Мобильная видеосъемка. Часть 2. Мобильный монтаж

Артур Михеев

Мобильный телефон – швейцарский нож любого современного человека. С его помощью мы общаемся с друзьями, совершаем покупки, прокладываем маршруты и, конечно же, создаем контент.В своей предыдущей работе «Мобильная видеосъемка» я показал, как работать с композицией, светом и звуком. Как научиться видеть и чувствовать. На сей раз речь пойдёт о монтаже и о том, как превратить свой смартфон в самую настоящую студию.Помните – все, что вам нужно, уже есть у вас в кармане.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мобильная видеосъемка. Часть 2. Мобильный монтаж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Особенности мобильного монтажа

Бытует мнение, что мобильный монтаж — это нечто особенное, сильно отличающееся от монтажа обычного. Такой образ сформировался в том числе под влиянием огромного количества обучающих курсов, на которых студентов учат преимущественно ненужной визуальной мишуре: зрелищным и не очень переходам, визуальным эффектам и так далее. Я уже много раз говорил о том, что не являюсь противником украшательств как таковых. Я лишь призываю к тому, чтобы все они использовались к месту и осмысленно. В противном случае вы добавляете эффекты ради эффектов.

— Ну а что, с ними мое видео станет всяко динамичнее и интереснее!

Нет, это не так.

Почти каждый из таких курсов упирает именно на визуальную мишуру. Отчего у обывателя складывается впечатление, что мобильный монтаж — это непременно глитчи, транзишены, постоянное дрожание экрана, куча склеек на ровном месте, резкие проезды смартфоном по ровной поверхности и прочее, прочее, прочее. Однако с понятием «монтаж» это имеет мало общего. Конечно, все это в монтаже может присутствовать, но повторюсь — лишь тогда, когда это действительно необходимо и трактуется вашей творческой задачей.

Давайте разберем абстрактный пример.

Задача: Снять и смонтировать ролик о поездке в жаркую страну_______________ (вписать интересующую).

Зайдем на Youtube и вобьем запрос: travel video. В большинстве случаев это будут ролики, чуть ли не 40 процентов хронометража которых составляют переходы, влеты и вылеты из водопадов, заезды и выезды из-за деревьев, а также безумные нарезки, приправленные не менее безумной музыкой. А теперь скажите мне, неужто между предложением «древний храм на горе» и словом «глитчи» можно поставить знак равенства (замените на что хотите, храм тут просто для примера)?

Помнится, даже натыкался на весьма популярный англоязычный туториал, посвященный тому, как монтировать видео из путешествий. Одним из пунктов там был «Sick Transitions», что можно перевести как «Крутецкие переходы». Правда ли они так нужны тревел-роликам? Разумеется, нет.

Не стоит забывать, что любое видео, будь то музыкальный клип, репортаж, кино или влог — это история. В фильме присутствует сценарий и сюжет, блогер ведает вам о том, что успел совершить за день, а в музыкальном клипе то и дело разыгрываются какие-то сценки. И даже если там нет ничего, кроме самой песни и музыкантов, исполняющих ее на каком-то фоне, песня сама по себе также является историей. Ведь в ней есть текст, который несет какой-то смысл, настроение и идею.

Снимая видео из путешествий, не забывайте о том, что в первую очередь вам необходимо погрузить зрителя в атмосферу тех мест, в которые вы отправляетесь. Что вы чувствуете, впервые забравшись на высокую гору с видом на долину? Вдохните аромат, закройте глаза и ощутите тишину окутанных туманом лесов. Погрузитесь в безмолвие и умиротворение окружающей вас действительности. Сомневаюсь, что в этот момент вы бы подумали о драйвовом дабстепе и глюк-эффектах с судорожными пролетами через водопад. Но что заставляет тысячи авторов по всему миру оформлять свои путешествия именно так? Разумеется, замени мы все вышеописанное мною на ледяной бар в Амстердаме или на набережную Ибицы, мои замечания потеряли бы всякий смысл. Но только потому, что в данном случае добавление всей этой мишуры имело бы веские основания.

В одной из своих прошлых книг я упоминал так называемый синдром гитариста — феномен, при котором автор, забывая об истории, пытается продемонстрировать свои технические навыки. Позвольте вкратце напомнить вам, что это такое.

Будучи совсем юным, я и мои сверстники то и дело организовывали музыкальные группы (эх, где же ты мой, 2007-й). И все бы ничего, но нам откровенно не везло со струнными музыкантами, которых мы меняли с завидной регулярностью. Происходило это по причине того, что каждый новый кандидат пытался всячески усложнить репертуар, добавляя в него ломаные партии, большое количество аккордов и переходов. «Ну а как? Иначе это будет неинтересно!» — говорил гитарист. Не интересно кому? Слушателю или самому гитаристу? Ты пришел заниматься музыкой или показать всем, как здорово ты умеешь играть на гитаре? Если второе, то нам, боюсь, совсем не по пути. Музыка не обязательно должна быть сложной и замысловатой. Ее задача, как и задача всего, что связано с творчеством, — вызывать в зрителе эмоции. Пробивать на слезы, улыбку, активировать гнев — неважно. И для того чтобы этого добиться, хватит даже двух аккордов.

«Но ведь чаще всего мобильные видео создаются для мобильных же социальных сетей! Клиповый формат и переходы там более чем уместны!» — могут возразить мне раздосадованные читатели. Безусловно, каждая платформа обладает своей аудиторией. Где-то это молодые и энергичные, предпочитающие что-то одно, а где-то зрелые и консервативные люди со своими интересами и мировоззрением. Но это никак не уменьшает силу фразы «все должно быть уместно». Снимая видео про рейв-вечеринку на фестивале Burning Man, мы можем позволить себе взрыв красок, нестандартное музыкальное оформление и россыпь эффектов, ведь это максимально точно передает атмосферу мероприятия. Однако окажись мы в недрах Амазонки, едва ли глитчи и безумные переходы смогут передать истинную атмосферу тех мест.

Конечно, творчество не подчиняется правилам. Вы вольны делать все что угодно, проблема лишь в том, что выходить за рамки нужно уметь. В противном случае вы рискуете скатиться в артхаус и оказаться не понятым аудиторией. Первым делом вам необходимо научиться работать со стереотипными шаблонами, а уже после выходить за их границы. Безусловно, большая часть населения планеты относится к так называемому «непритязательному зрителю». Таких людей легко удивить даже посредственным монтажом, обильно приправленным всякого рода блестяшками. Непритязательный зритель не смотрит вглубь. Он всегда где-то на поверхности. Хотите ли вы работать для такого зрителя, или, быть может, стоит взвалить на себя ответственность по воспитанию в нем чувства прекрасного? Представьте, что своими работами вам под силу изменить чье-то мышление и вдохновить на поступок. Искусство — великая сила. Над этим определенно стоит подумать.

Снимаете видео про мрачный лес? Смонтируйте его так, чтобы погрузить смотрящего именно в то, что видели вы. Сомневаюсь, что, когда вы оказывались посреди чащи, у вас перед глазами вспыхивал свет, а вы то и дело носились между деревьями, со звуком «вжууууух» пролетая между стволами. Тупо звучит, не так ли? Это именно так же и выглядит на экране.

Как только вы мастерски овладеете искусством работать шаблонно, шаг за шагом нарушайте привычные установки и экспериментируйте. Но делайте это аккуратно, со знанием дела.

То, о чем я сказал, можно назвать базой или сердцевиной любого видео. Однако мне бы также хотелось поговорить и о так называемом формате.

Формат — это то, в каком именно ключе будет подаваться ваша история. Представьте себе вкусную шоколадную конфету. А теперь подумайте: как можно продать такую конфету подростку? Скорее всего, уместно будет завернуть ее в яркую упаковку, снабдив каким-нибудь громким, остроумным (возможно, едким) комментарием:

«Не грусти! Похрусти!» (и все в таком духе)

А как быть с пожилой женщиной? Быть может, лучше придерживаться более спокойного дизайна, избегать чрезмерно ярких красок, сделать отсылки к старым добрым сладостям времен ее детства? Мы меняем обертку, можем добавить в конфету орехи, нугу и карамель. Неизменным останется одно — это все еще вкусная шоколадная конфета. Точно так же и ваша история несмотря ни на что должна оставаться интересной, понятной и логичной. Формат — это лишь та обертка, в которую мы свою историю оборачиваем для работы с той или иной аудиторией. И да, глитчи и переходы могут быть элементами такой обертки, но только в том случае, если это правда необходимо.

Вернемся к социальной группе, которую назовем «путешественники». Многих из таких людей я знаю лично. Часто они отправляются в отдаленные участки нашей планеты, чтобы увидеть что-то новое, погрузиться в уникальную атмосферу и познать себя. Но никто из них, будучи на вершине окутанной туманом горы, не додумается включить дженерик-поп (англ. generic — общий, банальный) и быстро моргать глазами, имитируя многотысячные склейки на монтаже. И да — это все еще звучит максимально глупо. Вопрос: раз это глупо звучит, зачем переносить глупость в монтаж? К чему вся эта визуальная мишура, которая в конкретном случае является неуместной от слова совсем? Она не в состоянии передать атмосферу места, она лишь демонстрирует отсутствие вкуса и чувства меры.

— Да что ты пристал со своей горой?! Как быть, если я хочу передать атмосферу радости и веселья? Именно это я испытывал в тот момент!

Не стоит думать, что радость — это обязательно летящие во все стороны фантики и взрывы петард. Радость — это внутреннее эмоциональное ощущение, которое можно подчеркнуть совершенно по-разному. Вспомним мобильную короткометражку Мишеля Гондри Detour. Невероятно позитивная, наполненная красками картина, в которой вы не найдете ни одного глитча или безумного перехода. А найдете вы там талантливых актеров, умелую работу оператора, режиссуру, хороший подбор локаций и уместную музыку. Монтаж — лишь инструмент, посредством которого вы сводите все это воедино.

И все же, говоря про мобильный монтаж — есть ли у него какие-то отличительные особенности в целом? Безусловно, и заключаются они в двух вещах:

1. работа производится не за экраном своего компьютера, а при помощи смартфона или планшета;

2. мобильные монтажные программы обладают меньшим набором инструментов в сравнении с большими, компьютерными решениями.

Во всем остальном мобильный монтаж мало чем отличается от монтажа традиционного. В данном случае мы все так же используем специальное программное обеспечение — приложения, такие как Luma Fusion, VN, CapCut, InShot и другие, так же склеиваем отснятые ранее исходники, накладываем титры, звуки и музыку.

Говоря про мобильные монтажки, стоит разобрать их отличия от больших программ чуть подробнее. Как я уже сказал выше, отличия кроются в наборе инструментов и функций. Если тот же Adobe Premiere Pro позволяет вам работать с масками (поговорим об этом в отдельной главе), делать сложную цветокоррекцию, создавать сотни дорожек с видео — и аудиофайлами, то даже самая продвинутая Luma Fusion хоть и дает вам нечто похожее, но в сильно упрощенном варианте: всего 6 видео и 6 аудиодорожек, простенькая цветокоррекция и никаких сложных масок (по крайней мере, на момент написания книги).

Что в мобильном, что в обычном монтаже мы склеиваем фрагменты между собой, создавая из них логическую последовательность событий, заранее прописанную на бумаге в виде плана или сценария. Разница лишь в том, где мы это делаем — на большом или маленьком экране, при помощи мыши и клавиатуры или при помощи пальцев, с большим или же малым набором доступных нам инструментов.

«А можно ли заменить компьютерный монтаж мобильным?» — Да, но далеко не всегда. Все упирается в поставленную задачу. Создавая сложный ролик с кучей титров, 2D — или 3D-графикой, замысловатой цветокоррекцией и звуковым дизайном, куда логичнее будет использовать большой компьютерный софт. Добиться нужного результата банально будет проще. Ведь именно это и является самым главным — созданием конечного продукта. Зрителю ведь абсолютно все равно, где и как мы такой ролик создавали. Главное, чтобы процесс был простым, понятным и удобным для самого автора. Вам удобно монтировать видео А на смартфоне? Ради бога. Ролик Б требует больше инструментов для работы? Добро пожаловать в Premiere Pro, Final Cut или DaVinci Resolve. И да, выражение «для создания контента под соцсети хватит и этого» не совсем корректно. Тот же TikTok богат как видео, сделанными на коленке за пять минут, так и сложными постановочными работами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мобильная видеосъемка. Часть 2. Мобильный монтаж предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я