1. книги
  2. Прочая образовательная литература
  3. Бэла Геннадьевна Головина

Разговоры о важном для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений

Бэла Геннадьевна Головина
Обложка книги

Основой «Разговоров о важном для дошкольников» являются традиционные ценности российского общества: Родина, природа, милосердие, жизнь, добро, человек, семья, дружба, сотрудничество, познание, жизнь, здоровье, труд, культура и красота.В пособии представлены инновационные формы работы с детьми: ситуации-кейсы, интерактивные игры, ролевые этюды и сеансы ролевого моделирования.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Разговоры о важном для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. «Разговор о семье»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о значимости семьи, воспитание чувств привязанности, уважения и ответственности по отношению к членам семьи, а также развитие понимания семейных традиций и ценностей.

Предполагаемые результаты:

— Дети смогут объяснить, что такое семья, назовут членов своей семьи.

— У дошкольников будет сформировано понимание важности семейных отношений, заботы и поддержки друг друга.

— Дети начнут проявлять больше внимания и участия в семейной жизни, стремясь помогать своим родным и участвовать в семейных традициях.

— В процессе обсуждения воспитанники научатся выражать свои мысли и чувства, а также слушать и учитывать мнение других.

— У детей появится стремление к сохранению и укреплению семейных связей, что способствует формированию позитивного отношения к семейным ценностям.

Смысл разговора о семье:

Основной смысл разговора о семье заключается в том, чтобы помочь детям понять, что семья — это основа их жизни, источник любви, поддержки и защиты.

Через обсуждение семейных отношений и традиций дошкольники учатся ценить своих близких, заботиться о них и нести ответственность за свои действия в семье. Такой разговор направлен на укрепление эмоциональной связи между детьми и их родственниками, а также на формирование у детей уважения к семейным ценностям и взаимопониманию.

Ход разговора:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое семья и почему она так важна.

Семья — это самые близкие и родные люди, которые всегда рядом с нами. Это наши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры. Семья — это место, где мы чувствуем себя защищёнными, любимыми и нужными.

В семье мы учимся многим важным вещам: как заботиться о других, как помогать и поддерживать друг друга, как решать конфликты и находить компромиссы. В семье мы получаем первые уроки любви, доверия и уважения.

Каждая семья уникальна. У кого-то большая семья, где много братьев и сестер, а у кого-то маленькая, но каждая семья важна и ценна по-своему. Главное — это то, что в семье царит атмосфера тепла, любви и взаимопонимания.

Ситуация-кейс «Забота о младших»

Воспитатель: Давайте представим такую ситуацию: у Маши есть младший братик Паша. Иногда он плачет, и мама просит Машу присмотреть за ним, пока она занята.

Вопросы:

— Как Маша помогает своему братику?

— Почему старшие дети часто заботятся о младших?

— Что вы делаете, чтобы помочь вашим братьям или сестрам?

(Ответы детей).

Воспитатель: Я хочу рассказать вам о семейных традициях. Это особые ритуалы и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Например, совместное празднование дней рождения, новогодние праздники, семейные ужины или походы на природу.

Ситуация-кейс: «Семейная традиция»

Воспитатель: Вот, например, такая традиция. Каждое воскресенье семья Васи собирается вместе, чтобы приготовить ужин и провести время за общим столом.

Вопросы:

— Почему важно проводить время всей семьей?

— Какие семейные традиции есть у вас?

— Как вы думаете, почему семьи создают такие традиции?

(Ответы детей).

Ролевой этюд: «Семейный ужин»

Цель: Показать важность семейных традиций и совместно проведенного времени.

Ситуация: Вся семья собирается за столом на ужин. (Воспитатель помогает детям подсказками и действиями).

Роли: мама, папа, старший брат/старшая сестра, малыш (ребенок 5-ти лет).

Действие: Все члены семьи собираются вокруг стола. Мама ставит на стол вкусную еду, которую приготовила. Папа помогает расставить тарелки и приборы. Старший ребенок рассказывает о своих успехах в школе, а малыш делится тем, что он нарисовал сегодня в детском саду.

Диалог:

Мама: Сегодня у нас особенный ужин, потому что мы все вместе. Давайте поделимся тем, какой был наш день.

Папа: Я сегодня закончил важный проект на работе. Теперь у меня будет больше времени провести с вами.

Старший ребенок: А я получил пятерку за контрольную по математике! Спасибо маме, которая помогла мне подготовиться.

Малыш: А я нарисовал большого слона! Вот посмотрите! Все смотрят рисунок малыша и хвалят его. Затем начинается ужин, во время которого все продолжают делиться новостями и смеяться.

Вопросы после этюда:

— Почему важно проводить время всей семьей?

— Что вы любите делать вместе с родителями и братьями/сестрами?

— Есть ли у вас семейные традиции, которые вам нравятся?

Воспитатель: А сейчас давайте поближе познакомимся с членами ваших семей.

Игра «Семейная фотография»

Цель: Развивать понимание семейных ролей и взаимоотношений.

Оборудование: Большие листы бумаги, цветные мелки или фломастеры.

Описание игры:

Ведущий предлагает детям нарисовать свою семью, включая всех ее членов.

Каждый ребенок получает большой лист бумаги и цветные мелки/фломастеры.

После завершения рисунков дети рассказывают о своей семье, объясняя, кто изображен на рисунке и как они относятся друг к другу.

Игра помогает детям выразить свои чувства и лучше осознать значимость семьи.

Воспитатель: Помните, ребята, что ваша семья — это ваше самое большое сокровище. Берегите её, любите и уважайте своих родных, и тогда ваша жизнь будет наполнена радостью и счастьем.

2.1. Ситуации-кейсы, игры, ролевые этюды о семье

Ситуации-кейсы

Эти ситуации помогут детям понять важность семейных отношений, традиций, взаимопомощи и уважения внутри семьи.

Воспитатель предлагает детям представить ту или иную ситуацию.

Ситуация-кейс 1. «Помогаем родителям»

Описание: После ужина папа предложил всем вместе убрать кухню. Каждый взял себе задание: кто-то моет посуду, кто-то убирает стол, а кто-то вытирает пол.

Вопросы:

— Зачем родители просят детей помогать по дому?

— Легче ли выполнять работу вместе?

— Вы любите помогать своим родителям? Почему?

Ситуация-кейс 2. «Семейные праздники»

Описание: Скоро день рождения бабушки. Вся семья собралась, чтобы обсудить, как отметить этот праздник. Предлагают разные идеи: подарки, торт, песни и танцы.

Вопросы:

— Что значит отмечать дни рождения в семье?

— Кто обычно готовит подарки для именинника?

— Какой подарок вы бы выбрали для своего родственника?

Ситуация-кейс 3. «Конфликт между членами семьи»

Описание: Однажды мама и папа поспорили из-за того, как лучше провести выходные. Дети наблюдали за этим и чувствовали себя немного неловко.

Вопросы:

— Бывают ли споры в вашей семье?

— Нужно ли детям вмешиваться в споры родителей?

— Если взрослые поругались, что можно сделать, чтобы улучшить настроение?

Игры

Игры направлены на то, чтобы помочь детям лучше понять семейные отношения, роли членов семьи и укрепить связь внутри коллектива.

Игра 1. «Кто я?»

Цель: Узнать больше о членах семьи и их ролях.

Оборудование: Картонные карточки с рисунками или фотографиями различных членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), мешочек.

Описание игры:

Воспитатель кладет карточки в мешочек и предлагает детям по очереди вытаскивать одну карточку.

Ребенок, вытащивший карточку, должен описать, кем является этот человек в семье и какую роль он выполняет. Например, если ребенок вытянул карточку с мамой, он может сказать: «Это мама, она готовит еду и заботится обо мне».

Другие дети могут добавлять свои комментарии и воспоминания о том же человеке.

Игра 2. «Дружная семья»

Цель: Закрепление знаний о структуре семьи, воспитание уважения к членам семьи.

Оборудование: карточки с изображениями членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Фишки (можно использовать маленькие игрушки или пуговки). Игровое поле (лист бумаги с нарисованными кругами или квадратиками, символизирующими дом).

Описание игры:

Воспитатель раздаёт каждому участнику по карточке с изображением члена семьи.

Участники садятся вокруг игрового поля. Первый игрок кладет свою карточку на любое место на игровом поле и называет, кем является этот персонаж (например, «это папа»).

Следующий игрок должен положить свою карточку рядом с первой, но при этом объяснить, как его персонаж связан с предыдущим (например, «а это мама, потому что она жена папы»).

Игра продолжается по кругу, пока все участники не выложат свои карточки.

Если участник не может придумать, как связать свой персонаж с уже выложенными, он пропускает ход. Побеждает тот, кто первым выложит все свои карточки и создаст «дружную семью» на игровом поле.

Игра 3. «Ласковое слово»

Цель: формировать позитивное отношение к своей семье, учить ласково обращаться к своим родным.

Оборудование: искусственный цветок.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель передает ребенку цветок и предлагает сказать ласковые слова для мамы (или папы, или других родственников). Например: «Любимая мамочка», «Добрая бабушка», «Мой папочка» и др. Выполнив задание, ребенок передает цветок рядом стоящему товарищу, который тоже проговаривает ласковые слова для родных людей.

В конце игры воспитатель отмечает, как приятно слышать ласковые обращения и как они согревают сердца наших родных.

Ролевые этюды

Ролевые этюды помогут детям лучше понимать значение семьи, укреплять связи с близкими людьми и развивать важные социальные навыки.

Этюд 1. «Помогаем маме»

Цель: Продемонстрировать заботу о членах семьи и взаимопомощь.

Ситуация: Ребенок помогает маме с домашними делами.

Роли: Мама, ребенок (мальчик/девочка)

Действие: Мама занята уборкой квартиры. Она моет полы, а ребенок решает ей помочь.

Диалог:

Ребенок: Мама, давай я тоже помогу тебе!

Мама: Конечно, сынок/доченька. Ты можешь протереть пыль с мебели. Ребенок берет тряпочку и начинает аккуратно протирать полки и столы. Мама улыбается и благодарит его за помощь.

Вопросы после этюда:

— Зачем ребенку помогать маме?

— Почему мама была рада помощи?

— Как еще можно помочь родителям дома?

Этюд 2. «У бабушки в гостях»

Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости, навыков общения и воспитания уважения к старшим.

Ситуация: Дети приходят в гости к бабушке. Бабушка живет в уютной деревенской избе, окруженной садом. Она рада видеть внуков и приготовила для них много вкусностей.

Роли: Бабушка (исполняется взрослым или ребенком постарше), внуки (дети-участники этюда).

Действие и диалоги: Внуки стучатся в дверь и заходят в дом. Бабушка радостно встречает их, обнимает и целует. Она спрашивает, как у них дела, интересуется новостями.

Чаепитие: бабушка ведет внуков на кухню, где накрыт стол с домашними пирожками, печеньями и компотом. Она рассказывает, как сама пекла пирожки и варила компот. Внуки с удовольствием пробуют угощение и благодарят бабушку.

Рассказы бабушки: за чаем бабушка рассказывает внукам интересные истории из своей молодости, вспоминает забавные случаи из прошлого. Внуки внимательно слушают, задают вопросы, смеются над смешными моментами.

Помощь бабушке: после чая внуки предлагают бабушке помочь по хозяйству. Они моют посуду, подметают пол, помогают ухаживать за цветами в саду. Бабушка благодарит их за помощь и говорит, насколько важны такие добрые дела.

На прощание бабушка дарит внукам небольшие подарки (например, самодельные игрушки или сладости), обнимает их и желает хорошего пути. Внуки обещают скоро вернуться.

Вопросы после этюда:

— Как вы думаете, почему бабушка была так рада видеть вас?

— Что вам больше всего понравилось делать у бабушки?

— Как бабушка показала свою любовь и заботу?

— Почему важно помогать старшим людям?

— Что бы вы хотели подарить бабушке в следующий раз?

Этюд 3. «Вместе веселее»

Цель: Показать детям, как важно проводить время всей семьей и получать удовольствие от совместного досуга.

Ситуация: Вечер пятницы, вся семья собирается вместе, чтобы провести время.

Роли: папа, мама, Максим (старший сын), Алина (младшая дочка).

Действие: Вечером вся семья собирается в гостиной. Папа предлагает всем сыграть в настольную игру. Мама достаёт коробку с игрой, и все рассаживаются вокруг стола.

Максим объясняет правила игры Алине, чтобы она могла участвовать наравне со всеми. Игра начинается, и каждый старается выиграть, но при этом поддерживает других игроков. В процессе игры все смеются, шутят и получают удовольствие от времени, проведенного вместе.

После игры мама предлагает всем выпить какао с печеньями, которые она испекла накануне. Все сидят за столом, наслаждаются вкусом печенья и продолжают общаться.

Диалог:

Папа: Ну что, ребята, готовы к захватывающей игре?

Максим: Конечно! Я объясню Алине правила, чтобы никто не отставал.

Алина: Ура! Я готова побеждать!

Мама: Отлично! Пусть победит сильнейший, но главное — хорошее настроение!

Все продолжают играть.

Вопросы после этюда:

— Какая идея пришла в голову папе вечером?

— В какую игру играла семья?

— Кто объяснил правила игры младшей сестре?

— Почему всем было весело и интересно?

— Как вы любите проводить время со своей семьёй?

2.2. Сеанс ролевого моделирования по теме «Семья»

Данный сеанс поможет детям лучше понимать роль семьи, укреплять связи с близкими людьми и развивать важные социальные навыки. Через игровые элементы и творческую деятельность дети смогут глубже понять тему и закрепить новые знания.

Цель: Познакомить детей с понятиями «семья» и «семейные ценности», развить у них чувство принадлежности к семье и научить уважению к близким людям.

Материалы:

— кукольный театр или набор игрушек, изображающих семью (мама, папа, бабушка, дедушка, брат/сестра);

— фотографии семей (можно использовать фотографии самих детей с их семьями);

— плакат с изображением дерева генеалогии;

— цветная бумага, карандаши, фломастеры для рисования.

1. Введение

Цель: Привлечение внимания детей к теме семьи.

Ход введения:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о том, что такое семья. Кто может сказать, что означает слово «семья»? Может ли семья состоять всего из одного человека?

Примерные ответы детей: Семья — это мама, папа и я; семья — это те, кого я люблю; нет, семья должна быть большой.

2. Ролевая игра «Моя семья»

Цель: Познакомить с различными членами семьи и их ролями.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Моя семья». Я покажу вам куклу или игрушку, которая представляет члена вашей семьи, и расскажу немного о нем/ней. После этого каждый из вас сможет рассказать о своем члене семьи.

Игра: Воспитатель показывает игрушки, представляющие маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестру. Дети рассказывают о своих родственниках, описывая их внешность, характер, любимые занятия.

3. Рассказывание историй о семье

Цель: Показать значимость семьи через примеры из жизни.

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам одну интересную историю о семье.

Рассказывание истории:

Жила-была девочка Катя. У нее были мама, папа и младшая сестра. Однажды Катина мама заболела, и Кате пришлось помочь маме готовить ужин. Она старалась, как могла, и ужин получился вкусным. Мама поблагодарила Катю за помощь, и вся семья была рада, что смогла поддержать друг друга.

Вопросы после рассказывания истории:

— Почему Катя решила помочь маме?

— Как вы думаете, что почувствовала мама, когда Катя приготовила ужин?

— Важно ли помогать членам своей семьи?

4. Практическое задание: рисование «Мое дерево семьи»

Цель: Закрепить понятие генеалогического древа и дать возможность детям выразить свои чувства к семье через творчество.

Воспитатель: Теперь давайте нарисуем наше «дерево семьи». Каждый листочек на дереве будет представлять одного из ваших близких. Вы можете выбрать цвет листа, который больше всего нравится вашему родственнику, и написать его имя.

Инструкция воспитателя: Нарисуйте ствол и ветви дерева. Приклейте или нарисуйте листья разных цветов. Напишите имена членов вашей семьи на каждом листочке.

После завершения работы дети могут рассказать о своих рисунках и о том, почему они выбрали определенные цвета для своих родственников.

5. Итоговое обсуждение

Цель: Обобщение полученных знаний и закрепление понятий.

Воспитатель: Отлично справились! Посмотрите, сколько замечательных деревьев у нас получилось. Что такое семья, ребята?

Ответы детей: Семья — это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры; семья — это те, кто любят и поддерживают друг друга; семья важна, потому что мы помогаем друг другу.

Заключительные слова воспитателя: Вы молодцы! Помните, что ваша семья — самое важное, что у вас есть. Берегите её и любите!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Разговоры о важном для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я