Философия. Ислам. Идеи. Аргументации

Антон Фукалов

Данная книга – классический текст с почерком стиля автора. Её нельзя назвать полностью эклектикой, но и не назвать академической монографией. Это именно философский труд, который отличается тем, что здесь колоссальный разброс идей, мыслей, смыслов. Но матрица, ядро в трёх топиках: чистая философия, ислам и идеи разного исторического философского содержания, и авторские идеи.

Оглавление

9. Готфрид Лейбниц (1646 — 1716)

Немецкий философ-энциклопедист. Лейбниц примечателен тем, что не имел стройной философской системы, которая бы вписывалась в общеисторическое пространство мысли. Он не был продолжателем или завершителем чьей-либо философии.

У Лейбница была своя философия. Он назвал её «монадология», но в историческом ракурсе всего того, что делал Лейбниц это скорей похоже на дополнение к его общему мыслительному типу.

Во времена, когда он жил была очень популярна наука, и сохранялся интерес к политике, религии и искусствам, и Лейбниц во всём преуспел, в том числе в языках.

В чём смысл философии Лейбница? Обычно философы, отвечая на этот вопрос, начинают анализировать учение о монадах, что неверно, потому что философия Лейбница — это — мышление Лейбница, а оно составляет весь мыслительный рисунок его жизни. Но ошибочна и другая вещь, которую можно назвать крайностью — доскональный пересказ идей того или иного мыслителя. А как насчёт того, что у многих философов даже на сегодняшний день тысячи лежащих мёртвым грузом страниц текстов, о каком полном понимании философии кого-либо может идти речь?

Потому задача философствовать над конкретной персоной, попытаться понять сознание философа, кто он такой, что он хотел, в чём его смысл в общефилософском содержании.

Говорят, что Лейбницу принадлежит высказывание такого плана: «Настоящий философ не может быть серьёзным человеком». Если это так, то это проливает свет на персону Лейбница. Французский талантливейший философ Жиль Делёз определял Лейбница как некий смысл, который есть смысл в стиле барокко («Лейбниц и барокко» Ж. Делёз, Франция). А что такое барокко в искусствоведении? Это весёлая и стройная композиционная структура в архитектуре.

Если человек серьёзный в пределе, а я думаю, что такого человека имел ввиду Лейбниц, то это человек, который является не критичным. Любой интеллектуально развитый человек обладает чувством юмора, а все революции и войны делали в состоянии полной серьёзности. Потому этот тезис и сам типаж личности философа говорят нам о том, что философия — это дело мира, ей занимаются мирные люди.

Лейбниц часто улыбался, шутил, был очень активным и жизнерадостным человеком. Ему принадлежит высказывание: «Существующий мир лучший из возможных миров». За эти слова известный деятель эпохи Просвещения Вольтер критиковал и злостно высмеивал Лейбница. Но смех Вольтера не смех, а едкая ирония, злоба, порождённая отсутствием внутренней свободы.

Существующий мир действительно лучший из всех возможных миров, потому что это наш мир, и любой человек, который признаёт свой мир лучшим, является человеком, находящимся в подлинном состоянии мышления.

Если же философ говорит обратное, это его право. Но здесь встаёт вопрос о смысле настроения в философии. Надо сказать, что настроение не бывает хорошим или плохим в философии, оно бывает отсутствующим или присутствующим. И если философ говорит, пишет, философствует, то он присутствующий, и его настроение есть настроение признания лучшего из миров.

Лейбниц выдвинул тезис о подсознательном (бессознательном). Но может быть это только гипотеза, несмотря на то, что этой темой занимался такой человек, как Фрейд и другие психоаналитики? Надо быть мудрым, чтобы ответить на этот вопрос. Это ведь вопрос о том, существует ли внутри человека тайна, нечто не познаваемое? И ответ очевиден — да! Но методы психоанализа Фрейда, Юнга и их последователей ложные, потому что они решили, что знают, что такое бессознательное. Человек должен просто оставаться тайной и никакое подсознательное и бессознательное у него искать и лечить не надо.

А в чём же суть Монадологии Готфрида Лейбница? Суть в том, что никто этой сути не понимает, а может дать только внешнюю оценку. Принято говорить, что монады без окон и дверей, не соприкасаются друг с другом, составляют всё живое и монада монад — это Бог.

Вообще это также напоминает барокко, но и тема Бога здесь выступает как присутствующая.

Лейбниц — христианин-протестант. Он работал даже над объединением церквей. Он и логик, создавший «закон достаточного основания» и математик, создавший геометрическим методом дифференциальные и интегральные исчисления, он и поэт, и историк, и юрист, и учёный, и изобретатель, создатель счётной машины, и ещё, наверное, кто-то.

Но он, прежде всего, верующий человек. Его вера в союзе с философией, она подчиняется философии, в общем-то, если человек уродился философом, то всё подчиняется его философии, если даже это очень важные вещи.

Писал Лейбниц на французском и латинском языках, на родном немецком писал мало. Французский его времени как в XX—XXI веках английский. Это очень сложная личность, над каждым его тезисом надо размышлять, чего стоят его замечания к философии Декарта! Лейбниц — это стиль, это бренд, это очень интересный тип поведения в философии, а потому очень ясное и универсальное сознание, коим он обладал.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я