1. книги
  2. Социальная философия

История как символ. Философские заметки

Андрей из Лёвино (2016)
Обложка книги

Предлагаемая книга состоит из двух частей. Первая часть состоит из работы «История как символ» (завершена в 1988 г.), в которой рассматривается разворачивание истории в непосредственной (религия) и опосредованной (искусство, философия, наука) формах. Вторая часть состоит из статей, так или иначе касающихся исторической проблематики, в которых анализировалась историко-философская (Платон, Ансельм Кентерберийский, Р. Декарт, Ф. М. Достоевский, Н. Я. Данилевский, В. С. Соловьёв, К. Э. Циолковский), историко-научная (Г. Галилей, Дж. Бруно, Г. М. Идлис) и историко-техническая (П. Флоренский, М. Хайдеггер, Ф. Дессауэр) проблематика. Сюда включены также два доклада, прочитанные в 2014 г.: «Новый шанс для философии» и «Русская культурно-историческая матрица в современном мире». Работа может представлять интерес для специалистов в области философии истории, философии науки и философии техники. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История как символ. Философские заметки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Андрей из Лёвино, 2016

© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2016

Предисловие

Предлагаемый вниманию читателя сборник делится по объёму на две неравные части. Первая часть, меньшая, целиком состоит из одной единственной работы — «История как символ» — завершённой в далеком 1988 году. Работа писалась параллельно с кандидатской диссертацией по философским основаниям современной космологии. Если в абилитационной работе требовалось сосредоточение на «позитивном» описании и объяснении природы космологического знания, где впервые и было зафиксировано и обосновано существование «стадии эмпирической невесомости теории», то в работе об «истории», я, наоборот, позволил себе «метафизическое» объяснение разворачивания исторического времени, которое, много позднее, послужит основанием для объяснения природы современной техники[1]. Можно сказать, что «История как символ» — это первый опыт самостоятельной встречи с русской философией конца XIX и начала XX вв. Тогда Соловьёв В.С. мне ещё казался масштабной фигурой, за идеей «всеединства» которого стоит многообещающее будущее. Да и сама работа ещё «грешит» привидением различных типов «время-восприятия» к некоторому единому типу, в чём бы можно было тоже усмотреть его прямое влияние.

Вторая часть, наибольшая, состоит из историко-философских статей или статей, так или иначе, касающихся исторической проблематики, написанных мною с 1990 г. по настоящее время. Не являясь профессиональным историком философии, я, тем не менее, был вынужден обращаться к исторической проблематике по самым разным причинам. Чаще всего — это были необходимые для всякого серьезного исследования проработки тех разделов философии, науки и техники, которые могли послужить основой для собственного движения вперёд.

Любое усилие, совершаемое с целью преодоления пространства чувственного или мыслимого, нуждается в опоре. Такой опорой для меня и служили труды тех философов, на которые я опирался или, наоборот, от которых отталкивался. Исключительно полезным для меня оказалось знакомство с трудами о. Павла Флоренского, который, по моему убеждению, является самым глубоким русским философом за всю историю существования отечественного любомудрия. Неудивительно поэтому, что Флоренский является лицом, к анализу трудов которого я обращаюсь дважды: первый раз — в связи с «наукой», второй раз — в связи с «техникой». Именно анализ текстов и взглядов Флоренского подтолкнул меня к мысли и утвердил в намерении ввести в философский оборот такое важное понятие как «онтологическая пропись» или просто — «Пропись», без которого сегодня я не вижу вообще никакой возможности давать хоть какое-то осмысленное объяснение реальности. Такую же опору я нахожу и в работах Фёдора Михайлович Достоевского, философские интуиции которого подтолкнули меня к анализу энтимемы Декарта (Cogito, ergo, sum) или, если рассматривать эту тему несколько шире — к анализу новоевропейского рационализма, в целом. Именно эта проблема — сведение человеческого существования к его мышлению — очень долго не давала мне покоя. В конце концов, я нашёл два способа её решения, хотя уж скорее — преодоления. Одно решение — чисто логическое, которое и представлено статьей, вышедшей в 2008 и неоднократно мною переиздававшейся[2], а другое — космологическое[3]. Неудивительно поэтому, что Достоевский — будучи гениальным писателем и выдающимся мыслителем — приобретает всемирную известность, далеко выходя за рамки русского интеллектуального пространства. По праву можно сказать, что именно Ф.М.Достоевский является «Лицом русской философии», чему и посвящена целая статья, вошедшая в эту книгу.

Предметом историко-философского анализа в этом сборнике становятся также работы Платона, Ансельма Кентерберийского, Дж. Бруно, Н. Я. Данилевского, В. С. Соловьёва, К. Э. Циолковского, Фридриха Дессауэра и Мартина Хайдеггера. В настоящий сборник я поместил также биографическую статью о Галилео Галилее, впервые появившийся в «Православной энциклопедии», и небольшой очерк о Г. М. Идлисе, с которым меня связывали многие годы сотрудничества[4].Кроме того, я включил сюда два своих доклада, прочитанных в 2014 году: один, «Новый шанс для философии» — в Нижнем Новгороде, другой, «Русская культурно-историческая матрица в современном мире» — в Дубне.

Представленный вниманию читателя сборник может вызвать интерес, прежде всего, у тех, кто пытается самостоятельно продумывать те философские и методологические проблемы, которые в «сообществе компетентных специалистов» кажутся «давным давно решенными» и не заслуживающими особенного внимания. Очень часто этим недугом грешат именно профессиональные историки философии. Помню, как Арсений Владимирович Гулыга в 1991 г. заметил мне в частной беседе, что «в истории философии всё уже давно описано», поэтому современному философу следует, скорее, писать профессиональные комментарии, чем выдумывать «заново» уже «давно известное». В эти же 90-е аналогичную точку зрения я слышал и от немецкого философа Витторио Хёсле. Ни в коем случае не умоляя право известных специалистов на выражение собственной позиции, хочу только заметить, что никто не сможет указать тот «временной рубеж», до которого «все сказано» и после которого следует писать исключительно «комментарии». В этой связи никогда не забуду слова опять же немецкого философа Ганса Позера, высказанные им в 2011 г. на конференции в Дубне[5] в ответ на реплику одного из участников, кстати, дубнинского физика, о том, что «свои дела сегодня мы должны сверять по писаниям Святых отцов церкви»: «Святые отцы нашли достойные ответы на те вызовы, которые были обращены непосредственно к ним в ту эпоху, в которую они жили. Но они никогда не жили в условия тех вызовов, которые обращены непосредственно к нам, в наше время, и поэтому, было бы некорректно искать в их трудах ответы на современные вызовы. Ответы на эти вызовы мы должны найти сами». Здесь трудно что-нибудь добавить. Именно наше собственное и самостоятельное продумывание «старых и новых проблем» открывает перед нами возможность видеть неочевидное там, где для большинства всё уже «давным давно» стало очевидным. Ведь философия, с моей точки зрения, есть, скорее, самодвижение мысли в понятиях, чем сноровка умелого цитирования.

В заключение хочу выразить благодарность Серёдкиной Е. В. за оказанную помощь в наборе работы «История как символ».

Отдельную благодарность хочу выразить Тамаре Пушанко, Надежде Марджи и Ольге Дмитриевой за помощь, оказанную при наборе некоторых разделов текста.

Лёвино

12 мая 2013 г.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История как символ. Философские заметки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См.: Андрей Павленко. Возможность техники, — СПб., Алетейя, 2010.

2

См.: Павленко А.Н. Рацио фундаментализм //Вопросы философии, 2008 № 1,С. 29–44.

3

См. например: Павленко А.Н. Сосуществование Вселенной и человека: от квантовой космологии к антропологии и обратно//Вестник РУДН (Философия), — М. 2013, № 4, С.7 — 24.

4

Смотрите, например, такие издания как: Замысел Бога в теориях космологии, — С.П.г., Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004 г.; Замысел Бога в теориях физики и космологии, Выпуск 2, Время. — СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005 г.; Философия науки, Вып. 14, М. Институт философии, 2009 г. Кроме того, 12 июня 1999 года Григорий Моисеевич Идлис выступил в качестве официального оппонента на защите моей докторской диссертации.

5

Смотрите подробнее: Человек в техническом мире: вызовы XXI века// Сборник материалов XIV конференции «Наука, философия, религия», — М. Фонд Андрея Первозванного, 2012 г..

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я