Философия. План-конспекты лекций и семинаров

Владимир Владимирович Михайлов

В работе представлены планы семинаров и лекций по авторскому курсу философии по 22 темам. Новаторский характер курса обусловлен рядом нетрадиционных тем (Наука думать, Методология изучения философии), заданий для студентов и опорой на разработки автора, а также А. Г. Дугина, Ф. И. Гиренка, С. Р. Аблеева, В. Н. Назарова, А. А. Шевцова и других авторов. Курс основан на отказе от евроцентризма и игнорирования эзотерики и других «ненаучных» форм знания при изучении философии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. План-конспекты лекций и семинаров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Владимир Владимирович Михайлов, 2018

ISBN 978-5-4485-6807-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт языков и культур имени Льва Толстого»

В. В. Михайлов «Философия»: План-конспекты лекций и семинаров. Учебное пособие по курсу «Философия» для студентов

Учебное пособие для дисциплины «философия» было составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования III поколения.

Работа рекомендована к печати решением Учёного Совета НОУ ВПО «Институт Языков и культур имени Льва Толстого» от 6.07. 2017 г.

Автор: доктор философских наук, доцент по кафедре философии Владимир Владимирович Михайлов

Рецензент: доктор философских наук, Grand Doctor of Philosophy,

Профессор И. В. Волосков

Предисловие, или кому и зачем может быть нужна эта книга

Это учебное пособие представляет собой улучшенный и модернизированный вариант рабочей программы по курсу «Философия», который автор вел в Московском городском педагогическом университете в 2013—2016 гг. Работа над данной версией программы продолжалась с 2013 г. по 2016г., наиболее интенсивно — в 2015 г. Однако, издать её в 2015 г. мне не удалось, т.к. в МГПУ началась нечистоплотная компания по вытеснению меня с работы в этой организации1. Причин у неё было много, в том числе аналогичная маоистской, «культурная революция» в российском образовании начавшаяся с 2012 г. и продолжающаяся, увы, до сих пор, а также гонения за высказанные публично автором идеи девестернизации России и преподаваемого курса философии2. Подобные идеи ликвидации перекоса в сторону западноевропейской философии и отказа от игнорирования эзотерической философии, реализованные в данной работе, к сожалению, не нашли понимания и поддержки ни у коллег, ни у администрации МГПУ. Введение в качестве одного из базовых учебных пособий для курса философии многотомной «Ноомахии» А. Г. Дугина, содержащей «ментальные карты» разных цивилизаций для всей мировой культуры также не вызвало интереса и поддержки, что видимо, отчасти было обусловлено спецификой ВУЗа, в котором не обучались будущие дипломаты, регионоведы или специалисты в области международной торговли, которым данные материалы могли бы быть профессионально интересны. Хотя сегодня именно цивилизационная идентичность является основной для большинства людей, на что косвенно указывает и известная работа С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» (а не религий или идеологий). Более того, автор — доктор философских наук, профессор по должности, автор сотни публикаций с 18 летним научно-педагогическим стажем был переведен на «малопрестижный» факультет сурдопедагогики и поставлен вести семинары (как аспирант) за доцентом-пенсионером (чем неквалифицированней преподаватель, тем нужнее он сегодня ВУЗу) Так, скоро, наверное, и в библиотекари брать не будут, как Л. Н. Гумилева…

Подготовленный автором в 2013 г. спецкурс «Наука думать» по вине администрации МГПУ тоже так и не был там прочитан (на его основе сделана одна тема в данном учебном пособии). Соответственно, авторская инициатива по внедрению в курс философии материалов по креативному бизнес-мышлению (М. Микалко, Э. Де Боно и др.) также не нашла поддержки, хотя и заинтересовала некоторых студентов, сделавших по этим материалам интересные доклады и рефераты. В общем, как говорится, сплошные социальные ограничения и царство цензуры, полностью подтверждающее теории автора на этот счет3.

Таким образом, попытка автора улучшить качество преподавания философии в МГПУ вопреки деградационному тренду была успешно задавлена «системой» и это пособие — памятник и доказательство наличия такой попытки. Чтобы эти труды не пропали окончательно посредством устаревания, есть смысл обнародовать хотя бы для немногих их результаты, может быть кому-нибудь они и пригодятся. Поэтому было решено опубликовать это скромное произведение после редактирования в сентябре 2017 г.

Конечно, эта работа ни к чему тем, кто согласен с деградационным трендом современного российского (а возможно и мирового) системно-государственного образования. Она может быть полезна другим, тем, кто не согласен с этой деградацией, тем, кто не живет и не хочет жить по принципу «деградируй с нами, деградируй как мы, деградируй лучше нас». Перед такими людьми встает проблема: как жить в системе, если они ещё не готовы из неё выйти4 и при этом, пользуясь её возможностями и услугами, не деградировать вместе с ней и (или) по её команде? Как оставаясь вписанным в систему реализовывать свои потребности в росте и развитии, а не деградации «по свистку сверху»? Вот таким-то и может помочь авторский материал. Ведь он с одной стороны, привязан к системному курсу философии для среднего и высшего образования, а с другой — мягко выходит за границы системных привычек, обычаев и стереотипов, не нарушая при этом явно системное законодательство и правила игры. Да, не принято в системной философии слишком увлекаться незападной философией, наукой думать, внедрять в курс философии креативную ментальность от МВА, но ведь и не запрещено! Именно так и должен действовать при получении системного образования разумный студент: с одной стороны получить диплом без плохих оценок, но и получить полезные для себя знания и навыки, а не просто ту дребедень, за которую зачастую ставят в ВУЗах и школах хорошие отметки. Когда автор дал своим студентам новаторские темы рефератов по бизнес-мышлению, восточной философии, эзотерике, дугинской ноомахии — часть воспользовалась этой возможностью, а другие принесли скаченные с интернета рефераты со стандартным набором тем, так и не найдя в философии ничего интересного для себя. Полезной данная работа может быть и для преподавателей философии, которым постоянно приходится делать и модернизировать рабочие программы по своему предмету (отсюда можно что-то взять), для аспирантов и магистрантов, желающих как-то расширить свой кругозор, для тех, кто занимается репетиторством по философии, для всех кто интересуется философией и образованием, стремится к саморазвитию и расширению своего кругозора.

Итак, преимущества данного учебного пособия следующие:

— опора на нестандартные, креативные и новаторские учебники и книги С. Р. Аблеева, В. Н. Назарова, А. Г. Дугина и Ф. И. Гиренка, которые, однако, имеют все системные «сертификаты качества» и не могут отвергаться системно ориентированными преподавателями или администраторами по формальным основаниям.

— использование бизнес-философской литературы, которая, как правило, неоправданно игнорируется в большинстве учебных курсов по философии.

— отказ от евроцентризма и «западнизма» в видении и преподавании философии, глобальный, а не евроцентристкий подход к ней.

— отказ от игнорирования эзотерики и эзотерической философии, характерный для большинства современных курсов философии.

— более широкий набор тем для самостоятельного и или аудиторного изучения («Наука думать», «Философия пола и гендера», «Методология изучения философии» и др.).

— обширные списки новой и нестандартной литературы по означенным темам, в том числе отсутствующей в государственных библиотеках и подвергавшейся цензурным ограничениям (запрещенным Конституцией РФ).

— наличием литературы альтернативной официальной науке (эзотерика, религия, разведка, бизнес-менеджмент и т.д.).

— наличием ссылок на нестандартные обучающие материалы и курсы по философии: философско-музыкальные композиции, видеоматериалы по философии, книги высокого полиграфического качества с цветными иллюстрациями5, философско-художественные произведения, задачники по философии, схемы по философии С. Р. Аблеева и т. п. работы6.

— пониманием того, что философия вовсе не конечная стадия развития, а всего лишь ступень по направлению к мудрости7.

Все эти особенности и преимущества позволяют надеяться, что публикация данного труда будет не напрасной и поможет кому-то расширить свой кругозор, повысить результативность и качество своей учебы и саморазвития. В конце концов, по наблюдениям автора, даже сама комбинация и объединение неизвестной ранее читателю литературы и идей порой существенно продвигает человека в духовном и интеллектуальном плане. Ведь сегодня в результате узкой специализации многие даже не задумываются о полезных для них знаниях и идеях из смежных областей…

Более конкретно представленный в пособии учебно-познавательный материал может быть профессионально полезен и интересен для студентов обучающихся по таким направлениям подготовки как лингвистика, культурология, регионоведение и ряду других близких специальностей так как в данной работе чисто философский материал сопряжен с культурологическим и страноведческим знанием.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. План-конспекты лекций и семинаров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Её следы: Жукоцкая А. В. Несколько слов о «девестернизации» и ключе к сохранению национального суверенитета // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». — 2015. — №1 (13) — С. 110—114; Черненькая С. В. Действия врага или собственное равнодушие? // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». — 2015. — №1 (13) — С. 114—116. Авторы позже были в «награду» повышены в должности.

2

Михайлов В. В. Девестернизация преподавания философии как способ повышения культуры общества // Вестник Российского философского общества. — 2015. — №1. — С.113—114; Михайлов В. В. Девестернизация как ключ к сохранению национального суверенитета и решению глобальных проблем // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». — 2015. — №1 (13) — С. 100—110.

3

Социальные ограничения: структура и механика подавления человека. — М.: Издательство ЛКИ, 2011. — 280с. (4-е изд.).

4

Как Шаман В. Серкина.

5

Ачлей А. История Империй. — М.: Изд-во А. Жигульского, 2016. (Темы: «Философия истории», «Глобализация…». Читателю рекомендуется поработать с книгами А. Ачлея, изданными на хорошей бумаге, с цветными иллюстрациями и сравнить свои впечатления (и результаты) от их изучения со стандартными черно-белыми учебниками и книгами без иллюстраций и схем.

6

Например: Таранов П. С. 150 мудрецов и философов. В 2-х т. — Симферополь, 2000.

7

Изучением феномена мудрости занимался В. Н. Назаров, автор первого в России «системно признанного» учебника по эзотерике.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я