Как я провел в Перу. Странствия археолога-волонтёра

Б. Кош

Путевые заметки 2013—2017 годов о Перу. Автор посетил почти все выдающиеся археологические и исторические памятники Перу (начиная с Мачу-Пикчу).Перу – родина древнейших цивилизаций американского континента. Странствия в Перу привели автора в археологию.Второе издание травелога улучшено добавлением справочного материала и карт. Книга проиллюстрирована более чем 1000 фотографиями автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как я провел в Перу. Странствия археолога-волонтёра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Как Кош попал в Перу

Вы будете смеяться, но Кошу3 с детства хотелось попасть на Мачу-Пикчу4. Тогда, в советское время, это было так же смешно, как мечтать о Париже. Что делать! Автор мечтал посмотреть на инкские развалины. На инкские, а не какие-нибудь ацтекские. Или, там, на египетские пирамиды.

Увидеть Мачу-Пикчу. Почему-то куда-нибудь еще — например, в Китай — никогда не хотелось поехать посмотреть. Да и на что смотреть-то в Китае, кроме развалин Великой Стены? И никогда не бередила Эйфелева башня. Что это? Железяка и железяка, мало ли таких сетчатых уродин торчит по всей России (Эйфелеву башню пришлось в свое время увидеть). У нас башня Шухова есть. Лувр? У нас есть Эрмитаж!

А Мачу-Пикчу у нас нет.

Кто мог в советское время подумать, что можно будет вот так запросто съездить в Перу (кроме специально уполномоченных на то товарищей)? Смешно! Голубая мечта. А теперь — съездить туда — проще простого. Тоже мне, мечта! Смешно. Купил билет и полетел! Дешевле, чем на другой конец страны съездить.

В мае 2013-го года эта голубая мечта сбылась5.

Пара слов о том, почему был выбран месяц май, что было решено увидеть и в чем оказалась миссия путешествия.

Почему в мае?

Май выбран неслучайно. Иностранцы едут в Перу в основном на Мачу-Пикчу, и едут летом, в отпуска. В Перу в горах, во время «нашей» зимы — дождливый летний сезон. «Нашим» летом у них сухая зима. В это-то время туристы едут на Мачу-Пикчу, и цены взлетают. И мест может не быть. И народа толпы6. Май и сентябрь — межсезонье, нет массовых отпусков, дети в школах, а погода и в горах и на побережье Перу может быть вполне приемлемая. Билеты дешевле.

Май и сентябрь — наше все.

ЧТО ПОСЕТИТЬ?

Сначала автор думал поехать по Великому Пути Янки: Лима — Мачу-Пикчу — Титикака — Арекипа — Наска — Колка — Лима. «Великим путем янки» он называется потому, что из миллиона иностранных туристов, прибывающих в Перу ежегодно, только каждый десятый посещает районы севернее Лимы7. И большая часть едет в горы, в Хуараз, заниматься трекингом в горах.

Потом пришло в голову — а что в Перу с древними культурами? Подчитал про перуанских индейцев, и особенно, про до-инкские цивилизации. Открылась бездна… В медиа-пространстве Мачу-Пикчу затмевает все. А с археологической точки зрения в Перу есть гораздо более интересные вещи. Именно в Перу и появились самые древние цивилизации в обеих Америках. Самые ранние города (пирамиды) датируются III тысячелетием до н.э. — синхронно египетским. Всего на тысячелетие моложе Двуречья! И раньше ольмеков.

Эти места не разрекламированы, не охвачены широко туризмом, хотя, с любой точки зрения, кроме разве эстетической, они дадут сто очков вперед Мачу-Пикчу. Но западный турист туда не едет. Ему хочется ярких визуальных впечатлений (и это понятно!) Это не значит, что туристов там нет вообще — они есть и их много. Но это не западенцы.

Есть еще один заброшенный горный город на севере Перу. Как Мачу-Пикчу, только постарше, и не инкский. Называется — Куэлап8. И рядом — один из самых высоких водопадов в мире, открытый совсем недавно по «гугломапу», Гокта9.

Кош долго читал «лоньку»10 и «фромку»11, а также учебник жизни «трипадвизер»12, и маршрут получился совсем другой, чем в начале. Неизвестно, что было бы, поедь он тупо по Великому пути янки. Но настал момент истины. Зачем вообще ехать в Перу? Какова — кроме, разумеется, Мачу-Пикчу — миссия поездки?

Миссия

Коготок начал увязать. Помимо Мачу-Пикчу, решил вдарить по перуанской археологии, и вдарить основательно. Посмотреть, конечно, Лиму (главные археологические музеи), Мачу-Пикчу, и основные города индейцев культур Моче13 и Чиму14, северные перуанские цивилизации. Заодно посмотреть на горную крепость индейцев Чачапойас15Куэлап. А уж там — это восточный склон Кордильер и начало верховьев Амазонки — посмотреть и знаменитый водопад Гокта. Осмотреть в Чиклайо самую раннюю американскую пирамиду с настенными фресками (Эль Вентаррон), а потом, двигаясь на юг, к Лиме, два самых древних американских города, Караль и Эль Параисо (Эль Параисо, находится прямо в пригороде Лимы, удобно). А там, что останется.

Но больше ничего и не оставалось. Сложно осмотреть это всего за десять дней. В целом, как уже видит читатель, маршрут получился не типичный туристический.

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Перу — страна узкая и длинная, несколько тысяч километров. Вся жизнь сосредоточена на узкой полоске пустынного побережья, тянущегося вдоль Кордильер (Анд). В силу исторических причин и рельефа, железных дорог там сейчас практически нет. По побережью идет шоссе, Панамерикана, в горах потихоньку построили цепочку дорог16. В джунглях Амазонки дорог особо нет (там есть реки). Да и не живет там почти никто. Индейцы и шахтерские городки. Короче, для дальних передвижений остаются автобусы и самолеты.

Самолеты дорогие (для иностранцев, для местных в два раза дешевле, но все равно дорого). Автобусы дешевые, и вроде бы комфортные, но… литература полна страшилок о том, что их постоянно грабят. А в горах они еще и регулярно падают в пропасть.

По местным газетам, отчасти это так — и грабят автобусы раз в неделю (как в 1990-е грабили автобусы с русскими мешочниками в Польше), и они таки падают в пропасти, хотя бы раз в месяц. Да и медленнее они самолетов и поездов. Но — ке фер, фер-то ке?

Маршрут ПЕРВОЙ ПОЕЗДКИ

Маршрут первой поездки, 2013 года, получился такой:

1) Прибытие в Лиму;

2) Сразу в Куско;

3) Объезд объектов в Священной Долине (и заодно акклиматизация на высоте 2500), с ночевкой в городке Ольянтата́мбо17;

4) Следующий день — Мачу-Пикчу;

5) Возвращение, ночевка и день в Куско:

6) Перелет на север, в Чиклайо;

7) Поездка в Чачапойас (город Куэлап и водопад Гокта);

8) Возвращение и осмотр Чиклайо:

9) Переезд в Трухильо (Трухийо);

10) Поездка в Караль, и возвращение в Лиму.

Общая картинка маршрута — см. \1\ (изображение номер 1, так будут делаться ссылки на картинки):

1 Общий маршрут поездки в Перу в 2013 году: Мачу-Пикчу внизу справа, слева, выше, Лима, а голубые шарики вверху — Чиклайо. Справа от него — Чачапойас. И далее по побережью — Трухийо (правильнее по-русски Трухильо, но так произносится на испанском), Караль и снова Лима.

Логистика

Лима — Куско

Прилет в Лиму вечером — а как добираться в Куско? Быстро выяснилось, что все ходы давно записаны. Почти все рейсы прибывают в Лиму именно что вечером, а улететь в Куско можно только рано утром18. Вечером туда ничего не летит (и обратно тоже).

Чтобы не ночевать дважды в Лиме, нужно прилететь ночью, и через несколько часов улетать. Что делать с одиннадцати вечера до пяти утра? Что с гостиницами?

Чтение лоньки и трипадвизера заставило шевелиться остатки волос. В Лиме царит преступность. Грабят иностранцев повсюду на улицах; такси завозят их «не туда» и там грабят. Единственное место, где спокойно — богатый пригород Мирафлорес (и дальше — еще более богемный район Барранко). Туда все и едут прямо из аэропорта. И только на лицензированных такси. И даже это не гарантирует.

Во время передвижения в такси по городу, окна не рекомендуется открывать, багаж не держать на виду (верно, сами таксисты немедленно просят убрать сумку с колен). О том, чтобы брать гораздо более дешевые такси за воротами аэропорта, а тем более, садиться на автобус, даже и думать не смей — чистая смерть. Гостиницы около аэропорта безумно дорогие для бедной Латинской Америки. То есть, порядка 30 баксов такси и 50 баксов гостиница — в общем, цена пары часов сна подходит к сотне. Однако!

Знакомая сказала, что это все фигня и можно переспать на полу в аэропорту около Старбакса, как все иностранцы. Что они с мужем и сделали. Но их таки двое было. В трипадвайзере есть специальная ветка насчет бюджетного пересыпания в аэропорту у Старбакса, и мнения были разные.

Отыскал сравнительно бюджетную гостиницу прямо рядом с аэропортом — «Манхэттен Аэропорт»19. Полтинник, и можно заказать по интернету. Наверно, уж до нее-то можно добраться за десятку? Всего-то четыре километра? Ну, хоть удастся немного поспать?

Надо сказать, что почти все в Перу, и даже автобусные билеты, все можно заказать по интернету, вебсайты у них очень прилично сделаны, и кредитки берут. Бывают, конечно, глюки, и лучше знать испанский. Так ведь Гугл есть.

Самолеты из Лимы в Куско недешевые для иностранцев — за два часа лета порядка чуть меньше 200 баксов (в те далекие времена), и это еще дешево.

Долина Куско и Мачу-Пикчу

Но как же объехать эти достопримечательности в Куско? Объехать надо практически всю долину, за световое время, то есть порядка восьми-девяти часов. Расстояние примерно 300 км, плюс, осмотр памятников. Нужна частная машина. Трипадвизер приводил примеры того, что можно нанять таксиста на день на такой маршрут примерно за 120 баксов. Однако, где по приезде найти таксиста, которому можно доверять и который бы знал маршрут? Ясно, что все они будут клясться, что знают, а потом завезут не туда.

На трипадвизере Кош нашел рекомендацию некоей Агнесс, из турагентства РЕСПОНСибл20, к которой и обратился. Агнесс откликнулась активно, и сначала выкатила именно такую же цену, как в трипадвизере (120 баксов), но когда стали уточнять маршрут, она сказала — ты чего, это невозможно объехать за день. И цена будет другая. В общем, сошлись на 200 баксах.

— Но таксист, такой, кто может это сделать, только испаноязычный, — предупредила она.

— Ничего, — сказал Кош, — разберемся.

Агнесс с шофером Уго должны были встречать Коша в аэропорту утром.

Первый день в Куско надо потратить на акклиматизацию. Куско находится на высоте примерно 4000 м., Мачу-Пикчу (МП) — примерно 3000 (ниже Куско!), а вот долина Куско — в районе 2500. Логично было бы провести день в долине, там же переночевать, подняться на МП, а потом уже и в Куско. Была масса страшилок насчет горной болезни. С этим было непонятно, так как Кош никогда на таких высотах не был. Максимум, кажется, порядка 2500 в немецких горах, да и то на короткое время. Как-то поведет себя изношенный боями и временем организм? Кош — немолоденький, полный, нетренированный мужчина довольно средних лет. Но без вредных привычек.

Оставалось отсортировать самое главное — Мачу-Пикчу (МП). Кош слышал и раньше про проблемы с транспортировкой в МП, но только теперь проблема предстала во всей красе. В МП есть только два пути — либо пешком по Инка-трейл на три дня, либо поездом21. Никаких шоссейных дорог в горный МП нет. Только поездом или по горам. Или вертолетом.

Количество билетов на Мачу-Пикчу ограничено, чтобы лимитировать нагрузку на памятник. 2500 в день22. Билеты на поезд ограничены количеством рейсов и разбираются как горячие пирожки. Особенно в сезон. Так как был еще не сезон, и оставалось недели три, Кош без труда по интернету заказал билеты на сам Мачу-Пикчу (порядка 80 баксов) и на поезд.

Билеты есть нескольких видов, с разными плюшками — например, с восхождением на гору Вайяна Пикчу, или без (разница в цене невелика). Но на гору надо записываться заранее, из 2500 человек пускают всего 400, двумя группами по 200 человек, с утра (смысл этого выяснился позднее).

Билеты на поезд действительно кусаются — за четыре часа поездки они требуют от 80 до 400 баксов (а есть и ВИП по 600!) Заказал билеты на панорамный поезд за 100 с чем-то, а обратно на обычный, подешевле. Один этот день, без еды и прочего, уже стоил порядка 500 баксов — самый дорогой туристский аттракцион в этой поездке.

Оглядываясь назад, автор думает, что проблема с билетами на сам памятник надумана. Билеты практически всегда можно купить на месте. Сильно ограничены лишь билеты с дополнительным подъемом на Вайяна Пикчу. Вот эти надо заказывать сильно заранее. В нынешней ситуации, когда продают билеты отдельно на утро и на день, надо брать оба. Другое узкое место — дешевые билеты на поезд. Их тоже надо брать сильно заранее. Все остальное ерунда.

Куско-Чиклайо-Чачапойас-Трухийо

С билетами из Куско на север тоже проблема. Хотелось попасть из Куско сразу в городок Чачапойас23, где находится крепость Куэлап. Оказалось, что аэропорт (а он там есть) не принимал пассажирские рейсы уже несколько лет. Попасть в Чачапойас можно только на автобусе — либо из прибрежного Чиклайо (тоже часть маршрута), либо из находящегося в джунглях восточного Тарапото. Автобусы туда ходят практически только ночью, и ехать девять часов по горам.

Лететь недалеко и туда и сюда, но, натурально, с пересадкой в Лиме. Что стоило не как один составной полет, а как два полета — то есть, в сумме порядка триста баксов для иностранцев. И никаких снисхождений. А что делать?24

Хуже, что вылетать из Куско нужно было не позднее двух дня — а иначе никуда не попадешь. Автобусы уходят в порядка десять вечера, а после двух из Куско уже нет практически авиарейсов. Это как районная электричка в Подмосковье — рейсы утром или вечером. А в середине фиеста? А как же осматривать Куско?

Делать было нечего, купил билеты на два дня. Удалось заказать и билет на автобус из Чиклайо до Чачапойас — это тоже возможно, все большие автобусные компании принимают заказ на вебсайтах. Единственно, что английские версии не везде работают — надо сразу заказывать на испанском (а Гугл на что?) А вот обратно билет заказать не удалось — вебсайт ничего не показывал. Ну, решил Кош, там разберёмся, как выбираться из этого Чачапойас.

Осталось отсортировать где жить в Чачапойас и Трухийо. Это удалось без труда. В Чачапойас нашелся хостел Амазонас25 по 15 баксов, а в Трухийо — отель три звезды в центре за 40 баксов26. Оба предложили, натурально, структурировать экскурсии. Да, и автобусы — автобусы стоят копейки даже для иностранцев. За ночной рейс — восемь часов — они берут двадцать, что ли, баксов.

Путешествовать по Перу — дешево, если бэкпекерский образ жизни не отвращает. Только в Мачу-Пикчу все дорого, да и то, только в районе самого Мачу-Пикчу. Обеспечение «нормального» европейского стандарта обойдется дороже, чем в Европе, оттого-то на Западе путешествие в Перу считается очень дорогим. Если ездить так, как они — конечно, будет дорого.

Трухийо-Караль-Лима

Эту часть маршрута Кош планировать заранее не стал. И — правильно!

Читателю

Пара слов насчет дальнейших заметок. Читатель, наверно, заметил ненормативную орфографию и прочие нелитературные шероховатости. Неологизмы. Сокращения. Солецизмы. Американизмы. Слова-паразиты. Даже олбанизмы.

Кош — занудный, и потому старался приблизить текст к разговорному языку, чтобы не было скучно. Редко же какой русский человек в живой речи скажет, «я был на Титикака» (уж точно не автор). Скорее всего, название озера Титикака будут склонять. И никто в Перу не говорит «Трухильо». Только Трухийо. В таком разрезе. Надеюсь, этой цели удалось достичь.

Автор пишет о себе в третьем лице, чтобы, как говорится научно, отделить «голос рассказчика» от «протагониста». Так автору удобнее. Ведь рассказчик — не протагонист. Более того, он не Кош. Просто он пишет о Коше.

Автор не полагается на свое восприятие памятников, и поэтому практически ко всем дается примечание с цитатой из русской Википедии. Поэтому почти нет ссылок на литературу — это лишнее для травелога. Для избранных отелей дается электронный адрес. Все фотографии в книге (за исключением карт, взятых из гугла) сделаны автором. Нумерация фоток иногда нарушена, в результате редакторской работы.

Адрес электронной почты Коша — whitekosh6@gmail.com.

Январь 2018

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как я провел в Перу. Странствия археолога-волонтёра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Кош — это я! Но я — это я, а Кош — еще и главный персонаж этого травелога, от чьего лица он и написан.

4

Ма́чу-Пи́кчу (кечуа: Machu Piсchu, в переводе — «старая вершина») — город древней Америки, находящийся на территории современного Перу, в 6 километрах от посёлка Агуас-Кальентес, на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря, господствуя над долиной реки Урубамбы. В 2007 году удостоен звания Нового чуда света (Википедия).

5

Первая версия травелога написана в 2014 году. После этого, на момент второго издания, Кош побывал в Перу четыре раза. С высоты этого опыта многое из заметок 2013 смотрится наивно. Поэтому в особо наивных местах нынешний Кош сделает разъяснения, но и эти первые впечатления имеют свою ценность, так что — еже писах, писах!

6

К сожалению, Кош пришлось в этом убедиться лично в 2017-м — он побывал там во второй раз в летний период — ужас-ужас, сравнимый разве что с Эйфелевой башне.

7

Лукавое слово — иностранных. Чем дальше, тем больше в этом иностранном потоке туристов из дружественной (или враждебной, типа Чили) Латинской Америки. Сильно растет внутренний туризм.

8

Куэлап (Kuélap) — крепость цивилизации Чачапойя, покорённой инками. Была сооружена в X веке и существовала до примерно XVI в. Находится в регионе Амазонас в Перу. Вновь открыта в 1843 г. Расположена на высоте 3 тыс. метров над уровнем моря, состоит из нескольких гигантских платформ, расположенных друг на друге. Первая из платформ высотой 20 м и шириной 600 м расположена в направлении с севера на юг. За ней находятся две других. Эти платформы поддерживают около 400 сооружений, в основном цилиндрической формы. Некоторые из конструкций украшены фризами в виде глаз или птиц (Википедия).

9

Гокта — один из самых высоких водопадов на Земле. Он находится в перуанской провинции Бонгара, примерно в 20 км на север от Чачапояса, административного центра региона Амасонас. Его высота составляет 771 м. Объём воды очень сильно колеблется в зависимости от количества выпавших в его маленьком, скалистом бассейне осадков, расположенном на высоте от 2 500 до 3 000 м над уровнем моря (Википедия).

10

Путеводитель Lonely Planet.

11

Путеводитель Frommer.

12

Сетевой ресурс Tripadviser.

13

Мочи́ка, или моче, — доколумбова культура в Южной Америке, существовавшая с I века по VIII век на побережье Перу. Как и у культуры чиму, являвшейся преемницей мочика, её центр располагался в районе нынешнего города Трухильо, позднее Пампа-Гранде. Южнее моче жили носители культуры Наска (Википедия).

14

Чиму́ (кечуа Chimu) — высокоразвитая доколумбова культура в Южной Америке, существовавшая примерно с 1250 по 1470 год на севере современного Перу в области города Трухильо. Предком культуры Чиму является культура Мочика. В эпоху наибольшего расширения влияние Чиму распространялось до границ Эквадора на севере и до Лимы на юге. Государство Чиму носило название Чимор. В столице Чан-Чан жило до 60 тысяч человек, а сам город являлся крупнейшим на южноамериканском континенте. Царство Чиму смогло покорить соседнюю Сиканскую культуру и ряд других мелких культур. В свою очередь, Чиму были покорены инками (Википедия).

15

Чачапойя — доколумбова культура, существовавшая в Перу примерно в 900—1470 гг. н. э. Находилась на плато на территории современного департамента Амасонас. Называли себя Воины облаков. Жители данной культуры создали множество монументальных каменных памятников: Куэлап, Гран-Пахатен, Лагуна-де-лос-Кондорес и др., а также большое количество саркофагов и мавзолеев в труднодоступных местах (Википедия).

16

В то время автор понятия не имел о так называемой «дороге Солнца», цепи дорог, выстронных инками в горах и тянущихся от Боливии до Эквадора.

17

Ольянтайта́мбо (исп. Ollantaytambo, кечуа Ullantaytampu) — современный город и археологический памятник культуры инков на юге Перу в 60 км к северо-западу от города Куско. Расположен на высоте 2792 метра над уровнем моря в округе Ольянтайтамбо, провинция Урубамба, регион Куско у реки Патаканча невдалеке от места, где она впадает в реку Урубамба. Основное поселение находится на левом берегу Патаканчи, а небольшой фрагмент (Аракхама) — на правом. Церемониальный центр находится позади Аракхамы на склонах горы Серро-Бандолиста (исп. Cerro Bandolista) (Википедия).

18

Впоследствии выяснилось, что есть рейсы в середине дня, но это не очень помогает. Организовать стыковку рейсов так, чтобы прилететь в Лиму дневным рейсом, и, не ночуя в Лиме, попасть в Куско, практически невозможно.

19

http://hmanhattan.com.pe/

20

Уже там вроде не работает. Но есть агентство http://responsibletravelperu.com/en/

21

Есть, есть еще один странный обходной маршрут для тех, у кого масса времени и мало денег — с прохождением последних десяти километров по рельсам, но его Кош не рассматривал. Но многие русские им пользовались.

22

С июля 2017 хитрые перуанцы разбили день на две части по шесть часов, так что могут принимать до 5000 человек в день, не нарушая инструкции. В итоге, «нормальный» день подорожал в два раза. И вообще все подорожало, это цены 2013 года. Плюс, надо учитывать, что некоторое количество билетов резервируется за туристскими фирмами. Этим, видимо, и объясняется то, что на самом деле, билеты можно купить в тот же день, хотя на сайте их нет.

23

Чачапояс (исп. Chachapoyas) — город на севере Перу на высоте 2235 м над уровнем моря, административный центр региона Амасонас. Население города составляет около 20 300 человек. Город расположен в горах вдали от побережья и значительно изолирован от других регионов Перу. Ежедневно ходит автобус в города Чиклайо и Кахамарка. Несмотря на наличие местного аэропорта, количество рейсов невелико.

24

Все это, для любителей бюджета, дешевле сделать на автобусе — но ценой пары дней в одну сторону.

25

https://www.tripadvisor.ca/Hotel_Review-g799618-d1798990-Reviews-Hostal_Amazonas-Chachapoyas_Amazonas_Region.html

26

Сейчас все это легче сделать, чем в 2013. Все это можно делать по приезде.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я