Основой «Разговоров о важном для дошкольников» являются традиционные ценности российского общества: Родина, природа, милосердие, жизнь, добро, человек, семья, дружба, сотрудничество, познание, жизнь, здоровье, труд, культура и красота.В пособии представлены инновационные формы работы с детьми: ситуации-кейсы, интерактивные игры, ролевые этюды и сеансы ролевого моделирования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Разговоры о важном для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. «Разговор о семье»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о значимости семьи, воспитание чувств привязанности, уважения и ответственности по отношению к членам семьи, а также развитие понимания семейных традиций и ценностей.
Предполагаемые результаты:
— Дети смогут объяснить, что такое семья, назовут членов своей семьи.
— У дошкольников будет сформировано понимание важности семейных отношений, заботы и поддержки друг друга.
— Дети начнут проявлять больше внимания и участия в семейной жизни, стремясь помогать своим родным и участвовать в семейных традициях.
— В процессе обсуждения воспитанники научатся выражать свои мысли и чувства, а также слушать и учитывать мнение других.
— У детей появится стремление к сохранению и укреплению семейных связей, что способствует формированию позитивного отношения к семейным ценностям.
Смысл разговора о семье:
Основной смысл разговора о семье заключается в том, чтобы помочь детям понять, что семья — это основа их жизни, источник любви, поддержки и защиты.
Через обсуждение семейных отношений и традиций дошкольники учатся ценить своих близких, заботиться о них и нести ответственность за свои действия в семье. Такой разговор направлен на укрепление эмоциональной связи между детьми и их родственниками, а также на формирование у детей уважения к семейным ценностям и взаимопониманию.
Ход разговора:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое семья и почему она так важна.
Семья — это самые близкие и родные люди, которые всегда рядом с нами. Это наши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры. Семья — это место, где мы чувствуем себя защищёнными, любимыми и нужными.
В семье мы учимся многим важным вещам: как заботиться о других, как помогать и поддерживать друг друга, как решать конфликты и находить компромиссы. В семье мы получаем первые уроки любви, доверия и уважения.
Каждая семья уникальна. У кого-то большая семья, где много братьев и сестер, а у кого-то маленькая, но каждая семья важна и ценна по-своему. Главное — это то, что в семье царит атмосфера тепла, любви и взаимопонимания.
Ситуация-кейс «Забота о младших»
Воспитатель: Давайте представим такую ситуацию: у Маши есть младший братик Паша. Иногда он плачет, и мама просит Машу присмотреть за ним, пока она занята.
Вопросы:
— Как Маша помогает своему братику?
— Почему старшие дети часто заботятся о младших?
— Что вы делаете, чтобы помочь вашим братьям или сестрам?
(Ответы детей).
Воспитатель: Я хочу рассказать вам о семейных традициях. Это особые ритуалы и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Например, совместное празднование дней рождения, новогодние праздники, семейные ужины или походы на природу.
Ситуация-кейс: «Семейная традиция»
Воспитатель: Вот, например, такая традиция. Каждое воскресенье семья Васи собирается вместе, чтобы приготовить ужин и провести время за общим столом.
Вопросы:
— Почему важно проводить время всей семьей?
— Какие семейные традиции есть у вас?
— Как вы думаете, почему семьи создают такие традиции?
(Ответы детей).
Ролевой этюд: «Семейный ужин»
Цель: Показать важность семейных традиций и совместно проведенного времени.
Ситуация: Вся семья собирается за столом на ужин. (Воспитатель помогает детям подсказками и действиями).
Роли: мама, папа, старший брат/старшая сестра, малыш (ребенок 5-ти лет).
Действие: Все члены семьи собираются вокруг стола. Мама ставит на стол вкусную еду, которую приготовила. Папа помогает расставить тарелки и приборы. Старший ребенок рассказывает о своих успехах в школе, а малыш делится тем, что он нарисовал сегодня в детском саду.
Диалог:
Мама: Сегодня у нас особенный ужин, потому что мы все вместе. Давайте поделимся тем, какой был наш день.
Папа: Я сегодня закончил важный проект на работе. Теперь у меня будет больше времени провести с вами.
Старший ребенок: А я получил пятерку за контрольную по математике! Спасибо маме, которая помогла мне подготовиться.
Малыш: А я нарисовал большого слона! Вот посмотрите! Все смотрят рисунок малыша и хвалят его. Затем начинается ужин, во время которого все продолжают делиться новостями и смеяться.
Вопросы после этюда:
— Почему важно проводить время всей семьей?
— Что вы любите делать вместе с родителями и братьями/сестрами?
— Есть ли у вас семейные традиции, которые вам нравятся?
Воспитатель: А сейчас давайте поближе познакомимся с членами ваших семей.
Игра «Семейная фотография»
Цель: Развивать понимание семейных ролей и взаимоотношений.
Оборудование: Большие листы бумаги, цветные мелки или фломастеры.
Описание игры:
Ведущий предлагает детям нарисовать свою семью, включая всех ее членов.
Каждый ребенок получает большой лист бумаги и цветные мелки/фломастеры.
После завершения рисунков дети рассказывают о своей семье, объясняя, кто изображен на рисунке и как они относятся друг к другу.
Игра помогает детям выразить свои чувства и лучше осознать значимость семьи.
Воспитатель: Помните, ребята, что ваша семья — это ваше самое большое сокровище. Берегите её, любите и уважайте своих родных, и тогда ваша жизнь будет наполнена радостью и счастьем.
2.1. Ситуации-кейсы, игры, ролевые этюды о семье
Ситуации-кейсы
Эти ситуации помогут детям понять важность семейных отношений, традиций, взаимопомощи и уважения внутри семьи.
Воспитатель предлагает детям представить ту или иную ситуацию.
Ситуация-кейс 1. «Помогаем родителям»
Описание: После ужина папа предложил всем вместе убрать кухню. Каждый взял себе задание: кто-то моет посуду, кто-то убирает стол, а кто-то вытирает пол.
Вопросы:
— Зачем родители просят детей помогать по дому?
— Легче ли выполнять работу вместе?
— Вы любите помогать своим родителям? Почему?
Ситуация-кейс 2. «Семейные праздники»
Описание: Скоро день рождения бабушки. Вся семья собралась, чтобы обсудить, как отметить этот праздник. Предлагают разные идеи: подарки, торт, песни и танцы.
Вопросы:
— Что значит отмечать дни рождения в семье?
— Кто обычно готовит подарки для именинника?
— Какой подарок вы бы выбрали для своего родственника?
Ситуация-кейс 3. «Конфликт между членами семьи»
Описание: Однажды мама и папа поспорили из-за того, как лучше провести выходные. Дети наблюдали за этим и чувствовали себя немного неловко.
Вопросы:
— Бывают ли споры в вашей семье?
— Нужно ли детям вмешиваться в споры родителей?
— Если взрослые поругались, что можно сделать, чтобы улучшить настроение?
Игры
Игры направлены на то, чтобы помочь детям лучше понять семейные отношения, роли членов семьи и укрепить связь внутри коллектива.
Игра 1. «Кто я?»
Цель: Узнать больше о членах семьи и их ролях.
Оборудование: Картонные карточки с рисунками или фотографиями различных членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), мешочек.
Описание игры:
Воспитатель кладет карточки в мешочек и предлагает детям по очереди вытаскивать одну карточку.
Ребенок, вытащивший карточку, должен описать, кем является этот человек в семье и какую роль он выполняет. Например, если ребенок вытянул карточку с мамой, он может сказать: «Это мама, она готовит еду и заботится обо мне».
Другие дети могут добавлять свои комментарии и воспоминания о том же человеке.
Игра 2. «Дружная семья»
Цель: Закрепление знаний о структуре семьи, воспитание уважения к членам семьи.
Оборудование: карточки с изображениями членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Фишки (можно использовать маленькие игрушки или пуговки). Игровое поле (лист бумаги с нарисованными кругами или квадратиками, символизирующими дом).
Описание игры:
Воспитатель раздаёт каждому участнику по карточке с изображением члена семьи.
Участники садятся вокруг игрового поля. Первый игрок кладет свою карточку на любое место на игровом поле и называет, кем является этот персонаж (например, «это папа»).
Следующий игрок должен положить свою карточку рядом с первой, но при этом объяснить, как его персонаж связан с предыдущим (например, «а это мама, потому что она жена папы»).
Игра продолжается по кругу, пока все участники не выложат свои карточки.
Если участник не может придумать, как связать свой персонаж с уже выложенными, он пропускает ход. Побеждает тот, кто первым выложит все свои карточки и создаст «дружную семью» на игровом поле.
Игра 3. «Ласковое слово»
Цель: формировать позитивное отношение к своей семье, учить ласково обращаться к своим родным.
Оборудование: искусственный цветок.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель передает ребенку цветок и предлагает сказать ласковые слова для мамы (или папы, или других родственников). Например: «Любимая мамочка», «Добрая бабушка», «Мой папочка» и др. Выполнив задание, ребенок передает цветок рядом стоящему товарищу, который тоже проговаривает ласковые слова для родных людей.
В конце игры воспитатель отмечает, как приятно слышать ласковые обращения и как они согревают сердца наших родных.
Ролевые этюды
Ролевые этюды помогут детям лучше понимать значение семьи, укреплять связи с близкими людьми и развивать важные социальные навыки.
Этюд 1. «Помогаем маме»
Цель: Продемонстрировать заботу о членах семьи и взаимопомощь.
Ситуация: Ребенок помогает маме с домашними делами.
Роли: Мама, ребенок (мальчик/девочка)
Действие: Мама занята уборкой квартиры. Она моет полы, а ребенок решает ей помочь.
Диалог:
Ребенок: Мама, давай я тоже помогу тебе!
Мама: Конечно, сынок/доченька. Ты можешь протереть пыль с мебели. Ребенок берет тряпочку и начинает аккуратно протирать полки и столы. Мама улыбается и благодарит его за помощь.
Вопросы после этюда:
— Зачем ребенку помогать маме?
— Почему мама была рада помощи?
— Как еще можно помочь родителям дома?
Этюд 2. «У бабушки в гостях»
Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости, навыков общения и воспитания уважения к старшим.
Ситуация: Дети приходят в гости к бабушке. Бабушка живет в уютной деревенской избе, окруженной садом. Она рада видеть внуков и приготовила для них много вкусностей.
Роли: Бабушка (исполняется взрослым или ребенком постарше), внуки (дети-участники этюда).
Действие и диалоги: Внуки стучатся в дверь и заходят в дом. Бабушка радостно встречает их, обнимает и целует. Она спрашивает, как у них дела, интересуется новостями.
Чаепитие: бабушка ведет внуков на кухню, где накрыт стол с домашними пирожками, печеньями и компотом. Она рассказывает, как сама пекла пирожки и варила компот. Внуки с удовольствием пробуют угощение и благодарят бабушку.
Рассказы бабушки: за чаем бабушка рассказывает внукам интересные истории из своей молодости, вспоминает забавные случаи из прошлого. Внуки внимательно слушают, задают вопросы, смеются над смешными моментами.
Помощь бабушке: после чая внуки предлагают бабушке помочь по хозяйству. Они моют посуду, подметают пол, помогают ухаживать за цветами в саду. Бабушка благодарит их за помощь и говорит, насколько важны такие добрые дела.
На прощание бабушка дарит внукам небольшие подарки (например, самодельные игрушки или сладости), обнимает их и желает хорошего пути. Внуки обещают скоро вернуться.
Вопросы после этюда:
— Как вы думаете, почему бабушка была так рада видеть вас?
— Что вам больше всего понравилось делать у бабушки?
— Как бабушка показала свою любовь и заботу?
— Почему важно помогать старшим людям?
— Что бы вы хотели подарить бабушке в следующий раз?
Этюд 3. «Вместе веселее»
Цель: Показать детям, как важно проводить время всей семьей и получать удовольствие от совместного досуга.
Ситуация: Вечер пятницы, вся семья собирается вместе, чтобы провести время.
Роли: папа, мама, Максим (старший сын), Алина (младшая дочка).
Действие: Вечером вся семья собирается в гостиной. Папа предлагает всем сыграть в настольную игру. Мама достаёт коробку с игрой, и все рассаживаются вокруг стола.
Максим объясняет правила игры Алине, чтобы она могла участвовать наравне со всеми. Игра начинается, и каждый старается выиграть, но при этом поддерживает других игроков. В процессе игры все смеются, шутят и получают удовольствие от времени, проведенного вместе.
После игры мама предлагает всем выпить какао с печеньями, которые она испекла накануне. Все сидят за столом, наслаждаются вкусом печенья и продолжают общаться.
Диалог:
Папа: Ну что, ребята, готовы к захватывающей игре?
Максим: Конечно! Я объясню Алине правила, чтобы никто не отставал.
Алина: Ура! Я готова побеждать!
Мама: Отлично! Пусть победит сильнейший, но главное — хорошее настроение!
Все продолжают играть.
Вопросы после этюда:
— Какая идея пришла в голову папе вечером?
— В какую игру играла семья?
— Кто объяснил правила игры младшей сестре?
— Почему всем было весело и интересно?
— Как вы любите проводить время со своей семьёй?
2.2. Сеанс ролевого моделирования по теме «Семья»
Данный сеанс поможет детям лучше понимать роль семьи, укреплять связи с близкими людьми и развивать важные социальные навыки. Через игровые элементы и творческую деятельность дети смогут глубже понять тему и закрепить новые знания.
Цель: Познакомить детей с понятиями «семья» и «семейные ценности», развить у них чувство принадлежности к семье и научить уважению к близким людям.
Материалы:
— кукольный театр или набор игрушек, изображающих семью (мама, папа, бабушка, дедушка, брат/сестра);
— фотографии семей (можно использовать фотографии самих детей с их семьями);
— плакат с изображением дерева генеалогии;
— цветная бумага, карандаши, фломастеры для рисования.
1. Введение
Цель: Привлечение внимания детей к теме семьи.
Ход введения:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о том, что такое семья. Кто может сказать, что означает слово «семья»? Может ли семья состоять всего из одного человека?
Примерные ответы детей: Семья — это мама, папа и я; семья — это те, кого я люблю; нет, семья должна быть большой.
2. Ролевая игра «Моя семья»
Цель: Познакомить с различными членами семьи и их ролями.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Моя семья». Я покажу вам куклу или игрушку, которая представляет члена вашей семьи, и расскажу немного о нем/ней. После этого каждый из вас сможет рассказать о своем члене семьи.
Игра: Воспитатель показывает игрушки, представляющие маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестру. Дети рассказывают о своих родственниках, описывая их внешность, характер, любимые занятия.
3. Рассказывание историй о семье
Цель: Показать значимость семьи через примеры из жизни.
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам одну интересную историю о семье.
Рассказывание истории:
Жила-была девочка Катя. У нее были мама, папа и младшая сестра. Однажды Катина мама заболела, и Кате пришлось помочь маме готовить ужин. Она старалась, как могла, и ужин получился вкусным. Мама поблагодарила Катю за помощь, и вся семья была рада, что смогла поддержать друг друга.
Вопросы после рассказывания истории:
— Почему Катя решила помочь маме?
— Как вы думаете, что почувствовала мама, когда Катя приготовила ужин?
— Важно ли помогать членам своей семьи?
4. Практическое задание: рисование «Мое дерево семьи»
Цель: Закрепить понятие генеалогического древа и дать возможность детям выразить свои чувства к семье через творчество.
Воспитатель: Теперь давайте нарисуем наше «дерево семьи». Каждый листочек на дереве будет представлять одного из ваших близких. Вы можете выбрать цвет листа, который больше всего нравится вашему родственнику, и написать его имя.
Инструкция воспитателя: Нарисуйте ствол и ветви дерева. Приклейте или нарисуйте листья разных цветов. Напишите имена членов вашей семьи на каждом листочке.
После завершения работы дети могут рассказать о своих рисунках и о том, почему они выбрали определенные цвета для своих родственников.
5. Итоговое обсуждение
Цель: Обобщение полученных знаний и закрепление понятий.
Воспитатель: Отлично справились! Посмотрите, сколько замечательных деревьев у нас получилось. Что такое семья, ребята?
Ответы детей: Семья — это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры; семья — это те, кто любят и поддерживают друг друга; семья важна, потому что мы помогаем друг другу.
Заключительные слова воспитателя: Вы молодцы! Помните, что ваша семья — самое важное, что у вас есть. Берегите её и любите!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Разговоры о важном для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других