Pre-emotion. Emotion. Post-emotion

Артур Михеев

Что заставляет нас испытывать эмоции при просмотре любимого фильма? Почему одни картины вызывают горечь и страдания, а другие лишь безразличие и тоску?В своей первой книге я предался воспоминаниям. Во второй, с ее обилием сухой и емкой информации, стал учителем. Третью работу я бы хотел посвятить эмоциям. Это определенно не учебник и не мемуары. Скорее, попытка проанализировать свое собственное восприятие и изучить механизмы взаимодействия автора и зрителя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Pre-emotion. Emotion. Post-emotion предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3 Притязательный и непритязательный зритель

Можно справедливо заметить, что даже слабые с художественной точки зрения картины способны находить своего зрителя и тем не менее вызывать у него эмоции. Зачастую проходное кино, напичканное плоскими, шаблонными героями, все равно пользуется популярностью.

В данном случае стоит ввести новую переменную — уровень притязательности ЦА. Притязательность — это уровень требовательности. Чем более притязателен зритель, тем большей глубины и проработки он ожидает.

Важно понимать, что непритязательная публика — это довольно массовая публика. Именно такие зрители делают кассу простым комедиям и проходным картинам прочих жанров. Однако тут же стоит сделать важную ремарку и упомянуть о том, что все в этом мире относительно.

«Зачем вообще снимать такое отвратительное кино?! Кто дает на него деньги?» — часто слышу я среди знакомых и читаю в комментариях под трейлером очередной комедии, построенной исключительно на генитальном юморе. Когда мы говорим «отвратительное кино», мы даем работе субъективную оценку. Проблема в том, что кино, как, впрочем, и любое другое искусство, довольно трудно оценивать объективно. Мы можем решить формулу, сложить несколько чисел и точно измерить площадь треугольника, но едва ли сможем оценить внутренние переживания смотрящего на картину Эдварда Мунка «Крик» человека. Эмоции не измерить граммами, метрами или порядками. Это совершенно неосязаемая величина, которую не выразить в виде числа.

Что делает отвратительное кино таковым? Нудный сценарий, неубедительная операторская работа или слабая игра актеров? Каждый из этих аспектов с большой долей вероятности будет оценен по-разному. Зритель А и зритель Б могут испытывать разные эмоции, что не позволит нам оценить увиденное с объективной точки зрения.

Чтобы стало еще понятнее, ответьте на вопрос: «Яблоко — это вкусно?» «Конечно! Обожаю яблоки», — ответит один. «Фу, терпеть их не могу!» — воскликнет другой. Так, подождите, я не понял: яблоки — это вкусно или нет?

Возьмем другой пример — работу Алексея Германа «Трудно быть богом», которую лично я абсолютно субъективно считаю слабой и оцениваю примерно так:

Любопытная история, основанная на одноименном книжном романе, воплотилась в довольно странной форме. Это, если хотите, артхаус, фильм особого жанра, не созданный для широкой публики. Артхаус — это жанр, к которому у меня особенное отношение. Лично на мой взгляд, любую, даже невероятно сложную и глубокую мысль можно изложить в понятной и простой форме. Умение сочетать глубину и простоту восприятия и есть талант. Куда проще плеснуть на стену ведро краски, а после видеть в нем то боль художника, то яркие эмоции от пережитой им трагедии. Ведь пятно краски, согласитесь, дает весьма большой простор для интерпретации.

«Я не согласен, — говорит мне товарищ по цеху. — На мой взгляд, это невероятно интересная работа, которую точно стоит посмотреть!» И знаете что — он будет прав, ровно так же, как буду прав и я. Каждый из нас — сосуд, наполненный разным опытом и знаниями. Это позволяет нам оценивать одно и то же произведение искусства по-своему.

Хотя, признаться, в своей оценке я опирался на субъективное, предвзятое отношение к жанру, что, конечно, не совсем корректно. «Трудно быть богом» — это артхаус, а потому оценивать работу стоит исключительно в контексте жанра, но никак не в отрыве от него.

Вернемся же к критериям «отвратительного кино». Рассмотрим комедию «Х», основу которой составляет юмор генитального типа. Фильм собрал неплохую кассу и понравился половине посмотревших его зрителей. Разумеется, комедия «Х» — это не «Изображая жертву», не «Четыре комнаты» и уж точно не «Шоу Трумана», но можно ли со всей уверенностью назвать фильм отвратительным? Да, и это будет справедливо для той половины зрителей, у которых этот фильм не вызвал ничего, кроме резко негативной реакции — назовем такую реакцию ТРИГГЕРОМ — НЕГАТИВНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ (ТНВ).

ТНВ свойственно зрителям, которых увиденное возмутило настолько, что те тотчас принялись строчить гневные комментарии, ставить низкие оценки на сайтах с рецензиями и гневно дискутировать на тему со своими друзьями и знакомыми. Они испытали гнев, негодование и раздражение. Можно ли в данном случае утверждать, что сделка «автор — зритель» была успешной? Отчасти можно. Несмотря на собственное негодование, зритель тем не менее принялся распространять информацию о работе, пусть даже и в негативном ключе, чем, несомненно, вызвал интерес у тех, кто даже не собирался смотреть фильм. Такой феномен наблюдается не только в кинематографе, но также в литературе, изобразительном искусстве, музыке и других творческих направлениях.

В одном из эпизодов «Южного парка» Эрик Картман получает в наследство от умершей бабушки миллион долларов. На столь большую сумму мальчик покупает не самый успешный парк аттракционов, запрещая кому бы то ни было его посещать. Сам того не подозревая, Эрик разжигает интерес у местных жителей и поднимает популярность парка до заоблачных высот. Нечто похожее зачастую происходит и в ситуациях, когда ваш знакомый говорит: «Не смотри это кино! Оно ужасно!» Мир знает множество примеров, когда реклама, пусть даже негативного характера, тем не менее привлекала к работе новую аудиторию. Отчасти именно в таких ситуациях стоит еще раз упомянуть:

«Неважно, любят твою работу или ненавидят. Гораздо страшнее, когда публике на нее плевать».

Вспомните Уве Болла — знаменитого немецкого режиссера, который прославился своими ужасными (по мнению большинства) экранизациями видеоигр. Это тем не менее не мешает ему быть на слуху у широкой аудитории. Если ваша цель — запомниться зрителю именно в таком ключе, то даже ТНВ является успехом. Не лишним будет упомянуть и «Вредные советы» Григория Остера, что были крайне популярны во времена моего детства. Казалось бы, невероятно деструктивные стихотворения, подначивающие ребятишек на свершение шалостей, на деле имели совершенно обратный эффект.

В случае если реакция от увиденного выражается лишь в ТБ (ТРИГГЕРЕ — БЕЗРАЗЛИЧИИ), человек ограничится пожатыми плечами и тотчас переключит внимание на что-то другое. Сделка «автор — зритель» считается проваленной.

Тем не менее даже в случае условного успеха ТНВ заставляет смотрящего проявлять негативную активность, которая, лично на мой взгляд, зачастую является не совсем корректной. Важно понимать, что любой фильм так или иначе проходит через фильтр зрительского восприятия, который по итогу определяет степень объективной успешности картины. Для понимания посмотрим на схему ниже:

Фильм «Х» пришелся по душе большей части зрителей, что объективно делает его скорее хорошим, нежели плохим со зрительской точки зрения. Это значит, что публике картина в целом понравилась. Фильм при этом может быть довольно поверхностным с точки зрения сценария и глубины проработки персонажей. Ситуаций, при которых та или иная работа, разгромленная критиками, тем не менее принимается публикой, — масса. Касается это фильмов, созданных как для широкой, так и для более узкой аудитории (авторское кино или, скажем, артхаус).

«Да потому что зритель идиот! Вот поэтому все эти поделки и собирают кассу» — также частое замечание. Во-первых, вешать столь оскорбительные ярлыки некорректно. Во-вторых, говоря нечто подобное, мы вновь оказываемся в субъективном поле. Идиотом зритель становится благодаря оценочному суждению конкретного комментатора, но так ли это с объективной точки зрения? Чтобы ответить на этот вопрос, его необходимо правильно сформулировать, потому что слово «идиот» может иметь несколько разные трактовки.

С большой долей вероятности в данном случае более корректно использовать выражение «непритязательный зритель». Непритязательным стоит называть такого зрителя, который, как правило, не ищет в увиденном глубокого смысла. Главное для такого зрителя — попросту отключиться от происходящей вокруг действительности хотя бы на пару-тройку часов. Обременен ли такой зритель проблемами? Безусловно. Жена может не любить его, дети не общаться, а за спиной окажется пара непогашенных кредитов. Будут ли срабатывать триггеры в этом случае? Несомненно, ведь сама суть похода в кинотеатр, хоть на генитальную комедию, хоть на глубокий исторический фильм, — в получении эмоций, которые неразрывно связанны с вышеописанными триггерами. Да и вообще фильмы, ориентированные на непритязательную публику, не всегда можно назвать некачественными.

И прежде чем продолжить, давайте разберемся, что мы вообще подразумеваем, произнося словосочетание «качественное кино». Какими свойствами такое кино обладает? Боюсь, ответ все так же будет лежать в субъективном поле оценки зрителя. Возвращаясь к «Трудно быть богом» Германа, можно с уверенностью сказать, что фильм получился неоднозначный. Понравившись одним, он при этом вызвал бурю негодования у других. Как оценить работу так, чтобы быть объективным?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Pre-emotion. Emotion. Post-emotion предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я