Игровые упражнения для развития речи у неговорящих детей

Б. М. Басангова, 2018

В книге представлены рекомендации по стимуляции речевого развития детей раннего возраста с нарушением речи в дошкольной образовательной организации и семье. Описываются игровые упражнения и задания, направленные на формирование речи, координацию движений и на эмоциональное развитие. Книга адресована логопедам, психологам и родителям.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игровые упражнения для развития речи у неговорящих детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Взаимодействие родителей с неговорящими детьми

С целью получения полной информации о коммуникативной деятельности детей были выделены типы взаимодействия родителей с неговорящими детьми. Родителей включили в различные последовательные коммуникативные ситуации, дополнявшие одна другую.

При разработке экспериментальных ситуаций учитывались исходный уровень развития речевой и коммуникативной деятельности детей, поскольку в различных ситуациях можно сравнительно полно и точно зафиксировать для каждого ребенка и родителя характерные особенности их коммуникативной деятельности и речевого поведения. В содержание эксперимента были включены пять коммуникативных ситуаций.

Ситуация 1. «Первая встреча». Эксперимент проводился в логопедическом кабинете. Специалисты приглашали маму и ребенка. Экспериментатор как можно меньше привлекал к себе внимание, поскольку в это время воспитанник адаптировался к новым обстановке и человеку.

Ситуация 2. «Знакомство». Специалист проводил беседу с ребенком у стола, на котором были разложены различные предметы, а также помещалась специально приготовленная игрушка (плюшевый медведь). Ситуация носила несколько провокационный характер, поскольку игрушка могла привлекать больше внимания, чем беседа, и отвлекать ребенка от взрослого. Маму к участию в беседе не приглашали.

Ситуация 3. «Подготовка к игре». Специалист предлагал ребенку выбрать три игрушки, которые располагались в разных местах комнаты. В первом случае, не прилагая особых усилий, из всех расположенных на столе предметов ребенку нужно было выбрать резиновую игрушку; во втором — приложить некоторые усилия (подпрыгнуть, подтянуться, встать на цыпочки и т. п.), чтобы достать мягкую игрушку; в третьем — преодолеть серьезное препятствие (подставить стул к шкафу, встать на него и достать игрушку с верхней полки шкафа, либо обратиться за помощью к взрослому), поскольку игрушка находилась далеко.

Ситуация 4. «Постройка домика». Ребенка просили построить домик из деревянного конструктора для одной из игрушек, которые он выбрал в предыдущей экспериментальной ситуации. При этом одна часть (меньшая) кубиков находилась на столе, другая — у мамы, третья часть (большая) — у экспериментатора. Ребенок мог отказаться от выполнения задания, закончить работу после использования кубиков, находящихся на столе или у него и у мамы, а мог выполнить задание и завершить работу до конца.

Ситуация 5. «Курочка Ряба». Рядом с постройкой ребенка разыгрывался фрагмент сказки «Курочка Ряба». Ему предлагалось разместить в домике игрушку, при этом в его распоряжении находился весь строительный материал. Мама включалась в деятельность ребенка.

Для неговорящих детей раннего возраста предложенные коммуникативные задачи могут оказаться трудными, однако именно в этих условиях воспитанники проявляют своеобразие и потенциальные возможности коммуникативной и речевой деятельности. Фактические данные, полученные в процессе наблюдений за детьми и их родителями в серии экспериментальных ситуаций, отмечались в протоколах.

На основе сравнительного анализа поведения детей в экспериментальных ситуациях выделены основные группы характеристик общения воспитанников с ОНР:

— продолжительность времени для налаживания контакта со взрослым;

— отсутствие обратной связи в процессе взаимоотношений с ним;

— эмоциональный неоднозначный настрой (с положительным или отрицательным оттенком) на взаимодействие со взрослым;

— инициативность в обращении за помощью к взрослому в процессе взаимодействия с ним по совместному решению задачи;

— использование неречевых средств в процессе общения.

Были определены и специфические особенности коммуникативной деятельности детей с нарушением речи:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игровые упражнения для развития речи у неговорящих детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я