Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие

Т. Л. Богина, 2006

Пособие посвящено медико-гигиеническим основам охраны здоровья и требованиям к условиям прибывания детей в дошкольном учреждении. Пособие адресовано педагогическому коллективу и медицинскому персоналу дошкольных образовательных учреждений.

Оглавление

Из серии: Истоки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От автора

В последнее десятилетие в нашей стране наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. В данном пособии разные стороны воспитания и обучения ребенка во взаимосвязи рассматриваются прежде всего с точки зрения возможности реализации здоровьесберегающих методов обучения, формирования у дошкольников устойчивой работоспособности и предупреждения утомления в процессе жизнедеятельности. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении предусматривает не только реализацию всех разделов педагогической работы — обучение, организацию отдыха, самостоятельные и коллективные игры, разные формы двигательной деятельности детей, — но и осуществление в тесном контакте воспитателя с медицинским персоналом целенаправленной деятельности, обеспечивающей условия для формирования здоровья дошкольников. Наряду с другими разделами в программе «Истоки» представлены данные по охране и укреплению здоровья детей, совершенствованию их физического развития, а также указания по использованию комплекса педагогических технологий, способствующих амплификации детской деятельности. Важно, чтобы за период пребывания в дошкольном учреждении ребенок окреп, вырос, успешно овладел разнообразными навыками, умениями, знаниями и способностью к восприятию и обучению.

Современный детский сад существенно изменился. Появились новые проекты зданий, изменилась их внутренняя планировка. Многие здания дошкольных учреждений строятся с бассейнами, с двумя залами — для музыкальных и для гимнастических занятий; увеличилась площадь помещений игровых и спальных комнат (ВСН — 49—86. — М., 1988). Произошли изменения и в содержании работы дошкольных учреждений: в них появились специалисты по разным дисциплинам — инструктор по плаванию, воспитатель по физической культуре, педагоги, занимающиеся с детьми дополнительно изодеятельностью, иностранным языком, танцами и др. Больше внимания со стороны коллектива педагогов и медицинских работников стало уделяться организации двигательной активности детей, укреплению их здоровья, в частности, с использованием современных медицинских комплексов оборудования; а также формированию навыков самостоятельности, развитию личностных качеств и высших психических функций, обеспечивающих продуктивную деятельность детей, успешность в обучении и развитии способностей.

Для эффективного решения многообразных задач программы воспитания, в том числе и базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки», прежде всего необходима повседневная забота всего коллектива сотрудников дошкольного учреждения о здоровье, физическом и психическом благополучии ребенка. Современные дошкольные учреждения отличаются определенным разнообразием условий пребывания детей, уровнем и содержанием воспитательно-образовательного процесса, графиком работы (дневное пребывание детей, кратковременное, круглосуточное и др.). Кроме того, дошкольные учреждения используют различные программы воспитания и обучения детей, разработанные в последние годы. Анализ содержания некоторых программ показал, что чаще всего они различаются между собой формой организации обучения детей, условиями, обеспечивающими их двигательную активность, видами реализуемых оздоровительно-закаливающих мероприятий.

Базисная программа развития ребенка-дошкольника (2002 г.), разработанная коллективом сотрудников центра «Дошкольное детство» им. A.B. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л. А. Парамоновой, отвечает современным требованиям и стандартам образования и развития детей. Наряду с другими разделами в программе «Истоки» представлен материал, содержащий данные по охране и укреплению здоровья детей, совершенствованию их физического развития и предусматривающий использование комплекса педагогических технологий, способствующих амплификации детского развития. В настоящее время опубликован ряд методических пособий и монографий, подготовленных сотрудниками Центра, которые должны обеспечить совершенствование системы образования и развития дошкольников в процессе реализации базисной программы.

В данном пособии приводятся сведения о гигиене организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении и требованиях к условиям их пребывания в детском сообществе. Особое внимание уделено осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с учетом его психофизического развития и состояния здоровья. Таким образом, кардинальной задачей предлагаемого материала является рассмотрение наиболее актуальных на сегодняшний день проблем повседневной жизни детей в дошкольном образовательном учреждении.

Автор выражает благодарность С. И. Козловой и Е. И. Мироненко — заведующей и методисту ДОУ №523 ОУО ЮЗАО (экспериментальная площадка), на базе которого проводились исследования по реализации и оценке эффективности реабилитационно-оздоровительной работы с ослабленными детьми, изучалась работоспособность детей при умственных и физических нагрузках, осуществлялся мониторинг их физической подготовленности в течение учебного года, анкетный опрос родителей, психолого-педагогические наблюдения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я