Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса

Артем Юрьевич Патрикеев

В пособии представлены поурочные планы по курсу «Физическая культура» для 1-го класса общеобразовательных учреждений, соответствующие требованиям ФГОС НОО.Издание адресовано учителям физической культуры, тренерам и преподавателям учреждений дополнительного образования, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям курсов повышения квалификации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Урок 2.7 Тема: Перекаты и группировка

Планируемые результаты:

универсальные компетенции — умение активно включаться в коллективную деятельность (мини-игра «Передача мяча в тоннеле»), взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей (успеть приподняться, чтобы мяч прокатился под учеником и не задел его);

личностные — организация собственной деятельности (выполнение разминки с мешочками, перекатов, группировки); активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в мини-игре «Передача мяча в тоннеле»; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; дисциплинированность, упорство в достижении целей; оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;

— метапредметные — характеристика и объективная оценка действия на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий (построение в одну шеренгу, выполнение упражнений с мешочками, перекатов, группировки, строевых команд, бега, ходьбы); общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи; организация самостоятельной деятельности (разминка с мешочками, выполнение перекатов, группировки) с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря, организация места занятий; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

предметные — оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения мини-игры; нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.

Универсальные учебные действия:

познавательные: общеучебные — ознакомление с правилами игры «Передача мяча в тоннеле», с техникой выполнения акробатических упражнений (группировка, перекаты); выполнение организующих строевых команд и приемов, акробатических упражнений (удержание группировки, перекаты вправо-влево);

регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

коммуникативные уметь: договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; взаимодействовать со сверстниками в игре;

личностные: самоопределение — стремятся одержать победу в мини-игре «Ловишка»; дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование — проявляют познавательный интерес к изучению предмета; морально-этическая ориентация — знают основные морально-этические нормы; проявляют способность решать моральные проблемы на основе децентрации; оценивают свои поступки; ориентируются на выполнение моральных норм.

Задачи: разучить разминку с мешочками (резиновыми кружками), игру «Передача мяча в тоннеле»; повторить перекаты вправо-влево8.

Инвентарь: гимнастические маты (по одному на двух учеников), секундомер, средний мяч, мешочки по количеству занимающихся.

Содержание урока

I. Вводная часть.

Построение в одну шеренгу.

Объяснить детям, что гимнастика — травмоопасный раздел школьной программы, потому что большинство занятий проводится с предметами или используется специальное оборудование, например: гимнастическая стенка, скакалка, гимнастические палки. Поэтому все должны быть очень внимательными и выполнять только указания учителя.

Выполнение строевых команд: «Класс, направо!», «Налево в обход шагом марш!», «Бегом марш!».

Выполнение бега (1 мин). Ученики должны бежать строго друг за другом, не обгоняя и соблюдая дистанцию.

Восстановление дыхания (20—25 секунд): «Шагом марш! Руки вверх, на носочки приподняться, вздохнуть. Руки опустить, полунаклон вперед — выдох. Проходя по кругу, ученики берут по одному заранее приготовленному мешочку. (Следить за тем, чтобы дети держали мешочки в руках.)

Выполнение команд: «Класс, на месте стой!», «Повернулись ко мне лицом» и «На руки в стороны по кругу разомкнись!». Если площадь зала не позволяет сделать большой круг, то можно образовать полукруг.

Упражнения с мешочка ми (стараться выполнять без остановок, не ошибаясь):

1) И. п. — о. с. Руки в стороны, мешочек на правой ладони. 1—4 — «ножницы» (во время выполнения упражнения рука с мешочком через раз оказывается то сверху, то снизу). (Повторить 4 раза.) Переложить мешочек на левую ладонь и повторить упражнение.

2) И. п. — о. с. Руки перед грудью, мешочек лежит на тыльной стороне правой кисти. 1—4 — «моторчик» (круговые движения предплечьями перед грудью к себе). (Повторить 4 раза.) Переложить мешочек на другую руку и повторить упражнение.

3) И. п. — о. с. Руки на поясе, мешочек лежит на правом плече. 1 — поворот туловища направо; 2 — и. п.; 3 — поворот туловища налево; 4 — и. п. (Повторить 2 раза.) Переложить мешочек на левое плечо и еще раз выполнить это упражнение.

4) И. п. — о. с. Мешочек в правой руке. 1 — руки вверх, передача мешочка из правой руки в левую; 2 — и. п., мешочек находится в левой руке; 3 — руки вверх, передача мешочка из левой руки в правую; 4 — и. п. (Повторить 4 раза.)

5) И. п. — наклон вперед, руки в стороны, мешочек лежит на спине (ближе к шее). Смотреть прямо. 1—8 — слегка покачаться в этом положении вверх-вниз, стараясь, чтобы мешочек не упал. (Повторить 2 раза в среднем темпе.)

6) И. п. — широкая стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. 1 — наклон к правой ноге, положить мешочек перед носком правой ноги; 2 — выпрямиться; 3 — наклон к правой ноге, взять мешочек левой рукой; 4 — выпрямиться; 5 — наклон к левой ноге, положить мешочек перед носком левой ноги; 6 — выпрямиться; 7 — наклон к левой ноге, взять мешочек правой рукой; 8 — и. п. (Повторить 2 раза.)

Обратить внимание детей на то, что ноги надо стараться держать прямыми.

7) И. п. — широкая стойка ноги врозь, мешочек держать обеими руками. 1 — наклон вперед, положить мешочек на пол; 2 — и. п. (Повторить 4 раза.) Ноги стараться не сгибать.

8) И. п. — мешочек лежит на правой ноге. 1 — медленно слегка приподнять прямую правую ногу вперед. 2 — и. п.; 3 — слегка приподнять прямую правую ногу вправо; 4 — и. п. (Повторить 2 раза.) Переложить мешочек на левую ногу и повторить упражнение.

Обратить внимание детей на сохранение равновесия: главное — не махнуть ногой как можно выше, а удержаться на одной ноге и не уронить мешочек.

9) И. п. — о. с. 1—4 — выполнять подскоки, одновременно слегка подбрасывая мешочек вверх. Ловить мешочек нужно при приземлении. (Повторить 4—8 раз.)

Выполнение упражнения надо начинать в невысоком темпе, но если у детей получается хорошо, то скорость можно увеличить.

Перейти на шаг с помощью команд: «Класс, на месте шагом марш!», «Направо!», «Налево в обход шагом марш!». Ученики проходят по кругу, складывая мешочки на место, затем останавливаются перед матами (по два ученика на мат). Маты должны быть расположены в одну линию.

II. Основная часть.

Показать правильное удержание группировки. Для отработки выполнить упражнения:

1) И. п. — лежа на мате на спине. 1 — взять группировку; 2 — и. п.

(Повторить 10—15 раз.)

2) Лежа на спине, удерживая ноги в группировке, по команде учителя выполнить перекаты:

1 — перекат на правый бок; 2 — перекат в и. п.; 3 — перекат на левый бок; 4 — и. п.

Основное внимание детей должно быть направлено на выполнение упражнения в нужную сторону (для этого можно не просто называть сторону («право» или «лево»), а еще и рукой показывать направление действия) и на удержание группировки.

Упражнения выполнять 2—4 минуты, в зависимости от правильности выполнения. Учитель должен внимательно следить за учениками и исправлять ошибки.

Выполнение перекатов на спину.

И. п. — упор присев в группировке.

Выполнить перекат назад до касания лопатками или головой (лучше лопатками) мата, а затем сразу перекатиться обратно в и. п. Сначала дети перекатываются в сед. Но стремиться нужно к тому, чтобы вернуться обратно в упор присев. Эти перекаты уже выполняются без счета. Каждый ученик сам должен постараться подобрать удобный для себя ритм и темп выполнения этого упражнения.

Выполнить 10 перекатов.

Выполнение перекатов прямым телом.

И. п. — лежа на спине, руки вверх. 1 — перекат со спины на живот вправо; 2 — перекат в и. п.; 3 — перекат со спины на живот влево; 4 — перекат в и. п.

Перед выполнением убедиться в том, что все ученики поняли, что делать и в какую сторону начинать. Это упражнение лучше выполнять не под счет, а по хлопку или свистку. Хлопок — перевернулись, хлопок — и. п. и так далее.

III. Заключительная часть.

Мини-игра «Передача мяча в тоннеле».

Дети лежат на животе, упираясь руками в мат (если мяч плохо или неровно катится по матам, то лучше проводить эту игру на полу). Учитель катит мяч так, чтобы тот перемещался точно посередине. Задача учеников — успеть приподняться (можно уголком), чтобы мяч прокатился под ними и не задел. Тех, кто ошибается, лучше из игры не удалять, а просто начислять штрафные очки. В конце игры можно подсчитать, кто же большее количество раз попался.

По окончании игры построить класс в одну шеренгу. Отметить детей, которые хорошо выполняли задания, но указать, что с каждым уроком сложность упражнений будет возрастать. Объявить об окончании урока.

Информация к календарно-тематическому планированию

Тема и тип урока — Перекаты и группировка (образовательно-предметная направленность).

Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса — объяснительная.

Педагогические средства — Практическая работа.

Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятий (на уроке) — Познавательная, коммуникативная.

Формы организации взаимодействия на уроке — Коллективная работа.

Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) — Разминка с мешочками; перекаты вправо-влево, группировка, подвижная игра «Передача мяча в тоннеле».

Планируемые образовательные результаты:

а) объем освоения и уровень владения компетенциями:

Научатся: держать группировку; выполнять упражнения на матах (перекаты вправо-влево), разминку с мешочками; играть в подвижную игру «Передача мяча в тоннеле»; соблюдать правила взаимодействия с игроками; организовать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе); соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями; организовывать и проводить подвижные игры во время отдыха на открыто воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации).

Получат возможность научиться: выполнять эстетически красиво акробатические комбинации (перекаты вправо-влево, группировку); вести тетрадь для индивидуальных занятий по физической культуре с записями разминки с мешочками; сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение.

б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность — Здоровьесберегающая: умеют использовать двигательный опыт в организации отдыха и досуга. Ценностно-смысловая: проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов. Коммуникативная: умеют взаимодействовать друг с другом, соблюдая правила безопасности.

Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика:

а) внеурочная занятость — поиск информации с использованием Интернет-ресурсов. Кружковые и секционные занятия (при их наличии в конкретном ОУ). Представления результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме творческих работ.

б) самостоятельная работа (д/з) — С. 40—41, отв. на вопр. в конце главы; повторить технику выполнения группировки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

Уроки 2, 5, 8, 11 проводятся в спортивном зале.

8

Скорее всего ребята знакомились с перекатами в детском саду. Поэтому на этом уроке стоит «повторение», а не разучивание.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я