Никто не верит в пророчество о гибели двух миров, но оно сбудется. Известие о том, что Йока – мрачун, ломает его жизнь и перечеркивает будущее. Влиятельный друг семьи обещает ему помочь, но сколько правды в этих обещаниях? Студент-повеса клянется кровью, что никогда не явится миру в облике змея и не станет ничьим орудием в борьбе за власть. Но злые духи, отнимающие у людей сердца, все равно поработят его мир…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стоящие свыше. Часть II. Усомнившиеся в абсолюте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
10 января 78 года до н.э.с. Исподний мир
Гул шагов под каменными сводами университетской библиотеки звучал святотатством, оскверняющим тишину, которую позволено нарушать лишь шелесту страниц.
Борча сидел в дальнем углу у окна, кутаясь в свой смешной плащ, подбитый остистым мехом нутрии, и ожесточенно перелистывал старинный увесистый фолиант. Перед ним на столе стояла покосившаяся стопка примерно из двадцати книг, собираясь осквернить тишину скорым грохотом.
Зимич, стараясь ступать как можно тише (если это вообще возможно в сапогах с железными подковками), прошел через весь зал, вызывая недовольные взгляды немногочисленных посетителей. И первое, что сделал у стола Борчи, — это поделил высокую стопку книг на три части, чтобы не упали.
— Посмотри, сколько всего я нашел! — восторженно зашептал Борча. — Это книги о змеях и змееборчестве. От легенд до серьезных научных трудов.
Зимич перебрал несколько книг, разглядывая обложки. «Вразумление юношам, ищущим подвигов на поприще сражений с многоглавыми змеями, записанное со слов старого молка, в молодости подвизавшегося на ниве ватажного промысла опасных тварей», «Наблюдения за жизнью многоглавого змея, его привычками, пристрастиями в пище, местами обитания (ночевок и зимовок), охотничьими повадками, а также описание устройства тела, крыльев и природы дыхания и прочая, прочая, прочая», «Ручной змей при рухском дворе: его появление на свет, условия содержания, выучка, боевые качества, способы управления и подчинения и трагический конец истории, доказывающий, что обладание ручным змеем не приносит добра его хозяевам и их помощникам», «Сказки молков, повествующие о многоглавых змеях и их победителях, собранные во время путешествия по их удивительной и дикой стране в мае–августе прошлого года», «Твари, созданные Предвечным для устрашения и наказания людей»…
— Как лаконичны храмовники… На месте ученых мужей я бы поучился у них придумывать названия книг, — шепнул Зимич и раскрыл «Сказки молков»: не хотелось начинать с ручного змея.
— Ты неправ в самом корне своего утверждения, — громко и со свистом зашептал Борча прямо в ухо. — Если названия книг делать столь расплывчатыми, в каталогах библиотек будет очень трудно находить нужные. Мне же потребовалось всего несколько минут для подбора необходимого перечня интересующих нас книг, достаточно было разыскать в списках раздел «животные», а в нем — «многоглавые змеи».
Его шепот разнесся по всему залу, и на них начали оглядываться.
Сказки молков оказались знакомы Зимичу — все до одной… Какие-то ему в детстве рассказывала мама, что-то он слышал от охотников, некоторые просто знал — неизвестно откуда. Он отложил книгу, вздохнул… и взялся за «Вразумление юношам». Там в подробностях описывались способы уничтожения змеев: как найти логово, как к нему подобраться, как защититься от молний, как правильно изготовить оружие…
— Посмотри, какой интересный труд я сейчас читаю, — снова громко шепнул Борча. — Здесь собраны рассказы колдунов об их путешествиях в мир духов. Они делят духов, с которыми встречаются, на три категории: добрых, глупых и злых.
— Да, я знаю. Я говорил с колдуном.
— Колдунов убивают желтые лучи… И знаешь, я думаю, этот свет может быть светом солнечных камней, которые теперь устанавливают в храмах.
— Нас сейчас отсюда выгонят. Читай, расскажешь потом.
Борча согласно кивнул несколько раз, но не замолчал:
— А тебе я бы посоветовал посмотреть вот эту книгу.
Он подвинул в сторону Зимича «Ручного змея при рухском дворе». Ну да… Конечно, именно с нее нужно было начать, но…
Ты еще человек, ты — человек… Ты думаешь, чувствуешь, любишь, помнишь. Но для тех, кто вокруг, ты уже отрезанный ломоть, тебя уже нет. Случается, лекарь отворачивается от безнадежного больного, чтобы спасти того, у кого есть надежда. И тогда приходит понимание: ты не просто умрешь, ты умрешь в одиночестве. Ты уже умер — для всех, кроме самого себя. Все равно что лечь в гроб живым: можно стучать в крышку, кричать, звать на помощь — никто не придет. Тебя больше нет…
Ты еще есть — а тебя уже нет. Никто не боится заглянуть тебе в глаза, никто не прячет взгляд — смотрят сквозь, даже не мимо.
Но бывает еще хуже: разглядывают. Наблюдают, записывают. И в пустой огромной клетке с толстыми прутьями не спрячешься от чужого любопытства. Можешь плевать им в лица, можешь кричать — злобно ли, отчаянно, — можешь бросаться на решетку и тянуть к ним руки — в мольбе ли, с угрозой, — это отметят с равнодушием экспериментаторов. Ты будешь испражняться у них на глазах и есть из миски руками — никто не отвернется. И будут чистить клетку раз в сутки. Можешь замолчать на несколько дней, забиться в дальний угол, отказаться от еды — тебя будут тыкать кончиком копья, проверяя, жив ты или подох… Ты еще человек, но все думают, что ты уже животное. Безмозглая и бесстыжая тварь.
Они будут наблюдать и днем, и ночью — чтобы не пропустить мига, когда ты на самом деле станешь этой тварью.
И ты ею станешь.
Ты в бессилии и ярости разбежишься и бросишься на решетку: разорвать, задушить, перегрызть горло. За то, что они живы, а ты — уже нет. За то, что тебя вышвырнули из живых — из людей — раньше времени. Вычеркнули.
А ведь ты сделал это для них. Ты задыхался от запаха густой змеиной крови, тебя били молнии, оставив обугленные раны на ладонях, тебя прижимал к земле высокий щит, а ноги захлестывал тяжелый гибкий хвост. Ты был отважен, неутомим, силен — и ты победил. Чтобы оказаться в клетке, словно диковинный зверь?
И маленькие треугольные головы (такие же, как ты срубил в бою) пройдут между прутьев, и молнии (такие же, как те, что заставляли вскипать кровь в твоих жилах) ударят в стену напротив, и хвост кнутом стегнет по земле, поднимая пыль…
— Зимич, темнеет, — Борча легонько потряс его за плечо.
— Да.
— Или заплатим за свечи, или вернемся сюда завтра…
Зимич поднял голову: в библиотеке они остались вдвоем.
— Послушай, ты тоже считаешь, что я отрезанный ломоть?
— Ни в коем случае! И дело не в этическом аспекте этого вопроса, хотя и он представляется мне немаловажным.
— Только не говори, что ты не веришь в мое превращение…
— Я считаю, думающий человек, если и превращается в змея, сохраняет контроль над его телом. Я допускаю наличие некоей субстанции, которая существует независимо от человеческого тела, вне его пределов. Возможно, то, что храмовники именуют «душой», и есть та самая субстанция. Отказываясь от человеческого в себе, люди, превратившиеся в змеев, отторгали и эту субстанцию, так же как отторгает ее мертвое тело. В результате по прошествии времени эта субстанция покидала их, теряла контроль над новой сущностью хищника. Но люди, о которых идет речь, были неспособны удержать эту субстанцию, не стремились осмыслить своего положения, сохранить контроль разума над страстями. Ты не похож на них.
— Загнул… А попроще?
— Ты не перестанешь быть собой, даже если превратишься в змея. А значит, я не могу изменить отношение к тебе, поскольку оно базируется на свойствах твоей личности.
— А не пообедать ли нам, Борча? — вздохнул Зимич. — Только в какой-нибудь приличной харчевне, а то кулебяки успели мне надоесть.
Белоснежные куски стерляди тонули в крепком прозрачном бульоне цвета хорошего чая, горячая уха обжигала рот заморскими пряностями, на зубах хрустели колечки лука…
— Если желтые лучи, которых боятся колдуны, и есть свет храмовых солнечных камней, это объясняет, почему колдунам заказан вход в храмы. — Борча неловко дул на ложку с ухой. — Но это поясняет лишь, почему колдуны должны не любить храмовников, однако не проливает свет на то, почему храмовники столь истово борются с колдунами.
Харчевня «Сова и Сом», стоявшая в недрах университетских дворов и двориков, собрала гораздо больше посетителей, нежели любимая студентами пивная. Зимич никогда здесь не бывал: харчевня открылась недавно, цены в ней кусались. Зато жарко горели два очага, столы накрывались скатертями, блюда отличались изысканностью, а хозяин — предупредительностью.
— Я думаю, все просто: чтобы колдуны не могли обвинить их в поклонении злым духам, — ответил Зимич. В библиотеке он продрог и теперь старался придвинуться поближе к огню.
— Да, эта гипотеза вполне правдоподобна. Но мне кажется, за этим кроется что-то еще. Потому что колдуны не очень-то часто рассказывают о своих путешествиях наверх, и о злых духах люди имеют очень смутное представление. Посмотри, о чем я думал, когда читал эту книгу: колдуны получают от «добрых духов» некую силу, которая позволяет им управлять погодой. Но, как нам известно, если где-то прибывает, то где-то обязательно убывает. Если добрые духи дают колдунам силу, то «злые духи» — злые с точки зрения колдунов — этому препятствуют. И если мы отождествим злых духов и чудотворов, то станет понятным, почему поклонение чудотворам исключает поклонение колдунам и их добрым духам. Все дело в этой самой силе!
Зимич раздумывал над слишком умными словами Борчи и решил, что Борча несколько усложняет проблему. Но его размышления неожиданно прервали.
— Молодые люди, если вы позволите присесть к вам за стол, мы с удовольствием присоединимся к вашей беседе. — Возле них остановился давешний профессор-ритор и с ним — преподаватель логики, лекции которого Зимич тоже когда-то посещал.
— Да, конечно… — пробормотал Борча, убирая плащ с соседнего стула и устраивая его у себя на коленях.
— Благодарю. — Ритор сел рядом с Зимичем, а логик — напротив. — Итак, вы закончили на рассуждениях о силе, которую несут нам колдуны, не правда ли?
И вдруг Зимича словно что-то ударило изнутри. Давно надо было догадаться, но после слов Борчи о том, что свет храмовых солнечных камней препятствует входу колдунов в храмы, смерть старого колдуна и вовсе перестала быть загадочной… «Я волшебник, я умею творить чудеса»… Кто еще мог зажечь смертоносные желтые лучи в избушке старого колдуна, как не «умелец» творить чудеса?.. Но зачем?
— Да, именно так, — ответил Борча.
— А я думаю, дело не в силе, а во власти. Не той власти, которой обладает Государь, а власти гораздо более… совершенной: власти над умами. Тот, кто владеет умами людей, — истинный властитель мира.
Зимич счел эту мысль более здравой и похожей на правду. Может быть, потому, что она была понятней запутанных умопостроений Борчи?
— Понятие «чистой власти», как и всякий абсолют, — это абстракция, — ответил Борча, теребя и комкая свой плащ, который теперь мешал ему нагибаться к тарелке. — Власть сама по себе редко требуется людям. Как правило, за ней стоят и какие-то другие выгоды. Впрочем, этим вопросом я интересовался лишь косвенно и не смогу стать вам достойным оппонентом.
— Но ведь истории известны примеры, когда не власть служила средством для достижения богатства, а наоборот, богатство приносилось в жертву власти, — парировал логик. — Нет, власть — истинная власть — для многих сладка сама по себе.
— Да, и я должен извиниться, — перебил его ритор, обращаясь к Зимичу. — За то, что не поверил вашим словам, принял вас за безумца… Когда в пивной вы говорили о том, что чудотворы существуют. Я искал вас два дня и наконец нашел. Мой товарищ назвал меня дураком, услышав мой саркастический рассказ, и он был прав!
— Я бы с удовольствием выслушал вашу историю, во всех подробностях, — кивнул логик и продолжил вполголоса, перегнувшись через стол: — И не только я. Окажите нам любезность, посетите наше собрание — туда приходят лучшие люди университета…
Зимич обрадовался было — затем он и пришел в Хстов, чтобы об этом рассказать, посоветоваться, разобраться, — и едва не кивнул, но вдруг осекся: одно дело довериться Борче, наивному, нелепому, но, несомненно, честному. И совсем другое — во всеуслышание заявить о своем скором превращении в змея. Возможно, кто-то и захочет ему помочь. А кто-то — убить, а кто-то — сделать ручным змеем, но уже для себя и своих целей, пусть и самых благородных.
— А вы не боитесь, что я шпион Консистории? — Зимич попытался улыбнуться, но получилось не очень.
— Вы не похожи на шпиона, юноша.
— Если бы шпионы всегда были похожи на шпионов! — хмыкнул Зимич и продолжил вполне серьезно: — Боюсь, я не окажу вам этой любезности. Во всяком случае, я не готов к публичным признаниям и подробным расспросам. Однако и скрывать важную информацию, которая случайно стала мне известна, я не хочу.
— Я не понимаю… — пробормотал логик.
— Все очень логично, профессор. Я не доверяю собранию лучших людей университета, куда может войти едва ли не любой желающий, лишь внешне непохожий на шпиона.
— Вы боитесь? — удивленно поднял брови тот.
— А вы нет?
— Я готов умереть за свои убеждения. — Профессор поднял подбородок — получилось смешно.
— Сдается мне, у вас будет такая возможность… — проворчал Зимич.
Неужели они все столь же нелепы и наивны, как Борча? Неужели умение строить логические цепочки, докапываться до сути вещей, размышлять и ставить под сомнение аксиомы может сочетаться с незнанием жизни и ее логики? Или искусство отстраняться от субъективного мнения, поднимаясь до объективного взгляда, делает этих людей столь уязвимыми? А может, им еще ни разу не доводилось говорить по душам с гвардейцами Храма?
— Зимич прав, — неожиданно вступил в разговор Борча. — И если мое мнение что-то значит, могу сказать, что не знал человека более благородного и бесстрашного, чем он. Но бесстрашие не исключает осторожности, и я считаю, что он не должен раскрывать своей тайны, ибо она есть оружие, которое не принесет добра никому: ни тем, против кого будет использовано, ни тем, кем будет использовано.
— Борча, я благодарен за лестное мнение обо мне. — Зимич сжал губы. И ведь язык не повернется назвать этого парня глупым… Теперь не получится солгать, рассказать историю со змеем о ком-нибудь другом, не о себе…
Хозяин подошел к очагу — подложить дров. И они, выбросив искры в дымоход, затрещали, зашипели, но занялись не сразу. Тоска — неприятная тоска, смешанная с сосущей тревогой, — стиснула ребра, комариным писком повисла на одной ноте. Не хотелось жить дальше, смотреть в будущее, не хотелось знать, чем это закончится. У этой сказки не могло быть счастливого конца. У нее не могло быть даже печального конца, который оставляет в душе светлую грусть и заставляет задуматься. Страшный конец будет у этой сказки. Страшный, неприятный, нежеланный ни для кого, даже для тех, кто ее придумал.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стоящие свыше. Часть II. Усомнившиеся в абсолюте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других