Острова-2. 55 родителей, выбирающих свободное образование

Анна Турчанинова

Авторами второго сборника серии «Острова» стали 55 родителей из 12 стран, занимающие активную позицию в выборе содержания и форм образования своих детей. Среди них есть те, кто отказался от школьного обучения, и те, кто ходят в самые обычные школы; создатели своих образовательных проектов и противники системного образования. «Свободное образование» – это про разное, про поле возможностей, про выбор, про будущее. Об этом и идет речь в этой книге, состоящей из 55 разных, искренних, живых историй.

Оглавление

5. Светлана Борисова

Россия, Москва. Дети: Татьяна 34, Ирина 18, внучка Дарья 9.

Я — мама двоих детей с большой разницей в возрасте, темпераменте, ресурсе — во всем… Бабушка любознательной, живой и веселой внучки. Интересуюсь психологией, воспитанием, образованием. С детства занималась работой с младшими. Но… моя профессия мало связана с воспитанием и обучением, разве что с обучением коллег считать сложные проценты и правильно писать числительные. Мне нравится чему-то учить, объяснять. Но необходимо во всем видеть смысл. Совершенно не могу запомнить информацию, которая мне непонятна или совершенно не нужна (кроме стихов).

«В первую очередь свободное образование должно быть наполнено здравым смыслом»

Прежде чем выбирать путь, нужно взвесить все за и против. Поэтому я решила поделиться своими воспоминаниями и мыслями о школе. Официальной школе.

Начну с того, что о моей школе у меня только хорошие воспоминания. Все было довольно комфортно и продуктивно. Мне было интересно, получалось. Совершенно спокойно можно было подойти и решить все вопросы с учителями. Учителей многих вспоминаю добрым словом. С бывшим своим классным руководителем общалась и впоследствии. Знания остались в основном по любимым математике, русскому языку, литературе. Но кое-что помню и из физики, химии и пр. Про себя могу сказать, что «добывать информацию и анализировать ее» школа научила. Это моя школа. Может, у кого-то она была другой. Но, наблюдая в своей жизни школу 70-х, школу 90-х и школу нынешнюю, могу сказать — становится только хуже.

Теперь о нынешней школе. Одним из лозунгов разрушителей «старого образования» было «заменим советскую зубрежку на выработку навыков». Лозунг правильный. Но увы! От навыков школа ушла, и уходит все дальше. Зато много абсурда, а вот здравого смысла, наоборот, мало. Начнем с того, что программы перекроили от «читаем и думаем» к «читаем много непонятного, учим наизусть, сдаем на оценку, благополучно забываем». О чем я? Поясню. Программы перекроены «под ЕГЭ». Добавлено до отвратительности много чистой теории: множество терминов по русскому, которые никогда никому, кроме лингвистов, не пригодятся и которые только вредят и логике изложения, и грамотности; добавлено так много терминологии по биологии, что кажется, что читаешь учебник для медвуза. То же — по географии, химии, физике. Учебники по истории и обществознанию отвратительны до тошноты…. Могу очень много привести примеров несуразностей и странностей из современной школьной программы.

На ребенка, а затем подростка вываливается комом колоссальный объем неструктурированных знаний, который он не в состоянии осмыслить и надобность которого вызывает очень большие сомнения. Зато ушло обучение осмысленному чтению, ушло обучение рассказывать, писать изложения и сочинения. Современные «сочинения-рассуждения по шаблону» — это жалкая пародия, к тому же начинаются они классе в восьмом, а до этого — практически нет сочинений и изложений.

Учителя замотаны бумажками, что очень сказывается на психологическом комфорте в школе. Кроме того, на мой взгляд, не осталось ответственности учителя за результат. Ни в какой степени нет индивидуального подхода. Начисто отсутствует мотивация. Ибо двойка — никогда не была мотиватором, а вот демотиватором — запросто…. Нет продуктивного общения учеников с учителями. Нет познавательного интереса. Нет учебы. А что же есть? Есть «площадка молодняка», на которой резвятся с той или иной степенью безопасности для здоровья телесного и душевного дети и подростки… Сильным детям там скучно и непродуктивно, слабым — страшно и некомфортно. Есть оценки разной степени объективности и воздействия на психику. Есть ЕГЭ, местами абсурдный по содержанию и кошмарный по форме. В итоге, на мой взгляд, мы получаем очень слабое использование ресурсов детей, сужение сферы их интересов. И еще — мы получаем невротиков, не умеющих учиться…

Смириться с этим сложно.

Поэтому скажу так: ищите, дерзайте, рискуйте, думайте и творите для своих детей образование такое, каким вы видите его.

От чего должно быть свободно образование? Я думаю, в первую очередь оно должно быть свободно от отсутствия здравого смысла. Вернее — должно быть наполнено здравым смыслом. Должен быть баланс во всем.

Тогда будет:

• наполненность творчеством и интересом;

• минимум рутины;

• необходимая достаточность теории;

• максимум навыков;

• максимум удовольствия.

И как результат — максимум ответственности и результата.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я