Легенда Три-Четыре

Артём Яковлев, 2022

Катастрофические события в космосе вблизи Марса происходят, когда наша экспедиция только начинала обустраивать свою жизнь на поверхности планеты. Год 2156. Роскосмос.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легенда Три-Четыре предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Точка в пространстве

В этой крохотной точке, занимающей всего пять миллионов квадратных миль кипящей и скручивающейся жгутами поверхности, назревал прорыв. Пытаясь его удержать, здешнее магнитное поле также росло, приближаясь к безграничному значению. И поднимавшийся под поверхностью жар, в невозможности излучать, усиливался. В точке множились силы пытающиеся и вырваться, и сдержать. На последних секундах магнитная поверхность выгнулась и плотный свёрнутый рукав плазмы развернулся, пробив магнитный запрет, раскручиваясь метнул избыток энергии прочь.

Солнце тихонько чихнуло и задышало облегчённо…

Глава 1. Спуск на планету

Марс. События в атмосфере. Павел

«Зою», до входа в атмосферу казавшуюся такой уютной, рывками трясёт и раскачивает. За нами ступеньками распахивается огромный тормозной парашют. После трёх с половиной месяцев жизни в невесомости наша шестёрка собирается хлебнуть всех благ гравитации на одной из самых лёгких среди гравитационно твёрдых планет. И интеллект-модератор тяжёлого пилотируемого устройства ждёт момент начала запуска движков, готовится раскручивать турбины.

— Внимание, высота пять тысяч. Ждём отстрел. Ух, как будет весело! — штурман Вовчик не дремлет, острит, чтобы первопроходцы ненароком не заскучали.

Торможение атмосферой этой планеты настолько же сильное, как и при спуске на Землю. По крайней мере сила, с какой вдавливает тебя в ложемент, почти как там. Только скорость спуска больше и даже огромный парашют в этих условиях мягкой посадки не обеспечит!

Экипаж молчит и ожидание немного затягивается. Парашют полностью распахнулся давно и скорость снизилась.

Небольшой перекос, лёгкий треск пиропатронов, подрывающих натянутые райзеры, парашют отстрелян, снова невесомость, падаем.

Как должно происходить формирование всех операций по посадке известно точно, многократно проигрывалось на симуляторе, но сейчас что-то пошло не так.

Выход к точке орбиты был безупречен, тормозной импульс прошёл в нужное время и длился требуемые секунды. Скорость снизилась до двух и «Зоя» сошла с орбиты как по нотам!

Но парашют отстрелился позже и движки не запустились в тот же момент. Они должны были заработать сразу, но не заработали, время ожидания перевалило допустимое отклонение. При этом «Зоя» в потоке газа стала закручиваться. Началась корректировка и это был самый неприятный момент. Несколько раз хорошо сработали активные фиксаторы в шлеме. Кто-то из экипажа вякнул, но этим звуковое оформление и ограничилось.

Всё восстановилось на последней секунде, когда с рёвом запустились тормозные бустеры. Теперь чётко зафиксирован низ, ускорение стабильно прижимает к креслу. С крайнего тыла серьёзным голосом Вовчик сообщил:

— Спускаемся. Небольшой перелёт, поэтому дросселирование минимальное, но до точки всё равно не дотягиваем.

Голос капитана:

— Сколько не дотягиваем?

— Ушли километров на двадцать, сможем компенсировать процентов семьдесят, не больше.

— Вашу ж мать! — выругался капитан.

— Надо говорить: «Пи-ип»! — ангельски рекомендует капитану Вовчик, он в своём амплуа.

Это он шутку включил чтобы ослабить потрясение! Только зря. Все понимают: ещё до посадки всё пошло по худшему сценарию. Такси здесь не бывает и такое расстояние придётся измерять шагами. И тащить туда же по неведомым путям шестнадцатитонный корабль. Других способов соединить взлётную ступень с пилотируемой кабиной ещё не придумали.

Даже через амортизирующие и гасящие звук структуры рёв турбин режет уши. Но это так, как и должно быть. Тяга максимальная, уже ничего не изменить.

— Высота две сто. Скорость снижения в средних значениях. Сядем через четыре минуты. Точка внизу ровная. Ветер ноль пять, на небе ни облачка.

Вовчик в своей роли, про облака — шутка. Облака в этих краях настолько редкие, что увидеть здесь — мечта любого. Климат на планете исследован лишь фрагментарно, до целого не хватает пары-тройки поколений наблюдателей. А в возможном ухудшении видимости чаще виновны не лёгкие облачка́, а тяжёлые пылевые бури, в конце зимы они на несколько месяцев скроют поверхность и в полумраке станут заваливать всё сухой пылью. Что лишит не только возможности безопасной посадки, но и надежду хоть какое-то время существовать на поверхности.

Впрочем, волноваться преждевременно, до ближайшего шторма более девяти месяцев по земному календарю. За это время экипаж должен отработать программу по полной и Громовержец-4.1 вернёт их в уже обжитую часть Вселенной.

Земля. Центр Управления Полётом

Из пресс-секретариата Роскосмоса Марина Корнилова:

— Всем доброго времени! Накануне опубликована информация: спускаемый аппарат «Зоя» должен в это время осуществить посадку в расчётном районе, но из-за десятиминутной задержки сигнала, для нас с вами корабль всё ещё спускается в атмосфере. Сеанс связи с экипажем был прерван из-за нахождения аппарата в облаке плазмы. Информации не будет ещё минуты две-три. После торможения в верхних слоях должен раскрыться парашют и будем ждать доклад о прохождении этой сложной и опасной фазы полёта. Картинка в высоком качестве будет готова только к вечеру, а видеосвязь начнёт работать в лучшем случае дня через два, когда будут выведены, отработаны и запущены все звенья системы связи. А пока наш корреспондент в студии Ижевска передала фрагменты интервью научного консультанта проекта, доктора технических наук Виктора Алексеевича Симака.

Корреспондент:

— Добрый день, Виктор Алексеевич. Поясните пожалуйста для наших зрителей, почему мы не можем именно сейчас осуществить прямую видеосвязь с кораблём, как например с базой на Луне или между абонентами на разных континентах матери-планеты.

— М-м, да, вопрос понял! Про то, чего не знаю, говорить не буду, но и на Земле не всё так просто, как кажется. Самый простой случай когда связь идёт только через один-два транслятора, расположенных, как правило, на расстоянии горизонта. В случае с континентами трансляторов могут быть десятки и расстояния сотни, тысячи километров. А связь между двумя точками, находящимися в беспрерывном движении по многочисленным траекториям в глубоком космосе…

— Исчисляется сотнями?.. — предположил корреспондент.

— Нет же! — яростно возразил Симак. — Связь между двумя точками в космосе вынуждена балансировать на грани неизбежного обрыва. В данном случае количество единиц роли не играет, важна единичная мощность дальнего передатчика, площадь зеркала приёмника и взаимная безупречность ориентации и позиционирования. Требуемыми параметрами на орбите Земли обладают не более сорока семи станций, и только девять станций сейчас находятся вблизи Марса. Это нацеленная антенна самого «Зевса-4.1» и ещё до конца не выведенные на целевые орбиты трансляторы ФиТ, готовые объединится в единую интерференционную сеть с большой базой. Единственный прямой канал Земля-Марс-Земля в состоянии поддерживать общение двадцать часов в неделю из Евпатории, но только не сейчас…

— То есть сейчас в Евпатории станция не готова к связи?

— Евпатория готова и ждёт, Марс почти в зените, но он не готов. Пока не произойдёт посадка и экипаж «Зои» не развернёт антенный комплекс, связаться с ними даже через Зевса не сможем. Пока доступны лишь короткие сообщения…

— Тогда, внимание! — перебила подключившись из пресс-секретариата Марина Корнилова. — Я зачитаю последние короткие сообщения, полученные до входа в атмосферу Марса. Их ещё не успели получить все заинтересованные стороны. Они сейчас как горячие блинчики, самые свежие и самые вкусные!..

Марс. Посадка. Павел

— До касания двадцать секунд. Всем приготовиться, принять контраварийное положение. — голос капитана звучал ожидаемо спокойно. — Бортинженер, поднять давление в кабине и контролировать герметичность.

Это уже ко мне.

Переместил движок на две позиции вперёд и проконтролировал реальное поднятие давления в кабине. Пяти секунд хватило. В случае небольшого удара высокое давление не позволит смяться обшивке, а такое смятие сделало бы возвращение к «Зевсу-4.1» уже трудно — или даже вовсе невыполнимым.

Для экипажа мои игры с давлением незаметны, все надёжно капсулированы в лёгких рабочих скафандрах.

По датчикам высоты, за три секунды до момента касания, турбины взвыли, поднялась тяга и тяжесть ударно возросла в разы. Всё кончилось лёгким толчком просевших амортизаторов и сипящим стравливанием остатков топлива из систем двигателя.

— Есть посадка! — штурман проинформировал серьёзным голосом.

Надолго такой серьёзности не хватает, и Вовчик остался при своём. Так же безразлично сообщил:

— Этот повод надо озвучить, братцы!

И мы все, включая Тефтельку и капитана, рявкнули:

— Ура-а!

Вышло достаточно дружно.

МЫ ЗДЕСЬ ПЕРВЫЕ!

Но обязанности бортинженера никто не отменял:

— Снижаю давление до нормы.

Посадка прошла успешно, герметичность подтверждена. Напрягать дальше воздушную систему не стоило, запасы воздуха и энергии теперь намного дороже всего остального.

При посадке мы сэкономили топлива более чем на тридцать секунд полёта, что на полтонны больше максимального резерва. Но это не ко мне. Посадка оставалась в руках второго пилота со штурманом и в шестерёнках автопилота Зои.

— Бортинженер, подготовь связь с Зевсом-4.1. Нужно передать сообщение об успешной посадке. Текст готовлю сам. Для всех остальных отдых, привыкаем к гравитации.

— Ох ты!.. — вскрикнул Кузяев за моей спиной. — Только гляньте, камера шесть!

Вместо отдыха все тут же принялись искать источник беспокойства на мониторах. И пока я готовил наружную связь, в кабине стоял неумолкающий гам:

— Падает-падает!.. Видите? — это Кузяев.

— Парашют! — спокойно оценил пилот Тихон.

— Но он отстрелился на пяти километрах. Как же он здесь и сейчас?.. — возразил Кузяев.

— Ты думал будет как на Земле? — это уже Вовчик. — Парашют просто свернулся и падал, а мы спускались на тяге. Я удивлён, что он не упал раньше.

— Но с такой высоты ветром парашют унесёт. — снова Кузяев.

— Работа над климатом Марса ещё в теории, а ты про какой-то ветер… — подключилась и Тефтелька, сгоряча назвав планету по имени.

Вовчика с его идеей одинаковых условий, в последний момент поддержал я:

— Совпало. Нас сносило синхронно.

Когда антенны раскрылись, пошло сканирование радионебосвода. В это же время произошло падение бело-красного комка с паутиной строп в нескольких сотнях метров от нас. Над крутой извилиной ухаба, где завершилось падение, бесшумно поднялось облако пыли.

— Трах-бабах! — бесшумное падение озвучил Вовчик.

— Да чёрт же побери! — каркнул капитан. — Отдыхайте, ещё насмотритесь!

Все смолкли. А я, отмотав назад, падение скопировал и перекинул на интерфейс капитана. «Зачем?» — тут же ответил письменно он, пояснив вслух:

— Спасибо, Паша, я видел. Сохрани для Мясищева.

«Мясищевым» мы за время полёта привыкли звать наш ЦУП в Филях, на улице Мясищева.

Меня никто не просил, но в папку «для Мясищева» скинул кое-какие видеозаписи от вчерашней расстыковки с «Зевсом-4.1», до касания амортизирующих опор «Зои» этого участка планеты.

Всего вышло чуть более суток записей, откуда, будет время, отсею три четверти, а из оставшегося друзья в Центре нарежут эффектных кусков для фильма с безусловно оптимистичным и немного детским названием: «Три-четыре…», что по их мнению должно символизировать перелёт с третьей планеты системы Солнца — Земли, на четвёртую — эту.

Оборудование корабля, оставляемого экипажем, нуждалось в консервации. Прежде всего консервирую то, что не нужно уже сейчас и не потребуется в течение нашего здешнего «отпуска». Отключил пусковые аккумуляторы, заглушил генерацию, наглухо запер топливные системы и проверил надёжную работоспособность систем связи и защиты. Это продолжит работать и без нас.

Наружные камеры смотрели после посадки в разных направлениях: в небо, под посадочные опоры и во все стороны горизонта. Симулятор создавал теперь на мониторе общее объёмное изображение, дающее представление о том, где сели. Точки координат плавали по всему изображению. Только понять, куда в этих условиях нужно двигаться, нельзя. Невозможно угадать место, куда «Зевс-4.0» два с половиной года назад закинул возвратную ступень для «Зои» и две ракеты с грузом для жизни и работы в условиях колонии, то есть саму станцию. И все эти три беспилотные посадки прошли безупречно в этом районе, только самой экспедиции не повезло сесть в другом!

Кругом, кроме рухнувшего недалеко парашюта, ни следа земной цивилизации. Поэтому побеспокоил штурмана, тот должен контролировать в каком направлении от посадочного поля мы сели. Дунул в микрофон у щеки и запросил:

— Пе́трович, в каком направлении база?

Решил для разнообразия не звать его ни Вовчиком, ни Вольдемаром. Пе́трович — с ударением на первом слоге совсем не отчество, это фамилия штурмана, природного серба. Чтобы мы не заморачивались с непривычным звучанием, он придумал себе лёгкое имечко: «Вовчик». А потом также легко и щедро раздарил ники для большей части экипажа.

— Север-северо-восток. — ответ от Вовчика точный, но непривычно краткий и бесцветный.

В том направлении в полукилометре начиналась область песчаных дюн, вздымающихся над поверхностью. Так что база пряталась там, за дюнами и горизонтом. Бесконечно далеко. Так по крайней мере ощущалось.

Земля. Центр Управления

Марина Корнилова из пресс-секретариата Роскосмоса:

— Сообщение: «Сели, радуемся». Короче и ясней не придумать! Здесь и удачное начало, и бодрое настроение. Прокомментировать событие первой посадки на другую планету согласился ведущий специалист корпорации Герман Борисович Третьяк. Скажите, Герман Борисович, какие проблемы пришлось преодолеть для успешной посадки на поверхность? Можем ли мы быть уверены, что всё для безопасного нахождение на необитаемой планете предусмотрено? Как будет обеспечена связь? Я заметила, не всё так уж гладко со связью. А ведь это должен быть годный для людей, обжитой космос!

Специалист ответил так:

— Про связь вам расскажут другие, а понятие «обжитой космос», до последнего времени включало пространство с высоты ста пятидесяти до четырёхсот, то есть там, где люди могут обитать и легко перемещаться с Земли и на Землю. С расширением исследованного космоса до орбиты Марса, скоро в это понятие можно будет включить и Луну, и даже точки либрации Земли, находящиеся в миллионах километров! А Марс будет следующим этапом. Но сейчас как доставка, так посадка и работа на поверхности имеют свои особенности и свои опасности. Представьте, давление на поверхности такое, как у нас в стратосфере, практический вакуум. Спуск челнока возможен только по комбинантной схеме. Температура поверхности всего минус 15 днём. При этом и атмосферное давление, и температура в этих координатах и солах, достаточно высокие. Отечественные скафандры и разного тоннажа роверы создавались для эксплуатации в тяжёлых условиях других планет. Всё оттестировано на лунных полигонах, все замечания учтены, недоработки исправлены…

— Вы сказали про солы. Это что?

— Сол — марсианские сутки…

— Почему бы тогда их так и не назвать? Сутки марсианские! Наш зритель большей частью в астрономии не имеет ваших знаний и вряд ли поймёт…

— И всё-таки надо привыкать к принятому в науке. Сол на Марсе это 24 часа, 39 минут и 35 секунд, то есть более чем на полчаса больше земных суток. В марсианском году солов набирается более 668, что на 45% больше чем дней у Земли. И сейчас там ранняя осень, которая, не удивляйтесь, будет длиться ещё шесть земных месяцев пока планета движется к афелию, самой дальней точке орбиты. Сейчас самое удобное и безопасное время для экспедиции…

— Коротко расскажите о скафандрах наших «марсиан»… — перебила научные рассуждения Марина Корнилова.

— Коротко? Отлично! «Альбатрос-МК13» весит сто тридцать килограмм, имеет двадцать часов автономности, высокую ударопрочность и отличную термостабильность. В нём можно спать на ледяном грунте Марса, при этом автономность сохранится…

— Спать в скафандре наверное не только необычно, — перебила Корнилова. — мне кажется, что это неудобно и опасно…

— От человека, который испытывал его на Луне, я слышал иное. Он считал, что скафандр очень комфортен, поддерживает на высоком уровне безопасность и рассчитан на длительную носку. Никаких неудобств исследователи Марса чувствовать не должны. Даже во время зарядки они могут не покидать свои оболочки, заправлять скафандры на себе. Это безопасно! В транспортных средствах: в челноке «Зоя», на ровере «Леонов» и базовом жилом модуле обеспечены системы зарядки.

— А как же работа? Вы сказали скафандр весит сто тридцать…

— На Марсе всё намного легче. И сто тридцать будет ощущаться как пятьдесят. Это тоже немало, но конструкция облегчает и сохранение равновесия и хождение по пересечённой местности. При низкой гравитации это важно. А руки и ноги скафандра немного усилены гидравликой.

— Ну, низкой гравитацией космос не удивишь…

— Даже когда работали двигатели «Зевса-4.1», экипаж был почти в невесомости. Это привело к определённым расстройствам вестибулярного аппарата. И первые сутки на поверхности покажутся самыми тяжёлыми…

— Благодарю! К нашей беседе хочет подключиться дежурный смены ЦУПа Олег Коротаев со срочным сообщением. Вам слово, Олег Витальевич!

— Спасибо! Минуту назад в наш Центр пришёл с китайского орбитального аппарата снимок места посадки челнока «Зоя». По снимку челнок опустился в шести километрах от расчётного места и мы получили нерасчётную, но всё ещё допустимую ситуацию. Теперь чтобы перебраться в лагерь, начать расконсервацию, космонавты вынуждены преодолеть это расстояние по неразведанному маршруту. В ЦУПе уже создаётся комиссия, которой предстоит выяснить причину сбоя и способы решения возникшей проблемы…

— Вы сказали «проблемы». А в чём она? Расстояние считается труднопреодолимым? Потому что шесть километров, не так уж много…

— Не спорю. Но даже те из городских, кто регулярно ходит пешком, не представляют трудностей движения в кислородном скафандре по пустыне, где нет дорог и редки горизонтальные поверхности, а любая прямая является лишь проекцией бесконечного множества кривых. Вверх, вниз, вправо, влево, вперёд и назад. Маршрут мы уже начали прокладывать, но только приблизительный, не учитывающий реальных условий. Там, на месте, может всё быть сложнее…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Легенда Три-Четыре предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я