Pre-emotion. Emotion. Post-emotion

Артур Михеев

Что заставляет нас испытывать эмоции при просмотре любимого фильма? Почему одни картины вызывают горечь и страдания, а другие лишь безразличие и тоску?В своей первой книге я предался воспоминаниям. Во второй, с ее обилием сухой и емкой информации, стал учителем. Третью работу я бы хотел посвятить эмоциям. Это определенно не учебник и не мемуары. Скорее, попытка проанализировать свое собственное восприятие и изучить механизмы взаимодействия автора и зрителя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Pre-emotion. Emotion. Post-emotion предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1 Основные эмоциональные триггеры

Как уже было сказано ранее, книгу, что вы держите в руках, я бы хотел посвятить эмоциям, а также тем механизмам, что заставляют нас эти эмоции испытывать, и первое, о чем я хочу поговорить, — эмоциональные триггеры.

Ситуации, в которые попадают герои на экране, способны иметь совершенно разный отклик у зрителя. Они могут быть ему безразличны, а могут, напротив, спровоцировать формирование крепкой эмоциональной связи. Одной из причин такой связи станет зрительский опыт.

Давайте рассмотрим схему ниже. В качестве примера я взял романтическую сцену из вымышленного фильма «Х»:

В кадре герой А и героиня Б сливаются в страстном поцелуе, преодолев неловкость первого знакомства. Оба молоды и неопытны. Каждый из нас так или иначе, рано или поздно проходит через нечто подобное. Кто-то раньше, а кто-то позже, но чувство влюблённости, заставляющее нас нервничать, вести себя странно и необдуманно, так или иначе станет частью нашего опыта. Когда мы наблюдаем в кадре героев и видим их неловкость, мы волей-неволей активируем внутри себя триггер, который заставляет мозг подсовывать нам нужные воспоминания. Эти воспоминания помогают поставить себя на место персонажей и лучше прочувствовать сцену. «Ох, да — я ведь тоже когда-то был на его месте», — думаем мы, испытывая неловкость и умиление. Назовем эту реакцию ТРИГГЕРОМ — ПОЗИТИВНЫМ ОПЫТОМ (ТПО).

Однако если ту же сцену увидит ребенок, который в силу своего возраста не успел побывать в схожей ситуации, то он либо испытает равнодушие, либо и вовсе отторжение. «Фууу, поцелуи!» — воскликнет он и отвернется от экрана. Такое поведение естественно, так как образ, сформированный режиссером, не находит отклика в юном зрителе. Причина — отсутствие опыта. Эту реакцию запомним как ТРИГГЕР — НЕОПЫТНОСТЬ (ТН).

Позитивные события, происходящие на экране, не всегда влекут за собой такие же эмоции. Зачастую они активируют иные триггеры, заставляющие нас, например, испытывать грусть:

Исходя из этой схемы, люди с трудностями в личной жизни могут испытывать обратные ожидаемым эмоции. Вместо радости их захлестнет грусть, а вместо умиления загрызет тоска. Это происходит, потому что образ, построенный на экране, является исключительно позитивным. Каждый хочет, чтобы его любили. Человек так или иначе сравнивает то, что фиксируют его глаза, с тем, чем он располагает в собственной жизни. «Как же они счастливы. Жаль, что я не могу похвастаться тем же», — с горечью думает несчастный, наблюдая подобную сцену. Эту реакцию назовем ТРИГГЕРОМ — НЕГАТИВНЫМ ОПЫТОМ (ТНО).

ТПО и ТНО являются успешными реакциями в контексте пары «автор — зритель». Почему? Потому что они обе вызывают яркие эмоции. В первом случае сугубо положительные, во втором — сугубо отрицательные. Но все же эмоции. Снимая художественную или документальную работу, мы стремимся о чем-то рассказать зрителю, затронуть его чувства. Вспомните свои самые любимые картины, а после подумайте, что именно заставило вас проникнуться к ним симпатией. Вы смеялись, плакали, грустили, испытывали ужас? Если так, значит, увиденное на экране смогло активировать множественные триггеры, которые, в свою очередь, позволили вам испытать целый спектр как позитивных, так и негативных чувств. Это, на мой взгляд, и есть главная задача искусства.

Эмоции, которые мы испытываем при просмотре фильмов, не всегда базируются на личном опыте, но об этом мы поговорим чуть позже.

«Неважно, любят твою работу или ненавидят. Гораздо страшнее, когда публике на нее плевать».

Если честно, я уже и не вспомню, когда впервые услышал эту фразу, но в ней определенно есть доля правды. Каждый раз, когда мы приходим в галерею и встаем перед полотном, мы либо находим отклик на увиденное, либо равнодушно проходим мимо. При этом абсолютно не важно то, насколько картина сложна в исполнении и сколько времени ушло на ее создание. Зачастую меня цепляет палитра цветов и структура форм в самой обычной работе, в то время как несомненно великая «Мона Лиза» останется красивой технически, но совершенно не находящей отклика внутри. Другой же, напротив, увидит в ней нечто прекрасное, что позволит ему испытать свой собственный, уникальный опыт. Ситуация, при которой наблюдатель А и наблюдатель Б испытывают разные чувства при взгляде на один и тот же объект, абсолютно нормальна.

Давайте вернемся к ТН — неопытности. Даже если десятилетний мальчик, увидевший на экране сцену поцелуя, съежится в отвращении, это будет лишь мимолетная детская реакция, которая тотчас забудется. Все потому, что это событие не находит отклика в прошлом, как позитивного, так и негативного. Юный зритель лишь мимолетно среагирует на непонятное для него явление, однако в силу того, что сопоставить это явление с собственным опытом не представляется возможным, реакция хоть и будет негативной, но в то же время абсолютно пустой:

Испытаю ли я глубокие чувства от подобной сцены в 10 лет? Затронет ли она мою душу? Нет. Я просто скажу: «Фу» и отвернусь. Не более того.

Исходя из этого, ТН — реакция неуспешная, так как не позволяет установить эмоциональную связь со зрителем. В случае маленького мальчика так произошло лишь потому, что юный зритель еще не успел испытать схожий опыт. Мы как авторы ошиблись, неверно определив ЦА (целевую аудиторию). Однако это не делает нашу работу плохой. Сложившаяся ситуация лишь говорит о том, что мы выбрали не того зрителя, а зритель, в свою очередь, выбрал не тот фильм.

Подведем итог.

Существует несколько реакций зрителя относительно происходящего на экране. Реакции могут быть как успешными (то есть позволяющими выстроить с ним эмоциональную связь) — ТНО и ТПО, так и неуспешными (то есть не позволяющими выстроить с ним эмоциональную связь) — ТН. Данные реакции базируются на опыте. Наша главная задача — спровоцировать возникновение успешных реакций. Об этом поговорим позже.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Pre-emotion. Emotion. Post-emotion предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я