Архетипы и Образы

Анна Шарлай, 2021

Книга о том, что мы говорим людям, надевая тот или иной образ. Вы увидите как связан уровень денег, который у вас есть, и социальный статус, которого нет. Проанализируете свои отношения с родителями, партнерами, друзьями и коллегами, чтобы с помощью архетипов и внешнего вида изменить положение дел. Вы научитесь реконструировать систему потребностей другого человека, рассматривая стиль и предпочтения в одежде.Текст написан по мотивам курса Анны Шарлай для профессионалов стилистики и психологии «Одежда, Архетипы. Кризисы» и потому в ней много современных примеров, ответов на вопросы участников и даже математических расчетов. Описано множество образов в ситуациях от позитивных до кризисных, показано, что делать с непрожитыми архетипами и приведено 12 подробнейших описаний, а также тест на акцентный архетип.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Архетипы и Образы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Структура архетипов

Эта глава очень важна для понимания того как архетипы связаны друг с другом. Когда вы разберетесь в их разделении на энергии и уровни, то не придется «зубрить» информацию о каждом в отдельности, вы увидите как на ладони систему из 12 архетипов целиком.

Мужская, женская и срединная энергия

Представьте архетипическую энергию как горизонтальную линию (да-да, подобно оси Х в школе на уроках математики). На левом краю женский полюс, на правом — мужской. В центре средняя энергия, там будут люди, которые способны переключаться между мужским и женским. Разберемся откуда берется такое разделение и что оно нам дает:

Французский социолог Жильбер Дюран ввел понятие «имаджинер». Значений у него множество, нам понадобится одно. Есть объективное: горы, дома, море… материальная реальность и мир идей. Есть субъективное личное отношение ко всему этому. Может показаться, что этим все и ограничивается, но нет. Еще существует прослойка между субъективным и объективным, похожая на прозрачный экран, на нем запечатлевается образ чего-то реального вместе с характеристиками по этому поводу. Коллекция образов-имаджинеров образует общую «библиотеку», куда мы смотрим и получаем инструкцию, как нечто следует понимать. Это похоже на таблички, вставленные в ботаническом саду с информацией про растения. Мы уже не в состоянии воспринять растение «как есть», мы подпадаем под оценки и характеристики, написанные учеными.

Архетипы не касаются реальности, но и частью индивидуального опыта их не назовешь. Они и есть те «таблички», которые расставили люди, жившие тысячи лет до нас, и где они записали, что хорошо, что плохо, как себя вести в некой ситуации. Вот почему так важно научиться относиться к этой информации критически. Когда мы погружаемся в тему архетипов, то прорабатываем свой собственный воображаемый экран, насыщаем его своими ценностями и тем самым пересматриваем общественные установки.

Главная идея Жильбера Дюрана была в том, что хоть наша жизнь полна эмоциями, событиями и встречами, несмотря на это, мы постоянно приближаемся к смерти.

Время — наш самый безжалостный партнер по игре. Что бы мы ни делали, как бы классно с кем-то ни общались, время идет не в нашу пользу. Исходя из отношения к смерти, он выделил три группы архетипов, о которых пойдет речь дальше.

Мужской. Диурн, героический архетип

Эти архетипы есть в мужчинах и женщинах, они отвечают за действия во внешнем мире, проявление себя в социуме, конкретные поступки и физически-ощутимые результаты.

Особенности и убеждения мужского архетипа:

Время = смерть — это враг, с которым борется мужской архетип. Союзники смерти — стагнация, безразличие, задержки и ожидания, отклонения от пути, принятие пассивного течения жизни. С старением нужно сражаться с помощью любых способов от косметики, спорта, диеты до операций и изменения образа жизни.

Мужские архетипы делят мир на свет и тень, добро и зло, подъемы и спуски. Сюда же тема иерархии и понимания кто выше, а кто ниже. Что нужно сделать, чтобы подняться выше и что не делать, чтобы не спуститься ниже?

Укрепление имиджа, идентичности. Независимое, отделённое от всех самосознание. Конкуренция за ресурсы четкостью положения и границами. Стремление найти свою уникальную дорогу и двигаться по ней, занять бизнес-нишу и вкладывать только в то, что зафиксировано как свое.

Фаллические символы власти: шпага, скипетр, стрела. Со скоростью влететь и пронзить (в самое сердце). «Пришел, увидел, победил» — послание, которое отправил Гай Юлий Цезарь после одержанной победы. Статус социальный или материальный как (временная) гарантия властного положения.

Скорость и активность как нормальный ритм жизни. Кажется, что люди вокруг очень медленные. Нужно стремиться все успеть, так как требуется обогнать время. Лучше умереть, чем ждать. Ничего нельзя сохранить так как время все съедает, а значит единственный способ чем-то обладать — это постоянно преумножать ресурсы, получать норные и каждый день доказывать свое право на существование.

Контраст как визуальное воплощение резких изменений. Чистота цветов, фактур, стилей без территории плавного входа одного в другое. Жесткие переходы. Резкость в образах, изломанные линии, грубость ткани. Обозначение где кончается одно и начинается другое, а также устрашение шипами, демонстрацией готовности к бою.

Минимализм, простота образов, так как «наводить красоту», вышивать вещи — это неэффективно тратить время, а украшать себя — это способ замедлиться самому.

Целесообразность. В мужском архетипе вещи могут быть очень броскими и богатыми, если этот стиль привязан к значимой цели. Например, декорированные образы помогают замедлить собеседника, который будет рассматривать узоры. Драгоценности-трофеи или логотипы способны «напугать» своим роскошным уровнем и предостеречь претендентов от соперничества с таким успешным противником. Такой образ мужского архетипа воспринимается сразу, скрытое роскошество материалов или богатая замысловатость внутренних отделок — это уже женский архетип.

Увеличенные размеры украшений, аксессуаров, узоров, масштабов. Стремление доминировать, заявлять о себе в полный голос. Расширить частную проблему до глобальной ситуации: делать широко идущие выводы, «делать из мухи слона».

Образы мужского архетипа

Тело как инструмент. Мужские архетипы отвечают за социальные процессы — как мы используем нашу жизнь? Важно быть здоровым, активным, результативным. Уметь прыгать выше всех, бегать дальше всех. Жизнь как результат успешной борьбы с силами природы: либо я, либо ты. Образ: дикарь, Тарзан.

Воздух, ветер, идеи и бесконечное пространство. Полет человека, крылья птиц, самолеты, а также работа в самолете и мысли, которые там приходят в голову. Падение в бездну, падение предметов. Здесь также будет стремление сделать свое послание легким для восприятия, позволяющим понять его корректно «на ходу». Образы: святой дух, Адам (первочеловек, который устанавливает закономерности), изобретатель Дедал, женщины-авиаторы.

Горы. «Через тернии к звездам». Лестница, карьерная лестница. Идти вверх сквозь препятствия и неудачи. Горные гномы, которые трудятся над «малахитовыми шкатулками». Образ: Сизиф, альпинист на Эверест, карьерист без моральных тормозов.

Власть того, кто создает законы и системы. Статус. Управляет, контролирует и заставляет делать что-то. Расставляет людей по определенным позициям и диктует, кому что делать. Не таит в себе, а излучает волю и приказы. Образы: шахматист, король, царь, политик, бог, женщины-правители.

Огонь как проявление героической воли. Самопожертвование ради идеи и высших ценностей: сам создаю себе условия для страдания и наказания ради высших ценностей. Мужской архетип не про удовольствия. «Сжечь мосты». Образы: Прометей (+символ горы), дракон, вулканы, горящая Москва в войне 1812 года.

Солнце палящее и сжигающее, свет, день, золото. Перфекционизм как стремление сделать нечто идеально, создать образец, «отлить статую в золоте». Сделать то, что останется на века, а значит, тут недопустимы ошибки. Образы: скульптор греческих статуй, Икар, сын Дедала, Пушкин «солнце русской поэзии», однозначно положительный герой, спортсмен-чемпион, бог Аполлон, ученый «светило науки».

Порядок и рациональность. Иерархия, структура, логика, четкость действий, в зависимости от погоды/ситуации/задачи/других людей. Выбор что хорошо, что плохо, что выбросить, а что оставить. Гардероб как идеальная математическая табличка. Порядок на столе позволяет начать воплощать в реальность свои таланты, идеи и мысли в форму, которую могут легко воспринимать другие люди. Образы: аскет, сознательно отказавшийся от частных жизненных благ, дворник.

Дворцы, небоскребы, крупные сооружения, в том числе религиозные соборы. Это чудеса инженерной мысли и сооружения плохо связанные с благополучием, психологическим и телесным комфортом человека. Жить или работать на высоких этажах, на высоких оборотах или уровнях энергий. Образы: монах, настоятель церкви, бизнесмен-инвестор в Москва-Сити.

Оружие: огнестрельное и холодное (ножи). Целенаправленное нанесение вреда тому кто воспринимается врагом. Инструменты, от микроскопа до фортепиано как оружие против тьмы незнания. «Слово как кинжал», навыки риторики и словесных поединков. Образы: аристократ, дворянин, рыцарь, воин, участник рэп-баттла.

Женский архетип. Мистический Ноктюрн

Эти архетипы отвечают за психо-эмоциональные состояния, чувства, внутренние ощущения и эмоциональное проживание, за то, как внешние события чувствуются внутри.

Особенности и убеждения женского архетипа:

Принятие всего. Женский архетип смирился со смертью и всеми её союзниками, полюбил ее и ассоциировался с нею. Если что-то пришло в нашу жизнь, значит, зачем-то оно нужно — урок, знак, «всему найдется свое место». Опоздания означают, что мне туда не надо или можно оказаться там позже. Нет билетов на учебный курс? Возможно мне он не нужен или я сейчас к нему не готова. Старение — естественный процесс, который нельзя остановить, но можно работать с возрастом, чтобы чувствовать красоту.

Быть в потоке того, что приходит. Все происходит неслучайно. Характерно постоянно отклоняться от намеченного пути. Это способ пользоваться возможностями, которые «сами идут в руки», а если при этом изначальная цель не достигнута, значит, не судьба или будет повод завтра выйти в магазин. Проблемы решаются сами собой. Пример: купить статуэтку лягушки и получить внеплановый бонус на работе.

Надежда на то, что если с врагом/временем заключить альянс (приручить, подружиться, заколдовать), то он станет безопасным. Злое, вредное, опасное и страшное воспринимается как хорошее, милое, безопасное и притягательное. Приличные названия неприличных предметов. Видеть магию в античных развалинах и поросших мхом средневековых замках. Коллекционное вино в пыльных погребах и сыр с благородной плесенью.

Сообщества и культура шеринга (делиться, меняться). Монизм, единство противоположностей. Все едино и неделимо, невозможно отделить одно от другого, «капля — часть океана». Для женского архетипа нехарактерно конкурировать, соперничать, соревноваться в спорте и выделять себя, потому есть много сопереживания другим и попыток найти точки сходства с другим человеком и через это объединиться. Стремление все между собой связать и найти объяснения разрозненных событий. Здесь же будет восприятие чужих детей как своих и забота о них по мере сил, а также бытовая просьба к соседке одолжить соль.

Кормление, питание, впускание себя в другого человека. Сладкое молоко. Мир клейкий и вязкий, одно цепляется за другое. Женские архетипы отвечают за внутреннее состояние, ощущения, чувства. Поддерживая тех, кому плохо, питая несчастных «плохих», женский архетип надеется решить все проблемы вокруг себя, создать резонанс «стать на одну волну» и стать счастливее. Чашка в подарок — это прирученная бездна.

Тема сна, иллюзий, времени интимности и особой деликатности. Мягкая ночь, блаженство, легкий сон. По сути, конец и начало, смерть и жизнь — все едино. Нет гарантий на будущее (печать в паспорте — это просто формальность), и каждое прощание в женском архетипе — это «приоткрытая дверь». Любой проект для жизни, например, образ для клиента стилиста, будет перестраиваться, меняться, и значит, надо либо научить человека своей методике, либо «держать руку на пульсе» и быть готовым постоянно вносить изменения.

Медленный темп времени — замедление дает увидеть больше нюансов в процессе, тоньше настроить свои отношения с внешним контекстом (увидеть изменения, откликнуться на них, отреагировать). Жизнь как вечное ожидание, стояние в очереди. Тянут время, откладывают, считая, что время на их стороне. Чем в более «подвешенном состоянии» находятся дела и проекты, тем больше «пространства для маневра». Затягивание проекта, откладывание, дело занимает все отведенное на него время.

Рыхлые рельефные, но мягкие фактуры. Земля ассоциируется с черным цветом, и например, одним из способов забеременеть у славян было вышивать не любимым красным цветом, а черным. Рыхлая рассеивающая полупрозрачная ткань.

Нюанс — выразительное средство женского архетипа: нечто среднее — не темное, не светлое, не холодное, не теплое — соединено с чем—то таким же неуловимым. Гладкие поверхности, мягкие, тактильные, приятные на ощупь, сенсорные ощущения комфорта.

Смешение стилей. Мягкая линия плеча, трикотаж кроеный и вязаный.

Женственный образ воспринимается постепенно, распаковывается во времени, но мужской архетип в акценте дает ему «крючок», за который цепляется внимание, и у зрителя появляется желание дальше вникать и разбираться.

Все маленькое, компактные предметы, которыми можно завладеть и поставить в шкаф миниатюрное и подстраивающееся, например, по стилю вещь встраивается в очень разные комплекты и не пытается «перекричать» другие предметы.

Образы женского архетипа

Детство. Светлые нефункциональные образы: красивые, приятные, комфортные. Женский архетип ценит жизнь саму по себе как состояние, результативность не имеет значения. Чем больше у женщины есть навыков наблюдения за собой и другими, умения получать удовольствие в мелочах, тем легче погружаться в женский архетип.

Мать, плодородие. Создавать детей, проекты, ценности. Выращивать их, кормить, питать. Родина — страна в целом и конкретное место. Особое отношение и привилегии к «своим», выбор сотрудников не по навыкам, а по родственности. Рабочий коллектив, группа сообщества. Эмиграция как способ найти более «хорошую мать» не для себя, так для детей. Образы: Великая Мать, мать, убаюкивающая дитя, Гея, Деметра. Дева Мария.

Лесная чаща. Нечто темное, дикое, непокорное, неуправляемое. Хаос, стихия. Образы: Баба-яга, которая занимается инициацией. Попадание в дремучий лес Василисы и других героинь русских сказок.

Ночь, пугающая пауза. Для образа в мистическом ноктюрне надо внедрять темные элементы, нечто непонятное, в том числе для самого стилиста. Это могут быть символы: змея, скарабей, черепа. Включать в шопинг-лист «темную лошадку», «черный ящик» — закладывать покупку странной вещи, например, расшитую лилиями накидку как одежду для дома. Образы: таинственная незнакомка, женщина-загадка, непонятная мужчине прекрасная дама — Психея, Беатриче.

Пещера, подземное царство. Затягивающие своей привлекательностью и опасностью пространства. Образы: Сирены в «Одиссее», Афродита, спуск в подземное царство Аида Персефоной, картины Врубеля.

Луна, спутник, человек на вторых ролях, которая не уступает ему в силе и знаниях. Помощница мужчины по своему свободному выбору. Исчезает и появляется. Жертвование собой ради ценных людей и их счастья, благополучия. Образы: муза писателя, жена ученого, Сфинкс (исчезавший в песках и проверявший путников загадками), София.

Вода, погружение в глубины океанов и психики. Образы: русалка, аквалангист, психоаналитик. Гетера, куртизанка, гейша — женщины, которые могут управлять мужчинами благодаря своему знанию их слабостей и психологии. Царица Елена Прекрасная из легенды о Трое.

Дом в лесу. Низкий, скрытый от глаз людей, закрытый на замок. Маленькие городские квартиры, камерные театры, небольшие кофейни — теснота продуманная и теплая. Образы: Ева, первоженщина, создающая уют. Гестия, богиня домашнего очага, утка (и другие неяркие самки в природе).

Змея, как и женщина, постоянно меняется и мимикрирует под обстоятельства. Начала делать и передумала в процессе. Умеет перерождаться — взять обязательства и снять их с себя, разрешить себе что-то не делать, не поддерживать образ там, где нет крайней необходимости. «Поменять коней на переправе» — есть план, но по пути становится ясно, что для всех будет лучше поменять план. Так как ценность женского архетипа — в создании отзывчивого пространства для всех участвующих.

Срединный архетип. Драматический Ноктюрн

Эти архетипы, в зависимости от ситуации и окружения, сочетают в себе мужские и женские качества, один нижний и один верхний уровни.

Особенности и убеждения срединного архетипа:

Синтез мужского и женского. Срединный архетип — бонус уровня, финал, свободная игра в мужское и женское, проводник на следующий уровень. Осваивая уровень, мы оказываемся в дисбалансе, а значит, пробуем как мужскую, так и женскую сторону, так идет отработка уровня. Проживание срединного архетипа показывает, насколько освоен соответствующий уровень.

Стратегия переговоров со смертью. В зависимости от обстоятельств, смерть воспринимается скорее как руководитель. С ним можно поругаться, обняться, извлечь выгоду из его опыта и знаний. Многоплановые отношения.

Смерть как стремительно приближающийся дедлайн дает организованность и смысл моей жизни. Дает мне возможность все-таки взять и что-то сделать, оставить свой вклад в мир.

Нет ускорения (диурна), нет замедления (ноктюрн), а есть динамика, средняя скорость — танцевальный ритм, которая так же может меняться в зависимости от моего состояния, других людей, времени года, внешних событий.

Образы построены на взаимодействии контрастов и нюансов. Гармония: в одних частях образа контраст, в других — нюанс.

Изменчивость, гибкость образа в тканях и стилистики. Образ, который легко трансформируется от ситуации к ситуации, от сезона к сезону или в течение дня по состоянию. Не обязательно это вещи-трансформеры, но предметы с множеством смыслов, которые меняются в зависимости от партнеров.

Игра, где важен и результат (мужское) и процесс (женское). Секс (взаимопроникновение мужского и женского), диалог — звучат аргументы равных партнеров.

Образы срединного архетипа

Странник, путешественник, а также человек, который часто или на длительное время ездит в командировки. Покорители новых земель или ученые-первооткрыватели.

Дионис — бог вина, праздника и удовольствий. Праздник как отчёркивание финала затяжной войны и переход к мирному времени с другими, но тоже трудными задачами. Карнавал, Бал, светский выход как испытание себя.

Андрогинный, брачный миф. Семья: двое соединены в одно, но не слиты, их можно разделить. Средний пол, смена гендерных ролей в обществе, гендерная небинарность.

Меркурий, Гермес, Среда у Нила Геймана в «Американских богах» — торговля, предпринимательство, инновации. Из женского архетипа видит потребности и переживания людей, а из мужского может поставить цели, прописать выгоды и способы монетизации.

Проводники. Демоны, существа, помогающие поэтам и писателям создать некое творение, а потом покидающие его, когда процесс окончен. Белый кролик в «Алисе в Стране Чудес», гид-экскурсовод в музее.

Амур и Эрот, чтобы включалась сексуальность, нужны в равной степени и женское принятие/расслабление, и мужская активность/напряжение. Встречи-расставания, драмы, утраты.

Фейерверки и взрывчатка. От богини Кали — разрушающей, сжигающей, испепеляющей женственности до террористов. Священного огня Израиля и бенгальских огней и фейерверков по случаю праздников.

Амазонка, охотница, богиня Артемида, Диана. Она не воин, так как действует по определённой «схеме», характерной для младших архетипов. Отношение амазонок к мужчинам как к вещам, которых можно использовать.

Игрок, шут — попытка извлечь выгоду из хаоса, подчинить его, испытать свои отношения с Госпожой Фортуной.

Шаман, целитель — тот, кто тонко настраивает окружающий мир. Колесо, цикл, круговращение. Богиня Фемида. Суд и юриспруденция. Ритм, постукивание в барабан. Маски, одежды, повтор одного и того же.

Уровни развития архетипов

Вы еще не забыли, что архетипическую энергию мы договорились представить как горизонтальную ось Х в школе на уроках математики? Теперь введем вертикальную ось Y, по которой мы поднимаемся в своем социальном развитии снизу вверх. Не всегда жизнь человека идет по этому эталону, кто-то начинает из середины, идет вверх, потом падает в самый низ, стремительно взлетает, падает… У каждого свой уникальный путь. Более подробное описание каждого из архетипов ждет вас дальше, здесь мы получаем первичное представление о группах архетипов, чтобы видеть эволюцию образов.

I уровень. Младшие архетипы

Удерживает внимание на 1–2 объектах, внимание направлено в одну сторону. Я это то, что вокруг меня» — сотрудник ассоциирует себя с местом работы «наша фирма», футбольный болельщик говорит: «мы победили», женщина видит в конфликте только себя или просит у магазина скидку, не думая, что на размер этой скидки у продавца уменьшится зарплата. Младшие архетипы сильны тем, что акцентируют свое Я, формируют свою самостоятельную личность, эгоистично отстаивают свои границы, не испытывают смущение, когда приходится задумываться о потребностях других людей. Пытаются разобраться, кто свой, кто чужой, какое место в обществе можно занять. Чтобы отстоять свои интересы и не мучиться чувством вины, можно регрессировать на уровень младших архетипов и успешно решать задачи. Взять и сделать, хочу = беру, если не могу взять сама требую, чтобы мне дали.

Пример: в бюрократическом учреждении надо заполнить бесконечную анкету. Чем больше мы думаем о том, насколько это прошлый век, задаемся вопросом, неужели нельзя это как-то автоматизировать, оглядываемся по сторонам в поисках того, кому заплатить денег, чтобы выполнить эту задачу, глубоко вдумываемся в суть задаваемых в анкете вопросов… тем больше ошибок будет в формуляре. Если же выключить музыку в плеере и ассоциировать себя с этим листом бумаги и ручкой и «тупо сделать» задачу, то все получится легко и быстро с первого раза. Сделать что-то «для галочки». Опубликовать красивую картинку в соц. сети и сделать простую подпись. Не думать: ой, это как-то примитивно, а что обо мне подумают, а как это будет восприниматься через год.

На уровне младших архетипов нет перфекционизма, критики (тем более самокритики) и оценок, так как тут нет взгляда со стороны. Человек на этом уровне движется по жизни без ожиданий, легко и непринужденно, как ребенок, которому классно все происходящее вокруг, так как не с чем сравнивать. Сложные действия на этом уровне становятся простыми или их просто нет. Младшие архетипы не ставят целей (могут быть одношаговые задачи), им неизвестны законы (только традиции, как принято), не вовлечены другие люди (на них не хватает уровня внимания). Есть свои, которые всегда хорошие, и чужие, которые всегда плохие. Долгосрочные отношения, нормы общения и вежливости этого уровня не касаются.

Этап заканчивается срединным архетипом ОХОТНИК (I–II уровень), который определился с тем кто он и что ему позволено (границы), нашел связь с своей группой и, опираясь на нее, сформировал ценности и мораль.

Младшие архетипы и деньги

Деньги есть где-то вокруг: чем изобильнее окружение и люди в нем, тем благополучнее жизнь. Поступления денег неконтролируемые, в формате чаевых. Если на этом уровне профессионал, то его уровень доходов напрямую связан с обеспеченностью клиентов или хорошим настроением заказчика/работодателя, внезапными отчислениями государства по праздникам. Не зарабатывает деньги (поэтому не может увеличить входящий поток при необходимости), а получает их. Часто даже не деньги, а материальные блага: подарки, дом, место, где жить, еду, которую можно есть, одежду, чтобы носить.

Потребительский кредит, когда дают сумму денег или вещь — это способ младших архетипов взаимодействия с деньгами: заполнили анкету, приложили нужные документы, получили деньги в надежде на светлое будущее, из которого будет легко выплатить эту сумму с процентами. Либо же рассчитывая на то, что возвращать вообще не придётся благодаря кредитным амнистиям государства или другого «большого и сильного», кто заплатит за них долг. Поэтому, увлекаясь мелкими кредитами, человек укореняет себя в младших архетипах.

Воровство как способ получения дохода тоже относится к младшим архетипам. На уровне младших архетипов существуют всевозможные карты желаний, визуализации, магические ритуалы на деньги и приметы, связанные с получением денег, — не существенно, просим ли мы человека дать ресурс или высшие силы.

II уровень. Архетипы Силы

Расширяется внимание, в его поле зрения появляются другие люди. Социальное мышление: есть общество с определенными законами, причем эти законы строгие и им необходимо соответствовать, чтобы жить внутри общества. Целенаправленное мышление и планы на будущее. Видение последовательности действий — не просто множество объектов вокруг, но их организация. Пример: ребёнок, бегущий за мячиком, который осознаёт не только себя и свое желание, но понимает работу светофора, анализирует скорость машин и твёрдо знает последовательность действий на дороге. То, кто архетипах силы верит, что «плохой» человек способен измениться со временем и благодаря правильному (по моему мнению) влиянию.

Прохождение этого уровня требует самодисциплины, власти над собой, независимости, появляются героические лидеры, дипломы, награды, празднование подвигов. Диплом может стимулировать сделать нечто. ЛЮБОВНИЦА часто кажется магической женщиной, которая сидит в соблазнительной юбке и к ней блага жизни стекаются сами по себе. Но именно понимая смысл II уровня мы видим, что ЛЮБОВНИЦА — архетип патриархального мира, где за женщиной закреплены четкие роли, она верит в ценность своей привлекательности, которую надо поддерживать независимо от наличия партнера рядом. Красота становится религиозным культом, а партнер уподобляется королю средневекового государства, которому мы поклоняемся.

Есть один правильный путь. Архетип силы управляет одним процессом, одним вариантом действий, не допускает отклонений, свободы, импровизации или запасных вариантов. Если действовать по правильному алгоритму, то приходит правильный результат. Пример: аристократия: одна правильная жизненная стратегия, один правильный партнер для семьи, постоянная борьба за чистоту крови.

Этап заканчивается через срединный архетип этого уровня — ШУТ (II–III уровень), который видит, что шаблонный алгоритм можно корректировать под себя, он рискует, «кто не рискует, тот не пьет шампанское!», так как еще не может увидеть широты возможностей, но предчувствует, что можно отклоняться от стереотипов.

Архетипы силы и деньги

Деньги зарабатываются. Как правило, источник дохода один. Человек может влиять на сумму входящего потока денег через приложение больших усилий (ВОИН) или времени (ЛЮБОВНИЦА), а также через отстройку от конкурентов в создании более уникального нешаблонного продукта (ШУТ). Способы заработать деньги алгоритмизированы (задача начальника, общественный стереотип построения карьеры), разложены по шагам, но могут быть персонализированы в неких рамках. Специалист ориентируется на среднюю цену услуги, часовую ставку профессионала на рынке и иногда может увеличить доход через большее трудолюбие или уникальность товара/услуги, которая привлечёт внимание более зрелых архетипов, которые выделят такого человека и заплатят ему побольше. «Сколько накопал, столько и получил».

Здесь фрилансеры, самозанятые, а также все специалисты, которые «торгуют лицом» и обязаны выполнять работу лично: певец на сцене, консультант, няня. Архетипам силы очень важно зарабатывать тем, чем они будут гордиться и о чем смогут с удовольствием рассказывать на светских вечеринках. Личные амбиции, постоянная включённость себя в работу тешат самолюбие и могут препятствовать переходу на следующий уровень.

Взять в долг у другого человека — уровень архетипов силы. Надо вызывать доверие у этого человека, требуется договориться, обсудить сроки, и нарушать данное слово морально сложнее, так как это не безликий «дающий» банк, а конкретный человек. Для архетипов силы так же характерно брать инвестиции конкретного бизнесмена, а также соглашаться прислушиваться к его видению бизнеса и советам. На этом уровне могут быть кредиты на обучение.

III уровень. Зрелые архетипы

Появляется видение нескольких стратегий и стилей. Хватает внимания видеть параллельные процессы у себя, других людей, общества. Видит противоречия своих и чужих интересов, поэтому, чтобы что-то получить, не просит напрямую для себя, а придумывает обходную стратегию, чтобы другой человек увидел в его предложении пользу для себя — так реализуется управление людьми и обстоятельствами.

В риске (любимом инструменте ШУТА) нет ценности, так как уровень внимания позволяет учитывать все варианты, иметь полноценные планы А, Б, В и так далее. На этом уровне появляется ответственность перед планетой и обществом, но не потому что человек из архетипа Зрелости такой умный и хороший, а потому что он мыслит стратегически и видит здесь свою выгоду. Пример: МАТЬ кормит ребенка правильной пищей, эта забота исходит из её стратегической выгоды, потому что иначе ей не удастся поспать из-за больного живота малыша, придется лечить заболевания кожи или каким-то иным способом разбираться с последствиями. Ответственность появляется не от напряжения, а в потоке: какой смысл рождать ребенка в тот мир, о чистоте которого я не забочусь?

У зрелых архетипов высокая правовая культура: видят, зачем нужно то или иное ограничение, сами создают правила, закон хорошо защищает граждан, учитывает множество нюансов, а они в свою очередь не рвут цветы в парке и не ломают лавки. Только на этом уровне можно создать по-настоящему демократическое правовое государство.

Этап заканчивается через срединный архетип этого уровня — ШАМАН (III–IV уровни), когда становится видна жизненная цикличность в том, что я обо всех забочусь, обо всем в курсе, за всех всё просчитываю, отдаю себя семье, клиентам, обществу, а где тут мои интересы? Наступает кризис середины жизни, когда все вроде бы в порядке, но счастья нет. В итоге гусеница превращается в бабочку.

Зрелые архетипы и деньги

Тут появляются крупные деньги, капитал, множественные источники дохода. А если один источник дохода, то в такую работу нет включённости 24/7, какие-то участки в гибком графике, какие-то делегированы или отданы на аутсорсинг представителям архетипа силы. Смысл работы такого человека не в посещении офиса с 9 до 18, а в создании системы, которая будет без него работать еще лучше. Создать бизнес, который будет функционировать многие годы, и возможно, даже его можно будет передать по наследству.

У человека в зрелых архетипах работа и личность разделены, он выбирает востребованную рынком сферу деятельности, где можно нанять сотрудников и по поводу которой у него есть инсайты и инновации. Может заниматься стройкой, вывозом мусора, ритуальными услугами. Бизнес нужен для извлечения прибыли и больше ни для чего. Доход растет за счет креативной оптимизации бизнеса: один раз что-то сделал и долго получаешь доход.

Самому выступать инвестором — стратегия зрелых архетипов по наработке для себя ещё одного источника доходов. Выступать меценатом, филантропом, спонсором — то есть давать деньги и другие блага без ожидания возврата — тоже стратегия зрелых архетипов, так они поддерживают свои ценности и создают себе прекрасный мир, в котором хотят жить.

IV уровень. Старшие архетипы

Человек начинает видеть мир без упрощений, тут нет типологий, моделей, классификации. Ощущение, что каждый человек — Вселенная. Любая попытка явление жизни «разложить по полочкам» — это упрощение, которое иногда полезно. Нижним архетипам это нужно для развития: младшим — чтобы понять, как устроен мир, архетипам силы — для понимания своих возможностей и выстраивания плана действий, старшим архетипам — для управления другими и извлечения ресурсов из этого. Осознает безграничность мира и бесконечное разнообразие людей.

Становится бессмысленным играть в калейдоскоп типажей. Не люди различаются между собой, а то, как они видят и отражают реальность, которая, конечно же, у каждого своя. Вместо конкуренции тут попытка обогатиться другим мировоззрением. Олигарху с заводами и пароходами может быть полезным пообщаться с дворником и увидеть мир иначе, перенять нечто ценное. Человек становится подобен мудрому медиуму, интересно вспоминать прошлое, писать мемуары, рассказывать о своей жизни внукам. Дарить свой опыт миру и потомкам. ФИЛОСОФ передает практические знания и информацию. НАСТАВНИЦА передает опыт чувствования и ощущения.

Постоянно трансформирует свой образ жизни, проживая разные варианты, видя линии жизни более глубоко, чем это делают более низкие архетипы, так как уже нет личной заинтересованности в результатах. И тем самым именно люди этого уровня становятся идеальными политиками, деятелями культуры, проводниками духовности. Метафора Птицы Феникса, которая возрождается из пепла благодаря найденному смыслу и цели. Если прекратить гнаться за устаревшими ценностями — красотой, молодостью, карьерными амбициями, нужностью членам семьи, то возродится на четвертом уровне и проживет еще не одну жизнь.

Старшие архетипы и деньги

Нет заинтересованности в деньгах. Они не являются причиной что-то делать или не делать. Все свои социальные потребности — деньги, слава, проекты, дети, контакты для общения, — все это уже есть или спокойно заблокирована потребность в чем-то из этого. Тут может быть пассивный доход от сданных в аренду квартир, гонорар за ранее написанную книгу, от бизнеса, которым управляет кто-то другой. Только на этом уровне человек может работать бесплатно, делая тем самым подарок человечеству. Есть желание вернуть долг обществу, помочь кому-то молодому, как когда-то помогли ему.

Как проходить по уровням

Есть три основных способа входа и выхода из архетипа.

1. По возрасту, в результате личного проживания периода и уроков, которые ему соответствуют. Младшие архетипы — дети и подростки, архетипы Силы — юные парни и девушки, Зрелые архетипы — взрослые зрелые люди, Старшие архетипы — мудрые и пожилые люди. Это медленный, но самый надежный способ. Если какой-то архетип был прожит, то его опыт включается как навык в человека, и при необходимости к нему можно обратиться, тем самым войдя в этот архетип для решения той или иной задачи. Кризисный период, в котором старые модели жизни и мышления не сработали. Пробовали разное, консультировались, лечились, отчаивались, получили 3D-опыт, который полностью встретился. Сами прожили, прочувствовали, осознали, что это такое, переоценили всю ситуацию, свое поведение, других людей — это оригинальное переживание.

2. По ситуациям. Я называю этот способ «вакцинирование», когда мы можем заразиться чужими архетипами через проживание в микродозах. Через осознание в голове деталей образа и проживания архетипа. Например, архетипом Воин можно вакцинироваться после съемок в фильме о супергероях или иллюстрировании книги. Вакцинация идет и через участие в тренингах и играх. Например, на моей авторской игре «Город Образов» (www.gorodobrazov.ru) можно увидеть, как мыслят и чем живут представители других архетипов, и прямо в игре протестировать их способ действия. Внимательное наблюдение за близкими, друзьями в разных ситуациях. Например, волонтер в Доме престарелых, может помогая людям день за днем, увидеть много внешних и поведенческих признаков старших архетипов, и это поможет в определенной ситуации легко продемонстрировать ФИЛОСОФА или НАСТАВНИЦУ. Глубокое погружение в тему.

3. Способом имитации и моделирования. Без личного опыта проживания, без контакта с ситуацией в архетип можно входить с помощью моделирования других людей, подключая коллективное бессознательное из книг, фильмов и прочих образных решений. Повторение один в один того, что делает другой человек, требуется «войти в его шкуру» по всем модальностям: как мы выглядим, как говорим, о чем думаем, чем мы занимаем наш день, что мы едим… Похожий процесс проделывал древний человек, собираясь на охоту, проникая в сущность тигра и самому становясь диким зверем на время схватки. Тем самым мы через это входим в жизненную ситуацию интересующего нас человека и без своего личного опыта проживания, можем войти в нужный архетип. Это самый доступный, но наименее надежный способ прочувствовать и понять архетип, поэтому скорее всего в ситуации стресса, вы окажетесь в своем актуальном «настоящем» архетипе. Тренируя моделирование длительное время, вы укрепляете свой контакт с архетипом.

Мы живем в уникальное время, когда человечество дошло до очень высокого культурного уровня и потому есть возможность видеть значительно больше примеров других людей, причем не просто в «парадной» обстановке, но в разнообразии их столкновения с жизненными коллизиями. Это как шанс увидеть сценарную развилку и точку принятия значимого решения, и сейчас нам нужно все меньше реального опыта для проживания архетипов.

Архетипы родственников и взаимный взгляд уровней

Проживая архетипы, одни из них будут казаться нам легкими, понятными и естественными, а другие — травматичными и пугающими. Скорее всего, первая группа — это опыт предков. В этом смысле архетип можно сравнить с кастой: если у родственников высшие уровни, то ребенок, уже начинает свой путь не с нуля. Без опыта высоких уровней архетипов попасть туда будет непросто, а оказавшись, выяснится, что там очень непонятно и дискомфортно. Так как архетип — это во многом стиль мировоззрения, они находят отражение в правилах родительской семьи, установках и условиях детства, когда закладывается основа личности. Вот почему так трудно, например, менять убеждения по поводу денег.

Если в роду было много людей высокого уровня архетипов: дедушка — генерал, папа — директор, мама — руководитель творческой студии, то ребенок может войти в жизнь сразу с зрелого архетипа, но и это не гарантия счастья. Так как много жизненных задач мы решаем с помощью младших архетипов, опыта которых у этого маленького человека нет. Потому что развивать их его семье не было необходимости. Примеры: Будда в архетипе МОНАРХА, история которого описана у Германа Гессе в «Сиддхартхе», и ребенок в архетипе СЛУГА из трущоб, который стремится получить высшее образование. Трудно будет одному спуститься, а другому подняться.

Более верхние уровни нижними воспринимаются как непонятные или не интересные. Психика защищается игнорированием слишком сложных и недоступных пониманию людей, идей и явлений. Этот механизм помогает не отвлекаться от более актуальных на сегодняшний день задач. Помните ощущение, когда вы впервые услышали о хэджировании нефтегазовых доходов или о трансцендентной диалектике? Там была неловкость, скука и обесценивание. Все это полезно для того, чтобы на каждом жизненном этапе мы тратили внимание прежде всего на необходимое.

Младшие уровни воспринимаются старшими как нечто цепляющее, выводящее из равновесия и слишком активное. Старшие уровни разражаются младшими, даже если эти уровни были полноценно прожиты. Почему? В младших архетипах больше первородной исходной силы, поэтому они такие агрессивные в привлечении внимания, и по этой же причине во многих ситуациях младшие архетипы легко побеждают своей витальностью. Прямой конфликт чаще всего возможен внутри одного уровня, поэтому, если очень хочется рассказать президенту, как управлять страной, — это знак пробуждения МОНАРХА.

Развиваясь, человек переходит из одного архетипа в другой. В этой главе вы узнаете, какие точки входа в архетип бывают, почему происходит застревание на одном из архетипов, как правильно относиться к периодам стрессов и застоя с точки зрения архетипов. Пойдет речь и о способах преодоления «замкнутого круга» внутри одного архетипа. Посмотрим на условия переходов из мужского архетипа в женский (через срединный) и из женского в мужской.

Зачем вообще нужны переходы? Неужели нельзя просто жить, меняться по необходимости с ходом жизни? Для чего вникать в разницу архетипов и думать о способах переходов между ними? «Ни одна проблема не может быть решена на том уровне сознания, на котором она создана» — слова Альберта Эйнштейна. «Не ищи выход из ситуации. Ищи вход в другую ситуацию» — слова другого знающего человека.

Точка входа в архетип

Если представить архетипы как комнаты в квартире, то в каждую из них есть своя дверь, у каждого человека в эту дверь будет свой ключ. Эта точка входа зависит от уровня осознанности, количества свободной энергии, ближайшего окружения и многих других факторов. Каждый архетипический переход — это всегда хотя бы маленький, но кризис. Управляемый, самостоятельно созданный кризис переживается легче. Внезапный кризис, свалившийся извне на человека без знаний, с которыми вы знакомитесь в книге, пережить крайне трудно. Обсудим основные точки входа как ориентиры:

1. Эволюция — естественный переход по возрасту, семейному положению. Дозреть делами и мыслями до некого уровня. Вернуться к ранее «недопрожитому» архетипу ради качественного решения актуальных задач. Подобно тому, как в университете знания первого курса оказываются востребованными для решения задач на втором курсе, пополняются информацией на третьем курсе… и вот так получается объемная картина предмета и полное понимание, как действовать в практической ситуации. Как работает эволюционный переход — сначала происходит бессознательный вход в архетип нового уровня через сны, одежду, персонажей кино и книг, осознанные размышления (в том числе медитации) и наблюдения за другими людьми (идеально, если это родители или преподаватели). В процессе такой настройки закрываются задачи текущего уровня и происходит естественный переход на новый уровень.

2. Событие-толчок — смерть ребенка, увольнение с работы, карантин из-за пандемии. Внешняя ситуация заставляет действовать по-новому. Провалится человек из-за тревог и страхов вниз по уровням архетипов и пойдёт «пересдавать» уроки или выйдет на эволюционно более высокий уровень? Зависит от каждого.

3. Отношения — на самом деле именно в контакте проявляются наши архетипы, а не в одиноком самокопании. Женщина, не прожившая архетип ДОЧЬ, может на работе или с друзьями быть в более высоком архетипе, а также в моменте знакомства-свидания, но в страхе близости «проваливается» в ДОЧЬ, страдает сама и провоцирует мужчину быть папочкой. Подробнее об отношениях читайте в следующих главах.

4. Контекст (обстоятельства) располагает к включению архетипа — переезд в другую страну, общество потребления/кредитов, работа в определенном коллективе. Например, воспитание ребенка или работа в детском проекте неизбежно заставляет посмотреть на свои младшие архетипы, и если они не проработаны, то здесь возникает шанс «выучить уроки» и получить необходимый опыт.

5. Личный выбор (сознательный вход) — выбор нужного целостного образа, медитации. Осознанный вход, благодаря знанию, что вы в нужном периоде и есть внешняя потребность в некоем архетипе. Взрослая женщина хочет свежести, бодрости, открытости и доверия к миру. Она будет перескакивать в архетип ДОЧЬ, чтобы напитаться силами. Пример: творческие артистичные люди ведут себя в жизни как дети, чистая непосредственная энергия, бассейн детского архетипа. Вынужденно переходя (например, ребенок просит сделать домашнее задание по арифметике) на прожитые уровни ниже, мы не испытываем стресс, это больше похоже на усталость, скуку исполнительской роли. Однако это может доставить удовольствие, если переопределить задачу, исходя из актуального уровня «я не 2+2 складываю как СЛУГА, а помогаю ребенку развиваться как МАТЬ».

Переходы между уровнями и энергиями

У каждого человека есть мужской и женский архетипы. Так как архетипы — это социальные явления бессознательного, то у них нет прямой связи с биологическим полом. Вот почему у женщины может преобладать мужской архетип, а у мужчины — женский. Здесь приведены схемы переходов архетипов, а у кого мужской архетип — у женщины или у мужчины, значения не имеет. Так же эта схема переходов подходит как к эволюции базового, так и акцентного архетипов.

Моя позиция: женщинам не нужно пытаться в себе менять мужские архетипы на женские. Потому что женственный образ создается не 80 % женского архетипа, а умением правильно преподнести то процентное соотношение, которое есть. В равной мере и мужские архетипы в себе просто так «включить» не получится, но чтобы достичь социального успеха, и 20 % мужского будет достаточно, важно уметь этой пропорцией разумно пользоваться. Вспоминайте формулу: 80 % результатов дают 20 % приложенных усилий.

Разберем случаи, когда мужской архетип переходит в женский и наоборот. Эти общие принципы касаются как базы, так и акцента.

Из мужского в женский — стресс замедления. Трудность в том, что ничего сделать нельзя, нет пространства для подвигов, нужно расслабиться и ждать. Когда это вольно или невольно происходит, то мужской архетип переходит на время в женский, сохраняя свой уровень. Если ситуация достаточно быстро меняется и человек может вернуться к прежним установкам, то происходит возврат в изначальный мужской архетип.

Из женского в мужской — стресс активации. Требуется собраться и сделать нечто, воплотить в реальность что-то, невозможно больше тянуть. Сложность для женского архетипа, что нет пространства для типичных женских тем: поразмышлять, побыть в процессе без сроков/экзаменов/результатов, обсудить с подругами, поволноваться-поплакать-посмеяться. Если ситуация достаточно быстро меняется и человек может вернуться к прежним установкам, то происходит возврат в изначальный женский архетип.

Срединный как результат переключения М-Ж, Ж-М. Когда в силу событий жизни, окружения или психотипа человек натренировал постоянное переключение из мужского в женское и наоборот. Так, что даже внутри одного разговора способен перестраиваться, то он входит в срединный архетип. Мужской и женский архетипы позволили увидеть суть этого уровня, разного типа взгляд на ситуации, отношения, контексты со всех сторон, и теперь можно это сплавить воедино в срединном архетипе. Как только объемный взгляд становится нормой, формируется срединный архетип и возникает возможность перехода на следующий уровень.

Из одного срединного архетипа в другой перейти нельзя, только пройдя мужской и женский на новом уровне. Срединный архетип — это место колебаний, за которое можно «ухватиться» в момент страхов и тревоги, не дать себя захватить полностью и благодаря этому не свалиться вниз, а проведя некоторое время в срединном архетипе, вернуться в свой, мужской или женский.

Мужские переходы по уровням

Схема перехода: Мужской архетип — > Срединный (промежуток уровней) — > Женский (нового уровня) — > Мужской (нового уровня)

Человек находится в мужском архетипе, в какой-то момент не может больше там оставаться и оказывается в срединном архетипе. Там расшатываются его представления о реальности, понимание, что не все в мире решается силой, напором, войной, утверждением себя, навязыванием своей позиции всему окружению… после этого его «выносит» в женский архетип, в этот момент он достигает некоего дна, отталкивается от него и попадает в мужской архетип другого уровня.

Пример: мужчина за 50 в архетипе ВОИН теряет работу, его подразделение закрыли и всех уволили за ненадобностью. Архетип смертельно повержен, но сначала уходит в разгул, встречается с друзьями, пьет пиво, смотрит комедии, засмеивает ситуацию. С его квалификацией работу найти легко — так думает ШУТ, но идет время, и наш герой понимает, что его возраст становится преградой, тогда он решает создать творческий проект, приглашает приятелей (возможно, тех, с кем пил пиво) и начинает медленно, на небольшие деньги выпускать продукт архетипа МАТЬ. Со временем этот продукт оттачивается, они привлекают инвестиции, нанимают сотрудников и создают полноценный бизнес.

Для простоты в книге я говорю «перешел из СЛУГИ в ВОИНА», но вы всегда помните, что для этого перехода мужчина сначала из СЛУГИ перешёл в ОХОТНИКА, потом в ЛЮБОВНИЦУ и только потом закрепился в ВОИНЕ. Это касается как переходов вверх, так и вниз. Как в пройденные ранее архетипы, так и в абсолютно новые для вас.

Почему мужской архетип переходит по уровням?

1) Потери, проблемы, лишения, страдания. Мужчина проигрывает по качествам текущего уровня, соревнуясь с другими мужчинами в способностях, силе, таланте, остроте ума и так далее. В результате проигрыша в столкновении с соперником символически умирает и от необходимости найти себе место переходит в мужской архетип следующего уровня. Но если мужчина не справился с «архетипическим конкурсом» и оказался в плену своих страхов, тревог, то он из мужского архетипа попадает в срединный, а потом в женский более низкого уровня. Такой мужчина начинает верить гороскопам в газетах, «капризничает» на тему оттенка рубашки или вкуса завтрака, отчаянно привлекает к себе внимание.

2) Стать лучшим в 3–5 направлениях по которым мужчины оценивают друг друга: работа, марка машины, красота жены. Метафора: выиграть «олимпиаду», и тогда «средний балл по всем предметам» не имеет значения. При этом, оказываясь на новом архетипическом уровне, эти критерии меняются, например, в архетипе ВОИН мужчине общество не будет предъявлять претензий по плохому отношению с собственными детьми, долгами по алиментам и отсутствию семейных фотографий в соц. сетях, а вот в кругу мужчин-МОНАРХОВ недостатки семейной роли могут помешать продвижению по работе и стать камнем преткновения в дружеском общении.

3) Провокация женским архетипом. Продвинутый архетип СЛУГИ находит себе в пару девушку начального архетипа ДОЧЬ, берет на себя её проблемы и обязательства, решает их и тем самым проходит уроки младшего уровня и через это продвигается выше. Распространенный сюжет из сказок и кино: мужчина-солдат встречает девушку в беде, спасает её из неприятностей и в качестве награды получает должность нового уровня или задачи от более серьёзных людей. Пример из сказки: старый царь использует Царевну-Лягушку для своего обновления. Пример из жизни — мужчины в возрасте находят себе молодых подруг как шанс вернуться на уровень архетипов силы, прожить их повторно, получить оттуда ресурс обновления «почувствовать молодецкую удаль» и выйти на новый уровень жизни.

Женские переходы по уровням

Схема перехода: Женский архетип — > Мужской (того же уровня) — > Срединный (промежуточный) — > Женский (нового уровня)

Чтобы перейти из одного женского архетипа в другой, нужно сначала оказаться в мужском архетипе своего уровня, познать его «точку зрения» на ситуацию, через это войти в срединный архетип, объединив свой хорошо прожитый женский и понимание мужского взгляда. И уже из срединного, с фанфарами на колеснице, въехать в женский архетип нового уровня.

Пример: женщина в архетипе МАТЬ понимает, что она давно не погружалась с головой в наслаждение от ванны, косметики и сексуальных отношений с супругом. Тогда она из архетипа МОНАРХ организует оптимальный процесс, покупает все необходимые баночки, одежду, подбирает правильное время, возможно, консультируется с кем-то, переходит в архетип ШУТА, развлекается, отпускает ситуацию, дает место случайности и спонтанности, чтобы событие, которое запустит ЛЮБОВНИЦУ, не было как в плохом кино, когда она стоит в белье с бокалом вина и при свечах, а он после утомительного дня устало уходит спать.

Женский архетип можно прожить через избыток качеств, через многократное получение радости и удовольствия от прохождения задач и 100 % погружения в уроки уровня. Недостаточно один раз сделать превосходно, намного ценнее уметь повторить, пусть на среднем уровне, но воспроизводить снова и снова. Через бесконечные повторы с разными людьми, в разных ситуациях, в разном настроении она накапливает опыт разнообразного ощущения себя внутри того или иного занятия. Накопление по пути женского архетипа идет не для медали, а как часть образа жизни.

В какой-то момент чаша переполняется, какое-то умение оказывается настолько глубоко прожитым, что включается мужской архетип и появляется мысль «а ведь я могу на этом заработать» или какой-то внимательный человек обратил внимание и пригласил на вокальное прослушивание, на актерский кастинг. Иными словами, из собственного процесса человек с женским архетипом попадает на социальную сцену и может показать некий результат из мужского архетипа. Здесь может быть и стресс активации через мужской архетип: нет денег на продукты для любимых кулинарных экспериментов, надо что-то быстро организовать, чтобы эти средства раздобыть.

Дальше происходит переход в срединный архетип, так как надо уметь совмещать продолжение деятельности из душевного процесса для личного удовольствия и при этом держать в поле зрения новые социальные задачи по этому поводу. В этом «жонглировании» женский архетип завершает уровень и получает возможность перейти выше — в женский архетип нового уровня.

Почему женский архетип переходит по уровням:

1) Стремится к бо́льшему, к новым горизонтам и мечтам. Женский архетип в силу своей многозадачности склонен к тому, чтобы последовательно выстраивать жизнь. Купили квартиру? Начинаем думать про дачу. Купили дачу? А какую там поставим баню… Мужчина начинает менять что-то в жизни, когда по-старому жить больше нет возможности, а женщина задумывается о переменах, когда на это есть силы, ресурс вдохновения и широта полета идей. Женщина задумывается о следующем уровне, как только попадает в комфортное состояние: поддерживающий партнер, дело, которое получается и нравится. Чего я хочу? О чем я мечтаю? Как я вижу свою жизнь в идеальном варианте? Подсмотреть у других женщин вдохновляющие идеи для жизни. От избытка, радости, удовольствия, проживания историй, выводов, опыта, в том числе от общения с другими женщинами, появляется готовность к новому уровню.

2) Накопить «средний балл по всем предметам», начиная от рукоделия и кулинарии и заканчивая интересом к астрофизике. Архетипически женское сообщество более хаотично, там нет четкого списка критериев оценки, поэтому никогда не знаешь, какой параметр может понадобится в следующий момент. Вот почему женский архетип не стремится стать лучшим в 3–5 значимых направлениях, а предпочитает развиваться по принципу снежинки во все стороны.

3) Провокация мужским архетипом. Какого типа «прививку» мне может дать этот мужчина? Женщина, которая только-только вышла в ЛЮБОВНИЦУ, оказывается в отношениях с мужчиной, который не поддерживает её эпизодические провалы в ДОЧЬ (такие спуски на более ранние уровни нормальны, когда в новом архетипе еще нет укорененности). Если у женщины есть готовность к новому уровню, но еще нет привычки, то такой мужчина ей поможет быстрее освоить новый уровень, чем очень чуткий и поддерживающий инфантильность «папочка».

Всегда есть временно́й люфт между уровнями. И если осознать этот период, в том числе через стремление объединить в акценте образа мужское и женское, то можно себе помочь и выиграть на спадах и подъемах. Например, раньше вы никак не стилизовали вещи (не завязывали, не подворачивали, не надевали задом наперед), а тут вдруг появилось желание предпринимать это или даже искать разные способы, как по-разному носить одну и ту же одежду.

Переход из женского архетипа в мужской идет через стресс-активацию, заставляющий выполнить действие. Переход из мужского архетипа в женский идет через стресс-замедление, вынуждающий погрузиться в определенное состояние или чувство.

В срединный архетип женщина переходит через объединение женского и мужского архетипа. Женщина находится именно в пространстве срединного архетипа до финала неопределенной ситуации, из которой переходит в женский архетип нового уровня. Мужской архетип попадает в срединный без объединения с женским. Находится в срединном недолгое время и попадает в женский архетип. Именно в нем мужчина проживает свою ситуацию неопределенности, достигая дна. После чего попадает в мужской архетип нового уровня.

«Как понять, что какой-то архетип у меня не проработан?»

Начем с того как понять, что архетип прожит: вы читаете описания в приложениях и понимаете, что образ и соответствующий ему архетип вызывает приятную ностальгию, как успешное поступление в вуз. Об этом не думаешь и не вспоминаешь каждый день, но если зайдет тема, то вспоминаешь и рассказываешь с удовольствием. Все свойственные этому архетипу ситуации хорошо знакомы, ловушки успешно преодолены и уроки пройдены многократно.

Человеку не нужны все 12 архетипов для того, чтобы быть счастливым в личной жизни или реализованным профессионально. Это нормально, когда какие-то архетипические темы вам непонятны. Возможно, позже придет для них время или ваша жизнь имеет другой сценарий, и хорошо, что современное общество с пониманием относится, например, к женщинам, которые по разным причинам решили не погружаться в архетип МАТЬ.

Имеет смысл осознанно развивать только те архетипы, которых вам действительно не хватает в данный момент жизни. Например, если у вас регулярно возникают ситуации, где нужно проявить гибкость, открытость, исполнительность, легкость, а вы пытаетесь разобраться в первопричинах, изучить вопрос со всех сторон, переложить задачу на кого-то другого, — вам не хватает архетипа СЛУГА. Имеет смысл поискать ситуации в прошлом, которые не позволили полноценно прожить этот архетип.

Другой пример: вы зрелый человек, состоявшийся профессионал, у вас сложилась личная жизнь, вас ценят и любят на работе и дома, но с недавних пор крутится мысль: «вот бы все бросить и начать жизнь с чистого листа» — тут вам нужно «дорасти» до архетипов IV уровня — НАСТАВНИЦА и ФИЛОСОФ, потому что сжигать мосты как ВОИН вы умеете, учиться новому как СЛУГА тоже умеете, а разложить свою жизнь, подобно драгоценным камням, и увидеть в этом ценность, чтобы потом пересобрать в новом порядке и формате — это задача старших архетипов.

Архетипы позволяют четко понять, в какой ситуации вы находитесь. Оценить ее с разных ракурсов и в том числе увидеть всю серьезность обстановки и необходимость что-то менять, причем без промедлений. Анализируя архетипы, увидите варианты, куда можно из этой ситуации продвинуться и выбрать ту возможность, которая сейчас ближе (проще, удобнее, приятнее). Архетип помогает разобрать в деталях, что будет, если оставить все на самотек, не вникать, не чувствовать, не принимать жизненные вызовы, связанные с переходами.

Система двенадцати архетипов

Теперь у нас нарисована система координат, где по оси Х идут 3 типа энергии, а по оси Y есть 4 уровня. Так получаются 12 архетипов. Срединные архетипы располагаются не только между полюсами энергий, но и между уровнями, что обеспечиваем им более гибкий доступ как к «потолку», так и к «паркету».

I уровень Мужской архетип — СЛУГА

I уровень Женский архетип — ДОЧЬ

I–II уровень Срединный архетип — ОХОТНИК

II уровень Мужской архетип — ВОИН

II уровень Женский архетип — ЛЮБОВНИЦА

II–III уровень Срединный архетип — ШУТ

III уровень Мужской архетип — МОНАРХ

III уровень Женский архетип — МАТЬ

III–IV уровень Срединный архетип — ШАМАН

IV уровень Мужской архетип — ФИЛОСОФ

IV уровень Женский архетип — НАСТАВНИЦА

IV–V уровень Срединный архетип — ОТШЕЛЬНИК

Подробные описания психологии и внешнего вида каждого из 12 архетипов вы можете найти в конце книги в приложениях. Там же примеры профессий, социальных ролей и имена конкретных личностей, которые представляют тот или иной архетип. Имейте в виду, что эта информация на данный момент, так как люди развиваются, то через некоторое время меняются и их архетипы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Архетипы и Образы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я