Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса

Артем Юрьевич Патрикеев

В пособии представлены поурочные планы по курсу «Физическая культура» для 1-го класса общеобразовательных учреждений, соответствующие требованиям ФГОС НОО.Издание адресовано учителям физической культуры, тренерам и преподавателям учреждений дополнительного образования, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям курсов повышения квалификации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Урок 9. Ритм и темп. Знакомство с различными ритмами и темпами выполнения упражнений

Планируемые результаты:

универсальные компетенции — умение активно включаться в коллективную деятельность (подвижная игра «Гуси-лебеди»), взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

личностные — организация собственной деятельности (выполнение строевых упражнений, организующих команд и приемов, упражнений в различном темпе и ритме, метания мяча); активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания в подвижной игре «Гуси-лебеди»; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; дисциплинированность, упорство в достижении целей; оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;

метапредметные — характеристика и объективная оценка действия на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий (выполнение строевых упражнений, организующих команд и приемов, упражнений в различном темпе и ритме, метания мяча); общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи; организация самостоятельной деятельности (выполнение строевых упражнений, организующих команд и приемов, упражнений в различном темпе и ритме, метания мяча) с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря, организации места занятий; управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

предметные — оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения мини-игры; нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.

Универсальные учебные действия:

познавательные: общеучебные — ознакомление с понятиями «темп», «ритм»; выполнение организующих строевых команд и приемов, упражнений в различном темпе и ритме, метания мяча на дальность;

регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

коммуникативные — уметь: договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; взаимодействовать со сверстниками в игре;

личностные: самоопределение — стремятся одержать победу в подвижной игре «Гуси-лебеди»; дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование — проявляют познавательный интерес к изучению предмета; морально-этическая ориентация — знают основные морально-этические нормы; проявляют способность решать моральные проблемы на основе децентрации; оценивают свои поступки; ориентируются на выполнение моральных норм.

Задачи: познакомить с жизненно важными способами передвижения человека — ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем и ползанием; развивать умение выполнять упражнения под заданный ритм и темп; осуществить проверку умения метания мяча (мешочка) на дальность; повторить подвижную игру «Гуси-лебеди».

Инвентарь: мячи для метания (мешочки) по числу учеников, длинная сантиметровая рулетка, тетрадь и ручка для записей, секундомер.

Содержание урока

I. Вводная часть.

Построение в одну шеренгу с заданием: построиться в одну шеренгу в обратном порядке, начиная с самого низкого и заканчивая самым высоким учеником. Затем перестроиться обратно. Задание выполняется по сигналу (хлопку, свистку). Повторить два раза, вернув класс в исходное положение.

Выполнить поворот направо. Ходьба по кругу с переходом на легкий бег (2 минуты). Обратить внимание учеников на постановку стопы, чтобы приземление было бесшумным, а отталкивание легким.

Учитель. Важным двигательным навыкам — ходьбе, бегу, лазанью — надо обучать. Всеми видами передвижений мы будем заниматься.

Перевести детей на шаг и выполнить глубокие вдохи и выдохи с подниманием и опусканием рук.

Командой «По кругу марш!» перестроить класс в круг с дистанцией «на руки в стороны» и провести разминку с применением различных темпов и ритмов выполнения. Сначала рассказать ученикам о том, что существуют различные темпы: быстрые, средние, медленные.

Выполнение упражнений в разных темпах:

1) И. п. — о. с. Руки перед грудью. 1 — правую руку дугой в сторону вправо ладонью вверх; 2 — левую руку дугой в сторону влево ладонью вверх; 3 — правая рука в и. п.; 4 — левая рука в и. п.; 5 — правая рука в сторону ладонью вниз; 6 — левая рука в сторону ладонью вниз; 7 — правая рука в и. п.; 8 — левая рука в и. п. Повторить это упражнение под счет с показом первые два-три раза. Счет постепенно ускорять с учетом правильности выполнения упражнения учениками. Стараться темп ускорять так, чтобы дети не сбивались, а могли перестроиться.

2) Упражнение «Моторчик».

И. п. — руки перед грудью сжаты в кулак. 1—4 — круговые движения предплечьями перед грудью к себе; 5—8 — круговые движения предплечьями перед грудью от себя. Выполняется под счет. Каждая цифра — это одно круговое движение, поэтому вначале цифры произносят медленно, растягивая буквы: «Ра-а-аз», постепенно ускоряя темы.

Следить за тем, чтобы дети не сбивались и выполняли упражнение правильно. Если начинают сбиваться, темп замедляется, чтобы ученики смогли подстроиться, и потом опять ускоряется. Обратить внимание детей, что, чем быстрее темп выполнения, тем труднее правильно сделать упражнение.

3) На один хлопок выполнить наклон вперед, на другой — выпрямиться.

Учитель начинает отхлопывать, постепенно меняя ритм (рисунок исполнения). Потом останавливается (так, чтобы дети были выпрямлены).

Учитель. Сейчас мы поддерживали один определенный ритм, который то ускорялся, то замедлялся, а теперь попробуем узнать, как выполнять упражнение, если ритм рваный или отсутствует совсем.

Продолжение выполнения упражнения (учитель постоянно сбивает ритм, хлопая невпопад). Убедившись, что многие дети совершили ошибки, необходимо остановиться и спросить, заметили ли они, насколько сложнее стало выполнять простое упражнение, если не придерживаться определенного ритма. Подчеркнуть, насколько важно правильно, точно и четко подбирать ритм и темп для упражнений или игр.

4) И. п. — о. с. 1—4 — круговые движения руками вперед; 5—8 — круговые движения руками назад. (Повторить 4 раза.)

5) Наклон вперед с касанием руками пола. Под счет. И. п. — о. с. 1—3 — пружинистые наклоны вперед; 4 — и. п.

6) То же, но с удержанием положения (упор стоя): 1—7 — удерживать положение наклона вперед; 8 — выпрямиться в и. п. (Повторить 2 раза.)

7) И. п. — о. с. 1 — прыжок вперед; 2 — прыжок назад; 3 — прыжок вправо; 4 — прыжок влево (в и. п.). (Повторить 4 раза.)

Перейти на ходьбу на месте.

II. Основная часть.

Плавно перейти на ходьбу по кругу и остановиться на стороне, с которой производится метание на дальность. Обязательного теста на метание на дальность в 1 классе не проводят. Можно пользоваться такими данными: от 8 м и больше — высокий уровень, от 8 до 4 м — средний, меньше 4 м — низкий.

Метание необходимо производить, подзывая по одному ученику. Каждому дается две попытки (лучший результат записывается).

Результаты объявлять вслух, чтобы дети могли сами оценить и сравнить свое умение с другими результатами.

III. Заключительная часть.

Повторить подвижную игру «Гуси-лебеди» (только теперь на каждое слово следует взмах «крыльями» у «гусей», прыжки вправо-влево у «волка», и подзывающий жест рукой у «хозяина»).

Сыграв три-четыре раза, построиться в шеренгу, подвести итоги игры.

Учитель. Попробуем воспроизвести хлопками различные ритмы.

Он, подходя к каждому ученику, задает определенный ритм, который тот должен повторить. Когда все выполнят это упражнение, объявляется окончание урока.

Информация к календарно-тематическому планированию

Тема и тип урока — Знакомство с различными темпами и ритмами выполнения упражнения. Ритм и темп (образовательно-познавательная направленность).

Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса — объяснительная.

Педагогические средства — беседа, практическая работа.

Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятий (на уроке) — познавательная, коммуникативная.

Формы организации взаимодействия на уроке — групповая работа.

Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) — темп и ритм выполнения упражнения, разминка с различным ритмом и темпом выполнения, тестирование в метании мешочка (мяча) на дальность, подвижная игра «Гуси-лебеди».

Планируемые образовательные результаты:

а) объем освоения и уровень владения компетенциями:

Научатся: понимать отличия разных способов передвижения; ориентироваться в понятиях «темп» и «ритм»; метать мешочек (мяч) на дальность; играть в подвижную игру «Гуси-лебеди»; организовать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Получат возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; вести тетрадь для индивидуальных занятий по физической культуре с записями разминки с различным ритмом и темпом выполнения, с записью результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентностьЗдоровьесберегающая: умеют с помощью подбора ритма и темпа оптимизировать выполнение упражнений; используют двигательный опыт в организации активного отдыха и досуга. Коммуникативная: владеют способами взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками, взрослыми).

Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика:

а) внеурочная занятость — поиск информации с использованием Интернет-ресурсов. Кружковые и секционные занятия (при их наличии в конкретном ОУ). Представление результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме творческих работ.

б) самостоятельная работа (д/з) — С. 13—19; ответить на вопросы в конце главы; воспроизвести несколько разных ритмов и темпов выполнения поворотов туловища направо и налево.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я