Путь боевых искусств предполагает полную самоотдачу, которая довольно быстро теряет былую мощь без ответов на возникающие вопросы и чёткого понимания, куда ты, собственно говоря, движешься. Книга призвана стать фундаментом для начинающих занятия айкидо, а также поможет открыть множество неизвестных до этого граней боевого искусства для опытных спортсменов. Отдельные главы окажутся полезны и для тех, кто не имеет отношения к айкидо, но стремится постоянно расти над собой и достигать новых вершин!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Айкидо. Работа с ощущениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЧАСТЬ 2. Принципы айкидо
Вполне справедливо, чтобы изучение айкидо начиналось с фундаментальной теоретической основы, которая поможет сформировать понятие того, чем предстоит заниматься. История возникновения и развития айкидо как боевого искусства, конечно, по-настоящему интересна и полезна, и для знакомства с ней существует много хорошей литературы, которую стоит прочитать. Однако история — это лишь информация, которую можно знать или не знать. Принципы же айкидо — это необходимый для любого айкидоки фундамент как залог высокой эффективности будущей техники, а также действенный метод разрешения конфликтных ситуаций, который нужно активно и осознанно использовать на каждой тренировке.
Изучение принципов айкидо вместо слепого запоминания последовательности шагов и движений рук — это именно тот путь, который способен из неуверенного в себе ученика сформировать уравновешенную личность, реакция на опасность которой будет своевременна, естественна и эффективна. И в этом нет ничего сверхъестественного или надуманного: используемые в айкидо принципы в той или иной форме применяются, наверное, во всех существующих боевых искусствах. Однако именно в айкидо эти принципы чётко сформулированы и возведены в ранг обучения, так же, как, например, в боксе кропотливо отрабатывается ударная техника. Ни одно статическое или динамическое упражнение, базовое перемещение, техника, приём и даже стандартная самостраховка не должны воспроизводиться без использования принципов. И чем выше уровень исполняемой техники, тем больше принципов необходимо одновременно держать в голове, чтобы движения не только выглядели эффективно, но и являлись таковыми по сути.
К счастью, человеческий организм настолько удивителен, что систематическая отработка одного и того же движения вкупе с определёнными мысленными установками в итоге приводит к тому, что то же самое перемещение или, скажем, бросок со временем станут осуществляться айкидокой без серьёзного умственного напряжения. То есть автоматически, на уровне инстинктов. Но до этого окрыляющего момента, когда понимаешь, что твоя техника действительно начинает работать, необходимо пройти сложный и тернистый путь.
Чтобы осознать важность изучения принципов, достаточно одного простого примера. Скажем, из кулинарии. Существует множество рецептов приготовления, например, супов. Хорошая хозяйка наверняка может вам подробно описать процесс приготовления десятков первых блюд, и эти кулинарные навыки оттачивались годами методом проб и ошибок. Поначалу это было слепое пошаговое следование одному из рецептов, когда нужно точно знать, какое действие предшествует следующему, сколько необходимо положить ингредиентов, насыпать приправ и соли. Через некоторое время настойчивой практики невольно постигаются принципы приготовления супа, и для того, чтобы создать новое блюдо уже не обязательно чётко следовать всем прописанным шагам, ведь тебе уже известно, сколько времени необходимо для доведения до готовности каждого ингредиента, какая последовательность действий должна быть, какие использовать хитрости для достижения наилучших вкусовых характеристик, сколько соли и приправ потребуется и т. д. В большинстве случаев будет достаточно лишь списка ингредиентов — и новый суп готов!
То же самое и в айкидо. Закрепив в своём сознании хотя бы несколько наиболее важных принципов, вы сможете достаточно чётко воспроизвести совершенно новую для себя технику, лишь единожды увидев её в исполнении тренера или другого мастера. Потому что теперь вы способны видеть принципы, на которых она построена. Если же на протяжении нескольких лет тренировок каждая новая техника даётся с трудом, а её изучение сводится исключительно к запоминанию движений и перемещений, то на вопрос: «Чем ты занимаешься?» можно смело отвечать: «Танцами!». Движения без наполнения принципами айкидо никогда не возымеют той эффективности, к которой все стремятся.
Слепого запоминания последовательности движений рук, ног и тела, разумеется, в самом начале тренировочного пути не избежать. Это — ниточка, которую необходимо сформировать в себе за счёт возможностей своей памяти, но впоследствии на неё следует нанизывать принципы айкидо, как бусинки, чтобы в процессе работы с собственными ощущениями, понимания, что работает, а что — нет, получить не только визуальную красоту согласованных и отрепетированных движений, но и по-настоящему работающую технику.
Описывая знакомые мне принципы айкидо, я столкнулся с определённой сложностью, которая постоянно мешала мне чётко и в максимально законченной форме описать каждый из них. Дело в том, что раскрытие одного принципа неизбежно требовало приведения хотя бы нескольких слов о другом. Они как бы перетекали один в другой, неразрывно смешивались и в следующий момент разъединялись. И, несмотря на всю трудоёмкость формулировки для меня как автора, эта невозможность чётко разграничить суть используемых в айкидо принципов отлично подчеркивает всю полноту и системность этого удивительного боевого искусства. Мы можем пытаться изучать в додзё его элементы обособленно, разрозненно, но реальная эффективность придёт только в том случае, если размыть границы между ними и дать им свободно проникать друг в друга.
Именно с этой точки зрения и предлагаю читателю познакомиться с моим пониманием принципов айкидо.
ГЛАВА 1. Состояние и положение тела
Центральная линия
Пожалуй, принцип формирования и сохранения центральной линии — это первое, что необходимо усвоить в самом начале, поскольку он стопроцентно используется в каждой технике айкидо. Выверенный центр — это сильная позиция, эффективность, концентрация внимания и обязательное условие для поддержания равновесия. Впервые отрабатываясь в базовой стойке, центральная линия обязана впоследствии поддерживаться и не искажаться в движении и при воздействиях партнёра. Важно понимать, что утрата центральной фокусировки даже на мгновение делает технику малоэффективной и в реальном поединке может спровоцировать восстановление нападающим своего равновесия, после чего инициатива снова переходит к нему.
Я не случайно вместо понятия «центральная линия» употребил «центральная фокусировка». Лишённый центральной линии человек подобен не сфокусированной оптической системе: собираемый линзами свет выходит беспорядочно, а эффективность и польза такой системы оказывается нулевой. Только верная конфигурация оптической линии позволяет сфокусировать солнечный свет в узкий пучок. Контроль центральной линии работает примерно так же: правильное положение рук и ног, замкнутость бёдер, чёткая мысленная концентрация — всё это позволяет добиться необходимой фокусировки и высокой эффективности исполняемой техники.
Стоит отметить, что здесь я не пытаюсь лишь в принципе центральной линии (тюсин-рёку) уместить гораздо более сложное понятие сфокусированной силы сютю-рёку (о котором речь пойдёт позже). Описание центральной линии как фокусировки носит лишь геометрический характер. Иными словами, формируя свою центральную линию, ученик выстраивает систему линз в пространстве, создаёт условия для того, чтобы впоследствии пропустить через неё свет и добиться высокой эффективности своей оптики (читать — техники).
Если человек здоров, то в обычном фронтальном положении тела линии плеч и бёдер перпендикулярны плоскости, проходящей через ось тела в направлении взгляда. При ходьбе такая конфигурация частей тела в целом остаётся неизменной, однако при попытке выйти в камаэ все новички как один разворачивают бёдра и плечи, приводя себя в слабое положение. Выход в стойку — это, грубо говоря, выставление ноги вперёд и поднятие рук, плоскость тела при этом должна оставаться прежней, точно так же как и в начальном положении ки-о-тсуки.
Наверняка многим понятно, что фронтальное положение тела — не единственное условие формирования центральной линии. Работа с собственными ощущениями при развитии центральной линии должна осуществляться самым активным образом: она наполняет чистую геометрию тела энергией, позволяет приблизиться к пониманию сфокусированной силы и силы дыхания, которые прекрасно развиты у признанных мастеров айкидо. Выходя в базовую стойку, выполняя движения с партнёром или без, необходимо всегда помнить о центральной линии, отмечать для себя её искажение и затем снова выравнивать.
Расслабленность и тонус
Чрезмерное напряжение и первобытное желание выполнить движения наиболее эффективно с применением силы — неизменные спутники каждого новичка. Лишь единожды войдя в додзё и окинув взглядом айкидок за отработкой техник, хороший мастер быстро их определит: приподнятые и напряжённые плечи, искажённая плечевая ось, неуверенные шаги, рассеянный взгляд. Более того, далеко не все довольно опытные спортсмены, добившиеся высших ученических степеней, понимают, как эффективно выполнить технику, не напрягаясь и не подключая при этом свою физическую силу. Расслабленность наоборот считается атрибутом неэффективности и слабости. Понимание того, что спокойствие и отсутствие необходимости мобилизировать всю свою физическую силу в случае атаки оказывает на нападающего гораздо большее влияние, приходит только через несколько лет вдумчивых тренировок.
В первую очередь, необходимо следить за расслабленностью плеч, которые должны быть расправлены и опущены, и рук, которые не следует полностью выпрямлять или сильно сгибать в локте. Положение руки «те-гатана», когда она слегка согнута — наиболее сильное, кисти при этом должны быть раскрыты. В таком положении рук помимо всего прочего кроется секрет направления своей энергии. Для понимания этого необходимо представить руки в образе двух поливочных шлангов, по которым с определённым напором течёт вода. Если их сильно пережать, то напор заметно снизится. Только полностью расправленный шланг позволяет воде свободно течь в нужном направлении и достигать своей цели. В этом смысле чрезмерно согнутые локти и сжатые кулаки (когда не ставится цель нанести атэми) — это пережатие шланга, в котором мгновенно снижается напор воды или вовсе прекращается поток. В айкидо из нашего центра исходит энергия, которой нужно предоставить условия для свободного перемещения по телу и протеканию сквозь руки для достижения необходимых эффектов. В сущности, выполняя болевые контроли, мы перекрываем поток энергии соперника и не даём ему возможность в полной мере воспользоваться своей неисчерпаемой энергией для противодействия. Но у нас при этом все действия должны происходить путём расслабления, раскрытия и распрямления собственных частей тела, с тем, чтобы иметь возможность в любой момент в нужную точку направить энергию из центра, которая не встретит препятствия в виде зажатости или скованности.
Под расслабленностью не стоит понимать полное отсутствие энергии. Верх айкидоки должен находиться в тонусе, быть упругим и подвижным, но при этом исключать закрепощённость. Низ — сильным и стабильным. «Лёгкий верх и тяжёлый низ» — это наиболее лаконичное объяснение того, в каком состоянии следует пребывать, чтобы совершенствовать своё мастерство.
Отработка расслабленности и тонуса — именно отработка — также обязана происходить в полном соответствии с собственными ощущениями: необходимо избавляться от мешающего напряжения, когда таковое обнаруживается, и в то же время наполнять своё тело тонусом и энергией, когда движения становятся откровенно вялыми.
Чаще всего необходимость подключать силу при выполнении техники появляется, когда упущен наиболее благоприятный момент для выведения уке из равновесия, в результате чего он остаётся в отличном устойчивом положении и не спешит добровольно поддаваться действиям ситэ. Именно поэтому прийти к настоящей боевой расслабленности можно только при одновременном развитии тайминга.
Наберитесь терпения!
Цельность тела
В боксе удар не делается исключительно рукой, в нём участвует всё тело, пусть это не так очевидно при взгляде со стороны. В каратэ противника бьют не только ногами, такие сильные и эффектные удары невозможны без участия всего корпуса. Какое боевое искусство ни возьми, залог его эффективности — в цельности движений тела. В зависимости от боевой системы меняются только особенности этой цельности. Даже простой ритмичный танец в случае полной согласованности движения всех частей тела, когда одно из них плавно и уверенно перетекает в другое, смотрится профессионально и органично, а вот отрывистые и обособленные «дрыгания» характерны только для школьных дискотек, где неуверенная в себе молодёжь пытается выдавить из себя хоть что-то стоящее.
Что касается айкидо, возможно, именно здесь высокая степень согласованности всех частей тела при выполнении техники отлично различима визуально. Разумеется, если уровень подготовки исполняющего тот или иной приём достаточно высок. Понимание этого принципа крайне важно, на нём необходимо делать акцент постоянно, при любом шаге или вращении. Иначе вся выработанная за длительное время тренировок конструкция мгновенно рассыпается.
Цельность движения тела, судя по всему, можно считать совокупностью нескольких принципов, существующих в айкидоке. Это сохранение и поддержание сильной центральной линии, расслабленность и одновременно постоянный тонус в мышцах, хорошая реакция на атаку и отличное собственное равновесие. Однако способность выполнять движения всем телом — это всё же отдельная категория, своеобразная надстройка над перечисленными выше принципами. Ощущение тела как единого целого при исполнении даже самых технически простых приёмов появляется только после освоения более приземлённых концепций айкидо. В качестве примера техники, изучаемые в самые первые месяцы тренировок, можно с лёгкостью описать с позиции важности цельной работы тела.
Шомэн-учи-иккадзё-осаэ-ичи — одна из первых базовых техник, осваиваемых учениками. Казалось бы: удар с подшагом, глубокий шаг в сторону, и раскладка в два шага — ну что может быть проще! Вот только рассогласованность частей тела ситэ может превратить эту технику в нечто нелепое и крайне неэффективное. С первым шагом всё более-менее понятно — рубящий удар сверху вниз в голову. А дальше начинаются сложности: стремление быстрее шагнуть без подключения при этом рук мгновенно нарушает равновесие, ломает центральную линию, рождает в плечах напряжение и стремление воздействовать на руку уке силой. Или же наоборот, сначала включается работа рук, чтобы применить как можно больше физической силы, дарованной природой, и только потом усадить партнёра, топнув ногой в нужном направлении. В итоге если партнёр не слишком вредничал, неопытный ситэ оказывается в правильной позиции с одним лишь замечанием: к ней он пришёл путём силы и лояльности уке. Ничего общего с реальной эффективностью техники такой путь не имеет.
Концепция цельности тела позволяет развивать силу, на порядок большую, чем одна только мышечная. Сфокусированная сила или сютю-рёку — это важнейшая составляющая эффективной техники, развить которую становится возможным только при объединении всего тела в стремительном движении, когда импульс от большого пальца ноги усиливается пружинящим движением коленей, объединяется с энергией центра и передаётся в любую точку тела. И всё это при чёткой выдержке центральной линии, расслаблении верхней части туловища и воспроизведении необходимой последовательности движений! Что ж, тренировочная задача довольно обширная, но кто сказал, что будет легко…
Для совершенствования айкидо важно на каждой тренировке следить за цельностью своего тела и согласованностью всех его частей: руки при шаге вперёд или в сторону должны оставаться в сильной позиции тэ-гатана, а их движения — сопровождаться необходимыми шагами и поворотами всего корпуса.
ГЛАВА 2. Контроль равновесия
Равновесие — это один из фундаментальных принципов айкидо, которому в тренировочном процессе должно уделяться достаточное количество времени. При этом необходимо следить как за своей собственной устойчивостью в любой момент времени, так и учиться провоцировать и использовать потерю равновесия партнёром. Это, по большому счёту, полностью описывает суть айкидо как боевого искусства: не позволить кому бы то ни было причинить вам вред и свалить с ног, но на автоматическом уровне и в нужный момент сломать равновесие нападающего и не позволить восстановиться ему до конца приёма, будь то болевой контроль или бросок. И если собственное равновесие вы можете формировать каждую тренировку, что бы вы на ней ни делали, то работа с равновесием нападающего — это гораздо более сложная вещь, постичь которую невозможно без собственной устойчивости. Поэтому и начнём с более простого.
Собственное равновесие
В любом боевом искусстве в той или иной форме уделяется внимание сохранению равновесия, без которого достаточно сложно произвести эффективный удар или своевременно отреагировать на атаку. Но именно в айкидо работа над собственным равновесием возведена в ранг обучения, и учатся этому постоянно, от тренировки к тренировке. Через отработку стойки, базовых и дополнительных перемещений, а в будущем — в совместной работе с партнёром, необходимо постоянно совершенствовать свою устойчивость и ни в один момент времени не позволять кому-либо или чему-либо нарушить собственное равновесие. Замкнутость бёдер, соблюдение центральной линии, минимизация шагов, вращения и уходы с линии атаки, цельная работа тела — всё это нужно соблюдать постоянно, как только вы ступаете на татами. Даже если вы на мгновение расслабились и сломали своё равновесие, вы должны быть готовы моментально его восстановить. Поэтому даже в перерыве между отработкой заданий тренера важно быть в тонусе и помнить об изучаемых принципах.
Потеря равновесия, «ныряния» вслед за партнёром, лишние шаги — это постоянные спутники новичков, свести к минимуму которые способен лишь вдумчивый и ответственный тренировочный процесс, предполагающий отслеживание своих «косяков», а также кропотливое их сглаживание при каждом повторении. Надеюсь, в этом деле помогут некоторые довольно простые советы.
• Скользящие шаги. Чем выше при перемещениях вы поднимаете ноги, тем менее устойчивым становится ваше тело. Все шаги должны быть «стелящимися».
• Прямая спина. При выполнении техники спина обязана быть прямой. Для этого важно держать поясницу в постоянном напряжении, а плечевой пояс — раскрытым. К тому же, хорошая осанка — это невероятно красиво!
• Замыкание бёдер. Даже если в какой-то момент времени вы нарушили такое положение бёдер (что вполне допускается в некоторых техниках), впоследствии их нужно замкнуть. Что называется, «до характерного щелчка». И восстановить при этом центральную линию вслед за бёдрами.
• Большой палец ноги. Часто при перемещениях и бросках новичков шатает и опрокидывает вслед за партнёром или куда-то в сторону. В этом случае даже если вы научились держать спину прямо, используйте большие пальцы ног. Они помогут сохранить пошатнувшееся равновесие.
• Тяжёлый низ и лёгкий верх. Вы всегда должны ощущать тяжесть всего, что у вас ниже пупка. И хоть парням наверняка будет чуть легче сие представить, девушки так же должны работать над этими ощущениями. При каждой даже кратковременной остановке важно отмечать для себя абсолютную устойчивость как у памятника на многотонном пьедестале или же представлять себя деревом с мощной корневой системой. При этом верхняя часть тела должна быть в тонусе, но расслабленной. Никакого напряжения вверху!
• Дзансин. Каждое перемещение и технику обязательно нужно заканчивать в состоянии абсолютной сосредоточенности — Дзансин. Так вы научитесь чувствовать своё равновесие, а также всегда быть готовым к новой неожиданной атаке.
Работайте над собственным равновесием. Так вы не только научитесь более эффективно выполнять техники и приёмы айкидо, но и в целом будете чувствовать себя устойчивее за пределами тренировочного зала. Что очень важно, кстати, в зимнее время, когда вероятность упасть и получить травму резко возрастает.
Равновесие партнёра
Этот принцип заключает в себе всю суть победы над противником в айкидо, точнее навык, с помощью которого этого можно достичь. Для большинства призыв оценивать и в нужный момент разрушать равновесие нападающего станет своего рода лишь теорией, которая далеко не всегда имеет успешное практическое доказательство. Но я такой скепсис считаю предвзятостью в отношении айкидо, ведь в том же дзюдо принцип создания предпосылки для броска, т.е. выведения противника из равновесия, является важнейшим элементом, но к этому олимпийскому боевому искусству почему-то претензий нет.
Айкидо следует рассматривать как некий сложный боевой комплекс, который состоит из определённых элементов, взаимодействующих между собой для достижения конкретных целей. Основная цель любого противостояния — одолеть соперника, нейтрализовать его агрессию, в айкидо ещё добавляется — не причинив ему вреда. Не думаю, что вполне вероятное жёсткое падение на асфальт можно назвать отсутствием вреда, но разговор не об этом.
Кудзуси — это навык достижения своей победы. Скажем, в боксе верх одерживается за счёт, грубо говоря, избиения соперника до такой степени, когда он не в состоянии продолжать бой по моральным или физическим причинам. В айкидо суть примерно та же, только вместо избиения используются броски и болевые контроли, но прежде чем их выполнить, необходимо создать условия для этого — разрушить устойчивое состояние нападающего.
Я не случайно употребил слово «состояние», а не «положение». Кудзуси предполагает не только приведение уке в позицию, в которой ему неудобно стоять, защищаться и тем более нападать. Это понятие гораздо глубже и предполагает также выведение нападающего из психоэмоционального равновесия, его деморализацию и приведение в то состояние, в котором его уверенность в целесообразности своей атаки минимальна или отсутствует вовсе. Для достижения такого состояния сначала необходимо понять смысл кудзуси. Всё же понимание первично.
Суть кудзуси
Допустим, у человека есть конкретная цель — научиться играть на фортепиано одну из любимых композиций. Он может попробовать вслепую перебрать клавиши, уподобиться игре одного из признанных пианистов, которую он когда-то видел на экране или сцене. Но без минимального умения получится набор хаотичных звуков, который нельзя назвать музыкой, он будет неприятен уху. Человек начинает знакомиться с нотной грамотой, чувством ритма и темпа, гармонией и тональностью. Спустя некоторое время он уже сможет хорошо сыграть мелодию «с листа», потом научится воспроизводить музыку на слух, самостоятельно сочинять её, подбирать аранжировки и достигнет способности к музыкальной импровизации.
В этом контексте можно определить ЦЕЛЬ — сыграть одну из любимых мелодий на фортепиано. Для этого существуют ИНСТРУМЕНТЫ — клавиши, которые необходимо перебирать. Для достижения ЦЕЛИ с помощью определённых ИНСТРУМЕНТОВ необходимо использовать НАВЫК игры на фортепиано, когда в процессе перебора клавиш учитываются и грамотно сочетаются такие важные элементы красивой мелодии, как ритм, темп, тональность, интервалы, звукоряды и т. д. Овладев навыком игры, при помощи инструментов человек достигает своей музыкальной цели.
То же самое и в айкидо. В каждой схватке перед нами стоит ЦЕЛЬ — победить соперника. Для этого мы должны использовать ИНСТРУМЕНТЫ — техники айкидо, основанные на принципах. Но для достижения цели недостаточно бездумно применять эти инструменты, необходимо выстраивать их комбинации и сочетания, которые способны привести к победе, то есть нужен НАВЫК — кудзуси. При помощи верной связки технических приёмов, развития тайминга и чувства дистанции, подключения центра, сохранения собственного равновесия и т. д. мы обретаем НАВЫК эффективного ведения боя, в результате чего центр тяжести партнёра перемещается за пределы его ног, он теряет равновесие и достигается цель — убедительная победа.
Таким образом, развив в себе навык кудзуси, мы становимся способными достичь любой цели, т.е. одержать победу в любой драке. Да, это пока в теории, поэтому важно активно заниматься практикой и неустанно развивать свои навыки.
Как этому научиться?
Мне всегда было довольно чётко понятно, как сформировать в себе центральную линию, какие упражнения и действия выполнять, чтобы развить в себе чувство дистанции и тайминг. В какой-то момент даже стало ясно, каким образом в техниках задействовать работу центра, что раньше вообще казалось чем-то непостижимым. Я всегда знал, как контролировать своё равновесие, но навык кудзуси долго оставался для меня чем-то из другой категории постижения. Как наработать способность чувствовать нападающего, его намерения и энергию — загадка! Какое-то время я даже пытался понять, какие упражнения способны целенаправленно поспособствовать постижению кудзуси, так же как жим штанги помогает развить грудную мышцу.
Помочь найти ответ мне помог Подлесный Александр (г. Санкт-Петербург), на тот момент 3-й дан Айкидо Ёсинкан, который объяснил мне суть кудзуси, после чего я стал смотреть на это понятие с принципиально иной стороны. И это крайне важно: прежде чем узнать, КАК чего-то достичь, необходимо понять, ЧТО ЭТО вообще такое. И тогда множество вопросов тут же получат ответ и друг за другом схлопнутся, оставив после себя лишь ясную и полноценную картину. Именно Александр объяснил мне, что кудзуси — это тот самый навык «игры на фортепиано», который позволяет достигать любой «музыкальной» цели при помощи всех доступных инструментов. Этот навык нельзя наработать, практикуя на тренировках лишь определённые упражнения узкой направленности. Думаю, вообще не следует ставить перед собой цель овладеть кудзуси, по крайней мере, до момента достижения первого дана и не искать для его развития специальные упражнения. Достаточно лишь упрямо тренироваться, выполнять указания тренера и концентрироваться только на тех принципах айкидо, которые актуальны для своего текущего уровня развития. Навык разрушения равновесия нападающего — это очень сложная и многокомпонентная вещь, и развивается в ученике автоматически при условии, что он всесторонне изучает айкидо.
Вполне возможно, что навык кудзуси — это высшая цель занятий айкидо. Мне представляется, что обрести способность одинаково эффективно ломать устойчивость любого нападающего в независимости от веса и физической силы, причём делать это всё на автоматическом уровне, может только боец, развивший в себе все важные принципы айкидо.
ГЛАВА 3. Взаимодействие с партнёром
Согласие с атакой
Наиболее распространённое разъяснение сути айкидо озвучивается избитой фразой «использование энергии нападающего против него самого». Это, пожалуй, вполне справедливое, но, если можно так выразиться, «детсадовское» определение одного из основных принципов айкидо.
Что это за энергия? Откуда она берётся? Как её использовать?
Вопросов у новичка после такого объяснения меньше не станет, наверняка их только прибавится. Более понятной расшифровкой сущности этого принципа будет, как ни странно, ещё более лаконичная фраза «с нападающим необходимо соглашаться». И в этом согласии нет никакой слабости или утраты преимущества в бою. Знание элементарных законов физики, правильное использование силы, слияние с атакой — всё это часто оказывается гораздо более эффективным в плане позитивного завершения конфликта, чем бездумный ответ ударом на удар и ещё большее разжигание взаимной агрессии.
Я совершенно не хочу сказать, что ударные боевые искусства уступают айкидо. Это была бы мысль дилетанта, который только что попал в мир айкидо и оказался им бесконечно очарован. Говоря о неэффективности бездумного ответа удара на удар, я имею в виду исключительно сферу айкидо: если вы не хотите даже попытаться изучить его принципы и на собственном примере опробовать их работоспособность, то бокс, карате или кунг-фу подойдут вам больше. Но если вы всё-таки решили связать свою жизнь с путём Айки, то важно понимать, что удар в ответ не всегда будет уместен.
Если рассуждать грубо, то можно выделить всего два вида атаки: направленная от защищающегося (когда тянут) и в его сторону (элементарный удар любого характера). В первом случае инстинкт самосохранения подсказывает: нужно попытаться вырваться! Вас тащат в одну сторону, вы же пытаетесь преодолеть эту силу и оказать противодействие в обратном направлении. В результате своего добивается тот, кто сильнее физически. Более того, инициатор этого конфликта, тянущий вас за собой, подсознательно уже готов к сопротивлению и ждёт этого от жертвы. Согласие с тянущим движением, во-первых, станет для нападающего неожиданностью, и все его дальнейшие агрессивные планы, скорее всего, тут же разрушатся или как минимум сильно изменятся, благодаря чему у вас будет время предпринять защитные действия. Во-вторых, так мы получаем возможность усилить импульс противника, добавив к нему свой. С таким подходом соглашается элементарная векторная геометрия и физика сложения сил. Поясню на визуальном примере.
Науки говорят, что если две параллельные силы направлены в разные стороны, то их модули вычитаются. Результирующая сила в итоге будет направлена в сторону более мощного импульса, то есть происходит соревнование физических сил, в котором побеждает сильнейший. Айкидо учит другому: для победы нужно использовать энергию нападающего, прибавив к ней свою, при этом, чем больше сила атаки, тем мощнее будет результирующая. С этим соглашается и физика: если две силы параллельны и сонаправлены, то их модули складываются, т.е. развивается суммарная сила, которая будет существенно превосходить импульс нападения. Это и открывает возможности победы над более сильным физически противником.
Абсолютно то же самое можно сказать и о более традиционных методах нападения — ударе или толчке. Можно попытаться остановить атаку блоком или столкновением, но в этом случае всегда есть вероятность, что более массивный соперник вас просто сомнёт. Поэтому более эффективным будет согласиться с импульсом нападения, позволить ему набрать полную мощь и усилить собственной энергией, предварительно сместившись с линии атаки. Тогда векторы сил снова сложатся и создадутся предпосылки для потери партнёром равновесия.
Согласие с атакующим не только позволяет более эффективно взаимодействовать с партнёром, но и лишний раз подчёркивает стремления айкидо: научить людей избегать конфликтов и более рационально расходовать свои собственные силы.
Контроль дистанции
Если посмотреть на новичков, то, как правило, они будут стараться выполнить технику на максимально большом расстоянии от партнёра. Их логика, продиктованная инстинктом самосохранения, вполне понятна: держать атакующего на максимальном расстоянии, чтобы обезопасить себя от ударов и захватов. К тому же большая дистанция предоставляет защищающемуся хороший обзор, можно видеть, предугадывать и контролировать все действия агрессора. Однако такой подход к ведению боя всё же оказывается малоэффективным.
Опытный боец всегда контролирует дистанцию. При этом контроль заключается не только в том, чтобы не дать противнику приблизиться к себе, нанести удар или выполнить захват. В айкидо, как и во многих других боевых системах, существует понятие Ма-ай, которое представляет собой целую концепцию, включающую в себя контроль дистанции, мгновенную оценку времени, требуемого для её преодоления, необходимый угол и ритм атаки. Эта концепция довольно сложная и становится доступной для понимания только после многих лет упорных тренировок. Но познакомиться с ней нужно как можно раньше, чтобы уже с первых тренировок пробовать хотя бы её самые простые элементы.
Многие техники айкидо, особенно бросковые, такие как, например, ирими-нагэ или сокумэн-ирими-нагэ, как раз требуют плотного контакта с атакующим, и выполнить их на расстоянии вытянутой руки просто не получится. Со временем, когда хотя бы некоторые принципы айкидо перестанут осознанно прокручиваться голове и начнут работать более-менее автоматически, страх приблизиться к атакующему уменьшается, а техника становится более эффективной.
Принцип Ма-ай подразумевает кропотливую работу с ощущениями. Необходимо учиться понимать и чувствовать, когда безопаснее держать уке на расстоянии, дистанционно контролируя все его действия, а когда наступает время сближения и мгновенной контратаки с последующим броском или болевым удержанием.
Своевременность реакции
Тайминг — важная составляющая динамичного поединка, когда происходит не методичное и пошаговое повторение базовой техники, а слитное и быстрое исполнение в режиме оё-вадза или дзю-вадза. Знакомство с элементами этого принципа может происходить уже в первые месяцы тренировок, а вот его последующая серьёзная отработка в динамике — исключительно после достижения значительных успехов в освоении основных принципов айкидо. В противном случае совместная работа с нападающим превращается в суету, когда один старается честно атаковать, а второй — беспорядочно выполнить хоть какие-то эффективные движения. В итоге желание ситэ воспроизвести технику быстро и красиво, не имея при этом должных навыков, провоцирует чрезмерное напряжение, закрепощение и мгновенный уход от айкидо к одной из разновидностей борьбы — кто сильнее, тот и победит в этом локальном противостоянии. Однако выполнить технику айкидо возможно только без применения большой физической силы, и чем точнее выбран момент взаимодействия с нападающим, тем меньше шанс передать инициативу в бою в его руки и больше вероятность выполнить, например, бросок быстро и чётко, когда уке даже не успеет понять, что же произошло.
Простой пример. Если в момент нападения или удара замешкаться и опоздать с блоком или уходом с линии атаки, неприятные ощущения в виде падения, ушиба или травмы вам гарантированы. Так же неэффективной оказывается слишком ранняя реакция на действия нападающего — он легко может это заметить и быстро изменить угол удара или направление нападения. Хороший тайминг вкупе с приличной технической базой — вот что поможет ученику начать путь к чёрному поясу и званию мастера.
Освоение тайминга — это стопроцентная работа с собственными ощущениями, когда из каждой несвоевременной реакции на атаку и принятия мысли о том, что твоя техника пока не работает, делаются важные выводы, замечания и отработка производится снова и снова, пока не появится ощущение эффективности.
ГЛАВА 4. Работа центра
«Подключение центра при выполнении техники» — часто эту фразу можно услышать от тренера или другого мастера, но понять её значение особенно в самом начале своего пути очень непросто. Лично мне первое время казалось, что это что-то из разряда фантастики, нечто непостижимое для меня, и что если к освоению работы центра и можно прийти, то исключительно в результате полной и фанатичной самоотдаче айкидо на протяжении нескольких десятилетий. Я предполагал, что использование неких скрытых резервов человеческого тела вполне возможно, и что исполнение эффективного броска более массивного нападающего при помощи хорошо развитого центра — это не иллюзия и не игра в поддавки. Тем не менее, всерьёз задумываться об обнаружении в себе таких резервов и их развитии я начал только после примерно семи лет занятий айкидо.
Такой длительный период отсутствия работы над своим центром не стал следствием нежелания этого делать или отсутствия необходимой информации. На тренировках я довольно часто слышал о важности работы центра, ещё чаще — на семинарах, когда более маститые тренеры в подробностях описывали суть этого принципа. Кроме того, много теории о подключении центра при исполнении техник я находил в интернете в виде статей, книг и видеоматериалов. Вот только как применить теорию в реальности было совершенно непонятно. Все попытки работать центром сводились к хаотичному напряжению разных частей своего тела: поясницы, ног, пресса. Только в итоге моя техника превращалась в чистое использование физической силы, а удачный бросок абсолютно лояльного уке я ошибочно преподносил для себя как факт использования центра — у меня получилось!
Первое время всё объяснение использования центра сводилось к очень красивым, но довольно расплывчатым формулировкам. Центр или Хара — это некий воображаемый сгусток энергии, который сосредоточен внутри тела в точке немного ниже пупка. Это центр равновесия, силы, ума, концентрации — всего того, что помогает сделать наши движения более осознанными и эффективными. Центр должен быть чётким и тяжёлым, полезно будет его даже визуализировать: представить в виде точки, шара или любого другого энергетического объекта, который первым придёт в голову. Все движения должны выполняться центром. Вот нечто подобное на протяжении нескольких лет приходилось слышать из самых разных источников, но как это использовать в тренировочном процессе — никакой конкретики. Так что долгое время эта таинственная сфера айкидо оставалась для меня неосязаемой.
Самые первые серьёзные попытки почувствовать свой центр были предприняты мной на одном из семинаров, когда Сенсей Гатауллин Рашит привёл в качестве примера очень любопытную аналогию, после которой в моей голове что-то щёлкнуло: я, кажется, начал понимать, что такое работа центра! Именно после этого все предыдущие расплывчатые объяснения начали приобретать смысловую наполненность, они стали чем-то более-менее понятным.
Напряжение поясницы
Тот судьбоносный семинар по большей части был посвящён динамичным техникам, бросковым элементам, где реальная эффективность возможна только при подключении центра. Медитативную работу со своими ощущениями и визуализацию я проводил уже давно, возможно именно она стала тем фундаментом, который позволил в дальнейшем выйти на новый уровень, но надстройкой в виде осязания Хара стали как раз рекомендации Сенсея. Для того, чтобы начать работу с центром, необходимо выполнять две вещи: напрягать поясницу и держать спину прямо на протяжении всей техники. И если при выполнении начальных перемещений в технике следовать этим рекомендациям было довольно просто, то финальный бросок почти всегда сопровождался «нырянием» плеч вперёд и перегибом поясницы. Однако теперь я знал, что нужно делать и над чем работать, чтобы мой центр начал развиваться. Физически осязаемым следствием того, что на протяжении всего семинара ученик производил необходимые манипуляции с телом, Сенсей назвал приятную боль в пояснице в конце тренировки. И я её ощущал!
Все движения — от центра
Сенсей предложил сопоставить свой центр с двигателем автомобиля. Очевидно, что пока он не заведётся, машина не тронется с места. Колёса не начнут крутиться, пока водитель не повернёт ключ зажигания. То же самое следует представлять и айкидоке: любое движение обязано рождаться в «двигателе организма» — центре, и двигаться должен именно он. По сути, ноги служат нам лишь для перемещения центра в пространстве, а руки — для направления уке и воздействия на него. В завершающем броске нужно не бездумно шагать вперёд ногами, подтягивая потом всё остальное тело, а двигаться центром (бёдрами, если так будет понятнее), одновременно выполняя при этом необходимые шаги и манипуляции руками. При отработке тай-сабаки-ирими-тэнкан не следует начинать движение независимым шагом вперёд, и далее так же обособленно забрасывая другую ногу по кругу за спину. Вращаться должен центр, ноги при этом обязаны покорно следовать за ним. При выполнении упражнения ни-бан-рендзоку-доса задняя нога не должна самостоятельно улетать за спину, а остальное тело — через мгновение поворачиваться за ней. Вращается центр, а ноги лишь подтягиваются за своим «двигателем».
Эту бесценную информацию я впоследствии подкрепил просмотром семинаров Жака Пайе, где он довольно тщательно объяснял, что такое центр и какие существуют нюансы его использования. Я и раньше находил в интернете подобный материал, но понимания слов опытных Сенсеев не было никакого. Только по прошествии нескольких лет упорных тренировок, попыток визуализации центра и после того невероятно познавательного семинара я стал понимать, о чём говорит мастер Пайе. И тогда весь тренировочный процесс открылся для меня с принципиально новой стороны.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Айкидо. Работа с ощущениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других