Айкидо. Работа с ощущениями

Артём Маньков

Путь боевых искусств предполагает полную самоотдачу, которая довольно быстро теряет былую мощь без ответов на возникающие вопросы и чёткого понимания, куда ты, собственно говоря, движешься. Книга призвана стать фундаментом для начинающих занятия айкидо, а также поможет открыть множество неизвестных до этого граней боевого искусства для опытных спортсменов. Отдельные главы окажутся полезны и для тех, кто не имеет отношения к айкидо, но стремится постоянно расти над собой и достигать новых вершин!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Айкидо. Работа с ощущениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЧАСТЬ 3. Тренировочный процесс

Скажите, зачем вы приходите на тренировки? Скорее всего, подавляющее большинство выпулит что-то вроде «чтобы научиться постоять за себя и своих близких». Кто-то может оказаться более одухотворённым и дать в качестве ответа «стремление расти над собой, самосовершенствоваться» и т. д. и т. п. Не думаю, что здесь может быть правильный или неправильный ответ, ведь, в конце концов, у каждого свои цели. Но как же их достичь? Как овладеть эффективными приёмами, научиться чувствовать собственную энергетику и предугадывать намерения нападающего, как постоянно расти и не разочаровываться в выбранном боевом пути? Это уже вопрос из другой весовой категории. Тем более, что по-настоящему развиться в айкидо можно только пройдя по очень длительному пути, и он не всегда будет предлагать динамичную работу, сногсшибательные приёмы и осознание своей крутости. Гораздо чаще спутниками на тренировке окажутся скучные упражнения, усталость, неспособность удержать всё показанное тренером в голове и прочие разочаровывающие элементы.

Бездумные походы в тренировочный зал, вялые попытки запомнить как можно больше приёмов и прочие элементы хаотичности ни к чему конкретному не приведут уже только потому, что они хаотичны. В начале пути вы будете в восторге от увиденного в исполнении опытных айкидок и возможности попробовать сделать то же самое. Потом вы столкнётесь с непредвиденными проблемами, когда несложное и понятное, на первый взгляд, движение никак вам не поддаётся, и вы даже не будете представлять почему. В конечном счёте, при отсутствии понимания тренировочного процесса эти сложности соберутся в довольно противный снежный ком и выбьют вас из колеи. Итог — разочарование в себе, айкидо, тренере и ещё Бог знает в чём. Это глупый путь, он нам не подойдёт. Так что же делать?

И снова на помощь приходит школьная программа. Есть предмет изучения, а есть инструмент для изучения. Чтобы познать суть предмета, вы должны использовать инструменты. Для многих именно неправильная расшифровка предмета познания становится причиной неудач на татами. Запомните: в додзё вы должны изучать не приёмы и техники в целом и даже не упражнения и перемещения в частности, а ПРИНЦИПЫ айкидо. Вы их уже прекрасно знаете: центральная линия, сохранение собственного равновесия и вывод из него уке, согласие с атакой, контроль дистанции, вход, вращение, использование центра и т. д. — этих принципов достаточно много, и все они дополняют и расширяют ваше айкидо. Но именно они должны являться предметом изучения, а вот озвученные перемещения, техники и приёмы — это ваш инструментарий для познания принципов, это новые условия, в которых необходимо их тестировать и совершенствовать. Иными словами, в тренировочном зале вы должны изучать принципы айкидо посредством выполнения всего, что говорит тренер. При этом, чем в большем количестве условий вы успешно отточите эти элементы, тем эффективнее окажется ваша техника даже в самом стремительно развивающимся поединке. И здесь крайне важна каждодневная кропотливая работа с собственными ощущениями.

Как я уже писал в предыдущей части книги, не нужно зацикливаться на судорожной зубрёжке приёмов, их слишком много и все не запомнишь. Но если вы переориентируете свой мозг на изучение принципов айкидо через выполнение техник и упражнений, то каждое последующее задание тренера со временем будет даваться вам всё легче и легче. Я не говорю, что не нужно запоминать последовательность шагов, перехватов и вращений, ведь без этого никуда. Но ни в коем случае нельзя ставить это запоминание «во главу угла», напрочь забывая о том, что, к примеру, твоё равновесие смехотворно, а работа центром и чувство дистанции в состоянии не лучшем, чем у случайного прохожего на улице, но при этом ты хорошо помнишь все шаги и перехваты. Именно изучение принципов айкидо поможет свести к минимуму количество и масштабы разочарований на татами.

ГЛАВА 1. Структура тренировочного процесса

Непонимание учеником того, что процесс роста эффективности в айкидо довольно длительный и многоэтапный превращает тренировки в некий клуб по интересам, где восторг от получившегося броска постоянно сменяется горьким осознанием, что ты ничего не умеешь. На каждом этапе своего развития важно понимать, на что ты в данный момент способен, какие элементы и уровень эффективности техники сейчас для тебя доступны, а что пока из-за недостаточной базы и отсутствия опыта остаётся непостижимым.

За годы активных занятий айкидо, на своём пути от первого знакомства с боевым искусством и до заслуженного получения чёрного пояса и даже после этого, ученик должен преодолеть несколько обязательных этапов. И начинается всё, как всегда, с самого простого: одиночная работа со своим телом и ощущениями.

На начальном этапе ученику следует уделять особое внимание выстраиванию своего тела через отработку стойки. Мы учимся правильно распределять вес между ногами в статичном положении, располагать руки, доворачивать бёдра, устремлять вперёд взгляд и энергию, расслаблять плечевой пояс, ощущать центр в камаэ. Здесь же должна осуществляться мысленная работа: анализ своих ощущений, коррекция положения тела в зависимости от них, настройка на предстоящие действия. Параллельно с отработкой стойки ученики начинают знакомиться с основами эффективного передвижения, сначала — через изучение базовых и дополнительных перемещений. Здесь необходимо в индивидуальном движении попытаться сохранить сформированные на определённом уровне принципы и ощущения в статичном положении плюс постигать новые. Это, очевидно, более сложная задача, но именно такая наработка закладывает основу будущей эффективности.

Второй этап роста предполагает работу в паре, где необходимо учиться основам взаимодействия с энергетикой партнёра, его физическим воздействием. Одиночные базовые упражнения трансформируются в парные, в процессе отработки которых ученик совершенствует индивидуальные наработки, пытается добиться той же эффективности в движениях при физическом контакте с напарником. Затем происходит отработка базовых техник, пошаговое оттачивание известных и постижение более комплексных принципов айкидо. Броски и техники удержания здесь выполняются чётко, с остановками и кропотливой корректировкой своего тела в каждой фазе, значительно расширяется диапазон условий, в которых можно протестировать своё равновесие, центральную линию, эффективность работы центра и т. д. Если на первом этапе происходит формирование статичной и динамичной базы, то на втором — закладываются технические основы.

Третий тренировочный этап — это основы динамичного и слитного исполнения техник, которые открывают дорогу к их практическому применению. Предполагается, что ученик уже овладел необходимой базой, изучил достаточное количество приёмов и готов ускорять их выполнение без потери эффективности. Сначала в изученных техниках «сглаживаются углы», сводятся к минимуму остановки, избыточные шаги и лишние перехваты, при этом скорость выполнения может оставаться небольшой — происходит наработка слитного исполнения, оё-вадза. Важно отметить, что из техник вполне могут исключаться некоторые элементы, характерные для кихон-вадза и не обязательные для динамичного варианта.

Когда ученик овладел основами слитности, научился использовать определённые принципы на автоматическом уровне без необходимости делать остановки в технике и подключать мыслительную активность, можно переходить к выполнению бросков в условиях заранее известных атак в полную силу — дзю-вадза. Здесь становится важной не только слитность, но и скорость исполнения. Для ученика открывается новая опция — полноценное изучение тайминга. Кроме того, на этом этапе закладываются основы импровизации в исполнении техник, и ученик приходит к возможности постигать свободное исполнение. Только здесь можно говорить о способностях человека эффективно применять айкидо на практике, когда атаки и прочие воздействия становятся абсолютно реальными, не отрепетированными и честными, а многообразие принципов айкидо, наконец, собирается в цельную картину. Происходит обучение по-настоящему свободной работе.

Подобную структуру тренировочного процесса следует понимать не как жёсткий поэтапный алгоритм, каждая последующая стадия которого должна начинаться строго после завершения предыдущей. Элементы всех этапов в любом случае будут в том или ином виде присутствовать в ходе тренировок вне зависимости от уровня. Дело в расстановке акцентов: новичок должен большую часть тренировки уделять наработке базовых перемещений и техник, изредка пробуя себя в быстром исполнении техник, в то время как более опытный ученик может помимо закрепления базы сконцентрироваться на слитной и динамичной работе. Общее же движение ученика от новичка к эффективному бойцу должно происходить в указанном направлении, от более простого к сложному.

Простые аналогии

В изучении любых сложных дисциплин и сфер человеческой деятельности, суть которых так сходу и не поймёшь, очень помогают образные аналогии, когда стандартными и более понятными примерами можно всесторонне раскрыть непостижимые до того моменты. Айкидо — это, безусловно, огромная комплексная система, и для постижения лишь отдельных её аспектов необходимы годы или даже десятилетия тренировок. Максимально лаконично объяснить суть айкидо смог О-Сенсей, когда нарисовал квадрат, треугольник и круг. Но я не собираюсь брать на себя ответственность и пытаться дать своё видение сути боевого искусства, оставлю это более именитым и опытным мастерам. Но я могу попробовать описать тренировочный процесс в такой форме, которая будет понятна даже тем, кто только начал знакомиться с айкидо и уже знает основные его элементы.

Предлагаю отождествить процесс освоения айкидо со строительством дома.

Первый этап предполагает оценку местности и грунта, т.е. подготовку к будущим работам по возведению красивого и долговечного строения. В айкидо — это первое знакомство с боевым искусством, определение своих целей в его изучении. Разумеется, в процессе занятий поставленные в самом начале ориентиры вполне могут претерпевать изменения, это нормально, но очень важно уже на первых шагах конкретизировать видение себя в айкидо и понять, чего же ты хочешь добиться.

Второй этап — это земельные работы, подготовка котлована нужных размеров и формы. Здесь ученик начинает хаотично знакомиться с многообразием терминов, принципов и техник айкидо, расширяет своё сознание для того, чтобы в будущем уложить в нём случайным образом разбросанные элементы в более-менее упорядоченный вид.

Третий этап — это строительство фундамента, от которого напрямую зависит, насколько прочным и устойчивым будет здание. Плюс подведение необходимых коммуникаций, без которых жизнь в этом доме будет неполноценной. В айкидо — это всесторонняя базовая работа, которая формирует крепкую двигательную основу. Кихон-доса — это фундамент айкидо, и пренебрегать им, значит построить дом, который рухнет уже от небольшого дуновения ветра или подземного толчка.

Четвёртый этап — это возведение стен и несущих конструкций. Аналогия в айкидо — это кихон-вадза, базовые техники, которые должны не только стоять на прочном фундаменте (кихон-доса), но и сами по себе быть очень крепкими, чтобы будущее строение простояло десятки лет и в нём не образовались опасные трещины.

Пятый этап ставит задачу возвести крышу, чтобы защитить дом от неизбежных осадков и в целом завершить строительство. В моём понимании крыша — это дзю-вадза. Освоив этот элемент айкидо на хорошем уровне, мы получаем готовый дом. Мы можем хвастаться своим друзьям и знакомым, что наконец-то построили его и основные мучения позади. Но в нём пока ещё нельзя жить, ведь предстоит долгий процесс создания пригодных для жизни условий.

Шестой этап — это отделочные работы, обстановка жилища и создание уюта. Главные мучения действительно остаются в прошлом, когда в течение долгого времени проводились сложные, трудоёмкие и грязные работы. Теперь можно убрать оставшуюся строительную пыль и приступить к обустройству дома. Этот этап в айкидо — освоение свободной работы. Мы уже получили большое количество знаний, многие элементы закрепили в своём сознании, прошли тяжёлый тренировочный путь и, наконец, научились более-менее реальным вещам. Теперь можно становиться на путь импровизации в использовании своих навыков с чуть более спокойным сердцем и очевидным удовольствием.

Пройдя по очереди все шесть этапов строительства, мы получаем свой собственный дом мечты, в котором есть всё в соответствии с нашими предпочтениями. Он абсолютно индивидуален, и ни у кого вы больше не найдёте такого же расположения комнат, идентичной отделки или освещения. И если вы подошли к процессу строительства с максимальной ответственностью и энтузиазмом, принимали активное участие в каждом этапе работ, с огнём в глазах придумывали его будущую обстановку и старались каждый элемент подстроить под свою индивидуальность, тогда это будет действительно дом мечты на века. Теперь вы сможете жить в нём счастливой жизнью, периодически лишь добавляя к нему пристройки и проводя косметический или более масштабный ремонт, чтобы дом заиграл новыми красками.

Но кто-то менее терпеливый и более ленивый может пойти по другому пути. Заказать в одной из сомнительных контор строительство типового дома со стандартной отделкой от застройщика, которые штампуются в максимально сжатые сроки. Это будет настоящий дом с фундаментом, стенами, крышей и визуально неплохой отделкой. Однако уже через несколько месяцев хозяин дома обнаружит в нём целый список небольших и принципиально важных изъянов, для устранения которых понадобится огромное количество сил и денег.

В айкидо таких лентяев, к сожалению, предостаточно. Многие даже не завершают строительство и оставляют недостроенные дома где-то в поле, кто на этапе возведения фундамента или стен, а кого-то хватает только на то, чтобы вырыть небольшой котлован. Искренне хочется, чтобы у тех, кто твёрдо решил встать на путь айкидо, хватило сил и энергии для строительства своего личного особняка, который будет выгодно смотреться на сером фоне однотипных и совершенно не интересных строений.

ГЛАВА 2. Одиночная работа

Работа с самим собой — это, с одной стороны, очень сложный комплекс мероприятий, когда заниматься этим тебя не может заставить никто, кроме себя самого, а пресловутая лень настырно шепчет: «Отдохни, не нужно так напрягаться, всё сделаешь завтра!». В этом смысле работа с партнёром или в команде предлагает более простые условия, ведь ты всегда можешь спрятаться за активностью других, а в крайнем случае тебя и вовсе могут заставить что-то предпринять. Тем не менее, начало саморазвития неизменно лежит именно в одиночной работе, которая в принципе должна производиться на протяжении всей жизни.

В айкидо зёрна будущей эффективной техники закладываются как раз при самостоятельной работе со своим телом. Сначала через базовую стойку, затем через базовые и дополнительные перемещения, кувырки и страховки. Это логично, ведь в этих упражнениях количество изучаемых принципов минимально, удержать их в голове намного проще и поэтому усвоить их на первом этапе не так сложно.

Базовая стойка

Встав на путь постижения айкидо и первый раз придя в зал, глупо надеяться, что мгновенно овладеешь мощными прикладными навыками и по дороге домой сможешь разбросать по тёмным уголкам сразу нескольких незадачливых хулиганов. Нужно смириться с тем, что первая тренировка, как и великое множество последующих, окажется не столь интересной и захватывающей, как бы этого хотелось. Начинать придётся с чего-то не совсем понятного, нудного и неприятного. Однако именно эти однообразные, на первый взгляд, вещи становятся тем фундаментом, на котором в будущем возводятся эффективные боевые навыки и, если ответственно идти к цели, настоящее мастерство.

В айкидо первым подобным камнем, который необходимо «сгрызть», оказывается базовая стойка — камаэ. Неудобная, непонятная и вообще странная. Как и, главное, зачем из такой нелепой позы вообще можно выполнять броски и контроли? Вот примерно такие мысли возникли у меня, когда тренер показал, какой должна быть стойка. Уверен, не я один задавался такими вопросами.

Не буду вдаваться в тонкости распределения веса, положения рук, ног, бедёр и других частей тела — всё это в обязательном порядке даже самый неопытный тренер рассказывает своим ученикам. Тем более, что эти знания никак не приближают осознания простого человеческого «на фига?». Что ж, попробую объяснить.

Камаэ — это не просто положение рук, ног и тела в пространстве. Это не стойка, которую вам в реальной драке (не дай Бог, конечно) необходимо принять, перед тем как показать все свои уникальные боевые качества. Это СТАТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ, которое необходимо ОТРАБАТЫВАТЬ на каждой тренировке. Точно так же, как и другие упражнения, будь то кихон-доса, самостраховка или технический приём. Это отправная точка, ваша внутренняя настройка на то, чтобы все последующие движения и действия были максимально эффективными. Важно сказать, что основная работа при этом должна производиться у вас в голове. Иными словами, это статическое медитативное упражнение, призванное развить в вас целый ряд принципиально важных для дальнейшего роста вещей. Какие же качества и принципы мы развиваем в себе, когда отрабатываем камаэ?

— Владение собственным равновесием — в один прекрасный момент вы должны почувствовать, что стоите максимально устойчиво, и ни один человек не в состоянии вас сместить.

— Сила центральной линии (тюсин-рёку) — развитие сильной центральной линии начинается именно с базовой стойки, когда все части тела, грубо говоря, выстраиваются в наиболее эффективных плоскостях.

— Сфокусированная сила (сютю-рёку) — развитие ощущения целостности всего тела и возможности концентрировать энергию в нужном направлении. Строго говоря, смысл объединения тела в один эффективный механизм становится понятным при отработке перемещений и техник, однако своё начало сфокусированная сила берёт как раз в отработке камаэ.

Это основные принципы айкидо, которые мы начинаем постигать через отработку базовой стойки. Логично, что мы знакомимся с этими принципами более простым способом — в статике. Как только вы начнёте двигаться и пытаться выполнить какой-то даже простейший приём, то все внутренние наработки просто-напросто рассыпятся. Поэтому важно научиться чувствовать своё тело сначала в статичном положении, чтобы в дальнейшем перейти к сохранению этих ощущений в динамике.

Не ленитесь! Каждый раз, вставая в камаэ, собирайте свои мысли в узкий пучок, настраивайтесь на чёткость и эффективность, ощутите собственное равновесие, центральную линию и целостность тела.

Помните: стойка нуждается в постоянной отработке не меньше, чем эффектный бросок. А может даже и больше.

Камаэ. Условный рефлекс

Уверен, многие айкидоки не придают отработке базовой стойки особого значения, ведь чем оперативнее они «разделаются» с камаэ в ходе тренировки, тем быстрее перейдут к болезненному воздействию на суставы уке и головокружительным броскам (ведь это так круто!). В некоторых додзё и вовсе выходу в камаэ и существованию в стойке не уделяется должного внимания, что, как и множество других упущений, приводит к тому, что техника работает только на маленьких детях, абсолютно поддающихся уке или дворовых алкашах. Отработка камаэ бесконечно важна, если вы хотите добиться реального роста на пути постижения Айки.

Школьная программа в помощь

Выход в базовую стойку, как и нахождение в ней, — это стопроцентная медитативная работа. К счастью, как и во многих вещах, чем ответственнее, настойчивее и кропотливее мы будем идти к цели, тем быстрее её достигнем. Наша локальная цель — обретение особого физиологического, психологического, эмоционального, какого хотите, состояния готовности к любому действию нападающего. Как её достичь? Упрямо отрабатывать камаэ. Секрет до безобразия прост.

Здесь будет очень полезно обратиться к школьной программе — курс анатомии и физиологии человека. Наверняка многие, если не все, прекрасно помнят академика Павлова, его слюнявую собаку и термин «условный рефлекс». Ничего нового выдумавать не стану: в ходе отработки камаэ нам нужно выработать у себя условный рефлекс. Условие — физический выход в камаэ, рефлекс — необходимое внутреннее состояние. Замечали, когда мы чувствуем себя уверенно, тело автоматически принимает соответствующую позу? У вас не бегают глаза, не трясутся руки и голова, вы не переминаетесь с ноги на ногу. Ваше тело подстраивается под текущее внутреннее состояние. Тем, кто хоть немного знаком с психологией человека, известен и обратный эффект: если вы хотите чувствовать себя увереннее, нужно принять позу, которая ассоциируется у вас именно с этим состоянием. Увязка двух вещей — внутреннего состояния и внешнего положения тела — это и есть условный рефлекс, который выработался в вас бессознательно в течение жизни. Так давайте воспользуемся этим эффективным механизмом!

Мысли в стойке

Выход в базовую стойку от команды «миги/хидари ханми но камаэ» и вплоть до «камаэ найорэ» должен происходить максимально осознанно. Пока вы находитесь в камаэ, старайтесь увязать это положение тела с ощущением своего центра, центральной линии, расслабленностью тела и его цельностью, готовностью мгновенно отреагировать на любую атаку уке. Уверенный взгляд вперёд, абсолютная устойчивость, сильный низ и лёгкий верх. Представляйте себя деревом с мощной корневой системой вместо ног и упругими ветвями вместо рук. Вам должно быть максимально комфортно стоять в камаэ, расслабляйте всё, что только можно расслабить.

Это долгое и нудное занятие, которое потребует много времени. Но однажды, придя на очередную тренировку и выйдя в стойку, вы почувствуете, что развили в себе условный рефлекс. Положение камаэ автоматически запустит в вашем теле работу тех принципов, которые вы так усердно вдалбливали себе в мозг всё это время. Вам не нужно будет даже думать о том, всё ли в порядке с вашим центром, не искривлена ли центральная линия — всё это уже будет внутри. И тогда вы сможете переходить на новый уровень и уделять внимание сохранению старых и отработке новых принципов айкидо в динамике и работе с партнёром.

Но сначала статика. И побольше терпения!

О важности разминки

Разминка, как и скучные статические упражнения типа выхода в стойку, у большинства учеников считается чем-то формальным, её стараются выполнить как можно быстрее и не обращают внимания на качество упражнений. Разминающийся принимает расслабленную и рассредоточенную позу, переступает с ноги на ногу в процессе, вращения выполняются с минимальной амплитудой, а растяжка либо производится вполсилы, либо упускается вовсе. Важность такой подготовительной работы, к сожалению, не для всех очевидна, к тому же большинство скорее хотят заняться отработкой бросков и болевых контролей. Вот только без неё тренировка становится не просто энергетически скудной, но и довольно опасной.

Качественная и всесторонняя разминка преследует сразу несколько чрезвычайно важных целей:

— подготовка организма к интенсивным нагрузкам, которые без хорошей разминки воспринимаются очень тяжело;

— растяжение связок и разогрев суставов для увеличения амплитуды их движения и, следовательно, минимизации вероятности травм;

— получение заряда энергии, благодаря чему все последующие упражнения и техники становятся более динамичными и приятными.

На своих тренировках я всегда старался разделять разминку на два этапа: полноценная растяжка и разогрев тела. В первом случае — это растирание суставов, подготовка к болевым контролям за счёт самостоятельного умеренного воздействия на запястья, плечи и локти, разнообразные наклоны и вращения. Во втором — перекаты, кувырки, страховки и отработка с партнёром простых бросковых упражнений.

Я несколько раз становился свидетелем того, как отсутствие хорошей разминки вместе с непреднамеренным, но резким движением ситэ становились причиной крайне неприятных ощущений в суставах, которые сохранялись на протяжении нескольких дней или даже недель. Связки не были предварительно растянуты, поэтому даже небольшое воздействие, например, на запястье, вызывало острую боль. Занятия айкидо должны приносить радость, поэтому необходимо заботиться о собственном здоровье и в обязательном порядке в самом начале тренировки проводить качественную разминку.

Более того, систематическая растяжка суставов помогает поддерживать их в эластичном состоянии, и со временем вы почувствуете, что крайне болезненные в прошлом действия стали достаточно терпимыми.

У разминки может быть ещё одна цель, дополнительная, хоть и не обязательная, но которая может ощутимо ускорить рост мастерства и общего понимания айкидо. В процессе упражнений можно заниматься той же самой отработкой принципов айкидо через собственные ощущения, которая происходит при выполнении техник. Растяжение запястий, локтевых суставов, вращения рук и повороты тела — все эти и другие движения должны осуществляться при симметричном и устойчивом положении тела, с ощущением своего центра и ритмичным дыханием. Ответственный подход должен быть ко всем элементам тренировки, только так из хаотичного повторения за тренером движений можно прийти к собственному пониманию техник, их анализу и импровизации в их применении.

Укеми-вадза — отработка страховок

Не думаю, что в серьёзном тренировочном процессе можно назвать хоть один аспект, которому не обязательно уделять часть своего внимания. Раздел самостраховок — несомненно, важная часть подготовки, это не формальная разминка для того, чтобы разогреть организм, хоть с этой задачей интенсивные кувырки и контролируемые падения справляются как нельзя лучше. К отработке страховок необходимо относиться со всей ответственностью, ведь этот навык даёт бойцу множество преимуществ.

Меньше травм. Быстрая реакция на самое начало болезненного воздействия поможет выйти из поединка без растянутых связок, ушибов и серьёзных увечий.

Восстановление равновесия. Необходимость выполнения страховки говорит о том, что вас застали врасплох, равновесие нарушено, и инициатива в бою перешла к атакующему. В этом случае айкидоке глупо пытаться за счёт силы противостоять атаке, превозмогая боль и повышая тем самым вероятность получения болезненных ощущений. Мгновенное выполнение страховки позволит нивелировать преимущество нападающего, быстро восстановить потерянное равновесие и быть готовым к продолжению боя.

Отработка принципов. Самостраховка в рамках самостоятельной работы — это дополнительная возможность развить в себе фундаментальные принципы айкидо, такие как формирование центральной линии, контроль собственного равновесия. Кроме того, отработка укеми — прекрасная тренировка для избавления от страха падения.

Разумеется, первые годы своих тренировок я не относился к страховкам как к чему-то принципиально важному. Мной всегда овладевал страх при необходимости выполнения высокой страховки, я часто пытался делать эти упражнения размеренно, с перерывами, жадно ждал команды тренера закончить кувырки, ведь я так устал! Да и вообще хотелось поскорее перейти к реальным техникам, где можно почувствовать своё превосходство над беззащитным партнёром. Но это были откровенно незрелые мысли.

Полноценная отработка самостраховок с неустанным соблюдением основных принципов айкидо и высокой степенью сосредоточенности, преодоление усталости и чёткая установка на достижение результата — вот что становится важной составляющей будущей добротной техники, когда не только в состоянии эффективно противостоять атаке, но и в целом чувствуешь себя намного более уверенно в любой стрессовой ситуации.

Для того, чтобы более полно прочувствовать необходимость отработки страховок, будет полезным рассмотреть их не обособленно, а сопоставить с реальностью и применимостью в гипотетическом бою. Тогда выполнение укеми будет происходить более осознанно.

Кохо-укеми

Самостраховка с падением назад, амортизацией обеими руками и прижатием подбородка к груди. Довольно проста в объяснении и понимании: представить фронтальный толчок или поскальзывание с уходом обеих ног вперёд очень легко, в таких ситуациях кохо-укеми помогает избежать серьёзных травм.

Земпо-укеми-ичи

Уход обеих ног назад с фронтальным падением на «треугольник» из предплечий с вершиной из сведённых кистей (в разных школах вариации страховки отличаются, я привёл порядок отработки, принятый в моей секции). Я всегда объясняю необходимость этой страховки, когда у человека выдёргивают ноги назад, и он теряет опору. Однако можно найти и более практическое применение: ты спотыкаешься и заваливаешься вперёд. Такая конфигурация тела помогает не удариться лицом и в целом амортизировать падение.

Одно любопытное наблюдение из жизни, связанное как раз с земпо-укеми-ичи. Будучи у меня в гостях, крестник, которому на тот момент было чуть больше года, в попытках пробежаться по кухне не устоял и плюхнулся на пол. Удивительно, но ему каким-то интуитивным образом удалось сгруппироваться и подстраховать своё падение, благодаря чему не было ни ушибов, ни плача. С моей точки зрения визуально это было очень похоже на земпо-укеми-ичи. Ну, или мне просто хочется верить, что элементы айкидо на самом деле так или иначе заложены в нас самой природой.

Земпо-укеми-ни

Фронтальное приземление попеременно на ладони с плавной амортизацией тела и свободным «порханием» ног. У этой страховки не самое очевидное практическое применение, именно о ней я чаще всего слышал вопросы от учеников. Ответ прост: земпо-укеми-ни используется уке при выполнении на нём некоторых техник удержания, таких как иккадзё-осаэ-ичи или никказдё-осаэ-ни. В конечной фазе, когда нас укладывают на пол. Обратите внимание, это именно она.

Земпо-кайтен-укеми

Перекат вперёд по закруглённой руке и диагонали спины с выпрямленной задней ногой. Страховка помогает свести к минимуму травмы из-за потери равновесия при падении вперёд, так же как и земпо-укеми-ичи, позволяя дополнительно быстро восстановить устойчивое положение и готовность к новым действиям, причём на безопасном расстоянии от нападающего за счёт выпрямления задней ноги и стремительного разворота.

Кохо-кайтен-укеми

Кувырок назад через плечо с выходом в стойку. Если продолжить аналогии, то обычная страховка кохо-укеми аналогично земпо-укеми позволяет не получить травмы при падении, в то время как кохо-кайтен-укеми аналогично земпо-кайтен-укеми — ещё и удалиться на безопасное расстояние от нападающего и восстановить свою устойчивую позицию.

Рётэ-кохо-укеми

Страховка с отшагом и падением назад, разворотом на плечах на 180° с последующей перегруппировкой и выходом в стойку. Так же как и кохо-кайтен-укеми позволяет провести контролируемое падение при фронтальном воздействии, удалиться на безопасное расстояние от нападающего и быстро восстановить свои позиции. Наверное, это наиболее часто применяемый страховочный элемент при самых разных бросковых техниках. Оно и понятно: страховка по-настоящему удобна и эффективна при падении назад.

Кататэ-кохо-укеми

Контролируемое падение назад с заводом кисти за голову, амортизацией другой рукой и приведением тела в состояние готовности к мгновенному развороту. Выполняется в случае использования техники си-хо-нагэ. При выполнении страховки крайне важно отрывать таз от пола и вытягивать всё тело в струну с выпрямлением одной ноги. Такое положение «заряженности» позволяет в случае намеренной или случайной утраты нападающим контроля очень быстро отдалиться от него на достаточно комфортное расстояние, развернуться и выйти в стойку, а значит, подготовиться к новой атаке.

Для меня по ощущениям положение в кататэ-кохо-укеми, когда голова, позвоночник и нога вытянуты в одну струну, а вторая нога встаёт на носок и тем самым амортизирует тело, напоминает сжатую пружину, которая готова в любой момент с ускорением распрямиться, когда сжимающая сила перестанет действовать. Так и мы: должны выстрелить, как только нашу руку отпустили.

Ёко-укеми

Страховка с падением набок и амортизацией рукой. Нечасто такое можно представить, но боковая подножка всё же возможна, где ёко-укеми точно поможет. К тому же в динамичных техниках можно встретить и высокий вариант боковой страховки, который также позволяет не отбить себе все части тела при падении.

Хотелось бы добавить ещё один «пазл», которому я не так давно нашёл место в собственной картине айкидо. Он как раз касается укеми-вадза и необходимости применения принципов при отработке страховок. Моё открытие связано с работой центра, точнее, с первичностью его движения.

При отработке любых страховочных элементов необходимо делать акцент на своём центре. При выполнении кохо-кайтен-укеми именно центр должен вытягивать тело назад для более стремительного кувырка и стабилизации равновесия. В рётэ-кохо-укеми разворот происходит на плечах, но двигателем этого смещения должно быть выталкивание своего центра за спину. Земпо-кайтен-укеми завершается быстрым разворотом с выходом в стойку, так вот этот самый разворот также должен, по сути, быть вращением ваших бёдер, а не попыткой развернуть корпус за счёт рук, ног и чего-то ещё. Если практиковать отработку страховок с этим пониманием и акцентами, приходит явно ощутимое повышение устойчивости и готовности к действию.

Базовые перемещения

Усвоив хотя бы некоторые принципы в статической работе, когда центральная линия более-менее сформировалась, а ощущение устойчивости обрело различимые очертания, можно смело переходить к совершенствованию навыков в движении.

Конечно, свои первые перемещения вы попробуете выполнить уже на первой тренировке, но всё же это абсолютно точно можно считать следующим этапом. Такое разграничение стадий тренировочного процесса позволяет более предметно и осознанно заниматься, ведь беспорядочное повторение всего, что показывает тренер, без улавливания связи между упражнениями и техниками, если и приведёт к хорошему результату, то только через много-много лет. Напротив, системность тренировочного процесса, разбитие его на понятные этапы, движение от простого к сложному, помогут овладеть искусством айкидо быстрее и намного эффективнее.

Первое же движение из базовой стойки стопроцентно спровоцирует слом центральной линии, пусть даже визуально будет казаться, что ваши руки и тело продолжат находиться в сфокусированном состоянии. Наша локальная задача на этом этапе тренировок — научиться сохранять центральную линию при перемещении и повороте тела в любом направлении. И это не так просто, как кажется на первый взгляд. Как я уже сказал, первый шаг выводит нас из состояния сосредоточенности и отцентрованности, которое мы приобрели в статическом положении за счёт отработки стойки. Тело расслабляется или наоборот сильно напрягается (у всех происходит по-разному), что никак не может говорить о сохранении наработок. Только настойчивая работа с собственными ощущениями в движении позволит не только сохранить освоенные принципы, но и выйти на принципиально новый уровень — постижение более сложных вещей.

Особенности отработки одиночного кихон-доса

Когда в раннем детстве мы учились считать, то начинали с элементарного запоминания цифр от нуля до десяти, затем постигали премудрости составления многозначных цифр и лишь потом переходили к более сложным принципам сложения, вычитания, умножения и деления. В старших классах мы знакомились с аспектами математики более высокого уровня: дроби, возведение в степень, извлечение корня, приходя в итоге к ещё более изощрённым математическим понятиям, такими как интеграл, дифференциальное уравнение или предел. Такое движение от фундаментальных вещей к комплексным понятиям вполне логично и эффективно — не зная умножения трудно пытаться возвести число в степень.

Думаю, суть постижения айкидо мало чем отличается от изучения математики и связанных с ней дисциплин. В качестве цифр можно рассматривать базовую стойку и элементарные движения, математических операций — базовые перемещения или кихон-доса. И только освоив на достаточном уровне эти фундаментальные понятия, можно переходить к следующему этапу развития.

Шесть базовых движений в Айкидо Ёсинкан — это те кирпичики, на которых строится будущая техника. Наверняка многие слышали от старших учеников или тренера, что практически каждую технику можно разложить на базовые движения. Это действительно так, но с небольшой, но очень важной оговоркой: техники можно разобрать не на цельные движения кихон-доса, а на принципы, на которых эти базовые перемещения построены. Конечно, если рассматривать кататэ-мочи-си-хо-нагэ, то можно различить практически полное повторение сумацу-доса, однако с другими техниками не всё так однозначно.

Новичку сложно разглядеть в обычном шаге вперёд, повороте или смене стойки один из важных принципов айкидо. Каждое из этих движений воспринимается как что-то элементарное, стандартное, то, что каждый из нас выполняет в повседневной жизни, и углубляться при этом в айкидо совсем не обязательно. Однако если попытаться взглянуть на, казалось бы, обычные перемещения с точки зрения основных принципов Айки, переосмысление всего того, что происходит на тренировке, не заставит себя долго ждать. Наполнив смыслом каждое выполняемое движение, можно в максимально короткие сроки существенно повысить эффективность тренировок и выйти на новый уровень постижения Будо.

Самое сложное в айкидо

Когда я только начинал знакомиться с мудростью этого боевого искусства, меня неизменно пугало количество техник, с которыми я успел познакомиться за месяцы, а потом и годы тренировок. Я никак не мог поверить, что со временем станет возможным удержать в голове такое количество движений, перехватов, болевых контролей и бросков. Мне казалось, что тренер уже успел показать, наверное, 80% существующих в айкидо техник, если не больше, ведь их уже было продемонстрировано десятка три, не меньше! Конечно, далеко не все из них я был на тот момент в состоянии воспроизвести, но их примерное количество уже вселяло страх. Впоследствии, посетив несколько семинаров, изучив доступные в интернете видеоматериалы, я осознал, что существуют техники более высокого уровня, и выполнить их эффективно могут только настоящие мастера. В итоге я решил, что на самом деле я знаком лишь с небольшой частью айкидошных техник, всё самое интересное ещё впереди.

На тот момент сформировалось понимание: в айкидо есть действительно сложные техники, возможно даже некоторые из них, что называется, не для свободного доступа. Стала вполне понятна и тренировочная перспектива, а именно последовательное изучение техник всё более высокого уровня, а критерием мастерства окажется количество изученных приёмов. К счастью, уверенность в таком положении дел продержалась недолго. Моё сознание перевернул один единственный семинар под руководством Гатауллина Рашита.

Основной темой того семинара стала как раз отработка кихон-доса. Сказать, что мы сильно уставали каждый из четырёх тренировочных дней — не сказать ничего. Оттачиванию базовых движений уделялось часа полтора-два, нахождение в промежуточных стадиях кихон-доса занимало несколько минут — и всё это в низких стойках, с крайне неудобным положением рук! Колени быстро уставали, плечи закономерно приходили в напряжение и под каждым ответственным учеником, честно отрабатывающим предлагаемые перемещения, образовывалась различимая лужа пота. Я навсегда запомнил произнесённую Сенсеем фразу: «Я хочу, чтобы в конце тренировки вы меня ненавидели». Надо сказать, лично я уже после нескольких десятков секунд в положении хирики-но-ёсей, когда переднее колено сильно загружено, центр максимально опущен, а поднятые к голове руки тэ-гатана

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Айкидо. Работа с ощущениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я