Философия. Ислам. Идеи. Аргументации

Антон Фукалов

Данная книга – классический текст с почерком стиля автора. Её нельзя назвать полностью эклектикой, но и не назвать академической монографией. Это именно философский труд, который отличается тем, что здесь колоссальный разброс идей, мыслей, смыслов. Но матрица, ядро в трёх топиках: чистая философия, ислам и идеи разного исторического философского содержания, и авторские идеи.

Оглавление

5.Китайская философия

Как видно, нет смысла называть все содержания языческих представлений о мире, потому что их суть ничто, это рассказ о том, чего нет.

Что же Китай? В Китае, как, в общем-то, и в Индии появляется буддизм. Это учение о перерождениях (круги сансары), о том, что каждый человек, если он не достиг очищения сознания, не попадает в чистое бытие Нирваны, а рождается в другом теле, иногда выше, иногда ниже по уровню. Считалось, что женское тело — понижение в перерождениях, а мужское — повышение, так и с животным и растительным миром.

В Китае были школы легитимистов, законников, прочее, была своя философская логическая база по типу западной мысли от ratio, но она не оказала большого влияния.

Перерождения. Эта тема плотно вошла и в европейское сознание. Долгое время о перерождении учили даже христиане. Было это и есть сейчас у отдельных иудеев. А современные европейские буддисты вообще свято верят, что все мы перерождаемся и не помним прошлых жизней, лишь отчасти можем вспоминать.

Что это за феномен? Прежде всего, надо сказать, что Китай — это также язычество. И буддизм в каком-то смысле, хоть это и мировая религия, имеет в себе аналогичный с язычеством заряд — игнорирование Единого Бога, это как бы язычество наоборот, его изнанка, если работать с каким-то материальным предметом.

И потому если у классических язычников боги населяют мир, то у буддистов человек множит себя в мире. То есть, разницы никакой. Человек выступает в роли рождающихся и умирающих, и, по сути, бессмертен, либо боги правят нами, умерщвляют и дают жизнь.

Ислам отчасти вытеснил многие буддийские образования, потому что цель джихада (борьбы за веру как личную, так и коллективную) не в том, чтобы заставлять принимать ислам, а в том, чтобы откровенное зло искоренять, зло с позиции Корана. Так поступили и с буддистами, хотя жестокости к ним не проявляли.

Коран — это философия, но не логическая рациональная и не метафизическая внеопытная, это философия высшего порядка. И эта книга стала руководством для людей, которые исходя из неё объявляли войну многобожию. Можно назвать Коране и не философией, а священным текстом, но для философа, безусловно, это великий философский поэтический язык.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я