1. книги
  2. Прочая образовательная литература
  3. Бэла Геннадьевна Головина

Разговоры о важном для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений

Бэла Геннадьевна Головина
Обложка книги

Основой «Разговоров о важном для дошкольников» являются традиционные ценности российского общества: Родина, природа, милосердие, жизнь, добро, человек, семья, дружба, сотрудничество, познание, жизнь, здоровье, труд, культура и красота.В пособии представлены инновационные формы работы с детьми: ситуации-кейсы, интерактивные игры, ролевые этюды и сеансы ролевого моделирования.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Разговоры о важном для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. «Разговор о дружбе»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста понимания ценности дружбы, развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками через осознание важности таких качеств, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь и уважение к другим людям.

Предполагаемые результаты:

— Дети смогут объяснить, что такое дружба, и назвать основные качества хорошего друга (например, умение делиться, помогать, уважать).

— У детей будет сформировано понимание того, что дружба требует взаимности и уважения, а также умения прощать ошибки.

— Дошкольники начнут проявлять больше внимания и заботы к своим друзьям, будут стремиться к сотрудничеству и совместным играм.

— В процессе обсуждения воспитанники научатся выражать свои мысли и чувства, а также слушать и учитывать мнение других.

Смысл разговора о дружбе:

Основной смысл разговора о дружбе заключается в том, чтобы помочь детям понять, что дружба — это не просто совместное проведение времени, но и глубокие взаимоотношения, основанные на доверии, уважении, взаимопомощи и поддержке. Через такие разговоры дети учатся ценить своих друзей, быть чуткими и внимательными к их чувствам, а также развивать навыки общения и сотрудничества.

Ход разговора:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.

Дружба — это когда у нас есть друзья, и мы вместе играем, смеемся, помогаем друг другу. Друзья — это те, кто всегда рядом, даже если нам грустно или тяжело. Они поддерживают нас, делятся своими игрушками и сладостями.

— Как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть хорошим другом? (Ответы детей).

Ситуация-кейс «Поделись игрушкой»

Воспитатель: Давайте представим такую ситуацию: Миша принес в детский сад новую игрушечную машинку. Его друг Саша попросил поиграть с ней, но Миша не хотел делиться.

Вопросы воспитателя:

— Как бы вы поступили на месте Миши?

— Почему важно делиться своими вещами с друзьями?

— Как вы думаете, что произойдет, если Миша поделится своей машинкой с Сашей?

(Ответы детей).

Ситуация-кейс «Помощь другу»

Воспитатель: А вот другая ситуация: Аня упала и сильно ударила колено. Ее подруга Лена увидела это и подбежала к Ане.

Вопросы воспитателя:

— Что сделала Лена, когда увидела, что Аня упала?

— Важно ли помогать друзьям, когда им нужна помощь?

— Что бы вы сделали, если бы ваш друг упал и ушибся?

(Ответы детей).

Воспитатель: Помните, ребята, что дружба — это не только весёлые игры. Иногда ваши друзья могут расстраиваться или чувствовать себя одинокими. И вот тут важно быть внимательным и заботливым другом. Если ваш друг плачет, попробуйте его утешить, обнимите его или предложите поиграть вместе. Когда человек чувствует поддержку, ему становится легче.

Также важно помнить, что друзья должны уважать друг друга. Если кто-то делает что-то не так, например, случайно ломает вашу игрушку, постарайтесь не злиться, а поговорить об этом спокойно. Ведь настоящие друзья умеют прощать и понимают, что никто не идеален.

Воспитатель: А давайте покажем, как встречают друг друга настоящие друзья.

Ролевой этюд «Встреча друзей»

Цель: Показать радость от встречи с другом.

Ситуация: Два ребенка играют роли друзей, которые долго не виделись и наконец-то встретились. (Воспитатель помогает детям подсказками и действиями).

Роли: дети Петя и Маша.

Действие: Петя и Маша входят в комнату, видят друг друга и радостно приветствуют друг друга:

Диалог:

Петя: Маша! Привет!

Маша: Петя! Как я рада тебя видеть! Они бегут навстречу друг другу, обнимаются и начинают смеяться. Потом садятся рядом и начинают рассказывать друг другу о том, что произошло за время их разлуки.

Вопросы после этюда:

— Почему Петя и Маша так рады встретиться?

— Что они делают, когда встречаются?

— Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь со своими друзьями?

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Поделись улыбкой»

Цель: Развивать дружелюбное отношение к другим детям, учить делиться позитивными эмоциями.

Оборудование: Плакат с нарисованными лицами без рта и маркеры.

Описание игры:

Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает каждому ребенку подойти к плакату и нарисовать улыбку на одном из лиц.

После того как все дети нарисовали улыбки, ведущий объясняет, что они поделились своими улыбками с другими детьми, и теперь у них есть много друзей.

Можно добавить элемент игры, где дети могут предположить, кому они подарили улыбку, и поблагодарить их.

Воспитатель: Теперь, ребята, мы знаем, что дружба — это удивительное чувство, которое делает нашу жизнь ярче и интереснее. Давайте будем хорошими друзьями и будем заботиться друг о друге!

1.1. Ситуации-кейсы, игры, ролевые этюды о дружбе

Ситуации-кейсы

Ситуации-кейсы помогут детям задуматься о значении дружбы, важности поддержки, необходимости разрешать конфликты и находить компромиссы.

Воспитатель предлагает детям представить ту или иную ситуацию.

Ситуация-кейс 1. «Разрешение конфликта»

Ситуация: Петя и Ваня поссорились из-за того, кто будет первым кататься на качелях. Оба кричали и не хотели уступать.

Вопросы:

— Почему Петя и Ваня начали спорить?

— Какой способ разрешения конфликта был бы правильным в этой ситуации?

— Можно ли договориться так, чтобы оба остались довольны?

Ситуация-кейс 2. «Поддержка друга»

Ситуация: Коля нарисовал красивую картину, но его друг Никита сказал, что рисунок получился некрасивым.

Вопросы:

— Какие слова мог бы сказать Никита, чтобы поддержать Колю?

— Нужно ли говорить правду, если она может обидеть друга?

— Когда мы поддерживаем друзей, что происходит с нашими отношениями?

Ситуация-кейс 3. «Совместные игры»

Ситуация: Маша предложила своим друзьям поиграть в прятки, но никто не захотел присоединиться к игре.

Вопросы:

— Почему Маше было важно, чтобы все играли вместе?

— Если ваши друзья не хотят играть в ту же игру, что делать?

— Какие совместные игры вам нравятся больше всего?

Игры

Игры помогут детям учиться дружбе, сотрудничеству и взаимопониманию в легкой и игровой форме.

Игра 1. «Помоги другу»

Цель: Учить помогать друг другу, развивать чувство ответственности и заботы.

Оборудование: кубики, шнурки, игрушки.

Описание игры:

Детям предлагается парами выполнять простые задания: собрать кубики, завязать шнурки, разложить игрушки.

Один ребенок начинает задание, а второй приходит ему на помощь, когда первый попросит. Например, один ребенок собирает кубики в коробку, а его партнер помогает, когда видит, что коробка становится полной.

Важно, чтобы дети чередовались ролями помощника и получающего помощь.

Игра 2. «Хоровод дружбы»

Цель: Сплотить группу детей, научить взаимодействовать в коллективе.

Оборудование: Нет необходимости в специальном оборудовании.

Описание игры:

Все дети встают в круг и берутся за руки. Под музыку или песню начинают двигаться по кругу, повторяя слова: «Мы — друзья, мы — одна семья!»

Время от времени воспитатель может предложить детям остановиться, посмотреть друг на друга и сказать: «Я рад (а), что ты мой друг».

Эта игра создает атмосферу единства и дружбы.

Игра 3. «Найди пару»

Цель: Научиться находить общие интересы и улучшать взаимодействие со сверстниками.

Оборудование: Картинки парных предметов (например, яблоко и груша, кошка и собака).

Описание игры:

Воспитатель раздает детям картинки.

Задача ребенка — найти другого игрока с соответствующей картинкой (парой). Когда дети находят своих партнеров, они вместе показывают свои картинки всем остальным.

Эта игра учит детей сотрудничать и искать общий язык с другими.

Игра 4. «Обними друга»

Цель: Способствовать физическому контакту и выражению теплых чувств.

Оборудование: Мягкие игрушки или подушки.

Описание игры:

Каждый ребенок выбирает мягкую игрушку или подушку.

По сигналу воспитателя дети начинают бегать по комнате, стараясь обнять как можно больше других детей, при этом передавая им свою игрушку. Через некоторое время воспитатель останавливает игру, и дети возвращаются на свои места. Эту игру можно завершить обсуждением, кто кого обнял первым, и какие чувства это вызвало.

Ролевые этюды

Ролевые этюды помогут детям понять, что настоящая дружба основывается на взаимопонимании, поддержке и радости от совместных моментов.

Этюд 1. «Помощь другу»

Цель: Продемонстрировать важность помощи друзьям.

Ситуация: Один ребенок случайно роняет свои игрушки, а другой помогает ему собрать их.

Роли: Ваня и Катя.

Действие: Ваня играет с машинками, но вдруг одна машинка падает и катится под шкаф в группе (стол или кровать). Ваня пытается достать ее, но у него ничего не получается. В это время входит Катя.

Диалог:

Катя: Ваня, что случилось?

Ваня: Моя машинка закатилась под шкаф, и я не могу её достать.

Катя: Не переживай, я помогу тебе. Катя ложится на пол и достает машинку из-под шкафа. Они оба радуются, что игрушка найдена.

Вопросы после этюда:

— Что сделала Катя, чтобы помочь Ване?

— Почему важно помогать своим друзьям?

— Были ли случаи, когда вам кто-то помогал?

Этюд 2. «Совместная игра»

Цель: Показать, что дружба делает игры интереснее.

Ситуация: Двое детей играют вместе, придумывая новую игру.

Роли: Саша и Лена.

Действие: Саша и Лена сидят на полу и играют с кубиками. Сначала каждый строит свою башню, но потом они решают построить одну большую башню вместе.

Диалог:

Лена: Давай построим самую высокую башню!

Саша: Отличная идея! Я буду строить основание, а ты добавляй сверху. Они начинают строить башню совместно, обсуждая, какие кубики лучше использовать. Когда башня становится высокой, они оба восхищаются результатом.

Вопросы после этюда:

— Как Саша и Лена играли вместе? Что делали?

— Чем совместные игры отличаются от одиночных?

— Нравится ли вам играть с друзьями?

Этюд 3. «Делимся радостью»

Цель: Показать детям, как важно радоваться успехам и достижениям своих друзей, а также делиться своими радостями с ними.

Ситуация: Один из друзей получил подарок, и они оба радуются этому событию.

Роли: Оля и Настя

Действие: Оля получила новый набор для рисования и показывает его Насте. Настя искренне радуется за подругу и спрашивает, можно ли ей посмотреть на краски и кисточки поближе.

Оля с удовольствием делится набором и девочки начинают вместе рисовать. Они создают красивые картины, обмениваясь идеями и вдохновляя друг друга.

В итоге обе довольны результатом и говорят, что им было очень весело вместе.

Диалог:

Оля: Посмотри, что мне подарили! Новый набор для рисования!

Настя: Ух ты, как здорово! Можно мне посмотреть?

Оля: Конечно! Вот, выбирай краску, которой хочешь рисовать!

Настя: Спасибо! А знаешь, что я хочу нарисовать?

(девочки разговаривают).

Вопросы после этюда:

— Какой подарок получила Оля?

— Почему Настя обрадовалась за Олю?

— Как они провели время вместе?

— Почему важно радоваться за своих друзей?

— Как вы думаете, что ещё можно делать вместе с друзьями?

1.2. Сеанс ролевого моделирования по теме «Дружба»

Сеанс ролевого моделирования позволяет детям лучше усвоить материал и развить важные социальные качества.

Цель: Сформировать у детей представление о дружбе как важной ценности, развивать навыки общения и взаимопонимания через ролевую игру и практическую деятельность.

Материалы:

— игрушки (куклы, мягкие игрушки);

— карточки с изображениями ситуаций дружбы;

— листочки бумаги и карандаши/фломастеры;

— кукольный театр (по желанию).

1. Введение

Цель: Подготовить детей к ролевому моделированию, настроить их на тему дружбы.

Ход введения:

Воспитатель начинает занятие с короткого рассказа о том, что такое дружба: «Друзья — это те, кто всегда рядом, когда нам весело и грустно. Они помогают друг другу, делятся игрушками и никогда не обижают».

Затем педагог предлагает детям вспомнить своих друзей и рассказать, что они делают вместе.

2. Ролевая игра

Цель: Научить дошкольников проявлять дружеские качества в общении через игровую ситуацию.

Сценарий ролевой игры:

Дети разделяются на пары или небольшие группы.

Каждая пара получает куклу или мягкую игрушку.

Задача каждой пары — показать, как друзья могут помогать друг другу. Например, одна кукла может упасть, а другая её поднять; одна кукла просит помощи в завязывании шнурков, а вторая помогает ей.

После выполнения задания дети обсуждают, почему важно помогать друзьям.

3. История

Цель: Закрепление понятий дружбы через прослушивание истории.

Рассказывание истории:

Воспитатель рассказывает историю о двух друзьях, которые всегда помогали друг другу.

«Жили-были два друга, Петя и Маша. Они были неразлучны с самого детства. Вместе играли во дворе, строили песочные замки и делились своими секретами.

Однажды Петя упал и сильно ушиб колено. Маша сразу подбежала к нему, помогла подняться и отвела домой. Она принесла ему лед, чтобы уменьшить боль, и села рядом, пока Петя не почувствовал себя лучше.

Через несколько дней настал черёд Пети помочь Маше. У неё сломалась любимая игрушка, и она очень расстроилась. Петя взял инструменты своего папы и аккуратно починил игрушку. Когда Маша увидела, что её любимая кукла снова улыбается, она была счастлива и благодарна своему другу.

Так и жили эти двое, всегда поддерживая друг друга в трудные минуты. Их дружба становилась только крепче с каждым годом, ведь они знали, что могут рассчитывать друг на друга в любой ситуации».

4. Практическое задание

Цель: Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества через творческую активность.

Задание:

Детям раздаются листочки бумаги и фломастеры.

Предлагается нарисовать рисунок, который будет символизировать дружбу. Это может быть изображение двух друзей, держащихся за руки, играющих вместе или помогающих друг другу.

По завершении работы рисунки вывешиваются на доску, и каждый ребенок рассказывает, что он изобразил.

5. Итоговое обсуждение

Цель: Подвести итоги ролевого моделирования, закрепить полученные знания.

Вопросы для обсуждения:

— Что значит быть другом?

— Как вы думаете, почему так важно иметь друзей?

— Какие поступки можно считать дружескими?

— Что вам больше всего понравилось на занятии?

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Разговоры о важном для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я