приучает к точности выполнения рисунка.

Метод визирования заключается в определении точек, размеров, направлений путем фиксирования их карандашом и перенесения с натуры на картинную плоскость при помощи вытянутой руки.

Метод визирования может иметь математическую или геометрическую основу. Математический метод заключается в определении одного из размеров, как единицы измерения и соотнесение к этому размеру всех остальных размеров. Например, ширина цилиндра принимается за единицу измерения. Этот размер укладывается в его высоте 2 раза. Практически это осуществляется следующим образом:

· рисующий берет карандаш большим и безымянным пальцами, оставляя свободным указательный, т.к. его роль определять размеры;

· вытягивает руку перед собой так, чтобы она была абсолютно прямой, не сгибалась в локте;

· держа карандаш горизонтально во фронтальной плоскости, рисующий совмещает его кончик с левой образующей цилиндра в натурной постановке (на расстоянии), а указательным пальцем отмечает положение правой образующей цилиндра (ширину цилиндра);

· поворачивая карандаш вертикально, рисующий считает, сколько раз ширина цилиндра уложится в его высоте.

Геометрический метод заключается в определении направлений рёбер призматических предметов или направлений линий, соединяющих выбранные точки между собой и нахождении искомых точек на пересечении этих прямых. Например, ширина цилиндра, отмеченная на горизонтали двумя точками, условно принимается за единицу измерения. Из этих точек возводятся две вертикали — образующие цилиндра. Чтобы найти высоту этого цилиндра, на карандаш проецируется его диагональ с натурной постановки и переносится на рисунок в направлении от известной точки к неизвестной. Диагональ на рисунке пересекает образующую в точке, определяющей высоту цилиндра. Через нее проводится горизонтальная осевая линия. Абрис цилиндра с учетом пропорциональных соотношений готов.

Метод визирования хорош на начальном этапе обучения. Он дает понимание принципа осуществления сравнений, тренирует логическое мышление, приучает к добросовестности в работе.

Чтобы получить хороший результат при использовании этого метода, надо неукоснительно соблюдать правила:

· при визировании рука должна работать от плеча и быть абсолютно прямой, при геометрическом методе визирования карандаш надо держать за конец (чем длиннее карандаш, тем точнее определяется направление);

· взятые на карандаш направления надо переносить, не меняя положения руки;

· для нахождения искомой точки необходимо найти пересечение двух направляющих прямых и третьей для проверки результата;

· метод визирования предполагает определение на глаз только одного размера как единицы измерения, остальные размеры находятся путем построения.

Несоблюдение этих правил приведет к ошибкам в построении рисунка.

На практике зачастую предполагается одновременное использование, как визуального метода, так и метода визирования. Художник рисует «на глаз», используя метод визирования для самоконтроля, если возникают сомнения.

Конструктивный рисунок с натуры выполняется на вертикальной плоскости в технике ритмичного рисования.

На начальном этапе рисунок ведется легкой линией, чтобы не нарушить фактуру бумаги и иметь возможность исправления ошибок без применения ластика. Линии проводятся широким ритмичным движением. Вначале направление линии задается в воздухе движением вперед-назад и только тогда, когда возникает уверенность в правильности выбранного направления, карандаш постепенно касается бумаги, фиксируя линию.

Упражнение №1.

Тема. Постановка руки.

Подготовка к упражнению: поставьте планшет на стул со спинкой или мольберт, прикрепите к нему плотный лист бумаги формата А3 (1/4 ватмана).

Обратите внимание! Наклон картинной плоскости и направление зрения должны примерно составлять 90 градусов. Картинную плоскость при этом мы считаем вертикальной условно.

Заточите карандаши ТМ, М, 2М как показано на рисунке.

Этап 1. Возьмите карандаш тремя пальцами (большим, указательным и безымянным) сверху, проведите в ритмичном движении несколько вертикальных линий на расстоянии 3—4 см друг от друга.

Чтобы нарисовать вертикальную линию, карандаш надо держать строго горизонтально так, чтобы грифель скользил по бумаге.

Этап 2. Возьмите карандаш тремя пальцами (большим, указательным и безымянным) сверху, проведите в ритмичном движении несколько горизонтальных линий на расстоянии 3—4 см друг от друга. При пересечении вертикальных и горизонтальных линий у вас должны получиться квадратики примерно одинакового размера.

Чтобы нарисовать горизонтальную линию, карандаш надо держать строго вертикально, так, чтобы грифель скользил по бумаге.

Этап 3. Возьмите карандаш тремя пальцами (большим, указательным и безымянным) сверху, проведите в ритмичном движении несколько наклонных линий справа налево так, чтобы они являлись диагоналями нарисованных вами ранее квадратов.

Чтобы нарисовать наклонную линию, карандаш надо держать под углом, как показано на рисунке.

Этап 4. Возьмите карандаш тремя пальцами (большим, указательным и безымянным) сверху, проведите в ритмичном движении несколько наклонных линий слева направо так, чтобы они являлись диагоналями нарисованных вами ранее квадратов.

Чтобы нарисовать наклонную линию, карандаш надо держать под углом, как показано на рисунке.

Последовательность построения сетки для сетчатого орнамента

Этап 5. Добавьте в рисунок дуги от угла квадрата к точке пересечения диагоналей сначала справа налево, потом слева направо.

В результате у вас получится сетчатый орнамент.

Рука во время выполнения упражнения должна работать от плеча. На начальном этапе это сложно, но приучить себя к этому надо.

Последовательность построения сетчатого орнамента по сетке

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие способы рисования вы знаете?

2. Как держат карандаш при рисовании на горизонтальной, наклонной, вертикальной плоскости?

3. Какой угол зрения надо иметь с картинной плоскостью, чтобы избежать пропорциональных ошибок в рисунке?

4. Какие методы рисования вы знаете?

5. В чём заключается суть визуального метода рисования?

6. В чём заключается суть метода визирования?

Самостоятельная работа №2

При выполнении самостоятельной работы можно опираться на представленные схемы, но лучше придумывать свои оригинальные варианты композиций, конструкций и фигур на заданную тему.

Тема. Постановка руки.

Материалы и инструменты: бумага формата А4, карандаши графитовые ТМ, М, 2М.

Задание 1: выполните на вертикальной плоскости абстрактную композицию из прямоугольников разной величины, заполнив центр картинной плоскости и оставив свободным поле вокруг рисунка.

Пояснение

Задание даётся для отработки навыка проведения горизонтальных, вертикальных и наклонных линий.

При выполнении задания используйте приём ритмичного рисования. Ни в коем случае не обводите рисунок жёсткой жирной линией.

Задание 2: выполните на вертикальной плоскости абрис сложного предмета, состоящего из треугольников и трапеций разной величины, расположенных на одной оси симметрии.

Пояснение

Задание даётся для отработки навыка проведения вертикальных, горизонтальных и наклонных линий.

При выполнении задания вначале проведите вертикаль, затем горизонтали и только после этого симметричные наклонные в последовательности: линия справа — симметричная ей линия слева, затем снова линия справа — линия слева и т. д.

Задание №3: выполните на вертикальной плоскости композицию «Фантастическое существо» из окружностей разной величины.

Пояснение

Задание даётся для отработки техники владения карандашом, умения проводить окружности на вертикальной плоскости.

При выполнении задания используйте приём вращательного движения руки сначала в воздухе, а затем, когда вы почувствуете уверенность, на бумаге. Карандаш надо держать в вертикальном положении. Грифель карандаша должен скользить по бумаге. Большой палец должен находиться на карандаше сверху, чтобы при необходимости усилить или ослабить нажим на карандаш. Старайтесь осваивать вращательное движение карандашом как справа налево, так и слева направо.

Ни в коем случае не обводите рисунок жёсткой жирной линией.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конструктивный рисунок. Основы изобразительной грамоты для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я