Айкидо. Работа с ощущениями

Артём Маньков

Путь боевых искусств предполагает полную самоотдачу, которая довольно быстро теряет былую мощь без ответов на возникающие вопросы и чёткого понимания, куда ты, собственно говоря, движешься. Книга призвана стать фундаментом для начинающих занятия айкидо, а также поможет открыть множество неизвестных до этого граней боевого искусства для опытных спортсменов. Отдельные главы окажутся полезны и для тех, кто не имеет отношения к айкидо, но стремится постоянно расти над собой и достигать новых вершин!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Айкидо. Работа с ощущениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЧАСТЬ 1. Мой путь к чёрному поясу

Мой путь в айкидо точно нельзя назвать спокойным. Если его можно изобразить графически в виде математической функции, то в ней преимущественно были бы периоды спада и длительного минимума, лишь с несколькими экстремумами в виде активных тренировок с увлечёнными айкидо партнёрами и успешно сданных экзаменов. За десять тренировочных лет я успел два раза серьёзно попрощаться с айкидо, бесчисленное количество раз разочароваться в его эффективности, сменить не менее шести спортивных залов. Но были и хорошие моменты: окрыляющая радость от наконец-то получившейся техники, посещение невероятно познавательных семинаров с выдающимися мастерами айкидо, новые судьбоносные знакомства и простое человеческое чувство, что ты развиваешь свои навыки и в принципе занимаешься чем-то полезным и важным. И я очень горд, что в моменты, когда в очередной раз отчаянно опускались руки и пропадал всякий энтузиазм продолжать тренировки, я собирался и настойчиво шёл к своей цели — мастерской степени и заветному чёрному поясу. Но начинался этот путь с больших сомнений.

Как и большинство мальчишек, с самого детства я, насмотревшись боевиков, страстно желал быть мастером боевых искусств, чтобы ставить на место всех, кто будет со мной чрезмерно дерзок. Однако дальше элементарного желания я не уходил. Не изучал существующие боевые искусства, не старался понять, какое из них мне было бы по душе, не интересовался, какие клубы имеются в моём городе. И лишь на четвёртом курсе университета одногруппник предложил мне заняться «настоящим мужским делом». Он в красках описал мне, как его заинтересовало айкидо, насколько оно разностороннее, как сильно его впечатлил старенький дедушка, который на чёрно-белом видео легко раскидывает в стороны сразу нескольких нападающих.

Не скажу, что меня в тот же момент зацепил его рассказ, и мгновенно возникло желание познакомиться с этим боевым искусством. Будучи человеком мало уверенным в себе, я просто принял это как некую информацию, на которую не обязательно реагировать. Но уже через неделю, всё же прочитав несколько статей по теме айкидо, посмотрев видео с впечатляющими бросками и болевыми контролями, я очень быстро для себя решил: надо попробовать! И пошёл на свою первую тренировку.

Начало пути

В зале помимо тренера, меня и одногруппника оказалось всего двое: парень и девушка. Они начали заниматься относительно недавно, однако успели кое в чём разобраться, так что уже в первый день я получил множество советов не только от тренера. Конечно же, всё началось с базовой стойки — невероятно неудобной, нелепой и совершенно мне непонятной. Кувырки вселяли страх, но наибольший ужас возникал, когда нужно было попытаться повторить технику. Вдруг не получится, а тренер ведь смотрит!

Первое время походы на тренировки давались мне с большим трудом: мало что получалось, названия техник никак не закреплялись в голове, все мои движения под пристальным взглядом тренера и более опытных учеников казались совершенно неуклюжими. Часто даже случалось так, что под абсолютно надуманным предлогом я оставался дома, внушая себе ложную мысль, что не смог попасть на тренировку из-за неких объективных обстоятельств типа невозможности добраться до зала из-за переполненных маршруток. В такие моменты я испытывал облегчение и спокойствие: сегодня не нужно будет превозмогать себя, испытывать боль от падений и неловкость от неспособности с первого раза повторить показанную тренером технику. Можно расслабиться и провести вечер за более простыми занятиями, не связанными с преодолением. Но уже очень скоро такое времяпрепровождение перестало приносить радость, в отличие от тренировок — они в какой-то момент превратились в неотъемлемую часть моей жизни.

Полтора вечерних часа два-три раза в неделю стали для меня тем уникальным временем, где я мог погрузиться в стопроцентную работу над собой, саморазвитие, совершенствование и целенаправленное изучение возможностей своего тела. На фоне учёбы, работы и бытовых дел, где я обязан был что-то делать исходя из требований суровой реальности, в тренировочном зале я получал возможность заниматься тем, чего сам хочу. Этот зал стал местом, где я могу отпустить свои мысли и проблемы, выплеснуть негативные эмоции, осознать свой прогресс хоть в чём-то. Практически каждый поход на тренировку сопровождался неким воодушевлением: сегодня я смогу попробовать что-то новое!

Однако серьёзные проблемы в тренировочном процессе всё же возникали. И некоторые из них очень сильно влияли на моё желание дальше заниматься айкидо.

Объективные сложности

В спорте просто невозможно добиться заметных успехов без неудач, когда в течение длительного времени никак не удаётся эффективно выполнить удар, кувырок, движение. И с этим очень сложно справиться, от тренировки к тренировке приходится упорно повторять одно и то же, терпеть поражение и начинать снова, пока это упорство не принесёт различимые плоды. С этим нужно мириться, ведь преодоление трудностей — постоянный спутник спортсмена, и если именно череда провалов стала причиной завершения спортивного пути, значит, спорт в принципе не подходит такому человеку.

За годы тренировок я сполна вкусил все «прелести» спортивных неудач, когда в течение нескольких недель и даже месяцев простое и понятное на первый взгляд движение в моём исполнении демонстрировало нулевую эффективность. Когда растянутые по глупости связки на запястьях или в локте, крайне неприятные ощущения в пояснице, плечах или коленях не позволяли даже попробовать выполнить технику более-менее качественно. Когда просто-напросто отсутствовал энтузиазм, и пропадало желание осваивать новые горизонты. Как итог таких депрессивных периодов — систематический пропуск тренировок и частые мысли о том, что айкидо мне, в общем-то, не подходит. Но такие периоды довольно быстро заканчивались, ведь стремление в эти молодые годы добиться серьёзного прогресса хоть в какой-то сфере своей жизни было по-настоящему сильным. Однако после нескольких лет тренировок и взрослого осознания, что все неподдающиеся приёмы обязательно когда-нибудь начнут работать, я столкнулся с более серьёзной трудностью, преодоление которой зависело не только от меня.

Когда достигаешь определённого уровня в выбранном боевом искусстве, начинаешь понимать, что пришло время постигать более сложные принципы и техники. И если в первые годы достаточно самостоятельной работы и занятий с новичками, то для дальнейшего прогресса просто необходим партнёр приблизительно твоего уровня, с которым можно вести себя более жёстко и динамично, не страшась при этом нанести ему травму. Так получилось, что за десять лет моих занятий айкидо секция успела принять в свои ряды десятки человек, но так же легко она с ними расставалась. Большинство учеников посвящало айкидо в лучшем случае одни-два года, достигая при этом довольно хороших результатов, чем необычайно меня радовали: я мог расти вместе с ними. Но реальность была такова, что запала совершенствовать свою технику им хватало ненадолго. Люди резко и неожиданно для меня уходили. Лица в тренировочном зале сменялись с такой частотой, что я вряд ли вспомню сейчас даже тех, с кем оживлённо общался и стоял в паре на протяжении нескольких месяцев. И в такие моменты, когда радость от наконец-то появившегося достойного партнёра сменялась очередным разочарованием и элементарной неспособностью пробовать на тренировках техники своего уровня, приходил период деградации и уныния. Конечно, можно было попробовать сменить секцию и тренера в надежде, что там возможностей для роста будет гораздо больше. Но это вряд ли бы мне помогло: пересекаясь на семинарах с учениками из других секций я понимал, что ситуация с текучкой учеников характерна не только для моего клуба. К тому же во мне в то время была сильна привычка, а также какое-то ощущение, что успеха можно добиться в любом додзё, если приложить к этому максимум усилий. И от этого становилось совсем грустно.

Сказать о том, что после подобных событий мне хотелось навсегда закончить занятия — это ничего не сказать. Спад настроения был огромным: желания ходить на тренировки, чтобы заниматься гимнастикой с новичками или маленькими детьми не было абсолютно. Никакого роста, никакого удовольствия — сплошной регресс. Иногда мне даже казалось, что те, кто завершает свой тренировочный путь, поступают абсолютно правильно, в то время как я по какой-то элементарной привычке продолжаю топтаться на месте, когда можно попробовать себя ещё в чём-то. Именно такое направление мыслей вынуждало меня два раза делать перерывы в тренировках — на полгода и на целый год. Причём в момент принятия таких решений я ориентировался как раз на полное прекращение занятий, и возвращаться не собирался.

Но здравый смысл и постоянное желание расти всё же брали верх: спустя время я начинал испытывать «спортивную ломку». Мне хотелось довести до совершенства свою технику, узнать новые грани айкидо, всё чаще появлялись мысли о том, что я поступил безответственно, проявил слабость. И я возвращался с новым энтузиазмом. Тем более, что помимо периодов разочарования и сомнений в моей спортивной жизни было много просто невероятно увлекательных и воодушевляющих моментов.

Когда хочется заниматься

Понятно, что в процессе развития талантов и способностей периоды эмоционального подъёма наступают, когда что-то явно начинает хорошо получаться, когда наконец-то достигаешь нового уровня. В айкидо, к примеру, для подведения итогов изнуряющих тренировок проводятся экзамены, где можно проверить свою технику и получить в случае успеха заслуженную степень кю и цветной пояс. Уверен, многие, приходя в секцию боевых искусств, первоочередной целью тренировок, пусть даже и неосознанно, делают именно получение пояса. И всячески при этом стараются форсировать тренировочный процесс, чтобы как можно скорее сдать экзамен. Я никогда не ставил перед собой задачу скоростного преодоления системы поясов, поскольку для меня гораздо важнее реальные возможности спортсмена, чем указанные в сертификате буквы и цифры. Но в то же время я не могу сказать, что не испытывал сильных эмоций от успешной сдачи очередного экзамена. Просто претендовать на новую ученическую степень я начинал только после того, как моё внутреннее ощущение позволяло мне это сделать. И удовольствие от честно и заслуженно преодолённой ступени оказывалось стопроцентным.

К экзаменам я всегда готовился ответственно, с полной отдачей и выработанным планом тренировок. Я понимал свои сильные и слабые стороны, уделял максимум внимания отработке того, что пока не соответствует уровню, на который я планирую претендовать. Поэтому на каждую сдачу я шёл с уверенностью, что всё получится и серьёзных проблем не будет. С первых и до последних секунд экзамена я был сосредоточен, не позволял себе расслабиться и халтурить. И только в самом конце, когда после исполнения программы мы с партнёром делали поклон, наступал настоящий кайф.

Кайф от того, что всё получилось, и я гордился собой, поскольку очень чётко осознавал заслуженность присвоения мне новой степени кю. В такие моменты хотелось немного отдохнуть и скорее приступить к освоению новых техник, совершенствованию уже изученных. Определённо, ради таких моментов стоит тренироваться и постоянно преодолевать трудности!

Помимо экзаменов были и другие мероприятия, в атмосфере которых я ощущал себя причастным к чему-то большому и важному.

Семинары.

Будь то местный семинар, когда в гости приезжал опытный тренер или же более масштабная серия тренировок в Москве, где можно было не только познакомиться с другими стилями айкидо, но и увидеть технику признанных мастеров боевых искусств, впечатление от которой остаётся в памяти надолго. Каждый семинар проходил по одному и тому же сценарию: сначала полная уверенность в эффективности своей техники, затем чувство опустошения и осознание того, что я ещё так многого не знаю и не умею, но всё равно после очень интенсивных тренировок и огромного объёма полезной информации тело начинало само по себе двигаться более эффективно. Как будто нужно было время для того, чтобы опыт и знания, полученные на семинаре, обработались мозгом и послужили толчком для повышения уровня. Конечно, я не посещал все мероприятия, на которые мне предлагалось сходить, и причины тому были разные: нехватка денег, желание отдохнуть, отсутствие энтузиазма. Однако каждый из посещённых мной семинаров становился ярким событием в тренировочном процессе, где я приобретал знания, которые вряд ли где-то ещё смог бы получить. И в этом тоже был своеобразный кайф: я испытывал удовольствие, что самоотверженно преодолел все тяготы четырёхчасовых тренировок на протяжении четырёх дней подряд и получил бесценный опыт и знания, благодаря которым смогу уже в ближайшее время начать кропотливое оттачивание своей техники.

В совокупности получение новой ученической степени, радость от освоения новых элементов айкидо, самоотдача на семинарах и самостоятельная работа в виде изучения статей и видеоматериалов привели меня к тому моменту, когда появляется желание поделиться своими знаниями с другими.

Тренерский опыт

Первая возможность почувствовать себя в качестве наставника появилась, когда тренер не смог появиться в зале по личным делам. Вполне ожидаемо в самом начале занятий мной овладела тревога и сомнение в том, что я смогу организовать полноценную тренировку и донести до учеников свои мысли и собственное видение некоторых техник. В этот день и все последующие тренировки, когда мне приходилось на полтора часа становиться учителем, я начинал занятие с небольшой лекции. После нескольких лет тренировок во мне сформировалось устойчивое желание рассказать заинтересованным ушам такие элементы и нюансы айкидо, до которых я самостоятельно дорос и о которых никогда не рассказывал тренер. И в эти моменты я испытывал истинное удовольствие: мне есть чем поделиться, и меня слушают!

Впоследствии обстоятельства сложились таким образом, что я стал стабильно проводить одну тренировку в неделю, когда тренер вынужден был работать в другом зале в то же время. Тогда я научился выстраивать чёткий тренировочный план, последовательность подготовительных упражнений и техник так, чтобы пока непонятное и сумбурное айкидо для новичков выстроилось в нечто логическое и заиграло новыми красками. Я пытался заинтересовать учеников, и они отвечали мне взаимностью. Кто-то даже сказал в конце одной из тренировок, что мой тренерский подход очень эффективен, и благодаря моим стараниям многое стало получаться. Это был уникальный опыт, который позволил взглянуть на мой тренировочный процесс под совершенно новым углом.

Десять лет в спорте — это довольно много. За это время с моим сознанием произошло множество изменений, и вся эта совокупность событий, разочарований, сомнений и успехов привели меня к пониманию того, что я готов к получению чёрного пояса. И это не ребяческое желание обзавестись неким атрибутом, которым можно будет впоследствии понтоваться, а взрослое и взвешенное понимание, что я к этому готов. И что я теперь могу делиться с другими людьми тем, чему я сам научился и что понял за годы самоотдачи в айкидо.

Поиск новых ощущений

Айкидо — это не консервированное боевое искусство, изучение которого сводится исключительно к наработке болевых контролей, бросков и ещё более изощрённых способов наказать человека за его чрезмерную агрессию. Путь Айки предоставляет ученикам самый широкий простор для размышлений, когда в систематизированный тренировочный план можно привносить свои собственные мысли и варианты расстановки акцентов при отработке. Конечно, я не имею в виду допустимость вольной интерпретации, скажем, кихон-вадза или кихон-доса, исключение из них не нужных, на свой субъективный взгляд, шагов или действий — как раз здесь важно придерживаться чёткости и пошаговости. Я говорю о других вещах, менее очевидных.

Занятия по айкидо традиционно проходят в доги, конечно, если она у вас имеется. Ученик, так или иначе, привыкает к этой одежде, возможно, даже его движения как-то затачиваются именно под неё. Много раз я замечал, что как только мне по какой-то причине не удалось взять с собой на занятия доги (забыл, не постирал, не высохла) и приходилось тренироваться в свободной одежде, мои ощущения от выполнения стандартных перемещений и техник заметно менялись. То же самое можно сказать и о редких занятиях в хакаме, наличие которой всё же приходилось учитывать при движениях. Даже использование корсета для поясницы или занятия в носках вместо традиционных босоногих тренировок привносили новые ощущения в отработки. Я уже не говорю о нечастых тренировках вне стен родного додзё, где принципиально другое покрытие и окружающая обстановка. И это было невероятно интересно: чувствовать изменение своих ощущений и работать с ними.

В тренировочном процессе я всегда старался не просто работать с ощущениями от выполнения поставленных тренером задач, но и постоянно искал для себя новые. И это проявлялось даже в таких, на первый взгляд, обычных вещах, как смена одежды. Кто-то скажет, что занятия в носках для него — это просто способ согреть ноги или сохранить их в чистоте, а я находил в этом новую возможность поработать со своими ощущениями. И пусть сделанные из этого выводы не были революционными или фундаментальными, но они всё же были. И с ними приходилось работать. Сейчас сложно сказать, в какой степени такая работа поспособствовала моему техническому росту, но я абсолютно уверен, что свой вклад в процесс развития навыков она точно внесла.

По мере эволюции мастерства становится всё менее существенно, что на тебе надето или где тебе необходимо продемонстрировать свои навыки, поэтому я твёрдо считаю целенаправленный поиск новых ощущений и работу с ними как минимум до момента получения чёрного пояса полезными составляющими процесса обучения. Это как необязательная дополнительная возможность для роста, которой я решил пользоваться в полной мере.

Постоянный мыслительный процесс

Давать советы менее опытным ученикам довольно просто и приятно, ведь ты, по сути, рассказываешь им те вещи, в которых неплохо разбираешься сам. Другое дело самостоятельно пытаться понять новые технические нюансы, усовершенствовать технику и отточить навыки — это уже обучение самого себя, а потому гораздо более сложное мероприятие. Можно терпеливо ждать, когда тебе в один прекрасный момент подробно ответит на возникающие вопросы Сенсей, но я выбрал для себя путь самостоятельного постижения некоторых особенностей тех или иных техник айкидо. Конечно, я продолжал спрашивать у тренера или приезжих мастеров интересующие моменты типа «куда шагать» и «как лучше перехватить», но по большей части старался пропустить технику через свои собственные ощущения, пытался самостоятельно понять, за счёт чего можно добиться эффективности в движениях и воздействиях.

Довольно часто после демонстрации тренером одной из техник и её вдумчивой отработки, я отправлял партнёра к другому ученику, преследуя при этом две цели. Во-первых, я получал возможность ещё раз понаблюдать за техникой со стороны, уловить хоть какие-то дополнительные нюансы. Во-вторых, в такие моменты в голове включался интенсивный мыслительный процесс, в результате которого ко мне неизменно приходило понимание отдельных элементов техники или же наоборот, непонимание других, что, в свою очередь, запускало новый виток размышлений. В такие периоды со стороны я напоминал глубоко ушедшего в себя человека, который смотрит в пол, неспешно передвигается по залу и выполняет небольшие движения с невидимым партнёром, по крайней мере, меня именно так описывали те, кто за мной невольно наблюдал.

Неоднократно я слышал от других, что при выполнении техники нужно меньше думать, что это лишь мешает выполнить, например, бросок быстро и своевременно. Я согласен с таким утверждением: непосредственно во время того же броска особо думать не стоит, но провести подготовительную работу всё же придётся. Понять, за счёт чего происходит потеря равновесия, как устоять самому, как эффективнее двигаться и какими принципами руководствоваться. И только после того, как в кропотливой работе с собственными ощущениями, мыслями методично и пошагово улавливается суть техники, её механизм, можно пробовать динамику.

Но сначала — изучение принципов айкидо. Без них никуда.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Айкидо. Работа с ощущениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я