Выход за рамки

Анна Кожевникова

Ключ к поведению человека это система его убеждений. «Человек – это то, во что он верит» (А.Чехов) Реклама, работа с возражениями в продажах, пропаганда, гражданское и личностное воспитание – все это процессы встраивания правильных внутренних установок и верований, обуславливающих нужный выбор. Каждый, при желании, может разобраться и понять, как формируется и работает его система внутренних убеждений. И тогда он получит контроль над своим выбором. Книга «Выход за рамки» (жанр психология) о том, что такое убеждения, как они возникают, и как при помощи них мы строим свою реальность. Рамки это ограничивающие убеждения (тараканы), которые мешают достигать цель. Читать и скачать электронную книгу «Выход за рамки», автор Анна Кожевникова, можно в формате epub, fb2, pdf.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Выход за рамки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рамка ограничивающих убеждений, или что мешает быть делать и иметь больше?

«Вдруг из подворотни страшный великан,

Рыжий и усатый Та-ра-кан!»

(Корней Чуковский «Тараканище»)

Представьте себе, что человек может все. Тогда что ему мешает?

Внимание!

Основной камень преткновения в стремлении человека к большему и лучшему — его собственные ограничивающие убеждения («внутренние критики» или «тараканы»)!

Под этими смешными и образными терминами скрываются наши мысли о самом себе — все то, что мы сами себе говорим, когда сомневаемся, боимся, не уверены:

«У меня ничего не получится (Такое невозможно)»

«Я ленивый (плохой отец, менеджер, бизнесмен…)»

«Хоть бы выжить! (Я не справлюсь)»

«А вдруг (а что если) не получится?»

«Лучше синица в руках»… и т. д.

Эти мысли, как тараканы, переползают нам путь, отвлекая на себя наше внимание, отпугивая от намеченного пути, а иногда и уводя совсем в другую сторону.

Другой образ — некий пакостный человечек (внутренний критик), который сидит у нас в голове, критикует то, что мы делаем и думаем, что-то позволяет, что-то нет, заставляя следовать определенным правилам, мыслям и моделям поведения.

Изобретатель лампочки Эдисон изобрел лампочку после 1000 неудачных попыток. Но он не называл эти попытки неудачами. Он говорил, что нашел 1000 способов, как нельзя сделать лампочку.

А что говорите себе вы, столкнувшись с очередной неудачей?

Хотите познакомиться со своими «тараканчиками»? Это просто!

У вас есть мечта? Подумайте о ней. А теперь честно ответьте себе на вопрос: «Почему у вас до сих пор нет того, что вы хотите?»

У вас есть проблема? Тогда ответьте на вопрос: «Что вам мешает ее решить?»

Уделите ответу на этот вопрос минут 10–15 и запишите все, что вы думаете по этому поводу на листочке бумаги.

Познакомьтесь: это ваши «тараканы»! (Более «близкое знакомство» состоится позже).

Это ваши ограничивающие убеждения, ваши внутренние критики, ваши сомнения, страхи, неуверенность! Короче говоря, все то, что мешает вам быть, иметь и делать больше.

Кстати, если, познакомившись со своими тараканами, вы начнете их защищать, типа «Ерунда! Все, что я думаю об этом — правда, объективная реальность, все так и есть!», знайте: это еще один ваш «таракан».

Все, что говорят наши внутренние критики (или все наши «тараканы»), составляют рамку наших ограничивающих убеждений — выводов по поводу себя и окружающего нас мира, в которые мы верим, и которые препятствуют нам в достижении задуманного (реализации мечты через реализацию целей). Это как клетка, которая с одной стороны защищает, с другой не дает выйти за ее пределы.

Рамка наших убеждений нас защищает? Да. Мы ничего не делаем просто так. Любой наш поступок или убеждение несут за собой позитивное намерение (для нас). Наши теперешние ограничивающие убеждения нам когда-то для чего-то были нужны. Так они и появились на свет. Они — порождение нас самих, они — часть нашего личного опыта.

Три способа обработки информации

Вы спросите, откуда берутся убеждения? В сознание человека вшита необходимость искать, получать и анализировать информацию, замечать закономерности, выводить законы, одним словом — познавать.

Каждую секунду на человека обрушивается огромное количество информации, и человек просто не в состоянии всю ее обработать. Поэтому процессы, которые помогают ему обрабатывать информацию, получая из нее ценный опыт, они же служат фильтрами для защиты его психики от перегрузки. Другими словами они сужают представление человека о мире до размеров, которые тот способен безболезненно воспринять. В результате такого сужения и появляются ограничивающие убеждения.

У человека есть 3 способа (они же защитные фильтры) обработки информации, поступающей в его сознание через органы чувств:

Обобщение.

Это способность находить закономерности (повторяющиеся проявления) и округлять их до целого. Или устанавливать один общий взгляд относительно сходных предметов. Например,

«У меня было 3 девушки, и все они мне изменяли. Все бабы — гулящие!»

Здесь человек обобщил 3х девушек из своего опыта со всеми представителями женского пола.

«В прошлый раз мне делали операцию на ухе, она была неудачной. Значит и операция на глазе тоже будет неудачной».

Общий взгляд на похожие явления: там операция и там операция, и человек делает вывод, что в обоих случаях результат будет одинаковый.

Проблема в том, что данные в примерах выше умозаключения (убеждения) далеки от правды, но для этих людей они логичны, они в них верят и строят свое поведение исходя из своих убежденностей: первый перестает встречаться с девушками («Зачем? Они же все равно все гулящие!»). А второй отказывается от операции на глазу («Зачем? Операция же все равно будет неудачной»).

В результате оба эти человека не могут добиться желаемого (первый — создать семью, второй — восстановить зрение), потому что у них есть убеждения, блокирующие необходимое для достижения результата поведение.

Искажение

Склонность интерпретировать происходящие события с точки зрения привычек, предпочтений, желаний и ожиданий человека. При этом действительный смысл событий игнорируется, правду не ищут или в нее не верят. Верят лишь в то, во что хотят верить, во что привычно или приятно (не больно) верить, или в то, что совпадает с картиной мира человека (с его представлениями о том, как все устроено).

На этом процессе построена фантазия человека, без него невозможен был бы мир искусства: картины, книги, музыка. А также новые изобретения.

Искажение работает против человека, когда суживает его мнение о чем бы то ни было до комфортного (понятного, приемлемого) для него на данный момент времени. Тем самым вынуждая его делать (стремиться к) вещи, не соответствующие (не ведущие к) его реальным потребностям.

Случай из жизни.

Молодой еще мужчина, 35 лет, почувствовал боль в груди. На беспокойство жены и предложение обратиться к врачу, с уверенностью заявил, что это ерунда, он молодой, нужно просто кровь разогнать, после чего сделал несколько физических упражнений. Ночью ему резко стало плохо, вызвали скорую, но до больницы больного не довезли. Мужчина умер от сердечного приступа. Врачи сказали, что именно физические упражнения в таком состоянии противопоказаны, и если бы он обратился к врачу раньше, то его бы удалось спасти.

Еще примеры искажения: пропаганда, чужие цели (смотрите главы «Чужие цели» и «Ценности истинные и бутафорские»), отрицание смертельной болезни (первая реакция человека на эту страшную новость).

Несколько слов в связи с искажением стоит сказать о религии.

Лев Толстой очень много писал об искажениях в христианской религии в своих религиозно-философских трактатах (например, в таких как «В чем моя вера», «Религия и нравственность», «Царство божие внутри нас»). Он прямо говорил, что христианская религия и церковная религия имеют очень мало общего. Что церковная религия настолько исказила суть христианской религии, что, по сути, проповедует принципы, противоположные христианской вере. Он также писал, что мораль всех религий одна — быть самоотреченным и любить других. И это самое главное. Все остальное — либо придумано, либо искажено людьми так, чтобы можно было жить в свое удовольствие, не выполняя главного.

Существует пословица: «Бог один, только каждый человек видит его по-своему». Т.е каждый искажает представление о Боге, исходя из того, как он его хочет видеть. Знаменитый индийский йог, философ Свами Вивекананда сказал в одной из своих лекций, что если бы лошадь имела сознание и умела говорить, она бы тут же заявила, что Бог — это большая и мудрая лошадь!

Эта же самая идея, о единстве Бога и о разном его видении (искажении), повторяется в произведениях многих других мудрейших и знаменитейших людей, писателей, философов.

Говорят, что Бога нельзя познать и выразить словами. Но люди пытаются. В результате мы имеем огромное количество религий, разветвлений внутри одной религии, сект, направлений, да и самих богов. В одной только Индии — более 2 миллионов богов!

Был такой знаменитый йог в Индии в 18 столетии — Рамакришна. Достигнув просветления (непосредственно познав Бога) в лоне своей родной религии — индуизма, он не остановился на достигнутом. Он захотел проверить все религии. Его интересовало, все ли они истинны, т. е. все ли они ведут к Богу. К нему приходили католические священники, буддистские монахи, представители мусульманства, иудаизма. Среди учителей была странствующая монахиня Бхайрави, последовательница тантрического учения, и Тота Пури, странствующий аскет из монашеского ордена, последователь Адвайта Веданты, а также многие другие учителя. Каждый учил его своему знанию о Боге, показывал свои ритуалы, приемы и практики и уверял, что только его религия самая правильная. Рамакришна послушно выполнял все требования своих учителей. И каким бы путем он ни шел к Богу, он неизменно добивался изумляющих его учителей результатов.

Таким образом, за одну жизнь он пропустил через себя все формы религиозного опыта. Все это привело его к уверенности, что различные религии являются различными путями достижения абсолютной реальности (Бога). Это согласовывается с заявлением «Ригведы», которое гласит что «Истина одна, но мудрецы называют её разными именами».

Опущение

Еще один способ обработки информации, позволяющий нам избирательно обращать внимание на происходящие с нами события и явления, т. е осознанно исключать восприятие чего бы то ни было.

Опять же, с одной стороны это хорошо. Если бы мы не могли это делать, центры восприятия затопил бы поток информации из пяти наших органов чувств и, как в той пословице про двух зайцев, пытаясь обращать внимание на все сразу, мы бы не смогли понять ничего.

С другой стороны, это ограничивает восприятие человека, вынуждая его делать выводы, основываясь не на всей информации. А значит, эти выводы будут неверны и не смогут привести его к нужным результатам.

Например, человек, работающий аудитором или ремонтником-наладчиком, настолько привыкает искать неисправности (то, что не соответствует норме), что переносит это в жизнь (профессиональное искажение) и начинает во всем своем окружении видеть только то, что «не так», т. е недостатки.

В итоге при общении с людьми у такого человека постоянно возникают конфликты, потому что он постоянно указывает своим близким, что у них не так, исправляет и дает советы. А хорошего не замечает (он просто не видит в этом необходимости). Кому ж такое понравится?

На опущении, например, основан один из смертных грехов — гордыня. Человек настолько уверен в своей непогрешимости и совершенстве, что перестает видеть свои недостатки. А если вы попытаетесь его поймать на ошибке, он будет яростно все отрицать: «Я этого не говорил! Этого не было!» И правда — для него этого не было, потому что он это опустил (не заметил, исключил из восприятия). Нечего и говорить, что такой человек намертво останавливается в своем развитии («Зачем? Я и так хорош!»).

Еще примеры процесса опущения: алкоголики, влюбленные и пессимисты.

Пьющий человек побожиться готов, что он пьет совсем мало — всего бутылку пива в день, очень искренне опуская из виду все те бутылки и литры, что не вписываются в его норму. Самообман самый опасный вид обмана.

Про влюбленных, замечающих только хорошее в своих возлюбленных и закрывающих глаза на их недостатки, объяснять, я думаю, много не нужно. Также как и про пессимистов, замечающих вокруг только плохое и игнорирующих хорошее. В результате получаем следующее:

«Как я могла выйти замуж за такого идиота (неудачника)!»

«Вокруг одно жлобье, дурачье и отродье. Хороших мужчин просто нет!!»

Подытожим все сказанное в этой главе. Есть мир — с одной стороны. И есть люди, познающие этот мир — с другой. В процессе познания у каждого человека образуется об этом мире некая картинка в голове (причем у каждого своя).

Из-за процессов обобщения, искажения и опущения эта картинка сужает и искажает реальность до неузнаваемости. Человек попросту создает для себя свою, отдельную субъективную реальность (будучи уверенным, что она единственно правильная, и у всех такая же, как и у него).

В его картине мира все подчинено тем правилам, которые он для себя вывел, когда ее создавал. Правила образуют вокруг картины мира некую рамку, которая сохраняет ее и не дает ей распасться.

И все бы было хорошо, только вот реальный мир не терпит никаких рамок, и под его давлением в картине мира человека периодически возникают белые пятна, трещины и дыры (несоответствия надуманного и реального).

С другой стороны суть человека — жажда познания — заставляет его искать, расширяя границы познанного за счет непознанного. И вот тут то и возникают проблемы, решить которые человек может, только выйдя за рамки, которые он сам же себе и построил.

Есть еще один момент, который стоит здесь упомянуть. Ограничивая себя в восприятии реальности, человек ограничивает себя и в своих возможностях. Потому что возможности могут существовать только в рамках того, что человек считает реальным.

Так жизнь человека, вынужденного постоянно расширять и перекраивать свою картину мира, превращается в постоянное преодоление препятствий, которые он сам же себе когда-то и построил.

«Мир такой-то и такой-то, потому что мы сказали себе, что он такой-то и такой-то. Если мы перестанем говорить себе, что он такой, то он перестанет быть таким»

(Кастанеда «Отдельная реальность»)

Мы ничего не делаем просто так. Любой наш поступок или убеждение несут за собой позитивное намерение (для нас). Наши теперешние ограничивающие убеждения нам когда-то для чего-то были нужны. Вопрос в том нужны ли они нам сейчас? И если они не дают нам достигнуть желаемого, то, быть может, стоит подвергнуть их сомнению или вообще избавиться? Для этого есть простые, но очень эффективные техники. О них — чуть позже в этой книге.

Притча для вас:

Сила убеждения.

Мистер Браун прибыл в отель поздно вечером после долгой поездки. Он попросил у портье свободную комнату. В это время другой путешественник прибыл в отель и попросил у портье свободную комнату тоже. Единственная свободная комната была комната с двумя кроватями.

«Вы не против, если Вы проведете ночь в одной комнате вместе? — спросил портье. — Это будет менее дорого для Вас. Каждый из Вас заплатит половину».

Сначала путешественникам не понравилась идея. Но шел дождь, они были уставшими, поэтому они передумали. Они поговорили друг с другом и затем сказали портье, что согласны. Их вещи были внесены в комнату, и вскоре оба мужчины пошли спать.

Внезапно мистер Браун проснулся, потому что он услышал громкий шум. Было темно. «Что случилось?» — спросил мистер Браун удивленно (в удивлении). Слабым голосом второй путешественник ответил: «Извините меня, но я должен был вас разбудить. У меня астма, я чувствую себя плохо. Вдобавок, у меня ужасная головная боль. Пожалуйста, откройте быстрее окно!»

Мистер Браун выпрыгнул из кровати и начал искать спички, но он не мог найти их в темноте. «Воздуха, воздуха! Мне нужен свежий воздух! Я умираю!» — кричал больной человек. Мистер Браун все еще не мог найти спички, тогда он попытался найти окно. Это заняло некоторое время. Наконец, мистер Браун нашел его. Но он не мог открыть его. Больной, не переставая, стонал. Тогда, в ужасе, он взял стул и разбил окно. Больной человек немедленно перестал кричать и сказал, что он очень благодарен и чувствует себя намного лучше. Затем оба мужчины спали до утра.

Когда они проснулись на следующее утро, они были удивлены — единственное окно в комнате было закрыто, но большое зеркало было разбито на кусочки.

Мораль: 1) Сила веры (убежденности) может творить чудеса. 2) Вы можете жить в мире боли и страдания или в мире благодарности и хорошего самочувствия. Все зависит от вашей убежденности в том, в каком из этих миров вы сейчас находитесь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Выход за рамки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я