Замуж – не напасть. Пьеса

Антонина Евстратова

Во время пожара пострадало два человека. Один из них погибает, а второго опознают родители погибшего, как своего сына, тем самым изменив его судьбу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Замуж – не напасть. Пьеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

ЛИЦА: Раиса, Татьяна, Галина.

Действие происходит за околицей села. Лесополоса, кустарники, высокая трава. Затем действие переносится во двор дома Раисы. Обстановка: беседка, в ней стол, стулья. Вокруг неё молодые березки. Возле дома у крыльца стол, стулья. Несколько цветочных клумб.

Поздний вечер.

Раиса идет по высокой траве, пробирается через кустарники. Ей надо чтобы никто не слышал и не видел как она терзается душевной болью. Оборачивается, убеждается, что её никто не услышит, падает на траву, долго рыдает.

Р а и с а (нарыдавшись, смотрит в небо, привстав на колени вытягивает руки к Всевышнему. Громко, раздирающим голосом). Господи, что мне делать?.. Я люблю его!.. Как мне жить без него? Дай мне силы… (Мягче). Мне больно, но я прощаю ему, я не могу иначе, он дорог мне.…

Снова падает на траву, долго всхлипывает, затем затихает. Через некоторое время встает, идет к деревьям. Послышался протяжный вой волка.

(Замирает. Сама себе). Для него наступила пора любви, он зовет к себе свою самку. А для меня пора любви кончилась.

Содрогнувшись, припадает к шершавому стволу дерева, словно надеясь, почерпнуть из него новые силы. В этот момент почувствовала в животе несколько ударов. Улыбнувшись, нежно гладит живот.

(Ласково). Не волнуйся, сынок, у нас с тобой все будет хорошо. Хотя твой папа покинул нас, но он не принял в расчет мою беспредельную любовь к нему и свою собственную страсть! Мы созданы друг для друга и нас разлучит только смерть!.. (После короткой паузы). Ну, вот и утро, сынок! Нам с тобой пора домой, у твоей мамы сегодня рабочий день!

Поднимается с травы, смотрит под верхушку старого дерева, и только сейчас замечает что это дуб и стоит он один. На ее глаза навернулись слезы.

(Грустно). Вот так и я буду одна до самой смерти! (С тяжелым предчувствием идет к своему дому).

Околица погружается во тьму. Двор набирает свет.

Появляются Галина с Татьяной.

Г а л и н а (Татьяне). Ну, вот и наша красавица возвращается! Ты только посмотри, Таня, она за одну ночь превратилась в старуху! Представляю, как ей тяжело! А если еще узнает, что случилось с Игорем!..

Т а т ь я н а (Раисе). Ты где была, Рая? Мы с Галиной вчера приходили к тебе. И вот решили сегодня перед отъездом зайти, узнать, как ты! У тебя все в порядке?

Р а и с а (надтреснутым голосом). Хотелось побыть одной. Ты же знаешь, вчера Игорь женился. Мы встретились с ним случайно, когда он катался с невестой. Я видела его глаза, он любит меня, Танечка, он страдает!

Т а т ь я н а. Ничего, сестренка, время лечит! Поверь, все будет хорошо… Прости, Раюша, к сожалению, нам пора, наш автобус отходит. А ты будь умницей, береги сына! За Игоря забудь, на нем свет клином не сошелся! (Распрощавшись, девушки уходят).

ЗАНАВЕС

КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

ЛИЦА: Раиса, Майя. Тося. Назар Васильевич. Татьяна

Действие происходит во дворе дома Раисы. Обстановка та же, что и в двадцать второй картине. Затем во дворе больницы. Вокруг больницы тополя, березки, клумбы с разными цветами. В глубине двора гараж и машина скорой помощи.

Р а и с а (в беседке своего дома, смотрит на уходящих от неё Галину и Татьяну. Лицо её мрачное. Сама себе). Вам легко говорить. Как же мне жить без него?

Появляется Майя.

Р а и с а (оборачивается). Майя, здравствуй!

М а й я сразу. Кротко). Не знаю, Раиса Евгеньевна, как сказать тебе.

Р а и с а (смотрит на нее уставшими глазами). Просто, Майя, говори, что ты хотела?

М а й я. Может, ты уже знаешь!

Р а и с а. О чем я знаю?

М а й я (осторожно). Об Игоре.

Р а и с а (стиснув зубы чтобы не расплакаться). Что он женился, так об этом все знают!

М а й я. Не о женитьбе, а о пожаре!

Р а и с а. О каком еще пожаре?

М а й я (удивленно). Ты и, правда, ничего не знаешь?

Р а и с а (теряя самообладание. Резко). Майя, не тяни за душу! Либо говори, либо замолчи!

М а й я (приглушенно). Сегодня ночью сгорел сеновал у твоей тетки Аксиньи. Каким-то образом Игорь Потапов и ваш Сережа оказались в горящем сеновале и оба сгорели.

Р а и с а (смотрит на нее удивленным непонимающим взглядом). Что ты сказала? Игорь с Сережей сгорели?

М а й я (виновато). Да, оба сгорели.

Раиса, боясь упасть в обморок, хватается за дерево настолько, что в руку ей сразу же вонзается заноза. Боль приводит ее в чувство.

Р а и с а. Где они сейчас?

М а й я. Их Тося увезла в больницу.

Р а и с а. Майя, я в больницу! В отделе скажи, через час буду. (Убегает).

Двор Раисы погружается во тьму. А двор больницы набирает свет.

Раиса поднимается на крыльцо больницы, навстречу ей Назар Васильевич.

Усталым жестом, она откидывает назад упавшие на лицо волосы, и глазами, блестящими от слез, смотрит на него.

Н а з а р В а с и л ь е в и ч (мягким голосом). Ах, дитя мое, что могло так огорчить тебя?

Р а и с а (всхлипывая). Вы доктор?

Н а з а р В а с и л ь е в и ч. Да, милая, я доктор! К вашим услугам Назар Васильевич!

Р а и с а. Назар Васильевич, я могу видеть Тосю?

Н а з а р В а с и л ь е в и ч (разводя руками). Простите, сударыня, на данный момент Тоси в больнице нет!

Р а и с а. А, когда она будет?

Н а з а р В а с и л ь е в и ч. К сожалению, не располагаю такими данными, она еще вчера уехала в Центр, а когда вернется, не знаю! (Крутит свои усы и внимательно смотрит на Раису). А может я смогу вам помочь? То заходите!

Р а и с а. У вас есть возможность связаться с Центром?

Н а з а р В а с и л ь е в и ч. Можно, только в исключительно срочных случаях!

Р а и с а (через рыдания). У меня тот самый исключительный случай!

Н а з а р В а с и л ь е в и ч. Ну что вы, барышня, не надо так волноваться!

Р а и с а. Вчера Тося увезла двоих парней пострадавших на пожаре. Один из них мой брат, а второй очень близкий мне человек! Я хотела бы узнать, что с ними?

Появляется машина скорой помощи. Вместе с нею Тося.

Т о с я (выходит из машины. Увидев Раю. Через рыдания). Раюша, ох, Раечка!

Н а з а р В а с и л ь е в и ч (сам себе). Мне лучше уйти. (Уходит).

Р а и с а (сквозь слезы). Ну, говори же, что с ними?

Т о с я. Не знаю, как тебе сказать, но ты должна знать! Сережа пострадал на пожаре, но слава Богу жив! А Игорь… умер, не приходя в сознание.

Раиса, открыв рот, чтобы что-то сказать, но раздавленная ужасной болью со стоном падает у ног Тоси.

Т о с я (испуганно). Рая, Раечка, да что ты, Рая? (Назару Васильевичу). Назар Васильевич, помоги мне занести ее в больницу!

Назар Васильевич стоит за дверью, ждёт, когда его позовут, сразу же выскакивает на крыльцо с тампоном смоченным нашатырем и водит им у носа Раисы, что приводит ее в чувства.

(Дрожащими руками вынимает из кармана телефон, набирает номер Тани. Говорит). Танечка, у меня в больнице находится Раиса, состояние у нее тяжелое. К тому же, кажется она беременна, оттого, что с ней происходит, может, пострадать ребенок!

Т а т ь я н а (голос в трубке). А она знает, что Игорь пострадал?

Т о с я (через рыдания). Да знает, только Игорь умер!

Т а т ь я н а (не сразу). Какой ужас! Бедная моя сестренка! (Сквозь слезы). Через час буду!

Т о с я (устало). Спасибо, Танечка, я жду!

ЗАНАВЕС

КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ЛИЦА: Михаил, Потапиха. Сват-Иван, Нина.

Во дворе дома Потапихи, обстановка та же, что и в четырнадцатой картине, потом в доме.

Утро.

Сват-Иван выходит из дома по нужде. Идет за сеновал, там натыкается на спящего Михаила.

С в а т-И в а н. О, сват Михаил! Ты, что здесь валяешься? Чуть было не обмочил тебя! (Заправляет рубашку в брюки). Вставай уже, пойдем, опохмелимся, а то голова раскалывается!

М и х а и л (громко гагочет). Ох, сват-Иван, какая красота спать на сеновале! Так дышится легко, за одну ночь лет на пять помолодел!

С в а т-И в а н. Да ты и так молодой тебе самому можно жениться!

М и х а и л (загадочно улыбается). Твоя, правда, сват, наверное, я женюсь!

Оба смеются.

Появляется Потапиха.

Ноги ее подкосились, когда во дворе увидела Михаила живым и невредимым. Злой взгляд мужа будто придавил ее к земле, лицо окаменело, и язык не шевелится.

П о т а п и х а (через силу). Ты где был всю ночь?

М и х а и л (зло). Где, где? За сеновалом спал! Сват-Иван вот разбудил меня! А тебе, что не все равно, где я был?

П о т а п и х а. Ты Игоря не видел? Он еще вчера вечером ушел из дома, ты не знаешь, где он может быть?

М и х а и л (с трудом сдерживая себя). Я не невеста, чтобы знать!

Садится за стол, берет бутылку с водкой, наливает полный стакан, выпивает. Не закусывает, вытирает ладонью губы, выходит из-за стола с ненавистью смотрит на Потапиху, направляется к ней.

Потапиха не стала испытывать судьбу. (Убегает).

Двор погружается во тьму. Комната набирает свет.

Нина, провалившись в пушистой перине и подушках спит на кровати в свадебном платье и фате. Открывает глаза, обводит взглядом всю кровать.

Н и н а. Так, муженек, первую брачную ночь ты провел со своей невестой! Да я сегодня же уйду от тебя! Пусть все знают, не ты меня, а я тебя бросила!

Появляется Потапиха.

П о т а п и х а. Что Игорь так и не пришел?

Н и н а (со слезами на глазах). Нет, не пришел.

П о т а п и х а (присаживается к ней, обнимает). Не переживай, дочка, никуда он не денется! А сейчас, возьми себя в руки, и пойдем за Игорем!

Н и н а. А это, как будет удобно мне идти за ним?

П о т а п и х а. По мне, если хочешь удержать мужа возле себя то ходи за ним и тащи домой! Он твой и должен быть с тобой, а ни с какой-нибудь….

Н и н а (спрыгивает с кровати, подходит к зеркалу, поправляет фату на голове, улыбается отражению). Я готова, Маменька!

П о т а п и х а (обводит взглядом ее с ног до головы). Ты у меня красавица!

Н и н а. Спасибо, маменька! (Уходят).

Комната погружается во тьму. А двор набирает свет.

М и х а и л (сидит на скамейке, докурив сигарету, нервно бросает окурок в горшок). Да что же со мной происходит сегодня? Такое волнение чувствую впервые в жизни! Не до веселья мне. Пусть Игорь не обижается на меня. Я пойду в сад. (Уходит).

ЗАНАВЕС

КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ

Лица: Потапиха, Нина, Мария Сергеевна, Тося, Михаил.

Действие происходит на обочине дороги. Затем во фруктовом саду Потапихи. Обстановка: скамейка, небольшой стол под яблоней, на нем бутылка с водкой и один граненый стакан.

Потапиха с Ниной идут по дороге и продолжают разговор.

Н и н а. Маменька, может мне не надо было ходить, искать Игоря? Разговоры пойдут. Еще свадьба не прошла, а невеста уже жениха разыскивает!

П о т а п и х а (не слушает, что говорит невестка, у нее другое на уме). Кто же был в сеновале у Аксиньи? Ну я же четко слышала голос Михаила! Выходит, у нее был кто-то другой и сгорел вместо Михаила!

Н и н а. Маменька, вас кто-то кличет!

П о т а п и х а (оборачивается). А, Мария Сергеевна, здравствуй! Прости, я задумалась. Познакомься. Это Нина — жена Игоря. Ты же знаешь, он вчера женился!

М а р и я С е р г е е в н а (сразу). Вчера вышла, а сегодня стала вдовой! (Закрыв лицо платком, рыдает).

П о т а п и х а (в недоумении). Да что с тобой, Мария? Скажи толком, о какой вдове ты говоришь?

М а р и я С е р г е е в н а. Твоя невестка Нина стала вдовой! Игорь был на пожаре, спасал кого-то и сам сгорел! Я сама видела, как его выносили из сеновала и увезли в больницу! А сегодня сказали, Игорь скончался, не приходя в сознание!

Слова Марии Сергеевны раскатились громом, Потапиха мгновенно стала задыхаться, боль железной рукой схватила ее грудь. Ухватившись в плечо подруги, вдруг обмякла и медленно начала опускаться к ее ногам.

Н и н а (ошарашенная известием, ничего не понимая изумленно смотрит на незнакомую женщину. Не сразу). Они убили его! Они забрали его у меня!

Появляется карета скорой помощи. Вместе с неё Тося.

Тося выходит из машины.

Т о с я. Что с ней? (Щупает пульс на шее Потапихи).

М а р и я С е р г е е в н а. Что у нее сердечный приступ?

Т о с я. Я забираю ее в больницу. Похоже у нее инсульт.

Потапиху погрузили в машину, и скорая помощь быстро скрылась за поворотом.

М а р и я С е р г е е в н а (обняв Нину по-матерински). Да, дочка, замуж — не напасть! Видно у тебя на роду так написано стать вдовой, не познав прелести замужней женщины! Идем, дочка, я провожу тебя домой. Да и к Михаилу надо зайти. (Уходят).

Обочина дороги погружается во тьму. Фруктовый сад набирает свет.

Михаил, сидит за столом под яблоней, лицо его хмурое, дыхание прерывистое и тяжелое, он не может понять, что его тревожит.

Появляется Мария Сергеевна.

Михаил резко отворачивается от нее и недовольно гагочет.

М а р и я С е р г е е в н а. Вот ты где, Михаил!

М и х а и л (зло). Если ты, Мария, к Варьке пришла, иди в дом!

М а р и я С е р г е е в н а. Нет, Миша, мне не нужна твоя жена. У меня к тебе разговор!

М и х а и л (без интереса). Говори, что надо?

М а р и я С е р г е е в н а. Налей-ка мне, Миша полстаканчика, выпью за твое здоровье!

М и х а и л (удивленно смотрит на нее, приподняв нависшие брови). За это с удовольствием налью! А то у меня сегодня с утра, не могу себе места найти, плохо мне, а почему не пойму! Радоваться надо, сына женил, а радости нет! (Наливает водки полный стакан, подает Марии).

М а р и я С е р г е е в н а (молча берет стакан, выпивает как воду, срывает с ветки яблоко, надкусывает, подаёт Михаилу). Себе, Миша, наливай тоже полный стакан!

М и х а и л. Нет, Мария Сергеевна, я уже наналивался! Ну, разве что чисто символически! (Наливает полстакана).

М а р и я С е р г е е в н а. Да что ты, Миша, не мужик? Наливай до краев!

М и х а и л. Вам бабам не угодишь, пьешь плохо, не пьешь тоже не хорошо! (Доливает полный стакан, выпивает, откусывает кусок яблока, пережевывает). Ну, так, о чем, Мария Сергеевна, хочешь поговорить? Говори!

М а р и я С е р г е е в н а (закрывает лицо, ладонями сдерживая рыдания).

М и х а и л (громко и зло). Что ты на самом деле? Говори же ради Бога! Что ты тянешь, как кота за хвост!

М а р и я С е р г е е в н а (сглотнула). Ты плесни мне еще чуток. (Протягивает пустой стакан).

М и х а и л (криво усмехается). А немного ли, Мария Сергеевна? Кто бы сказал, не поверил!

М а р и я С е р г е е в н а. Сегодня в самый раз! (Глубоко вдыхает в себя и осушает стакан).

М и х а и л (протягивает ей яблоко). На закуси!

М а р и я С е р г е е в н а (отводит его руку в сторону). Плохую весть я принесла тебе, Миша. Ваш Игорь сегодня ночью сгорел в сеновале у Аксиньи.

М и х а и л (четко услышал слова Аксиньи, «Нас подожгла твоя Варька»). Что ты сказала, Мария?

М а р и я С е р г е е в н а (виновато). Твой сын Игорь сгорел в сеновале у Аксиньи.

М и х а и л. Ты, что несешь, Мария? У него свадьба!

М а р и я С е р г е е в н а. Я ничего не знаю! Говорят, он кого-то спасал, но в сеновале не было никого!

М и х а и л (не сразу с болью громко). Я убью тебя! Убью, чудовище! Где ты, тварь?

М а р и я С е р г е е в н а. Твоя жена в больнице у нее инсульт!

М и х а и л (хватается руками за свою голову и сдавливает виски. Лицо его обрело синюшный цвет, а он все давит). Это я виноват в его смерти!.. Это я!.. Вот почему болело мое сердце!

Благодаря выпитому спиртному, он смог выдержать непосильный удар. Глаза его были закрыты, а слезы текли по его щекам.

О, Господи! (Поднимает руки к Всевышнему). Этого не может быть!!! Этого не может быть!!! Он единственный мой сын, не отнимай его у меня, прошу тебя, Господи!!!

М а р и я С е р г е е в н а (не в силах видеть его страдания. сквозь слезы). Крепись, Михаил. (Уходит).

М и х а и л (обнимает любимую яблоню Игоря и как раненый зверь кричит). И-г-ор-ь! А-а-а! Сын м-о-й!.. Простиииии!

ЗАНАВЕС

КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ

ЛИЦА: Раиса. Арсений. Потапиха, Аксинья.

В палате больницы гинекологического отделения. Затем в палате терапевтического отделения. Обстановка ординарная.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Замуж – не напасть. Пьеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я