Архетипы и Образы

Анна Шарлай, 2021

Книга о том, что мы говорим людям, надевая тот или иной образ. Вы увидите как связан уровень денег, который у вас есть, и социальный статус, которого нет. Проанализируете свои отношения с родителями, партнерами, друзьями и коллегами, чтобы с помощью архетипов и внешнего вида изменить положение дел. Вы научитесь реконструировать систему потребностей другого человека, рассматривая стиль и предпочтения в одежде.Текст написан по мотивам курса Анны Шарлай для профессионалов стилистики и психологии «Одежда, Архетипы. Кризисы» и потому в ней много современных примеров, ответов на вопросы участников и даже математических расчетов. Описано множество образов в ситуациях от позитивных до кризисных, показано, что делать с непрожитыми архетипами и приведено 12 подробнейших описаний, а также тест на акцентный архетип.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Архетипы и Образы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. База и акцент образа

Чаще всего мы видим акцентный архетип, можно назвать его внешним. Он отвечает за социальную роль, по нему создается первое впечатление, и именно по характеристикам этого архетипа мы вступаем в отношения. Однако есть люди, у которых акцента как будто нет, потому что внутри не индивидуальная личность, а базовый архетип, и виден именно он. В этом разделе мы научимся отличать базу от акцента. Обсудим, как избавиться от базового архетипа и жить как уникальная сущность. Посмотрим на примерах известных людей, как архетипы разных уровней становятся то в базу, то в акцент. В какой комбинации зашифрован эффект самозванца, и почему скромность — это ресурс.

Кроме архетипов, относящихся к сфере коллективного бессознательного, у каждого человека есть личное содержание, психотип — качества, характер, темперамент, личные взгляды, отношение, опыт. Психотип — это то, что окрашивает архетипы-конверты индивидуальными красками и делает проживание коллективных, веками наработанных шаблонов-архетипов авторским, отличающимся от других схожих сюжетов.

База образа — это преимущественно биологические характеристики человека и психотип, но может быть и обложка-архетип; Акцент — это архетип вместе с психотипом, а также элементы образа, ценные для адаптации.

В пограничных состояниях сознания, таких как усталость, болезнь с температурой или болями, угнетенность от проблем или горя, сонливость, наркотики, алкоголь, гипноз и других, человек легче проваливается в бессознательное, то есть на уровень архетипов как в базе, так и в акценте. В более ресурсных ситуациях, а также тех, где есть подготовленность ярче проявляется психотип и индивидуальность человека.

Акцент, роль

Акцент дает нам ответ на вопрос: какой/какая я? Как я проявляю себя? Акцент более переменчив, чем база и, как правило, актуален 3–7 лет. Как я веду себя? Какой способ действий (реализации сущности, которая в базе) выбираю? Как преподношу, позиционирую себя? Моя роль, маска. С какими людьми и как я взаимодействую? Что меня вдохновляет/мотивирует на развитие? Как я доношу свою ценность и свой талант до других людей?

На эти темы мы говорим много и с удовольствием, чувствуем себя нужными, когда на эти темы задают вопросы. Слово-прилагательное. Какая роль помогает адаптироваться к миру вокруг, когда мне неловко и страшно?

Чем больше удалось освободить базу от автопилота архетипов, экономящих энергию, тем больше архетипов-акцентов можно к себе «привязать» и очень по-разному проявлять себя в жизненных ситуациях. Акцент виден сразу, это — первое впечатление. Образ, который помогает адаптироваться к пугающей ситуации или людям, от которых неизвестно чего ожидать.

Перечислим, что относится к акценту:

Поза, постановка тела, жесты, выражающие то, что я хочу сказать прямо сейчас.

Макияж и выражение лица, связанное с сиюминутным состоянием.

Ритм речи, языковые акценты и диалекты. Возможности изменения речи в зависимости от настроения и темы. То, КАК говорит человек.

Изменчивость чаще раза в сезон, связанная с волосами: прическа, укладка, выпрямление, кратковременное окрашивание, украшения в волосах, которые легко снять.

Маникюр под настроение, нейл-арт.

Цвет одежды и металлов. А также эффекты линялости, выгоревших участков волос или пятна от красителей или еды.

Ткань/материал как поверхность (фактура и орнамент).

Линии сечения, кроя на одежде, обуви, аксессуарах.

Фантазийный стиль: настроение образа, стилевые цитаты и элементы.

Способ надевания и стилизации одежды. Парадокс образа, противоречие общему (базовому) стилю.

Отделка и фурнитура одежды: кокетки, кармашки, застежки, пуговицы.

Небольшие сумки. Обувь. Украшения. Аксессуары по сезону или личному желанию: ремни, зонты, шляпы, перчатки.

Парфюм, а также запах кондиционера для белья, интерьерных свечей и отдушка в автомобиле.

Гаджеты — ноутбук, телефон, флешка (и их отсутствие). Вещи постоянного использования в ближайшем окружении — от автомобиля и дома до пледа и любимой чашки.

Место, где я вдохновляюсь, веселюсь, встречаюсь с приятными людьми. Место, которое заряжает.

Акцентный архетип не характеризует личность, это наш способ взаимодействия с миром и людьми, поэтому желательно развить у себя несколько акцентов, тогда и возможностей для подходящих нам любовных, дружеских и рабочих отношений станет больше.

База, сущность

Это ответ на вопрос: кто я? Сущность, то, что нужно рассмотреть, «второе впечатление». База личности работает десятилетиями и постоянно включена, но не бросается в глаза. Кто я наедине с собой и самыми близкими по духу людьми? Мое призвание, главная функция, основной ресурс, ценность, которую я несу в мир через себя, талант. Способность, которая выдана как дар в целостном виде, на определенном уровне, и заметно изменить её не получится тренировками и проработками. Здесь же личные представления, устойчивый взгляд на жизнь, неизменные ценности и принципы, осознанные воспоминания, которые влияют на сегодняшние решения, жизненный опыт.

Сам человек редко говорит об этом, ему это кажется само собой разумеющимся. Слово-существительное. Кто я наедине с собой и самыми близкими, когда я чувствую себя спокойно и уверенно? Кем я останусь, несмотря ни на что: увольнение, развод, физическая травма.

В сердцевине своей личности следует стараться избавиться от архетипических шаблонов, стремиться по максимуму осознавать себя, проявлять свои таланты и глубинные ценности, как можно больше чувствовать свой личный резонанс с жизнью и людьми вокруг. Уходить от общих рельсов, автопилота и стереотипов. Поменьше стремиться на уровне базы быть понятными окружающим ради того, чтобы реализовать себя. Это касается так же и базового образа в гардеробе. Архетипически укорененная база дает стабильную и предсказуемую жизнь. Здесь нет авторства и риска, зато есть гарантии и социальное принятие.

Перечислим, что относится к базе:

Формы и линии тела, походка и пластика. Черты национальности и происхождения, которые видны в характеристиках тела.

Голос, тембр речи, её грамотность и содержательность. А также то, О ЧЕМ говорит человек.

Черты лица, типичная мимика и взгляд, которые мало меняются от настроения.

Словарный запас. Кругозор. Профессия (если есть отпечаток этого на внешности).

Длительное состояние волос: характер волоса, стрижка, долгосрочное окрашивание, химическая завивка, дреды.

Форма, пластика и состояние кожи рук и ногтей, длительный маникюр.

Силуэтность образа, крупные формы одежды, обуви и аксессуаров;

Ткань/материал как влияющий на силуэт, условия использования и прилегание к телу.

Базовый стиль: назначение, социальный класс (униформа рабочего, кутюрное платье принцессы, дешевая юбка из масс-маркета).

Татуировки, шрамы, дырки для украшений на теле.

Неизменные украшения и аксессуары: обручальное кольцо, очки, палка-трость, церковный крестик.

Долговременные характеристики места, где я регулярно провожу много времени и плодотворно работаю или качественно отдыхаю: дом, офис, кафе.

Акцента нет, есть только база

Когда у человека образ считывается сразу и потом не корректируется при более близком общении, скорее всего, он захвачен базовым архетипом, который окружающим представляется абсолютно четко, но самим обладателем не осознается. На консультациях стилиста такие женщины чаще всего рассказывают о том, что они очень разные как по поведению, так и по общению. Декларируется основной проблемой в стиле, что там все перепробовано и ничего не соответствует уникальности.

Если есть задача не сдерживать свое развитие, то вот такой избыточно видимый базовый архетип стоит прожить и отпустить. Как происходит проживание архетипа, мы обсудим далее в книге. Выход за пределы архетипов в базе позволит освободиться от стандартности архетипа и выйти на новый уровень карьеры, творчества, поспособствует обновлениям в личной жизни и даст ощущение проживания уникального сценария.

Еще базовый архетип оказывается на поверхности, когда ребёнок, рожденный в благополучной семье с родителями высокого уровня архетипов, так и не сталкивается в своей жизни с серьезными кризисами. Как итог: человек с юных лет в зрелых или старших архетипах, на все типичные вызовы и соблазны социума смотрит немного свысока и размышляет лишь о высокодуховном, жизнь не заставляет освоить иные грани личности.

Изменение уровней архетипа базы и акцента

Помните, что в самом начале мы договорились о том, что архетип — это пустой конверт? Если мы пока не избавились от базовых архетипов до сердцевины индивидуальности, то являемся обладателями двух конвертов: один — внешний, это акцентный архетип. Внутри него конверт, оболочка базового архетипа, там лежит то, что мы даем другим людям через свою индивидуальность. Это упаковка для предназначения, ресурса, который дан с рождения как дар, и человек должен в течение жизни его преумножить и огранить.

Когда есть желание заниматься саморазвитием, но базовый архетип не получается проработать и отпустить, то базу можно выращивать. Поднимаясь по уровням архетипов и оказавшись в конце концов в финальной точке, базовый архетип исчезнет и останется осознанная личность без шаблонов архетипических сценариев.

Как и с реальными посылками, думаю, вам понятно сравнение: внешний конверт-акцент-архетип следует сделать попроще («стать скромнее», «снять корону»), а внутренний конверт-база-архетип может быть красивым и нарядным. Получается, что человек заявляет о себе меньше, а дает больше. Помогает другим почувствовать себя с ним легко, так как кажется простым и понятным из нижних архетипов, люди его недооценивают и расслабляются.

Когда акцент ниже базы, то человек вступает в отношения без пафоса, не создавая избыточных ожиданий, не дает нереалистичных обещаний, а впоследствии раскрывается как более глубокий, ответственный и интересный.

Такому человеку даже с самим собой легко. Нет постоянного стремления показать себя кем-то, подтянуть свою планку. Тут будет антиэффект самозванца, ощущение уверенности, потому что я про свои возможности знаю больше, а внешних проекций превосходного результата — меньше. Кредо: сначала стать кем-то (база), спустя время это показывать (акцент), а в это время еще продвинуться в развитии базы.

Лучше, чтобы базовый и акцентный архетипы были из соседних уровней, иначе разрыв будет чувствоваться как попытка обмана с непонятными целями. На разнице между более высоким внутренним архетипом и более простым и незамысловатым нижним получается достичь ценных результатов в отношениях и работе.

Эффект самозванца с точки зрения архетипов

Когда акцент выше базы по уровню, возникает противоречие. Снаружи (в акценте) человек пытается себя показывать как представителя более высокого уровня, но через некоторое время люди видят его базу более низкого уровня и воспринимают первое впечатление как ложное. Реагируя на диссонанс, у другого человека возникают недоверие, мысли о мошенничестве, афере, желание посмеяться над неуместностью поведения/внешности вплоть до издевательства и троллинга, чтобы через это изобличить двуличного человека. Рассмотрим несколько примеров публичных людей:

Яна Рудковская показывает себя как МОНАРХА: продюсера, бизнесмена и организатора, но через её поведение и образы пробивается архетип ДОЧЬ. Возможно, этот архетип не проработан (одежда в стиле архетипа ДОЧЬ, стремление отретушировать свои фото до неузнаваемости, так, чтобы выглядеть очень молодо) или оттуда прямо сейчас черпает ресурсы, и потому он активно эксплуатируется.

Андрей Курпатов с базовым архетипом МОНАРХ и акцентным НАСТАВНИЦА тоже получает неприятие себя как человека и профессионала. Критики чувствуют проработанный базовый архетип МОНАРХА в том, что он строит бизнес-империю, у него есть система знаний. Каждая новая книга связана с предыдущими, а значит, ученик проходит некий маршрут по лабиринту и оказывается в заданных точках. Читает нужную книгу и думает вложенные ему в голову мысли. Однако внешний архетип НАСТАВНИЦЫ искренний в смысле своих тревог о будущем, о мире для наших детей, о том, как научить людей жить осмысленно. Как мне помочь другим людям научить пользоваться своим разумом и обойти его ловушки? Однако разница архетипов, провал между базой и акцентом, приводит к недоверию. Кто же он, ангел или демон? Люди могут не осознавать причины своего смущения, но на всякий случай проявят осторожность.

Дмитрий Шепелев воспринимается как архетип ОХОТНИКА, мачо, любовник, ловелас, играет женщинами и их чувствами, чтобы получать ресурсы для жизни. Это I–II уровень архетипов, где собственного доступа к ресурсам нет, их можно получить только через другого человека. К сожалению, в его жизни случилась абсолютно архетипичная для альфонса ситуация со смертью от болезни более старшей и обеспеченной жены и он остался молодым, красивым и богатым вдовцом. При этом Дмитрий пытается себя преподносить из архетипа III уровня МАТЬ, он действительно для своего ребенка выполняет роли и папы, и мамы. Он искренне озабочен темой воспитания детей, недоумевает, почему в книгах или видео все советы адресуют мамам, ведь мужчины тоже могут равноценно заниматься детьми. Все это звучит очень гладко, сладко, хорошо и красиво, но получается зазор в два уровня, что делает недоверие непробиваемым. Причем чем более светлый образ в акценте он будет пытаться создавать, тем более глухим будет сопротивление общественности.

Павел Дуров по базе СЛУГА — главный проект хорош в том, что ответственно и последовательно сделана копия. Это требует восхищения оригиналом, смирения гордыни, отказа от своего Я и индивидуальности. Однако в силу личных амбиций или склада характера его акцентный архетип очень высокий. Сначала это был ФИЛОСОФ IV уровня, потом через интеграцию с НАСТАВНИЦЕЙ, получился ОТШЕЛЬНИК IV–V уровня. Его образ жизни и проект telegram, созданный как собственный творческий проект, показывают наглядно все ценности ОТШЕЛЬНИКА — анонимность, закрытость, системы шифрования. Из акцентного архетипа есть желание поделиться в редких интервью и публикациях чем-то очень важным с человечеством, но при этом то, ЧТО говорится, идет из базового архетипа (а у него там СЛУГА I уровня) вот поэтому и получаются прописные широко известные истины.

Миф из стилистики, подпитывающий самозванца

Широко распространен совет стилистов о том, что аксессуары и обувь должны быть дороже, качественнее, чем одежда. Бижутерию носить годами, а одежду — на сезон. Это полностью противоречит системе базового и акцентного архетипа. Такие рекомендации на уровне психологии стиля звучат как пустота и функциональность внутреннего стиля в сочетании с негибкой периферией социальных ролей. Говоря в целом, дорогие ювелирные украшения относятся к архетипу НАСТАВНИЦА IV уровня, и поэтому очень мудрой является рекомендация не носить бриллианты до 50 лет.

Изначально драгоценные камни и металлы были свойственны людям особого пути и социальной роли (жрецы, короли) для «простых людей», таких как большинство из нас, влияние шкатулки с сокровищами может быть роковым. Помните историю про уникальный камень в фильме про принца Флоризеля? Он приносил несчастья всем своим обладателям, и только наследник трона смог преодолеть это проклятие.

Дело не в мистике, а в том, что когда ролевая часть образа (акцент) получит от нас больше внимания и туда инвестируются деньги, а базовая глубинная часть одета в массмаркет, то человек оказывается зафиксирован своей социальной маской как жестким панцирем, из которого невозможно вырасти. Поэтому имеет смысл сначала довести уровень своей основной одежды до высокого уровня архетипов, а уже потом заниматься декорированием.

Служебный архетип для масштабирования

Акцентный архетип используется для адаптации, лучшего взаимодействия и понимания нас другими людьми, но главное — как волшебный ключик, открывающий собственные возможности и способы позиционирования, которые иначе получить нельзя.

Андрей Малахов в акценте младший архетип I уровня ДОЧЬ — обаятельный, простой, со всеми общается на «ты», на «вы», подстраиваясь к собеседнику, располагает к себе людей, умение общаться комфортно с абсолютно любыми людьми, не пытаясь при этом налаживать контакт, а просто показывая себя ребенком, чистой, беззащитной и доверчивой душой. Хотя все понимают его статус и осознают базу III–IV уровня ШАМАН: циклические процессы в обществе, чего хотят люди, чувствовать, когда можно показать нечто невообразимое в XXI веке, — это ценное для общества, переживающего кризис, почувствовать себя в магическом кругу и возможности соединиться с глубинными древними силами и через это параллельное пространство раскрыться.

Любовь Казарновская в высоком архетипе IV уровня НАСТАВНИЦА едва ли не с детства, а вот её служебный архетип ВОИН, который дает дисциплину духа и тела и борьбу за совершенство в профессии, простроить других людей, жестко организовать жизнь. Ей легче передавать свое творчество через архетип ВОИНА.

Обладатель служебного архетипа по личным задачам давно преодолел этот архетип и пользуется, как вдохновляющим себя акцентом, каким-то иным, но этот архетип оставляет видимым для гармоничного взаимодействия с другими людьми и настройки на профессиональные стандарты. Чем ниже уровень архетипа, тем большему числу людей он будет понятен и близок, а значит для масштабирования своего таланта — это наилучшее решение.

Развитие по системе архетипов

Реализованный человек включает в себя все прожитые уровни архетипов, иногда они работают одновременно в фоновом режиме или попеременно, когда один занимает доминирующую позицию для решения соответствующей ему ситуации. Рассмотрим пример праздника и одновременной включённости архетипов, такой человек будет:

Из архетипа ДОЧЬ — чувствовать радость, быть привлекательным (приятное радостное счастливое располагающее лицо, соответствующая нарядная одежда), будет откликаться поучаствовать в конкурсах или поздравить именинника. При этом…

…из архетипа ВОИН будет обладать способностью в фоновом режиме анализировать: кто из гостей пришел, кто ушел, кто заскучал, и надо что-то предпринять. При этом…

…из архетипа МАТЬ — нести моральную ответственность за человека, которому стало внезапно плохо после пирожного, — она принимает реальность случившегося, без попыток отрицать факт, пробует найти врача, узнать о возможных аллергенах, предупредить об особенностях десерта других гостей или распоряжается изъять его из угощений на столе.

Все это происходит одновременно — это пример гармоничной самодостаточности. Как только проблема будет решена, такой человек снова будет развлекаться, анализировать пространство и заботиться о гостях в равных пропорциях. Как же стать таким сверхчеловеком? В данном случае приставка «сверх» не иронична, на самом деле архетипически развитый человек действительно приобретает божественные черты и кажется недосягаемым. При этом он или она чрезвычайно просты в общении, с ними очень комфортно и приятно находиться рядом. Почему так? Для продвижения на высокие уровни мы осваиваем стратегии от 4 до 6 акцентных архетипов и благодаря этому снимаем риск «приклеиться» к одному из архетипов, отождествиться с ним и возомнить себя богом.

Погружаясь чрезмерно в один из архетипов (самый классный, самый эффективный, самый приятный), мы в какой-то момент обнаруживаем, что забыли, как снимается маска. Где я настоящий, а где мой публичный имидж? При акцентный архетип, этом внешний социальный образ — это очень важная структура, наша защита и коммуникатор с миром. Но у всякой пользы есть свое место. Как такая избыточная «любовь» к одному из архетипов проявляется в жизни? Трудоголизм, который довел до больницы. Начальник, у которого сотрудники демотивированы и пассивны. Стилист, который устал от эксцентричных образов, а переодеться во что-то попроще не может себе позволить. Мать, которая задушила взрослых детей опекой, и ее даже не пригласили на день рождения внука.

Если вы проанализируете, а лучше пообщаетесь вживую с человеком, который в 60–70 лет или старше считает себя состоявшимся, счастливым, реализованным, то без труда услышите прожитые истории жизни из разных архетипов и увидите, как в нем «закрепились» ресурсы, полученные там. Порой незримо эволюция по уровням архетипов и энергиям закладывается в спортивных школах, её же можно увидеть в бизнес-системах, и конечно, именно архетипическая лестница находится в основе государственной политики. Поэтому даже те люди, которые не заинтересованы «плюшками» более высоких уровней — творчество, признание, деньги, — развивают в себе несколько архетипов. Потому что без этого не будет ощущения благополучия жизни.

Развивая архетипы, вы автоматически развиваете стиль. Каждый элемент, который вы надеваете (или исключаете), осознается более точно. Вы учитесь видеть нюансы себя в ситуациях и помогать образом встраиваться или отстраиваться там.

История жизни из девяти эпизодов

Ранее в книге мы обсудили, что в акценте полезно иметь архетип — хотя бы один, который на следующем этапе сменяется другим, а вот в базе желательно избавляться от архетипов и оставлять индивидуальное. Как это осуществить? Проходя в базе, на уровне того, ЧТО я из себя представляю, ЧТО я даю другим людям всю систему архетипов. При этом личные качества, индивидуальность остается неизменной вплоть до кризиса среднего возраста, который интегрирует «слабые» качества личности, и человек обретает целостность.

Ниже я расскажу выдуманную историю про Михаила как пример того, как, развиваясь параллельно, базовый и акцентный архетип дают созреть врожденным способностям в индивидуальность. Каждый этап жизни героя я называю по принципам Style Statement: базовое слово — существительное, акцентное — прилагательное. Когда у образа появляется имя, он обретает свою жизнь и визуализацию. Если вам интересна тема развития индивидуальности и формулировки имени образа в двух словах, приходите на мой авторский курс Style Statement.

Одаренный Ребенок

Рассмотрим для примера мальчика Мишу, который мечтает стать музыкантом. Здесь все просто — в базе архетип ДОЧЬ: мечтательность, доверчивость, вера в благоприятные возможности. Родители не работают, ругаются и пьют крепкий алкоголь, купленный на кредитные деньги, — это архетип ШУТ. Чтобы мальчику в этой ситуации выжить, он вынужден быстро повзрослеть. Переводя на язык архетипов: выйти в акцент на уровне выше второго, так как только тут начинает появляться возможность заработка. Его акцент ВОИН. В любую погоду, в любом настроении он берет свой музыкальный инструмент и после школы идет играть на людную улицу. Чем лучше он играет, тем больше ему бросают монет. Все заработанные деньги он тратит на еду, одежду и оплату музыкальной школы.

Поразительная Импровизация

Музыкальные способности относятся к индивидуальности, а не архетипу, равно как и уверенный, способный к самоорганизации характер, который не согнулся от ситуации родителей. По архетипам: в базе ДОЧЬ, в акценте ВОИН — это соотношение самозванца, и действительно прохожие порой смущаются, когда видят ребенка на улице без родителей. Кто-то присматривается, где спрятан магнитофон с музыкой, кто-то тревожится, что уже вечер и ему надо бы пойти домой. Все это антифинансовые факторы, имидж ему мешают заработать больше, но это он пока изменить не может.

Наш музыкант взрослеет, преподаватель дал хорошую базу, а корнеты на улице помогли идеально отработать занятия, поклонники записывают видеоролики с его выступлениями и выкладывают в Сеть, он выступает на конкурсах, иногда выигрывает призы, музеи его приглашают сыграть в окружении шедевров, поклонницы берут автограф, потому что он свободно выражает себя и его музыка классическая по форме, но очень современная по подаче. Базовый архетип из ДОЧЕРИ вырос в ЛЮБОВНИЦУ. В акценте остается ВОИН. Теперь он уже не производит впечатления самозванца и оказывается в комфортной перекличке двух архетипов.

Заботливый Сын

Родители, наблюдающие успех, хотят, чтобы он им помогал. Закрыл кредиты, привозил продукты. Рассказывают истории их заботы о нем из его детства, которые он может не помнить из-за раннего возраста. В результате он испытывает вину и переходит из акцентного ВОИНА (яркий талант, который сражается за свое выживание) в МАТЬ (забота о других, стремление создать комфортную среду для развития). Он не просто «откупается» деньгами от родителей, но начинает всерьез заниматься их лечением. Вскоре обнаруживает, что энергии нет, творческая жизнь остановилась. Потому что на уровне архетипов в базе женский ЛЮБОВНИЦА и в акценте женский — МАТЬ. Депрессия для него некомфортное состояние, но наработанных ресурсных мужских архетипов нет, и он проваливается по базе в СЛУГУ.

Опекающий Креатив

Индивидуальность от всего этого не меняется: Михаил все так же слышит ноты, ритм и способен играть музыку, но не хочет. Так как младшему мужскому архетипу надо выполнять чьи-то задания, кому-то служить. Крупных контрактов у него еще не было, а для мелкой активности необходима инициатива, которой нет. Теперь разрыв уровней между базой и акцентом стал еще больше, и окружающим непонятно, ради чего он пожертвовал всем, а ему самому непонятно, о каком искусстве ему говорят, так как вера в свой талант кажется глупой самонадеянностью. Делая все возможное, чтобы помочь родителям, он видит, что ситуация становится только хуже. Обращается в медицинскую организацию, и выясняется, что нужна госпитализация с серьезным лечением. Его архетип СЛУГА в ситуации неопределенности превращается в ОХОТНИКА, а акцентная МАТЬ горько печалится о том, что на лечение нужны деньги, которых у него нет.

Сделаю тут отступление от истории: рука жизненных событий не интересуется объяснениями. К примеру: человеку даны способности, и он им не следует либо же реализует талант, но слишком осторожно, робко, без веры в успех или бесконечно откладывает «я нарисую это завтра». Задавленная индивидуальность спровоцирует внешние события так, чтобы вам пришлось, решая проблему, все-таки сделать то, что было заложено в вас. Болезнь своя или близкого. Внезапное увольнение. Пожар в доме или выселение. Развод или смерть близкого человека.

Тем, кто очень талантлив, «прилетает» быстрее — от часа до трех месяцев, тем, у кого стартовые способности более обычные (которые можно раскрыть шире), придется немного поразмышлять — иногда отступление от призвания и событие могут разделять годы. Конечно, талант — это не только способности к музыке или рисованию. У вас может быть талант к выстраиванию отношений, призвание направлять других людей, талант складывать цифры и видеть пробелы в бухгалтерской отчетности.

Индивидуальность имеет очень опосредованное отношение к профессиям, например, два друга могли получить образование журналиста и красный диплом. Но стоящие перед ними задачи в силу исходных данных в ДНК разные: один, циничный и параноидальный (да-да, это написано в данных генетиков), будет блестяще проводить расследования, записывать видео и изобличать политиков и бизнесменов. Назовем это талантом публичного следствия. А другой интересуется разнообразием мира, его многовариантностью и способен выстраивать тонкий контакт с каждым человеком. Такому журналисту будет ближе жанр текстовых интервью, где он показывает гостя с новой удивительной стороны и, возможно, делает авторские фотографии. Назовём это талантом настройки калейдоскопа. И что же? Они оба журналисты, оба делают свою работу профессионально, но пошли по индивидуальным жизненным маршрутам и были бы глубоко несчастны, поменявшись местами.

Целеустремленный Хулиган

Возвращаясь к нашей истории: ухудшение здоровья родителей случилось ДЛЯ того, чтобы Михаил — пусть и без уверенности в успехе, без веры в свой талант и прочее — пошел и начал работать. И очевидно, что быть музыкантом ему эффективнее (да и в опыте такое уже было), чем, например, идти ради денег дворником или грузчиком. Не ради амбиций и жадности, а чтобы оплачивать счета клиники, наш герой обращается к своим друзьям, и они вместе организуют продюсерский центр. Он меняет стиль одежды на более молодежный и броский. Смело включается во все предложения и становится известным в узких кругах. Друзья нанимают пиарщика и записывают несколько современных аранжировок классических произведений. Музыка из филармоний становится модной. В базе остался ОХОТНИК, а благодаря стрессу акцентную МАТЬ сменил МОНАРХ.

Зависимый Критик

Так как сейчас его индивидуальность ничего не сдерживает и архетип ЛЮБОВНИЦЫ был хорошо освоен ранее, то база быстро переходит в ШУТА. Эксперименты с музыкальными произведениями порой переходят грани разумного, образ жизни все чаще становится неконтролируемым. Перегрузки на работе и медленный прогресс лечения родителей дают о себе знать. Он недоволен миром и критикует всех вокруг, обижает людей, даже посторонних. Приближается возраст, когда его родители начали спиваться, и потому из МАТЕРИ и МОНАРХА в акценте он регрессирует ради выживания то в ДОЧЬ, то в хорошо освоенного ВОИНА (когда трезв и полон решимости изменить свою жизнь). Однако базовый архетип ШУТ получился выше, чем акцентные ДОЧЬ/ВОИН, и люди начинают его уважать. С одной стороны, они поняли его мотивы (архетип), с другой, видят его оригинальность и смелость, с третьей — чувствуют, что он знает и может больше, чем показывает с первого раза.

Ответственная Пчела

Благодаря нарастающей известности его приглашают на всевозможные телешоу, где он замечает, что молодые музыканты, ориентируясь на него, бросили репетировать классические концерты и порой даже не слышат нот. Мол, это не важно, а надо быть бунтарем. Его пронзает мысль о том, что его частное поведение было принято за правило. Его архетипический ВОИН повержен. Раз так, теперь лежит большая ответственность за будущее талантливых детей и Музыки, которую он так нежно любит. Благодаря помощи своих напарников в продюсерском центре они формулируют новые цели для развития индустрии и даже предпринимают попытки получить грант на реализацию. Так в базе появляется МАТЬ, а в акцент возвращается МОНАРХ.

Коронованный Звук

Но легко сказать: мы хотим светлое будущее. Чтобы убедить в этом людей, недостаточно просто быть талантливым музыкантом, требуется показать чудо. Так наш музыкант переключается на ШАМАНА. Он меняет стиль на более странный и украшенный, придумал упражнения, направленные на отработку классических гамм в духе молодого поколения. Нашел интересных музыкантов по всему миру и собирал их лучшие открытия. Соединил из разрозненных систем единую, музыка стала не прикладным направлением, а способом развития себя и своего потенциала в любой отрасли.

Через его деятельность люди учатся не только играть, но прежде всего слушать и слышать. Чувствовать оттенки голоса близкого человека и уметь говорить душевно. Организация всех этих направлений лежит на нем, но с каждым годом появляется все больше партнеров. Родителей медики привели в хорошее состояние, а его звуковые методики помогли в реабилитации. Мама теперь участвует в записи его видео, а папа работает в офисе, помогает адаптации новых сотрудников. В акценте остается МОНАРХ.

Законодательный Ультразвук

На базе его индивидуальных находок нашли свое вдохновение коучи, преподаватели голосовых техник, семейные психологи, пианисты и другие музыканты, дирижеры, любители саундтреков в кино и многие другие. Все больше отдавая себя миру, Михаил перешел в НАСТАВНИЦУ в базе и корректно направляет тех, кому нужен личный контакт именно с ним, но и эта работа становится все менее востребованной, что его очень радует, так как создалось целое сообщество людей, которые превосходно проводят беседы на основании его гениальности — архетип ОТШЕЛЬНИКА готовится уединиться. Так он полностью прожил архетипическую лестницу в базе, и там, в нашей сущности, осталась только чистая индивидуальность. Однако в акценте по-прежнему МОНАРХ, поэтому доходы компании растут и скоро в учебной программе школ появится новый предмет.

Все полноценно прожитые и освоенные акцентные архетипы с Михаилом останутся навсегда — когда нужно, он может спокойно взять и выполнить задание (СЛУГА), время от времени напоминает о своем таланте личными выступлениями (ВОИН), заботясь об общем деле, включается во все значимые задачи (МАТЬ) и, конечно, является эмоциональным и интеллектуальным лидером в организации (МОНАРХ). Вот так архетипы, проводя индивидуальность по разным социальным ситуациям, оттачивают и формируют ее подлинную уникальность.

Шаги «выращивания» архетипов акцента

Порой сама жизнь нам дает понять, что не хватает конкретного архетипа для удачного решения проблемы или более радостной жизни. Проверьте по текстам в приложениях, действительно ли в вашей ситуации нужен данный архетип? Если да, то действуйте по этим пунктам:

1. Прочитайте внимательно все описание, особенно раздел с представителями.

2. Попробуйте наглядно представить себе этих людей и их качества, относящиеся к архетипу. Поищите дополнительную информацию по этим героям: прочитайте биографию, интервью, посмотрите фильмы, послушайте музыку, прочитайте роман или миф/легенду. Проникнитесь этим человеком, как если бы вы были им.

3. Создайте ситуацию, которая соответствует развиваемому архетипу, и действуйте в ней из «шкуры» вашего героя. Скорее всего, сначала получится плохо. Не опускайте руки.

4. Теперь надо понять, чего именно вам не хватило, чтобы перевоплотиться в архетип. Кому-то будет удобно этот анализ проводить в одиночестве с ручкой и большим листом бумаги. Кому-то — в беседе с профессионалом помогающей профессии (психолог, стилист, консультант, коуч, учитель-преподаватель и так далее). Кому-то поможет собрать друзей или членов семьи и обсудить. Как результат у вас появится список личных качеств, прикладных навыков, идей по внешнему виду, знаний и прочего.

5. Рассмотрите все эти идеи. На какой архетип они похожи? Если на изначальный запрос по архетипу, значит, вы близки к цели и теперь нужно методично развивать в себе нужные компетенции. Если же это какой-то промежуточный архетип и именно он блокирует дорогу к целевому, то, хотите или нет, придется заняться им.

6. Чтобы развивать любой акцентный архетип, сначала измените внешний вид. Общий стиль, одежды, цветовую гамму, статус вещей, прическу, украшения и обувь — по моим наблюдениям, это самые главные узловые точки для напоминания себе, в арке какого архетипа мы сейчас хотим действовать. По сути это ваши сценические костюмы, на которые смотрят «зрители», но еще важнее они для «актера» и его более полного перевоплощения.

7. Срединные архетипы развиваются по этой же схеме, но для них особенно важно намеренно вводить себя то в стресс активации (переключаться из женских энергий в мужские), то в стресс расслабления (переход из мужского в женский), когда такие трансформации становятся комфортными и включаются за секунды как бы сами, в зависимости от вашего состояния или контекста вокруг, — срединный архетип у вас в кармане!

Рассмотрим пример такого «выращивания» акцента. Кристина хочет ребёнка, она устала от коротких романов и стремится создать семью с хорошим мужчиной, который станет отцом для их малыша. Она прочитала описание в приложении книги «Архетипы и Образы» и поняла, что ее целевой архетип — МАТЬ. Изучая раздел с описаниями представительниц, они ей показались немного скучными и при этом пугающе серьезными, далекими. Но в итоге она находит образ пчелы. Читает одноименную художественную книгу Лалин Полл. Кристина прониклась религиозностью и иерархией в улье. Её заворожила тема матриархата.

Из ситуаций решила попробовать № 2 Сохранить преумножая. Обычно под конец месяца Кристина тратит всю зарплату. Сможет ли в этот раз что-то накопить? Получилось, но маленькую сумму, и сам процесс был чрезвычайно нервным, она чувствовала себя нищей, вынужденной считать копейки. Чувствовала, что упускает возможности, отказавшись от покупки ценного курса, страдала, что не может себе позволить красивое кресло. В конце эксперимента она попросила подругу поговорить с ней об этом и сделать выводы.

Телефонный разговор показал, что не реализован ее архетип ЛЮБОВНИЦЫ. Несмотря на множество ярких романов, она не делала свой сознательный выбор, а только откликалась на предложения. В работе у нее не получалось создавать атмосферу своей исключительности, и потому ее заработок был небольшим (в сравнении с желаниями как минимум). Мечтами и покупкой атрибутов высокого уровня жизни Кристина заполняла эмоциональные дыры и отсутствие понимания своей ценности.

Поэтому в ближайшее время подруги решили пригласить стилиста пересмотреть гардероб и собрать новые образы в стилистике архетипа ЛЮБОВНИЦА, также Кристина записалась к визажисту на урок макияжа. Продвинувшись в эволюции на II уровне архетипов силы, она сможет устранить барьер, и возможно, переход к МАТЕРИ будет автоматическим.

Кризисные периоды жизни

Далее в книге вы найдете целую главу про кризисы, но, обсуждая базовый архетип, надо сказать вот что: у человека есть два больших кризиса в жизни — кризис поиска себя в 27–30 лет и кризис смыслов «среднего возраста» в 39–45 лет. В периоды таких кризисов даже у тех, кто всегда ощущал свою уникальность, смещаются ориентиры, человек теряет понимание своего пути, не может опираться на то, что привлекало ранее. Вот в такие периоды даже сильная индивидуальность передает «руль управления» архетипам. Помните, вначале мы говорили, что архетип — это идеальный автопилот на случай, когда мы сами в полной растерянности? Кризис — это как раз такой случай! Однако в этот период жизни в базе не обязательно окажется архетип низкого уровня, тут может быть МАТЬ или ФИЛОСОФ, любой из 12. Вот почему одни и те же кризисы разные люди проходят по-разному, но это разница не из психотипов, а из уровней и энергий архетипа.

Застревание в архетипе

Как правило, если застревание не определяется как проблема, то после него следует кризис и выход в другой архетип. Иногда застревание маскируется под важные процессы развития. Посмотрим, какие процессы могут быть похожи на застревание, но не являются деструктивными, а какими имеет смысл заниматься.

Проживание. Некоторым людям в силу разных причин нужно чуть больше времени на проживание того или иного архетипа. Это нормально. Не нужно себя торопить и с кем-то сравнивать. Иногда бывает, что человеку повезло, и он без особых кризисов оказался на уровне выше и живет там. Это происходит ровно до того момента, пока не случится событие, «проверяющее» уроки уровня, который удалось перескочить. Тогда нужно будет вернуться и прожить недостающий архетип, иначе это будет как пропущенный урок, который не дает пользоваться следующими знаниями правильно, а показывает ситуацию искаженно. Это затык: непонятно, что делать, нет опыта и информации, белое пятно. Чем плохо? Постоянный провал «вниз» в сложных ситуациях. Особенно в этом смысле важно проживание младших архетипов, так как с них начинается любой новый проект и с каждым разом будет все сложнее пройти эту фазу/стадию без неадекватных эмоциональных реакций и ошибочных действий.

Пропуск. Не было опыта проживания архетипа. Пример: не прожит архетип ДОЧЬ у мужчины. Родители или события детства заставили быстро повзрослеть, такой человек с детства очень ответственный, серьезный, выглядит старше своих паспортных лет, но, наблюдая за молодыми, не испытывает горечи. К своим детям относится спокойно, разговаривает без сюсюканья, по-взрослому, но в случае эмоциональных сложностей доверяет разговор с ребёнком жене, так как осознает свои пробелы. Молодым специалистам помогает в профессиональном становлении, а не пытается из-за зависти создать препятствия. Не всегда нужно стремиться каждый архетип прожить и создавать себе из этого новый невроз. Женщинам, как правило, легко дается пропустить мужской архетип, и жизнь позволяет его не проживать. Равно как и мужчинам — женский.

Блокировка. Пытаться прожить архетип, искать разные возможности, вкладывать в это силы и время, понять, что не получается выполнить заданные для этого архетипа задачи. Принять ситуацию и успокоиться. Выбросить идею нафиг навсегда, сакрально сжечь, перестать тратить на это нервы и энергию. Пример с женщиной, которая хотела стать матерью, много лет лечилась, но забеременеть так и не удалось. Вместо того чтобы до конца жизни чувствовать себя неполноценной, она приняла ситуацию, успокоилась, научилась отвечать на нетактичные вопросы окружающих и, заблокировав для себя этот архетип, продвинулась дальше в архетип НАСТАВНИЦЫ. Мужчинам, как правило, легче дается заблокировать женский архетип, и жизнь позволяет его не проживать. Равно как и женщинам — мужской.

Подмена. Инструментами одного архетипа решаем задачи другого. Например, неэффективно из зрелого архетипа МАТЬ пытаться заполнить анкету по образцу, так как это задача СЛУГИ. Делая так, мы лишаем себя простого итога этой ситуации, создаем нервозную обстановку и тратим силы на лишнее. Еще это проявляется как поведение из «любимого» архетипа в большинстве ситуаций, в том числе в таких, где это некорректно или слишком энергозатратно.

Зависание. Недопрожитые архетипы опускают вниз, привлекают к себе много внимания, тянут на себя энергию, но не конвертируют её на пользу, а загружают собой «оперативку» сознания и не дают заниматься текущими задачами. Архетип, который стал частью личности (вытеснил индивидуальность), в котором все так хорошо, так этот архетип поддерживается окружением, жизненными задачами, что он избыточно фонит, «вмешиваясь» во все жизненные ситуации, в том числе в те, где это мешает. Когда человек десятилетиями ходит по кругу в одном архетипе, то жизнь становится очень скучной и однообразной, и это слышно даже в речи человека. Это похоже на старый гардероб, в котором вещи не радуют, не помогают в жизни, но почему-то не заменяются другими. И это длится годами.

Ценность «зависания» в младших архетипах

В архетипах ДОЧЬ и СЛУГА мы разбираемся с тем, какие вообще ресурсы бывают. Рассматриваем их ценность и уникальность. Какие из увиденных ресурсов доступны именно нам? Сканируем опыт других людей, чтобы сделать для себя «дорожки» к ресурсам видимыми. Ресурс, который не был прочувствован на уровне младшего архетипа, у взрослого человека чаще всего попадает на «слепое пятно». Бессознательный выбор «инфантильной» позиции может быть оправдан тем, чтобы как можно больше «тропинок» к ресурсам рассмотреть.

На уровне архетипов силы появляется понимание, какие из видимых и доступных для меня ресурсов нужны, и появляется стремление их нарабатывать. Преумножать капитал, развивать человечность, познавать духовность, нарабатывать профессионализм, статус в глазах коллег и репутацию.

Зрелые архетипы используют те ресурсы, которые были распознаны как ценные младшими архетипами и наработаны архетипами силы. Принципиального увеличения объемов ресурса тут не происходит. Оптимизация, разумный расход, преумножение — да. Если у человека появляется потребность в ресурсе, который ранее не был задействован, надо спуститься к младшим архетипам и начать оттуда. Когда понадобилось увеличить объем ресурсов, которыми распоряжаемся, надо спуститься на уровень архетипов силы и заниматься этим процессом там.

Старшие архетипы вообще не изучают ресурсы и не нарабатывают их. На 4 уровне происходит передача имеющегося другим. Вот почему, чтобы передать нечто значительное и в больших количествах, не нужно торопиться к высшим архетипам в юности. Задержка на «нижних этажах» оправдана стремлением распоряжаться большим числом ресурсов, а также получить во владение их более широкое разнообразие.

Итог главы про Базу и Акцент архетипов

База — Акцент+ Когда уровень базового архетипа (неважно: мужской, женский или срединный) ниже уровня акцентного архетипа. Пример: база ДОЧЬ, акцент МОНАРХ. Эффект самозванца. Окружающие чувствуют недоверие. Самому человеку с таким соотношением некомфортно, постоянное стремление кому-то что-то доказать. Иногда такое положение создается самим человеком, например, через имидж эксперта или разрабатывая силами привлеченных специалистов личный бренд при внутреннем содержании не такого высокого класса.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Архетипы и Образы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я