Бизнес-энциклопедия

Коллектив авторов, 2017

Бизнес-энциклопедия принципиально отличается от выпущенных ранее различных справочников и словарей по вопросам бизнеса. Основное назначение бизнес-энциклопедии состоит в представлении наиболее полного и систематизированного свода понятий, принципов, режимов и норм функционирования успешного бизнеса в самом широком смысле, включая экономические и социальные основы, а также необходимые дефиниции из сфер политики, этики, экономики и права. Энциклопедия предназначена для руководителей, хозяйственных работников и инженеров предприятий и организаций различных отраслей промышленности, управленцев, занятых в малом и среднем бизнесе, экспертов и специалистов, ведущих исследовательскую работу в сфере предпринимательства и бизнеса, а также для студентов и аспирантов вузов. Книга может быть использована на курсах повышения квалификации инженеров, юристов и аудиторов. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес-энциклопедия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А
В

Б

БАЗА НАЛОГОВАЯ (англ. taxable base) — один из элементов налога, стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения (дохода, капитала, имущества), к которой применяются установленные законом налоговые ставки (после применения всех предусмотренных законом вычетов, скидок, списаний и льгот).

БАЗИС ВЫРУЧКИ (англ. earnning basis) — валовая сумма доходов, полученных физическим лицом за отчетный период. Используется для расчета облагаемого дохода налогоплательщика путем применения разрешенных законом вычетов и списаний, а также учета налоговых льгот, на которые вправе претендовать налогоплательщик с учетом его имущественного и личного (социального) состояния.

БАЗИСНАЯ ЛЬГОТА (англ. basic relief) — стандартный налоговый вычет (налоговая льгота), предоставляемая всем без исключения категориям налогоплательщиков.

БАЗИСНАЯ СТАВКА (англ. basic rate) — стандартная (нормальная) налоговая ставка, применяемая при обложении данным видом налога в отношении основной массы налогоплательщиков.

В зависимости от конкретной ситуации и особенностей социального или имущественного положения отдельных категорий налогоплательщиков законом к Б.с. налога могут быть установлены временные или постоянные скидки или надбавки (скидки или надбавки к таможенным пошлинам, пониженные ставки НДС, повышенная шкала обложения сверхприбылей в военное время и т. д.).

БАЗИСНАЯ СТОИМОСТЬ (англ. base cost) — цена имущественного актива или стоимости услуги, работы, включающая не только затраты на его приобретение (оплату), но и все связанные со сделкой дополнительные расходы (включая налоги). Применяется в налоговом праве как исходная сумма для начисления амортизации (по приобретенным имущественным активам) или списания особых видов (амортизируемых) расходов в порядке отнесения на доходы будущих периодов (например, расходы на организацию и регистрацию фирмы).

БАЗИСНАЯ ЦЕНА (англ. base price) — 1) разница между фьючерсной и наличной ценой, между двумя ценами одного и того же финансового инструмента; 2) доход облигации при погашении при данной рыночной цене; 3) разница между ценами инвестиционного актива при покупке и последующей продаже.

БАЗОВЫЙ ПЕРИОД (англ. base period) — отрезок времени, за который законом предусмотрено составление налоговой отчетности. Обычно Б.п. составляет 12 месяцев и совпадает с календарным годом. Вместе с тем в отдельных странах для некоторых видов деятельности Б.п. может составлять несколько лет (например, в строительстве). В ряде стран (США, Великобритании) отчетный (налоговый) период не совпадает с календарным годом.

БАЛАНС КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ (англ. consolidated balance) — балансовый отчет, в котором консолидированы (объединены) счета группы взаимосвязанных компаний (отдельных юридических лиц). Как правило, применение Б.к. приносит ощутимые налоговые преимущества налогоплательщикам — за счет взаимозачета прибылей и убытков, оптимизации амортизационных отчислений, формирования резервов и т. д.

В тех странах, где законом допускается представление Б.к., компании, объединенные в группу, могут с разрешения налогового органа подавать общий Б.к. от имени головного предприятия. В этом случае для налоговых целей вся группа может рассматриваться как единое предприятие. Обычно отчетность на основе Б.к. может применяться только в тех случаях, когда головная компания владеет 90–100 % акций дочерних предприятий. Вместе с тем в некоторых странах разрешается подавать общий Б.к. и в тех случаях, когда деятельность головной и дочерних компаний осуществляется в тесной координации, а решение всех основных финансовых и инвестиционных вопросов организационно закреплено за головной (материнской) компанией.

БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ (англ. balance sheet) — один из трех основных документов финансовой отчетности предприятия: сводный отчет об активах, пассивах и чистой стоимости собственного капитала фирмы или компании на определенную дату. По форме состоит из двух частей (активы и пассивы), которые должны быть равны друг другу: в разделе активов указывается стоимость вложений компании (в приобретение земли, зданий, оборудования, ценных бумаг и т. д.), а в разделе пассивов указываются источники покрытия этих вложений (собственный капитал, заемные средства, нераспределенная прибыль и др.). В большинстве стран существует жесткая регламентация формы и содержания Б.о.

БАНК (англ. bank) — финансовое учреждение, осуществляющее операции с денежными средствами. В экономическом смысле современный Б. представляет собой финансового посредника особого рода, который принимает и ссужает деньги и имеет свою прибыль на разнице процентов.

Известны два основных типа Б. Юридической основой Б. первого типа является договор банковского депозита, второго — договор траста (исторически первыми были, наоборот, банки трастового типа). В Б. первого типа клиентам гарантируются возврат вклада и выплата твердого процента, в Б. второго типа банкир (управляющий активами) берет плату за свои услуги из средств клиента, а весь прирост активов (или убытки) относится на счет собственника капитала.

В Великобритании закон определяет банк как «лицо, физическое или корпоративное, которое осуществляет банковскую деятельность». Британские суды в своей практике к «банковской деятельности» обычно относят ведение чековых счетов частных лиц. В США законом 1956 г. дается следующее определение Б.: «учреждение, которое 1) принимает средства клиентов на вклады до востребования (чековые счета) и 2) осуществляет деятельность по предоставлению коммерческих ссуд» (кроме займов частным лицам для «личных, семейных, жилищных или благотворительных целей»).

Б. является субъектом налоговых отношений как минимум в следующих четырех качествах: 1) как плательщик налогов по своей деятельности; 2) как налоговый агент — в отношении некоторых видов доходов, выплачиваемых им в пользу своих клиентов (проценты, дивиденды и др.); 3) как наниматель рабочей силы — при удержании и перечислении в казну налогов с выплачиваемой им заработной платы; 4) как информатор, в силу закона, налоговых органов — в отношении операций своих клиентов, сведения о которых должны предоставляться в налоговую службу в целях проверки их налоговых деклараций.

Кроме того, Б. являются важным звеном в налоговом процессе, поскольку через них осуществляется реальное поступление налоговых доходов в казну (обычно посредством направления почтой в адрес налоговой службы заполненных налогоплательщиками банковских чеков). Также Б. может выступать в некоторых ситуациях в качестве доверительного собственника, представляющего интересы своих клиентов, и тогда в его полномочия может входить и уплата налогов с доверенного ему имущества.

«БАНКОВСКИЙ РАЙ» (англ. hot money center) — страна (автономная территория), в которой применяются либеральные правила банковской деятельности (что стимулирует развитие банковских операций) и существуют жесткие правила защиты банковской тайны (что привлекает собственников крупных капиталов и получателей особо высоких доходов, часто не совсем законного происхождения). Традиционными странами Б.р. считаются Швейцария, Панама, Лихтенштейн. В последние годы аналогичные условия (и практически полное отсутствие налогов) предлагали некоторые островные государства (Каймановы острова, о. Науру и т. д.).

БАНКРОТСТВО (англ. bancruptcy) — установленная судом неспособность должника — предприятия, фирмы, банка, физического лица — платить по своим долговым обязательствам.

В Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», банкротство предприятия представляет собой признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, платежей в государственные внебюджетные фонды).

Предприятие считается неспособным удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. В арбитражном суде дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к должнику составляют в совокупности не менее 100 тыс. руб.; при этом по обязательным платежам принимается в расчет только так называемый основной долг (суммы штрафов, пеней и иных денежных санкций в расчет не принимаются).

Правом обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладает само предприятие-должник, конкурсный кредитор, а также органы прокуратуры, а в связи с неисполнением обязанности по внесению обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды — само предприятие, органы прокуратуры, налоговые органы.

Для повышения эффективности применения процедуры банкротства производится консолидация (объединение) требований к предприятиям-должникам по всем обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

С момента принятия арбитражным судом заявления о признании предприятия несостоятельным (банкротом) назначается временный управляющий, который проводит процедуру банкротства. Первое собрание кредиторов принимает решение о введении режима внешнего управления с указанием его предполагаемого срока и предлагает кандидатуру внешнего управляющего. По обращению собрания кредиторов соответствующее решение принимается арбитражным судом.

По истечении срока внешнего управления принимается решение вернуть предприятие в режим обычной деятельности (после удовлетворения всех претензий кредиторов) либо ликвидировать его. В случае ликвидации все активы предприятия продаются, из выручки от их реализации формируется конкурсная масса и из нее погашаются в установленной законом очередности подтвержденные документально требования кредиторов.

БАРТЕР (англ. barter, barter trading) — 1) форма прямых товарообменных операций в международной торговле. Бартерная сделка предусматривает обмен товарами на эквивалентную сумму без взаимных переводов денежных средств; 2) система вынужденных взаиморасчетов между предприятиями, обусловленная нехваткой оборотных средств и затруднениями в доступе к банковскому кредитованию.

«БЕГСТВО КАПИТАЛОВ» — исход больших объемов капиталов из развитых и развивающихся стран. Из первых капиталы «бегут» в целях укрытия их от налогового контроля и избежания действующих валютных ограничений, из вторых — от нестабильности экономического и финансового положения, а также от угрозы девальвации национальной валюты и национализации.

БЕЗНАДЕЖНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГАМ (англ. bad tax debt) — недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказывается невозможным по причине банкротства, смены места жительства, смерти.

БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ — форма денежного обращения, при которой хранение и движение денежных средств происходят без участия наличных денег, посредством зачисления денег на банковский счет и перечисления со счета плательщика на счет получателя (безналичный денежный оборот).

В Российской Федерации основные формы Б.р. закреплены нормами гл. 46 Гражданского кодекса РФ. Это расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками и расчеты по инкассо. Кроме того, предусмотрено право сторон осуществлять расчеты в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

БЕНЕФИЦИАР (англ. beneficiary) — 1) наследник по завещанию; 2) получатель возмещения по страховому полису; 3) лицо, в чью пользу выписан аккредитив; 4) получатель ренты; 5) лицо, получающее доходы от своего имущества, переданного в доверительное управление.

БЕНЧМАРКИНГ (от англ. bench mark — начало отсчета) — исследование технологии, технологических процессов, методов организации производства и сбыта продукции на лучших предприятиях-конкурентах и внедрение их в целях повышения эффективности деятельности собственной фирмы.

В основе Б. лежит изучение опыта передовых предприятий (анализ превосходства), их внутренней деятельности, функций и практического опыта для анализа своей работы, выявления недостатков в функционировании своей фирмы и устранения слабых мест. Б. считается эффективным направлением консалтинга.

Процесс Б. представляет собой последовательность следующих действий: понимание деталей собственных бизнес-процессов; анализ бизнес-процессов других компаний; сравнение результатов своих процессов с результатами анализируемых компаний; внедрение необходимых изменений для повышения эффективности своей деятельности.

Выделяют следующие виды Б.: внутренний — сравнение работы подразделений компании; конкурентный — сравнение своего предприятия с конкурентами по различным параметрам; общий — сравнение компании с непрямыми конкурентами по выбранным параметрам; функциональный — сравнение по функциям (продажи, закупки и т. д.).

БЕСПОШЛИННЫЙ ВВОЗ (англ. duty-free importation) — освобождение от таможенных пошлин, налогов, сборов ввоза (импорта) отдельных видов или категории товаров.

Б.в. принят за основу при образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В 1972 г. между ЕЭС и ЕАСТ было подписано соглашение о взаимном освобождении от таможенных пошлин торговли промышленными товарами. В 1970-е гг. страны ЕЭС, США, Япония и другие развитые страны отменили таможенные пошлины на импорт промышленных товаров из развивающихся стран. По Ломейской конвенции (1979 г.) страны ЕЭС предоставили развивающимся странам Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана право на Б.в. основной массы экспортных товаров.

БИЗНЕС (англ. business) — 1) занятие, приносящее доход; 2) деловая активность хозяйствующего субъекта, направленная на получение прибыли (синонимы: коммерческая, предпринимательская деятельность, предпринимательство).

БИЗНЕС ВЕНЧУРНЫЙ (англ. venture business — рисковое предприятие) — предпринимательская деятельность, сопряженная с высокой степенью риска неполучения доходов по инвестициям. Осуществляется, как правило, в инновационных сферах (научные достижения, технические и технологические новшества, НИОКР, освоение новых видов деятельности и др.) с непрогнозируемым результатом. Характерен преимущественно для небольших фирм.

БИЗНЕС-ПЛАН — доклад с изложением целей и путей достижения организуемого фирмой производства продуктов (услуг), используемый для обоснований инвестиций и привлечения инвесторов.

В целях, например, антикризисного управления бизнес-план должен включать:

1) описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая ссылки на патенты, лицензии, планы исследований и разработок);

2) отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, характеристика фирм, которые предлагают аналогичный продукт, основные способы государственного регулирования отрасли, преимущества и слабые стороны конкурентов);

3) планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок);

4) планы производства (потребность в производственных площадях и рабочей силе, имеющееся оборудование);

5) план менеджмента (структура организации, руководящие органы, консультанты);

6) финансовый план (прогнозы операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз денежных потоков, перспективный пятилетний баланс, доходы).

БИЗНЕС-ПРОЦЕСС — совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов и в результате которой «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.

БИЛЛЬ О ДОХОДАХ (англ. finance bill) — в Великобритании законопроект о бюджете, который ежегодно представляется правительством. После одобрения палатой общин Б. о д. передается на обсуждение палаты лордов. Подписанный королевой Б. о д. становится законом.

БИРЖА ФОНДОВАЯ (англ. stock exchange, SE) — торговая площадка, на которой обращаются ценные бумаги.

БИРЖЕВАЯ СДЕЛКА — зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Сделки, совершаемые на бирже, подразделяются на кассовые (реальные) и срочные. По кассовым сделкам (спот, кэш) расчет совершается непосредственно после их заключения. Поскольку в момент купли-продажи у одной стороны отсутствует товар (ценные бумаги), а у другой — деньги, срок выполнения кассовой сделки занимает от одного до трех дней.

Срочными (форвардными, фьючерсными, опционными) называются сделки, по которым продавец передает, а покупатель оплачивает товар (ценные бумаги) не сразу, а по истечении определенного срока. На биржах таким сроком ликвидации сделки является последний день месяца. Сделки могут заключаться на срок от одного до нескольких месяцев.

Срочные сделки на фондовой бирже подразделяются на твердые и условные (сделки с премиями). По первому виду сделки к моменту истечения срока стороны обязаны выполнить условия по купле-продаже реальных ценных бумаг. Сделки с премией предполагают, что одна из сторон, выплатив заранее обусловленную премию, может отказаться от исполнения сделки.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют: реальные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара; форвардные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки; фьючерсные сделки, связанные со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара; опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (сделки с кредитом).

БИРЖЕВОЙ ТОВАР — не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент (договор перевозки груза) на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

БОНАНЗА (англ. bonanza) — доходное предприятие, «золотое дно».

БОНД (англ. bond) — облигация, долговое обязательство — ценная бумага с фиксированной процентной ставкой, выпущенная правительством, государственной или частной компанией для получения финансовых ресурсов на определенный срок.

БОНИФИКАЦИЯ (от англ. bonus — премия) — применяемый в ряде стран метод компенсации некоторых видов налогов при экспорте за границу товаров национального производства. Осуществляется в форме возврата денежных сумм или путем выдачи специальных сертификатов, принимаемых в уплату таможенных пошлин. Кроме того, данный термин может означать целевую субсидию государства, позволяющую частично компенсировать проценты по экспортным кредитам.

БОНУС (англ. bonus) — премиальный платеж работнику, директору фирмы (по результатам работы), посреднику, агенту (за совершенную сделку). Подлежит включению в облагаемый доход получателя Б., независимо от места (внутри страны или за рубежом), способа и формы выплаты Б. (денежной суммой в товарном эквиваленте или в виде скидок на приобретаемые товары или услуги).

БРЕМЯ НАЛОГОВОЕ (англ. tax burden) — общая сумма налоговых платежей в какой-либо конкретной стране за какой-либо конкретный период (обычно за основу берется финансовый год). Б.н. может рассчитываться для страны в целом, для отдельных классов или слоев общества, для групп или отдельных налогоплательщиков.

Различают общее Б.н. и чистое Б.н. Общее Б.н. включает все виды установленных государством обязательных изъятий из доходов и имущества налогоплательщиков: непосредственно налоговые платежи, а также платежи в пенсионные и иные социальные фонды, а также фактические затраты налогоплательщиков на исполнение других обязанностей, связанных с налогообложением (регистрационные процедуры, ведение учета, составление и представление отчетности и т. д.). Статистически общее Б.н. рассчитывается как доля этих платежей (без дополнительных затрат налогоплательщиков, которые несравнимо выросли по мере перехода к подоходному налогообложению) в валовом национальном продукте. Если в 1912–1913 гг. этот показатель в странах Западной Европы составлял примерно 11–13 %, то на конец 1990-х гг. он достигал: в Швеции и Дании порядка 54, Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах 43–46, Великобритании, Канаде и Испании — 34–36, США — 32, Японии — 29 %. Для России аналогичный показатель в последние годы составляет 33–34 %.

Однако показатель общего Б.н. не дает представления о реальной налоговой нагрузке населения. Во-первых, он не учитывает различия в благосостоянии и размерах абсолютных доходов населения в разных странах и в разные периоды. Очевидно, что одни и те же размеры процентных вычетов по-разному переносятся получателями разных по величине доходов. Поэтому для корректировки показателя общего Б.н. используются расчеты абсолютных размеров доходов, которые остаются у налогоплательщиков после уплаты налогов. По этому показателю Россия отставала от ведущих стран Западной Европы в 1913 г. в 4–5 раз, а от США — даже в 8 раз (при равном показателе общего Б.н. с Западной Европой — примерно 11,5 % и превышении американского показателя — 6,5 % — менее чем в два раза). Сейчас по этому показателю Россия отстает от США (при примерно равной доле общего Б.н. в ВНП) в 15 раз.

Во-вторых, показатель общего Б.н. дает только средние величины; он не учитывает ни распределения доходов между отдельными группами населения, ни распределения между ними бремени отдельных налогов. Так, в России разрыв между основной массой населения и получателями особенно крупных доходов примерно в 2–3 раза больше, чем в большинстве развитых западных стран, а ставка основного (подоходного) налога установлена для всех на уровне 13 % (а по социальному налогу — даже в порядке обратной прогрессии), в то время как во всех западных странах получатели особо высоких доходов облагаются подоходными налогами по ставкам в 2–3 раза более высоким, чем получатели низких доходов. К этому следует добавить, что во всех западных странах предусмотрено полное освобождение от подоходных налогов для доходов, не превышающих примерно 5 тыс. долл. США в год, а в некоторых странах собственники особо крупных состояний кроме подоходных налогов облагаются дополнительно еще налогом на общую сумму имущества.

Чистое Б.н. рассчитывается как разность между общим Б.н. и суммой так называемых «трансфертных платежей», которые представляют собой прямые денежные выплаты налогоплательщикам за счет бюджета, бюджетных и внебюджетных фондов, в которых концентрируются налоговые и другие обязательные сборы с населения. В развитых западных странах до 35–40 % суммы всех обязательных платежей населения возвращается ему в виде трансфертных платежей. Соответственно и показатель чистого Б.н. для этих стран ниже общего Б.н.

Кроме того, объективно на размер чистого Б.н. должны влиять и выплаты социального характера за счет средств бюджетной системы: расходы на образование, медицинское обслуживание, коммунальные услуги и т. д. Однако исследователи пока не пришли к общему мнению, следует ли вычитать эти расходы из общего Б.н. в полной сумме или частично, например на образование, исключая вузовский уровень, или на лечение, исключая пластические операции и т. д.

Между тем если принять во внимание высокие размеры социальных выплат и социальных расходов именно в странах — «чемпионах» по показателю общего Б.н., то реально ощутимое Б.н. в этих странах для основной массы населения оказывается в сравнимых с другими развитыми странами пределах.

В финансовой науке существовали различные представления относительно разумных пределов Б.н. Еще в XVIII–XIX вв. крайними пределами считались 20–25 % суммы доходов населения, что в общем совпадает с современными показателями (если учесть, что для тех времен показатели общего и чистого Б.н. практически совпадали). К концу XIX в. стала распространяться точка зрения, что тяжесть общего Б.н. необходимо соизмерять с характером расходования собранных налоговых доходов (т. е. принимать во внимание бюджетные расходы социального характера). С распространением подоходных налогов появилась основа для исследования тяжести Б.н. для отдельных классов и слоев населения, однако результаты проведенных исследований не получили широкого признания из-за отсутствия единого мнения относительно возможности переложения отдельных видов налогов.

Для России специальных расчетов чистого Б.н. не ведется, однако данные постатейного распределения расходов бюджетной системы, взятые в сравнении с аналогичными показателями бюджетов развитых стран, позволяют сделать вывод, что для основной массы работающего населения общее Б.н. и чистое Б.н. очень близки между собой и соответственно эта группа населения выступает чистым кредитором по отношению к государству (достаточно вспомнить тот факт, что мужчины — наемные работники облагаются обязательными платежами в пенсионные фонды по полной сумме — 28 % от всех сумм заработка, притом что средняя продолжительность жизни для них (58 лет) даже не достигает пенсионного возраста.

БРЕНД (англ. brand) — 1) понятие или зрительный образ, ассоциирующийся с чем-либо и вызывающий стереотипное представление о каком-либо предмете, явлении; 2) образ торговой марки, внедренный в сознание потребителя и выделяющий ее среди конкурентов; включает логотип, слоган, саундтрек. В отличие от торговой марки не является официальным, юридическим понятием; включает набор характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых и приписываемых продукту потребителями, и обещаний преимуществ производителем.

БРОКЕР (англ. broker) — посредник, содействующий совершению различных сделок (коммерческих, кредитных, биржевых, страховых, фрахтовых, патентных и т. д.) между заинтересованными сторонами-клиентами, по их поручению и за их счет. Б. получает вознаграждение в виде комиссионных. Роль Б. выполняют физические лица и организации.

На бирже Б. осуществляет сделки в биржевом кольце. Б. «соединяет» покупателей и продавцов, но не совершает сделок за свой счет. Старший биржевой Б. — сотрудник биржи, имеющий право проводить торги в любой товарной секции и контролирующий правильность исполнения биржевыми Б. их обязанностей.

БУМ (англ. boom) — быстрый экономический подъем — значительный рост деловой активности, сопровождающийся обычно увеличением инфляции и усилением спекуляций на товарных и финансовых рынках.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (англ. accountancy, accounting) является основой отчетности, составляемой для целей налогообложения коммерческого оборота и доходов, получаемых от предпринимательской деятельности.

Бухгалтерский учет, или коммерческое счетоводство, — сложный (комплексный) метод стоимостного (денежного) учета фактов и событий хозяйственной деятельности предприятия, основанный на двойной записи счетов. Денежная оценка учитываемых фактов и событий обеспечивает их сводимость (для целей отчетности) и сравнимость (для целей контроля и оценки эффективности деятельности). Принцип двойной записи обеспечивает сводимость и сравнимость учетных данных предприятий в отношениях между собой, позволяет формировать сводную непротиворечивую отчетность предприятий в группировке по отраслям, секторам и по экономике в целом и дает возможность дополнительного финансового контроля над их деятельностью. В соответствии с принципом двойной записи каждое событие, каждый факт хозяйственной жизни в Б.у. рассматриваются как сделка, в которой есть две стороны: одна — источник средств, другая — показывающая их использование.

Б.у. следует отличать от простых методов учета, основанных на принципе регистрации приходно-расходных операций: товарного (складского) метода учета, при котором вещи учитываются по их физическому количеству, и кассового, учитывающего поступление и расходование денежных средств, учета (регистрации) режима собственности по отдельным объектам и субъектам хозяйственной деятельности (реестры земельных участков и объектов недвижимости, ценных бумаг, транспортных средств, реестры коммерсантов, компаний, торговых марок, пайщиков товариществ, акционеров, недобросовестных должников, налогоплательщиков и т. д.).

В стоимостном выражении на общегосударственном уровне ведется национальное счетоводство (национальные счета), в котором сводятся вместе отчетные данные о результатах деятельности частного сектора (домохозяйств и предпринимателей) и государства (национализированных отраслей и государственных и муниципальных учреждений).

Основной задачей Б.у. является оценка затрат и поступлений хозяйственной (коммерческой) деятельности с целью определения и контроля ее эффективности (финансового результата). Цели Б.у. достигаются с помощью составления балансов, среди которых выделяется отчетный баланс, показывающий финансовый результат деятельности, приведенный к определенному (отчетному) периоду. С использованием данных Б.у. могут также составляться начальные балансы деятельности, служащие основой бизнес-планов для новых инвестиций, и заключительные (ликвидационные) балансы, составляемые для целей окончательных расчетов с кредиторами и инвесторами предприятия.

Установленный состав отчетности предприятий зависит от их юридической формы. Наиболее полная и подробная отчетность требуется от публичных (акционерных) компаний. Кроме баланса они обязаны представлять также отчет о движении финансовых средств и счет прибылей и убытков (с указанием направлений и сумм использования прибыли). В дополнение к этим отчетам они должны составить пояснительную записку, в которой они сообщают о принятых в компании методах и нормах учета, составления отчетности и об отклонении от общепринятых правил (если это имеет место). Отчетность акционерных компаний в обязательном порядке должна сопровождаться заключением независимого аудитора, в котором он дает свою оценку правильности ведения учета и достоверности отчетов компании.

Менее строгие нормы отчетности установлены для частных компаний с ограниченной ответственностью (менее подробные формы отчетов, замена внешних аудиторов внутренними ревизорами компании и т. д.).

Упрощенные формы отчетности предусмотрены для форм предприятий с полной ответственностью и для индивидуальных предпринимателей. Для последних налоговое законодательство может предусматривать перевод на обложение по вмененному доходу или на уплату фиксированных сумм патентного сбора. В этом случае предприниматели полностью освобождаются от обязанности составления внешней отчетности, если не считать обязанности передавать сводную информацию о своей деятельности в государственные статистические органы.

Б.у. основывается на допущении некоторых абстракций (фикций), позволяющих преобразовывать факты экономической действительности в количественные величины, пригодные для их сопоставления и сведения в единые стоимостные балансы. Среди них к важнейшим относятся следующие:

а) единообразная оценка всех учитываемых фактов и событий хозяйственной деятельности в национальных денежных знаках. В действительности национальные денежные знаки часто не обладают неизменной стоимостью на протяжении достаточно длительных периодов времени, что нарушает достоверность составляемых финансовых балансов. Для устранения искажений, вносимых непостоянной стоимостью национальных денежных знаков, используются различные специальные методы коррекции учетных оценок (стоимости основных фондов, товарных запасов и т. д.);

б) использование в Б.у. метода обособленного предприятия (понимаемого как осуществление хозяйственной деятельности на основе ее организационно-технологической обособленности). С точки зрения гражданского и торгового права субъектом хозяйственной деятельности является либо сам собственник (собственники) предприятия, либо созданное им (ими) самостоятельное юридическое лицо — фирма.

Настоящее допущение (фикция) требует для целей Б.у. игнорировать этот факт и вести учет хозяйственной деятельности по каждому предприятию (обособленному виду деятельности) раздельно. Такой подход дает возможность формировать достоверную оценку финансовой эффективности для каждого обособленного вида деятельности, не допуская погашения (компенсации) негативных результатов одного предприятия (вида деятельности) за счет позитивных результатов другого предприятия (вида деятельности).

Вместе с тем, если фирма (или отдельный собственник) осуществляет несколько видов деятельности (ведет несколько предприятий), то для целей внешней или налоговой отчетности составляется сводный (консолидированный) отчет по деятельности фирмы как субъекта в целом;

в) исключение (устранение) из Б.у. предприятия собственника его капитала. Смысл этого допущения состоит в том, что собственник предприятия признается несуществующим для целей ведения текущего Б.у. — до самого момента ликвидации предприятия или прекращения его деятельности. Исходя из этого допущения в акционерных предприятиях непосредственно по закону требуется осуществлять все сделки с их акционерами как с посторонними для предприятия лицами, а в предприятиях индивидуальных собственников личные операции последних (как расходы, так и доходы из любых, не связанных с деятельностью предприятия источников) не должны включаться в учетные регистры предприятия;

г) выделение единообразных отчетных периодов для сведения балансов, составляемых на основе данных Б.у. Как известно, различные виды хозяйственной деятельности имеют разные по продолжительности циклы (обороты) производства (обращения): от нескольких недель или дней — в торговле до нескольких лет или даже десятилетий — в производстве крупных транспортных средств, в строительстве и лесном хозяйстве. Для целей внутрихозяйственного контроля необходимо сведение отчетности по каждому завершенному производственному (торговому) обороту, что на практике обеспечивается путем составления ежемесячных (реже — еженедельных или пятидневных) отчетов; внешних же инвесторов предприятия, предоставивших ему капитал, в первую очередь интересует окупаемость вложенных ими средств, и потому для них отчетным периодом, естественно, выступает полный оборот вложенного капитала (приобретенных за его счет основных средств).

Компромиссом между этими взаимопротиворечивыми требованиями служит применение в Б.у. единого отчетного периода — 12 месяцев или календарного года, хотя в особых случаях допускается и применение более коротких или более длинных периодов (с разрешения налогового органа);

д) учет доходов по их реализации, а потерь (убытков) — с момента появления первого же основания считать их вероятными. Этот подход соответствует общей концепции Б.у., требующей проявлять при оценке всех фактов экономической деятельности здоровый консерватизм, заставляющий считать деньги, только когда они уже «в кармане», а при первом известии об ухудшении рыночной конъюнктуры немедленно создавать резервы на случай возможных потерь.

Для банков и страховых компаний такой подход даже закреплен законодательно. К другим видам предприятий закон относится более либерально, и их собственники вправе сами определять, как они должны защищать свои предприятия от недобросовестных партнеров и от общего ухудшения рыночной ситуации. Подобный метод неравного подхода к одним и тем же фактам (в зависимости от того, учитываются ли они на стороне предприятия-покупателя или предприятия-продавца) неизбежно вызывает искажения при статистическом сведении данных Б.у. (по отраслям, секторам хозяйственной деятельности и по экономике в целом).

На основе этих базовых допущений установлены принципы и стандарты Б.у. Эти стандарты обычно не закреплены законодательно, однако в целом им стараются следовать как власти, так и практические работники. Общий набор этих стандартов различается по странам и даже по отдельным авторам (учебников, комментариев к правилам Б.у. и т. д.). К примеру, американский Совет по стандартам бухгалтерского учета выделяет 11 таких стандартов (некоторые из них совпадают с ранее перечисленными допущениями (фикциями) Б.у.). Наиболее важными среди них являются следующие:

а) оценка активов и запасов как компонентов действующего предприятия (англ. on-going concern concept), т. е. не по их ликвидационной стоимости, а с учетом их потенциальной способности приносить прибыль собственникам предприятия.

Для этого, например, признается нецелесообразным ежегодно переоценивать основные фонды предприятий — на основе их текущей рыночной цены, стоимости их восстановления или возмещения. Для упрощения учета предприятие может продолжать оценивать их по так называемой исторической стоимости, т. е. по цене приобретения;

б) учет доходов и расходов «по обороту титулов» (англ. accruals concept, что иногда неправильно переводят как «концепция наращивания»), т. е. по передаче (движению) прав на получение доходов и обязательств по производству платежей в отличие от учета «по денежному обороту» (англ. cash concept).

Если пользоваться последним методом, то расходы, например на оплату электроэнергии, потребленной в декабре, но оплаченной лишь в январе следующего года, не попадут в учет затрат по производству продукции в том году, в котором они были реально потреблены. В результате не только будут искажены (завышены) финансовые результаты истекшего года, но и неправильную оценку (заниженную) получат результаты следующего отчетного периода. Метод учета «по обороту титулов» как раз и позволяет корректировать несовпадение поступлений денежных сумм и денежных платежей с реальным процессом производства и обращения товаров и услуг. В соответствии с этим методом налоги на прибыль предприятия учитываются (как отложенный платеж) в распределении финансовых результатов того года, в котором эта прибыль была заработана, хотя реально налог в бюджет может быть перечислен только спустя несколько месяцев, уже в новом отчетном году;

в) неизменность однажды принятых методов оценки и учета отдельных статей актива и пассива на протяжении всей жизни предприятия (англ. consistency concept).

Несоблюдение этого стандарта приводит к несопоставимости учетных данных за различные периоды деятельности предприятия и искажает конечные финансовые результаты. В то же время в случае особо значимых изменений рыночных цен и условий деятельности предприятия допускаются отступления от этого стандарта, но, как правило, такие изменения обязательно должны получить одобрение собственников предприятия (иногда и кредиторов) и налоговых органов;

г) стандарт двойной записи (англ. double-entry system). Согласно этому стандарту, всякая хозяйственная операция в учете предприятия должна записываться дважды: по статье пассива, показывающей источник имеющегося ресурса, и по статье актива, отражающей назначение (использование) полученных средств. В конечном счете учет всех операций предприятия по этому методу дает возможность составить отчетный баланс за период, в котором сумма всех статей активов будет равна сумме всех статей пассивов.

«БЫК» (англ. bull) — покупатель ценной бумаги или любого финансового инструмента, который надеется реализовать его по прошествии некоторого времени по более высокой цене.

БЮДЖЕТ — финансовый план (смета) доходов и расходов экономического субъекта на определенный период времени. Превышение доходов бюджета над расходами — бюджетный профицит; превышение расходов над доходами — бюджетный дефицит.

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ — форма образования и расходования денежных средств для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Б.г. утверждается высшим законодательным органом и имеет силу закона. Бюджет содержит финансовые документы, условно подразделяемые на две группы: основные и дополнительные документы. К первой группе относятся финансовые законы, имеющие различные названия в каждом государстве (например, закон о государственном бюджете — в Швеции, Российской Федерации; закон о финансах — во Франции). Ко второй группе относятся приложения к закону о финансах: документы, содержащие экономический анализ и специальные исследования бюджетных показателей за предыдущий финансовый год.

К основным функциям бюджета относятся: перераспределение национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной экономики; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Бюджет федеральный — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципаьного образования.

Бюджет консолидированный РФ — совокупность федерального бюджета и свода бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов).

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ (англ. budgeting) — управленческий инструмент распределения и планирования ресурсов, охарактеризованных в денежных и натуральных показателях, для достижения стратегических целей бизнеса. Б. можно также представить как процесс анализа и контроля ранее принятых решений, через который предприятие оценивает целесообразность фактического использования активов предприятия, «добротности и качества используемых источников».

БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ (англ. capital budget) — капитальный компонент бюджета, отражающий вложения в основные фонды; смета долгосрочных вложений.

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (англ. budget classification) — законодательно устанавливаемая систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, определяемая природой государственного бюджета.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА (англ. budget system) — основанная на экономических отношениях, соответствующем типе государственного устройства и нормах права совокупность централизованных и децентрализованных бюджетов, а также внебюджетных фондов органов власти всех уровней государственного управления, включающая, кроме того, соответствующие каждому бюджетному уровню налоги, сборы, расходные обязанности и межбюджетные трансферты. В узком смысле — совокупность бюджетов страны.

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.

Бюджетный кодекс РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

К бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

— формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

— составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ — форма организации межбюджетных отношений в федеративном государстве. В Российской Федерации Б.ф. является адекватной формой осуществления межбюджетных отношений между бюджетами всех уровней.

Б.ф. предполагает децентрализацию бюджетной системы, но и большую ответственность и самостоятельность всех ее звеньев. К принципам межбюджетных отношений относятся: распределение и закрепление доходов и расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований; выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В
А

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес-энциклопедия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я