Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 5
Борис Мирошин

В пятой части тома 5 приводятся документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Горбачева. Автор был избран народным депутатом СССР, работал в Верховном Совете СССР, был свидетелем и участником событий, происходивших в 1989 году.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 5 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пленум ЦК КПСС

15 марта 1989 года начал работу очередной Пленум Центрального Комитета КПСС. На рассмотрение Пленума внесены следующие вопросы:

1. О проведении выборов народных депутатов СССР от Коммунистической партии Советского Союза.

2. Об аграрной политике партии в современных условиях.

На Пленуме присутствовали кандидаты в народные депутаты СССР от КПСС.

С сообщением по первому вопросу выступил председатель избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР от КПСС В. А. Коптюг.

Затем состоялось голосование, в котором приняли участие члены ЦК КПСС, кандидаты в члены ЦК КПСС, члены Центральной Ревизионной Комиссии КПСС, а также первые секретари ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, вторые секретари ЦК компартий союзных республик, Председатели Президиумов Верховных Советов и Председатели Советов Министров союзных республик, министры, командующие военными округами, не входящие в состав центральных органов КПСС, но являющиеся членами других выборных партийных органов.

В результате тайного голосования все кандидаты были избраны народными депутатами СССР от Коммунистической партии Советского Союза.

Пленум принял постановление о наказах народным депутатам СССР от КПСС.

С докладом по вопросу об аграрной политике партии в современных условиях выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Для участия в обсуждении этого вопроса на Пленум приглашена группа секретарей сельских райкомов, председателей колхозов, директоров совхозов, арендаторов, ученых и других работников агропромышленного комплекса.

На Пленуме члены ЦК КПСС В. П. Тихомиров — токарь-расточник Московского электромеханического завода имени Владимира Ильича, В. А. Петров — токарь производственного объединения «Завод имени Малышева», г. Харьков, В. А. Затворницкий — бригадир комплексной бригады проектно-строительного объединения «Мосстрой», В. С. Чичеров — бригадир слесарей-сборщиков производственного объединения турбостроения «Ленинградский Металлический завод», В. Н. Плетнева — ткачиха Костромского льнокомбината имени В. И. Ленина, кандидат в члены ЦК КПСС В. Р. Паршина — бригадир-овощевод совхоза «Детско-сельский», Ленинградская область, член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС В. С. Одобеску — раскройщица Кишиневского производственного обувного объединения «Зориле» и другие товарищи внесли предложение обсудить и дать оценку некоторым выступлениям члена ЦК КПСС Б. Н. Ельцина, которые, по их мнению, противоречат политическим установкам ЦК, партийной этике и уставным нормам КПСС.

Пленум счел необходимым поручить комиссии из состава членов ЦК КПСС внимательно изучить данный вопрос и свои выводы доложить очередному Пленуму ЦК КПСС.

Постановление Пленума Центрального Комитета КПСС от 16 марта 1989 года ОБ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ КПСС В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1. Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза отмечал, что недопустимо затянувшееся решение продовольственной проблемы, серьезное отставание от современных требований развития агропромышленного комплекса страны, условий жизни сельских тружеников требовало коренных изменений в аграрной политике КПСС.

Заслушав и обсудив доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева «Об аграрной политике КПСС в современных условиях», Пленум отмечал принципиальную важность политических выводов доклада, раскрывавших новую аграрную политику партии. Центральное место в ней занимала перестройка социалистических производственных отношений в деревне, возвращающая крестьянину положение хозяина на земле, заинтересованного в увеличении производства продукции и повышении ее качества.

На основе сочетания радикальных преобразований в экономических отношениях с ускорением научно-технического прогресса, социального переустройства села открывалась возможность в ближайшее время снять остроту продовольственной проблемы, а в тринадцатой пятилетке обеспечить производство сельскохозяйственных продуктов, достаточное для устойчивого продовольственного снабжения населения.

Центральный Комитет КПСС исходил из того, что реализация новой аграрной политики позволит поднять благосостояние советских людей, укрепить союз рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, сделать важный шаг в преодолении существенных различий между городом и деревней.

2. Пленум одобрил данные в докладе М. С. Горбачева оценки аграрной политики на различных этапах развития страны и извлеченные на их основе уроки. Они свидетельствовали о том, что многие застарелые проблемы в развитии сельского хозяйства коренились в крупных ошибках и просчетах, которые были допущены в период переустройства деревни в 30-е годы, в извращении ленинских принципов кооперации, игнорировании поучительного опыта ее развития в период нэпа, необоснованном форсировании коллективизации на основе применения чрезвычайных мер насильственного характера.

Все это наложило негативный отпечаток на последующие этапы развития сельского хозяйства, сдерживало раскрытие огромных потенциальных возможностей колхозно-совхозного строя, вело к нарастанию административно-командных методов руководства. Сковывание инициативы и предприимчивости крестьян, необоснованное изъятие значительной части денежных и материальных ресурсов, нарушение эквивалентности обмена между городом и деревней подрывали основы расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, вели к отчуждению тружеников села от земли и других средств производства.

Анализ развития сельского хозяйства позволял сделать вывод, что аграрная политика в прежние годы не давала должного результата потому, что ее формирование и реализация осуществлялись без учета необходимости совершенствования производственно-экономических отношений, развития личного интереса крестьянина в результатах хозяйствования.

Предпринимавшиеся попытки изменить аграрную политику, отказаться от административно-командной системы руководства, повысить экономическую заинтересованность тружеников села были неполными и непоследовательными, давали лишь временный эффект. Несмотря на растущие вложения средств в агропромышленный комплекс, укрепление его материально-технической базы, перелома в развитии сельского хозяйства, необходимого улучшения в снабжении населения страны продовольствием не произошло.

3. Пленум ЦК КПСС считал необходимым изменить экономические отношения на селе, в основу их положить последовательный переход колхозов, совхозов и других предприятий агропромышленного комплекса на принципы хозяйственного расчета и самофинансирования; применение аренды как формы социалистических отношений, наиболее полно отвечающей требованиям гармоничного сочетания интересов граждан, трудовых коллективов и общества в целом.

Развитие арендных отношений деятельности колхозов и совхозов, других агропромышленных предприятий, их структурных подразделений, а также отдельных граждан способно на деле обеспечить резкое повышение производительности труда и качество продукция. Реализация социалистической собственности через аренду должна осуществляться на долгосрочной, строго добровольной основе.

Современная аграрная политика призвана обеспечить решительный переход к развитию агропромышленного производства на основе разнообразных форм социалистической собственности и видов хозяйствования — колхозов, совхозов, агропромышленных комбинатов и агрофирм, перерабатывающих и других предприятий, арендных коллективов и арендаторов, крестьянских хозяйств и их кооперативов, личных подсобных хозяйств граждан. Важно создавать для них равные экономические условия, соответствующие организационные предпосылки, необходимые для повышения эффективности хозяйствования, развития самостоятельности и инициативы в работе. Необходимо принять меры к дальнейшему использованию производственного потенциала колхозов и совхозов, их развитию как кооперативов кооператоров и арендаторов.

Постоянного внимания требует развитие личных подсобных хозяйств, их интеграция с общественным производством на основе договоров с колхозами, совхозами, потребительской кооперацией. Надо снять необоснованные ограничения в предоставлении желающим приусадебных и садово-огородных участков, всемерно содействовать организации кооперативов по оказанию помощи гражданам в производстве и сбыте продукции.

Советы народных депутатов обязаны способствовать тому, чтобы все формы хозяйствования дополняли друг друга и тесно взаимодействовали в целях ускоренного наращивания продовольственных ресурсов в стране.

4. Пленум ЦК КПСС считал необходимым, чтобы на всех уровнях производства, управления и планирования в аграрной сфере были приняты исчерпывающие меры по освоению нового механизма хозяйствования. В целях дальнейшей демократизации порядка формирования планов колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям должно быть предоставлено право самостоятельно с учетом предложений подрядных и арендных коллективов определять структуру производства, объемы продажи продукции, другие производственные и экономические показатели, а также распоряжаться по своему усмотрению произведенной продукцией и хозрасчетным доходом.

Пленум ЦК КПСС подчеркивал, что придание самостоятельности колхозам и совхозам, крестьянским хозяйствам, широкое развитие арендных отношений создавали возможности в будущем закупать на договорных началах те виды сельскохозяйственной продукции и в тех объемах, которые необходимы для формирования государственного продовольственного фонда. Учитывая, что между нынешней ситуацией и тем временем, когда новый экономический механизм заработает в полную силу, неизбежен переходный период, в его рамках должны использоваться различные формы привлечения продукции в централизованные фонды, включая государственный заказ. Госзаказ надо определять на основе нормативов, неизменных на пятилетие, не допускать нажимных методов заготовок. Дисциплина закупок должна тесно увязываться с выполнением взаимных договорных обязательств на основе экономической ответственности как производителей продукции, так и ее заготовителей.

После выполнения обязательств по договору контрактации оставшуюся часть продукции производитель реализует по своему выбору — тем же заготовительным или торговым организациям, перерабатывающим предприятиям, потребкооперации, на колхозном рынке, в общественном питании для улучшения местного снабжения.

Стержневым вопросом нового хозяйственного механизма должно стать создание взаимоувязанной системы цен на продукцию агропромышленного комплекса, ориентирующей все его звенья на высокие конечные результаты и создающей условия для работы сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования.

Должно быть обеспечено более гибкое сочетание централизованных начал в ценообразовании с расширением прав местных органов и предприятий в этой области, более широкое использование договорных и самостоятельно устанавливаемых цен.

Считать необходимым установление единых твердых закупочных цен на пятилетие на основные виды сельскохозяйственной продукции с учетом их качества. В то же время признать целесообразным, что на плодоовощную продукцию и картофель, исходя из специфики производства и реализации этой продукции, цены определяются на договорной основе. При сохранении за местными органами права в необходимых случаях устанавливать предельные розничные цены на эту продукцию.

При проведении новой политики цен обеспечивать ценовой паритет между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, создать механизм его поддержания.

Взаимоотношения хозяйств и предприятии аграрной сферы с бюджетом должны строиться на долговременной, нормативной основе и всемерно способствовать развитию расширенного воспроизводства.

Считать необходимым осуществить меры по оздоровлению финансового положения предприятий и организаций агропромышленного комплекса, укреплению экономики низкорентабельных и убыточных колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий, улучшению платежной дисциплины, с тем чтобы добиться в ближайшие 2 года безубыточной их работы. Для этого необходимо для каждого из них иметь конкретную программу развития. В случаях, когда принимаемые меры не обеспечивают рентабельной работы убыточных хозяйств, они могут быть в установленном порядке реорганизованы или ликвидированы с передачей земельных участков другим колхозам, совхозам, промышленным предприятиям, кооперативам арендных коллективов и крестьянским хозяйствам.

5. Пленум ЦК считал важным и впредь всемерно укреплять материально-техническую базу агропромышленного комплекса на основе создания систем высокопроизводительных машин, повышения качества техники, оборудования, всех средств производства, поступающих на село. Организовать освоение и выпуск средств механизации, исходя из потребностей в них крестьянских хозяйств, арендных коллективов, личных подсобных хозяйств граждан и садово-огородных товариществ.

Колхозам, совхозам, другим предприятиям сельского хозяйства и сферы переработки необходимо выделять материальные и финансовые ресурсы в объемах, обеспечивающих намеченные темпы роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. С целью повышения эффективности использования ресурсов признать целесообразным изменить структуру инвестиций, значительно увеличив капитальные вложения в переработку продукции, социальное развитие села и дорожное строительство.

6. Пленум ЦК КПСС поддерживал предложения с мест о необходимости коренной реорганизации управления в агропромышленном комплексе, полного исключения командно-административных методов руководства, вмешательства сверху в хозяйственную деятельность. Органы управления основным производственным звеном должны формироваться на принципах, вытекающих из необходимости развития многообразных форм хозяйствования и гибкого сочетания различных форм собственности на строго добровольной основе с учетом широкой демократизации производственных отношений и самоуправления. В районах, областях, краях и автономных республиках целесообразно иметь избранные трудовыми коллективами советы, союзы, ассоциации и объединения, призванные на кооперативных началах обеспечивать обслуживание производства. В союзных республиках сформировать такие органы управления агропромышленным комплексом, которые имели бы необходимые функции для обеспечения быстрого роста производства продукции, материально-технического обеспечения предприятий сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

В связи с передачей функций агропромышленного производства союзным республикам считать необходимым радикально перестроить систему управления агропромышленным комплексом на союзном уровне — образовать Государственную комиссию Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам в качестве постоянного органа правительства СССР, упразднив Госагропром СССР.

7. Признать целесообразным осуществить в 1989—1995 годах целевую программу социального переустройства села с учетом такого комплексного развития экономики регионов, когда город и село, промышленность и сельское хозяйство развиваются взаимоувязанно на строго сбалансированной

основе.

Усилить работу по жилищному и дорожному строительству, комплексной застройке села. Обеспечить каждой сельской семье возможность иметь отдельную благоустроенную квартиру или жилой дом. Значительно улучшить оборудование жилого фонда и культурно-бытовых учреждении необходимыми инженерными коммуникациями. Широко использовать развитие подсобных производств и промыслов для расширения сферы приложения труда в сельской местности.

8. Пленум ЦК КПСС считал необходимым сосредоточить внимание коммунистов, партийных организаций, советских и хозяйственных органов, исследовательских и проектно-конструкторских коллективов на совершенствовании всей работы по ускорению научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе страны. Обеспечить выход на качественно новый технологический уровень производства сельскохозяйственной и пищевой продукции.

Потребовать от руководителей соответствующих министерств и ведомств до конца текущей пятилетки существенно поправить положение дел, а в тринадцатой — в основном завершить техническое перевооружение и оснащение современным оборудованием предприятий пищевой индустрии. Наряду с крупными создавать предприятия средней и малой мощности по переработке и хранению продукции, приближая их размещение к источникам сельскохозяйственного сырья.

На основе новейших достижений науки и передовой практики в земледелии, мелиорации и химизации, учета зональных особенностей обеспечить повышение плодородия почв, защиту их от эрозии.

Принять меры к широкому освоению интенсивных методов производства продукции животноводства, прежде всего за счет укрепления кормовой базы и решения проблемы белка, коренного улучшения селекции и племенного дела.

Повысить уровень фундаментальных и прикладных исследований, всего научного обеспечения агропромышленного комплекса, всемерно развивать научно-производственные системы, объединения и комплексы для решения конкретных задач продовольственного и сырьевого обеспечения потребностей страны, ускорить проведение и поднять эффективность научных разработок в области экономики, биотехнологии, сельскохозяйственной генетики, электронизации, экологии. Завершить перевод научных учреждений на хозрасчет.

9. Пленум ЦК КПСС подчеркивал, что практическое осуществление современной аграрной политики, решение продовольственного вопроса — важнейшее направление проводимой в стране перестройки. ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы, окружкомы, райкомы партии призваны так построить свою организаторскую и политическую работу, чтобы в реализацию этой первоочередной задачи активно включились все силы партии, широкие массы трудящихся. Важно полнее задействовать промышленный и интеллектуальный потенциал городов для технического перевооружения и социального обустройства трудовых коллективов аграрной сферы.

Первичные партийные организации предприятий агропромышленного комплекса обязаны способствовать демократизации производственной жизни, активному переходу основных производственных звеньев на принципы хозрасчета, самофинансирования и самоуправления. Значительна роль в этом сельских райкомов партии. Главное для них — решительное преодоление командного стиля, овладение в полной мере методами политического руководства, быть ближе к людям, помочь им раскрыть свои возможности в новых условиях хозяйствования.

Предметом постоянного внимания и заботы партийных, советских и хозяйственных органов должны стать кадры агропромышленного комплекса страны, формирование у руководителей и специалистов нового мышления, необходимого для эффективной реализации аграрной политики партии в современных условиях. Опираясь на выборность кадров, добиваться стабильности их состава и повышения ответственности, организовать обучение и переподготовку арендаторов, кооператоров — нового поколения советских крестьян.

Поощрять стремление жителей городов, готовых переселиться в деревню и включиться в решение ее задач в интересах всей страны. Создавать необходимые для них материально-бытовые условия.

Пленум считал, что в реализации аграрной политики должна возрасти роль Советов народных депутатов. Получая реальную власть в ходе политической реформы, они обязаны работать по-новому, решать самостоятельно все входящие в их компетенцию вопросы обеспечения продовольственного снабжения населения. Особое внимание уделять развитию социальной инфраструктуры, обустройству и повышению культуры сел, созданию благоприятных условий труда и быта, последовательному проведению природоохранных мер.

В выполнении актуальных задач развития агропромышленного комплекса призваны сыграть активную роль профсоюзы, комсомол, все общественные организации страны.

10. Одобрительно отнестись к предложению Политбюро ЦК КПСС о необходимости принятия постановлений Совета Министров СССР о коренной перестройке экономических отношений, социальном переустройстве села, развитии аренды, улучшении продовольственного обеспечения населения страны на основе повышения эффективности агропромышленного производства, направленных на практическую реализацию аграрной политики КПСС в современных условиях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 5 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я