Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 5

Борис Мирошин

В пятой части тома 5 приводятся документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Горбачева. Автор был избран народным депутатом СССР, работал в Верховном Совете СССР, был свидетелем и участником событий, происходивших в 1989 году.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 5 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР. О мерах по устранению недостатков в сложившейся практике ценообразования

Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по устранению недостатков в сложившейся практике ценообразования».

В постановлении отмечалось, что переход предприятий на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в условиях применения Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)», расширение их прав в установлении цен и тарифов на новые виды товаров и услуг создали дополнительные экономические стимулы для роста объемов производства, обновления структуры и ассортимента выпускаемой продукции, повышения ее качества.

Вместе с тем отмечалось, что многие предприятия, пользуясь значительным превышением спроса на товары над их предложением и монопольной ролью на рынке, пытались улучшить свое финансовое положение не за счет увеличения производства и снижения себестоимости продукции и услуг, а путем завышения цен ни них. Широкое распространение получила практика повышения цен под видом выпуска новой продукции, которая в действительности по своим технико-экономическим показателям и потребительским свойствам незначительно или вообще не отличалась от ранее выпускавшейся.

Отдельные предприятия, используя право самостоятельного формирования планов, увеличивают выпуск дорогостоящих изделий за счет снятия с производства необходимых народному хозяйству и населению недорогих товаров. В результате из продажи исчезают необходимые товары, доступные основной массе покупателей, что вызывало справедливые нарекания населения.

Министерства и ведомства не учитывали потребности рынка, пустили на самотек работу в области ценообразования на подведомственных предприятиях. Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов не уделяли должного внимания вопросам формирования структуры производства и установления цен на товары народного потребления и тарифов на услуги, оказываемые населению предприятиями, расположенными на их территории.

В деятельности ряда кооперативов получили распространение спекулятивные тенденции. В нарушение Закона СССР «О кооперации в СССР» продукция, изготовленная из государственных ресурсов, сырья и материалов, реализовывалась ими по ценам, превышавшим централизованно установленные. Нередки факты скупки ими в розничной торговле готовых изделий и перепродажи их по завышенным ценам.

Советы Министров союзных республик, Госагропром СССР, Центросоюз и их органы на местах ослабили контроль за ценами на картофель, овощи и фрукты, другие продовольственные товары.

Государственный комитет СССР по ценам и его органы на местах слабо координировали работу министерств, ведомств, местных органов управления в области ценообразования, недостаточно привлекали к ней общественные организации, мало уделяли внимания профилактике нарушения дисциплины цен.

В целях преодоления негативных процессов в ценообразовании, укреплении государственной дисциплины цен в народном хозяйстве, нормализации положения на рынке Совет Министров предусмотрел комплекс соответствующих мер.

Важнейшей задачей Государственного комитета СССР по ценам и его местных органов, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов, объединений, предприятий и организаций определено преодоление наметившихся тенденции опережающего роста цен на продукцию производственно-технического назначения, товары и услуги по сравнению с улучшением их технико-экономических параметров, потребительских свойств и качества, а также снятия с производства пользующихся спросом недорогих товаров в ущерб интересам народного хозяйства и населения.

Работа по совершенствованию ценообразования должна была быть направлена на стимулирование повышения эффективности производства, увеличения выпуска высококачественной продукции производственно-технического назначения, разнообразных товаров и предоставления услуг, удовлетворяющих спрос населения с разным уровнем доходов.

Было признано необходимым повысить роль государственных заказов в формировании уровня цен в народном хозяйстве. Установлено, что начиная с 1989 года в составе государственного заказа, доводимого до предприятий легкой промышленности, предусматриваются задания по производству важнейших групп товаров по социально низким ценам для детей и лиц старшего возраста. В целях усиления заинтересованности и ответственности предприятий и объединений за принятие и выполнение государственных заказов вводились соответствующие экономические стимулы.

Государственному комитету СССР по ценам, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов было поручено принять меры к совершенствованию работы в области ценообразования применительно к новым условиям хозяйствования предприятий и организаций. Решительно пресекать всякого рода вымогательства отдельными предприятиями и организациями применения договорных цен и различных надбавок к ценам на производимую ими плановую или сверхплановую продукцию, имеющую централизованно установленные государственные цены, как включенную в государственный заказ, так и поставляемую по прямым договорам. Запретить повышение цен на новую продукцию при незначительных изменениях ее технико-экономических показателей и потребительских свойств, не дающих реального эффекта для потребителя. Рассматривать такие факты как нарушение государственной дисциплины цен.

Постановлением были определены конкретные меры по преодолению негативных процессов в отдельных областях ценообразования.

В области установления цен на продукцию производственно-технического назначения

Была признана недопустимой имевшая место практика завышения договорных цен изготовителями продукции производственно-технического назначения, особенно занимавшими монопольное положение в ее производстве.

Усиливалась ответственность заказчиков и организаций-разработчиков за создание новой продукции высокого технического уровня и качества и формирование обоснованных цен на нее. В этих целях на стадии проектирования новой продукции в обязательном порядке определяются лимитные цены, обеспечивающие опережающий рост ее потребительских свойств по сравнению с затратами. При постановке новой продукции на производство и определении договорных цен на нее не допускалось их превышения над согласованными лимитными ценами. Если по вине изготовителя для разработчика продукции не достигались параметры, принятые при обосновании договорных цен, то потребителю возмещается разница в ценах за весь объем поставленной продукции.

В постановлении было обращено внимание предприятий и объединений на получившую в последнее время распространение негативную практику использования средств фондов развития производства, науки и техники и социального развития для расчетов по договорам за работы и услуги, выполненные кооперативными и общественными организациями. Ответственность за правильность определения в сметах затрат на оплату труда возлагалась на руководителей предприятий и объединений, а банкам СССР было поручено обеспечить соответствующий контроль.

В области установления розничных цен на товары и тарифов на услуги

В целях наведения порядка в установлении цен на новые товары народного потребления, исключения возможности завышения цен путем формальной замены артикулов и наименований повышалась требовательность к качеству изделий, на которые устанавливались временные и договорные цены (с индексами «Н» и «Д»). Было определено, что такая продукция должна была иметь четко выраженные признаки новизны, соответствовать требованиям моды и отличаться высоким качеством.

При выявлении фактов необоснованного установления временных и договорных цен, поставка по этим ценам некачественных или изготовленных с отступлением от утвержденных образцов-эталонов товаров указанные цены подлежали снижению или отмене, а также применялись санкции, предусмотренные Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» за нарушение дисциплины цен.

Отменялась неоправданная множественность маркировки товаров, цены на которые устанавливались предприятиями по договоренности с торговыми организациями (индексы «ОМ», «ВК», «МОЛ» и другие). Было установлено, что временные надбавки к ценам на товары улучшенного качества с индексом «Н» утверждались в размере не выше 15 процентов к постоянной розничной цене на срок до одного года (по мебели — до двух лет).

На товары детского ассортимента, а также на изделия для лиц старшего возраста (по перечню, предусмотренному в государственном заказе) договорные и временные цены не устанавливались.

В целях повышения ответственности торговых организаций за обоснованность уровня договорных цен на товары в соответствии с их качеством и спросом населения потери от снижения цен на товары, реализуемые по договорным ценам, при уменьшении спроса на них предусмотрено полностью относить на фонд уценки торговли.

Исполкомам местных Советов народных депутатов было предложено активнее использовать в интересах покупателей возможности и инициативу обществ и клубов потребителей, привлекать их к рассмотрению вопросов улучшения обеспечения населения товарами и услугами, работы кооперативов, совершенствования организации торговли, усиления контроля за качеством, ассортиментом, ценами и тарифами реализуемых товаров и услуг.

Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, Госагропрому СССР, Министерству хлебопродуктов СССР, Центросоюзу и Государственному комитету СССР по стандартам было поручено усилить контроль за качеством продовольственных товаров, а также за правильностью установления и применения цен.

Было поручено принять необходимые меры к предотвращению произвольного повышения цен на картофель и плодоовощную продукцию, не допуская за счет этого покрытия убытков и потерь от бесхозяйственности. Республиканским и местным органам предоставлялось право устанавливать дифференцированные по сезонам предельные цены на картофель и плодоовощную продукцию, реализуемые по всей государственной розничной торговой сети, независимо от ведомственной подчиненности.

Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов было поручено усилить контроль за правильностью установления и применения цен и тарифов на бытовые, коммунальные, медицинские, транспортные и другие платные услуги, имевшие большую социальную значимость, и повысить ответственность руководителей предприятий сферы услуг за строгое соблюдение государственной дисциплины цен.

Было установлено, что цены и тарифы на услуги не должны повышаться при переводе предприятий, коллективов и бригад бытового обслуживания, коммунального хозяйства и других отраслей сферы услуг на новые условия хозяйствования, формы организации и стимулирования труда.

В области ценообразования на продукцию кооперативов

Придавая важное значение развитию кооперативного движения для более полного удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в товарах и услугах, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов было поручено активизировать работу по развитию кооперативных форм деятельности. Особое внимание уделять созданию кооперативов, занятых производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, изготовлением товаров народного потребления, прежде всего из вторичных и местных ресурсов, выполнением строительных, ремонтных работ и оказанием бытовых услуг. Последовательно проводить линию на создание организационных и экономических условий для приближения уровня кооперативных цен к государственным на основе равноправной состязательности кооперативов с предприятиями государственного сектора и между собой.

В целях создания кооперативам благоприятных условий для увеличения выпуска и повышения качества продукции, роста объемов оказываемых услуг, снижения затрат, цен и тарифов было признано целесообразным расширить возможности кооперативов в приобретении материальных ресурсов.

Было предусмотрено, что непродовольственные и продовольственные товары достаточного ассортимента будут отпускаться кооперативам по безналичному расчету с оптовых и мелкооптовых баз государственной торговли и потребительской кооперации. Предприятиям, организациям и учреждениям при регистрации уставов кооперативов и заключении с ними договоров было рекомендовано обеспечивать их материальными ресурсами и сбыт произведенной ими продукции на условиях и по ценам, установленным для государственных предприятий, организаций и учреждений. Аналогичный порядок материально-технического снабжения и применения цен использовать при организации кооперативов в цехах предприятий для работы во вторую и третью смену, а также на оборудовании, передаваемом им в аренду.

Постановлением запрещалось органам управления общественным питанием передавать кооперативам столовые на предприятиях, в учебных заведениях, в строительных и других организациях без согласия обслуживаемых ими трудовых коллективов. С целью упорядочения цен в кооперативах общественного питания исполкомам местных Советов народных депутатов было поручено устанавливать предельные наценки на их продукцию с учетом уровня обслуживания применительно к размерам наценок, действующим в государственных предприятиях соответствующих категорий.

При реализации продовольственных и других товаров, выделенных из государственных рыночных фондов или закупленных в розничной торговой сети, без последующей кулинарной и технологической обработки кооперативы должны руководствоваться предельными размерами наценок к ценам приобретения, устанавливаемыми Государственным Комитетом СССР по ценам.

Контроль за качеством выпускаемой продукции и санитарно-гигиеническим состоянием кооперативов общественного питания, а также кооперативов по выработке кондитерских, хлебобулочных и других продовольственных товаров возлагался на государственные инспекции по качеству товаров и торговле министерств торговли союзных республик и органы санитарно-эпидемиологической службы на местах с осуществлением этого контроля в порядке, действующем для государственных предприятий. Было предложено привлекать к этой работе общественных контролеров и членов обществ и клубов потребителей.

Было установлено, что декларация о доходах является основным документом, фиксирующим величину доходов кооперативов, его членов, а также граждан, работающих в нем по трудовому договору, для определения размеров обложения налогами, взимания других обязательных платежей и установления сроков их уплаты. Представление декларации — основного финансового документа, определяющего взаимоотношения кооперативов с финансовыми и банковскими органами, производится ежеквартально. Предусматривалось, что за несвоевременное представление декларации, искажение или указание в ней заведомо ложных данных кооперативы несут ответственность, установленную Законом СССР «О кооперации в СССР».

В области усиления контроля за ценами

Было признано необходимым существенно улучшить работу по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен в народном хозяйстве, создав в этих целях единую общегосударственную систему контроля за ценами.

Была поставлена задача активно противодействовать любым попыткам ведомственного и местнического подхода в установлении и применении цен на всех уровнях хозяйственного управления, не допускать необоснованного повышения цен, обмана потребителей и получения доходов, не соответствующих реальному вкладу в конечные результаты хозяйственной деятельности, а также обеспечить неотвратимость применения предусмотренных законодательством экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен.

На Государственный комитет СССР по ценам возлагалась ответственность за организацию контроля за соблюдением государственной дисциплины цен в стране. Эту работу предусматривалось проводить в тесном взаимодействии с Советами Министров союзных и автономных республик и исполкомами местных Советов народных депутатов, органами народного контроля, статистики, финансовыми и банковскими органами с широким привлечением профсоюзных организаций, обществ и клубов потребителей.

В целях обеспечения систематического анализа движения цен и тарифов, изучения их влияния на развитие народного хозяйства и уровень жизни населения, оперативного выявления и предотвращения необоснованного роста цен и тарифов на товары и услуги было поручено расширить статистические наблюдения и повысить достоверность данных об уровне и динамике цен в стране.

Было предусмотрено регулярно информировать государственные органы, предприятия, объединения и организации, а также население о реальной динамике цен и тарифов на продукцию и услуги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 5 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я