Атлас социальной психопатологии

Юрий Можгинский, 2018

У Хичкока в фильме «Психо» показано болезненное раздвоение личности. В одного человека вселился другой. И тот, первый, принужден действовать как бы за второго, вселившегося в него лица. Иллюстрация для учебника психиатрии.

Оглавление

  • Часть 1. Основной симптом

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Атлас социальной психопатологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

К. Юнг

Часть 1

Основной симптом

У Хичкока в фильме «Психо» показано болезненное раздвоение личности. В одного человека вселился другой. И тот, первый, принужден действовать как бы за второго, вселившегося в него лица. Иллюстрация для учебника психиатрии.

Человек и лекарство

В стихотворении А. Вознесенского есть строка: «… так истина прощалась с метафизикой». Речь идет о суровой истине рационализма и иллюзорности идеалистических поисков. Применительно к психиатрии можно сказать, что «истина» — это необходимость использования лекарственных препаратов. В свою очередь, «метафизикой» можно назвать различные методы психотерапии, с учетом ее не вполне ясных методологических основ: все же мы обращаемся к душе, а это, в каком — то смысле, нематериальная субстанция. Вспоминаются кадры фильма А. Тарковского «Жертвоприношение», когда герой, находящийся, судя по всему, в остром аффективном состоянии, сжигает свой дом, чтобы спасти мир от ядерного удара. Его в последних символических кадрах фильма увозит скорая помощь: истина стационарного лечения прощается с метафизикой борьбы за гармонию мира. Спасенные увозят своего спасителя в сумасшедший дом, чтобы с помощью лекарств восстановить его душевное равновесие.

Ветер времени

Владимир Мотыль, режиссер, создатель «Белого солнца пустыни», увидел однажды зевающего солдата в почетном карауле у мавзолея Ленина. И он тогда сразу понял, что советская власть сдохла. В одном мгновении для режиссера проявилось будущее. Будучи студентом, гуляя по Красной площади, я видел шагающего солдата из кремлевского караула: у него так согнулась шинель, что казалось, у военного наступила эрекция полового члена. Это тоже был сигнал падения власти: физиологические проявления в момент сакрального служения.

«Ночь, мокрый асфальт, полоса света от уличного фонаря… Все! Фильм готов», — писал шведский классик кино Ингмар Бергман.

Ночь, улица, фонарь, аптека.

Почетные караулы у входа в нездешний гул

Ждут очереди понуро.

В глазах у них — караул!

Хозяйка маленького кафе на симферопольском шоссе сказала: «В думе и в церкви все пидоры».

Время — честный человек

Жизнь безжалостна. Некогда ироничный актер, в сенильном безумии одобряет войну. Другой лицедей, в угоду появившейся ныне в высоких кругах моде на Геббельса, делит народы по коэффициенту интеллекта. Отчего наступила эта деградация? Они в какой-то степени невменяемы, однако, не будь внешнего влияния, истеричной атмосферы в обществе, эти комедианты не проявили бы столь явно свой психический недуг. И лечить их надо не столько лекарствами, сколько — изменением общественной атмосферы.

Вот что такое социальная психиатрия. Вот так социум модифицирует характер человека и его поведение. Жили себе тихо — мирно два артиста. Но стоило измениться общественной ауре, как эти ироничные, умные люди превратились в убогих нравственных дегенератов. Такие тонкие, талантливые!

Как это происходит

Социальная психиатрия изучает связку между психическим здоровьем и состоянием общества, их взаимовлияние. Профессор психиатрии В.Ф. Кондратьев исследовал влияние идеологии на человеческое сознание.

Он был уверен, что содержание той или иной идеологии определяет поведение. Для такого стыка необходима изначальная невротичность субъекта, которая проявляется в аффективной напряженности, эмоциональной хрупкости и нестабильности. Такой субъект легко усваивает идеологические приказы, он способен действовать, претворять в жизнь идеи. Если эти идеи агрессивны, он делается убийцей. Иная духовность, иные, гуманистические идеи приводят, наоборот, к благости, непротивлению злу и т. д.

Не стреляйте в пианиста

Он мог бы стать ученым, поэтом. Есть ли в лице его хотя бы «долька» человеческой жестокости?

Но он как-то приехал в Москву, где его задержали за незаконное пребывание еврея в столице. Оперативно усвоив общественное задание, Енох Иегуди крестился, принял православие. Затем переметнулся к марксистам, впитал другую идеологию. Сначала был анархистом, потом большевиком. В период кровожадной революции расстреливал, разрабатывал логику революционного террора, организовывал концентрационные лагеря. Фактически, использовал труд заключенных на строительстве водных каналов. Стал наркомом НКВД, маршалом от охранки. Социальные стрелы времени превратили хрупкого юношу в злодейского палача. И на одной из последних своих фото Енох Егуди, ставший к тому времени Генрихом Ягодой, выглядит в духе какого-нибудь немецкого фюрера, скажем, Геббельса.

Вот как трансформировался облик Еноха под действием времени и социальной идеологии. Вот так время меняет людей совершенно. Так прямая направленность, невозвратность перемен времени действует на психофизику индивида, превращая поэтичного подростка в садиста. Ну, а садизм, не бывает изолированным. Расстройство влечений типа садизма включает и другие симптомы, и Енох был им также подвержен: смотрел порнографические открытки, покупал чулки, платья, ткани для женского белья.

Были бы они, хотя бы, лишены вредных привычек и извращений! Может, жертвам было бы не так обидно? Но, с другой стороны, при чем тут привычки? Это стрела времени, физическое движение времени невозвратно, трагически изменило людей — провинциальных поэтов, превратив их в революционных садистов.

При чем тут Сталин? — спрашивал астрофизик А. Козырев, убежденный в существовании материи времени. Чудовищные репрессии, массовый психоз той эпохи он объяснял действием субстанции времени: «Таков был ветер времени».

Козырев полагал, что время как некая пятая стихия — материально, и своим движением непосредственно влияет на все события.

В настоящем звезды, рассказывал астрофизик, видно ее прошлое и будущее состояние. Таким образом, будущее уже содержится в настоящем. Человек своей воистину свободной волей разрешает свершиться этому — уже готовому — событию.

Мы из Кронштадта

Та же идеология, что и у Еноха Иегуди, порожденная временем, тот же идеологический вектор прослеживается в творчестве и судьбе И. Эренбурга.

Это был человек, который тоже стоял перед черной дырой террора. Оставаясь завсегдатаем парижских кофеен, он продвигал идеи, которые толкали рабов на кровавые преступления. Он был абсолютно убежден в правоте коммунизма. Когда в Испании началась гражданская война, Оренбург, не дождавшись разрешения начальства, отправился в Мадрид. Что же он там делал? Стрелял из — за угла? Нет, он писал статьи и показывал республиканским войнам «Броненосца Потемкина». Анархисты уезжали на фронт с гитарами и подругами, а он им внушал идеи Октября, будучи абсолютно уверен в необходимости идеологической подпитки.

Когда сейчас мы с ужасом слышим из Кремля цитаты Геббельса, то гадаем в изумлении: откуда у русских работников охранки такие нацистские замашки? Ведь, не немцы же они, не «фашисты»? Так почему же в Кремле звучат абзацы из Геббельса?! В том — то и дело, что «речи Геббельса» — это ветер времени. Это сам воздух его. Так мыслили чекисты, эти же архетипы роились в мозгах немецких идеалистов — сверхчеловеков. И те, и другие хотели мир переделывать. Нынешние архитекторы нового порядка используют те же приемы.

С Геббельсом в башке и с наганом в руке.

Юность — это возмездие

Идеализм, безусловно, содержит архетип фашизма. Юношеские мечты о переустройстве и свободе как нельзя лучше отражают тоталитарное стремление «мир переделывать». Это ведь не просто желание, это — идеология, концепция. Юношеское сознание способно их продуцировать. Оно сужено на одной красивой идее, и это дает ему необходимый карт — бланш для строительства царства божьего на земле. Потом, в зрелости, человек на такое уже не подписывается.

В воронке

Быть или не быть… Иль нужно оказать сопротивленье. Любая агрессия, говорит А. Лэнгле, — это борьба с «не могу быть». Попытка справиться с тягостным депрессивным состоянием, которое очень мучительно и которое трудно описать. Можно только из него вырваться, применив агрессию.

Что такое личность?

Профессор, психиатр А. А. Портнов советовал писать диссертацию до 25 лет. После, говорил он, мир человеческой души покажется вам неизмеримо сложным, и вы не уложите его в концепцию своей диссертационной работы.

Две дороги к одному обрыву

По Ф.В. Кондратьеву, агрессивная идеология определяет поведение эмоционально неустойчивого индивида. Но это одна сторона проблемы. Другая — в том, что в личности есть недосягаемая глубина. Поступки могут быть непредсказуемы.

Так, на этапе агрессивного садизма встает бифуркация: кто — то идет в комиссары, кто — то в депрессивную метафизику. Вот два изображенья: вот и вот… Условно, Маяковский и Блок. Тот — в революцию, этот — в депрессию. Два алгоритма шоковой реакции: бегство и ступор. Активность и подавленность.

Первый шел в революции, подавляя в себе депрессию. Хорошо видно, как он культивирует в себе агрессию классовой якобы борьбы.

Второй отстранился от революции, отдаваясь депрессивному чувству, записывая в свой дневник разочарование революцией, как некогда воспевал разочарование в любви.

Возраст ответственности

Ж. — П. Сартр выводит постулат об ответственности свободной личности за свое становление. Куда пойдет развитие человека, кто будет определять это развитие, к какому типу личности придет данное становление, — зависит от самой личности. Давний теологический спор: является ли душа человеческая вместе с рождением или она уже существует раньше на небе и только вселяется в человеческий плод? Может ли маленький человек самосовершенствоваться или он вынужден иметь дело с уже готовой субстанцией души? Проще говоря, виноват ли Гитлер во всем, что он наделал, или фюрер просто не мог сопротивляться некой программе? Наверное, все же преступниками становятся, и делает это общество. Нельзя наказывать младенца. Нельзя стрелять в Гитлера — маленького мальчика.

Чего они хотят?

На днях, начало марта 2017 г., освободили, обменяв, наконец, двести девочек, некогда похищенных в Нигерии. Похитили их — кто бы вы думали? — религиозные повстанцы из группы «Боко Харам». Изъяли из греховного, так сказать, мира. Нечего им, девочкам, изучать дьявольские науки в колледже! Такова была точка зрения благородных религиозных фанатиков. И что же? Их всех там переизнасиловали, многие освобождаются из плена с детьми.

Й. Геббельс признавался: главным смыслом войны является борьба за зерно, пастбища и скот. В. Ленин писал, о необходимости платить партийным работникам, ничем, кроме словоблудия и изобретения оптимальной стратегии партии, не занимающихся, жалованье из партийной кассы. И быстренько они это сделали. Даже в блокадном Ленинграде, по улицам которого на санках возили трупы, работал санаторий для партработников с пятиразовым калорийным питанием.

Маркеры агрессии

Для меня всегда оставалось загадкой: отчего это в одних случаях человек движется к самодеструкции, а в других, наоборот, стремиться к причинению вреда вовне? У Толстого все больше раскаяние, самоубийство, у Горького — буревестник. Горький не терпел богоискательство Толстого, его размышления о смерти. В результате Толстой ушел из дому и помер от пневмонии, а Горький вернулся во дворец и ездил на канал рабов третьего Рима.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Часть 1. Основной симптом

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Атлас социальной психопатологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я