Изложена педагогика самореализации человека и связанные с нею инновации: понятия, принципы, учения, методики, технологии, методы обучения. Издание приурочено к 25-летию Центра дистанционного образования «Эйдос», в котором данная педагогика разработана и реализована на практике. Для педагогов, учёных, студентов учреждений высшего профессионального образования. Рекомендовано к изданию Ученым советом Института образования человека (Москва).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эйдос-педагогика. Образование как самореализация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Образование как образовывание
Из понимания человека, его образования как образовывания, вытекают следующие положения нашей Научной школы:
— Человек — творец.
— Человек — неисчерпаем. Его возможности безграничны.
— Человек потенциально равновелик миру, Вселенной.
— Миссия человека — самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.
— Смысл образования человека — реализация его возможностей.
Каждое из этих положений — элемент исходной системы проектирования и реализации образования человека.
Из перечисленных положений следуют толкования основных категорий образования человека.
— Образование — процесс и результат образовЫВания человека.
— Цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и миру.
— Образование есть деятельность ученика по созданию востребованных образовательных результатов — продуктов.
— Целеполагание и рефлексия — управляющие элементы образовательного процесса.
— Содержание образования — среда для самореализации человека.
— Компетентностный подход — договор между социумом и человеком.
— Результат образования — внутренние и внешние приращения ученика.
Иногда под образованием имеют в виду не образование человека, а то, что имеется и происходит вокруг него: школы, вузы, занятия, экзамены, учителей. Например, некоторым чиновникам удобно считать образованием то, за что можно легко отчитаться и на что потратить деньги: сдачу ЕГЭ, ремонт зданий, поставку компьютеров в школы, зарплату учителей и т. п. Все эти внешние объекты и процессы не являются образованием человека, хотя могут влиять на него.
• С педагогической точки зрения под образованием понимается именно образование человека.
Не система образования, не условия, при которых происходит образовательный процесс, и даже не стандарты есть образование. Сами по себе стандарты, учебники, экзамены, школы, учителя, методисты и министры нужны только для одного — для образования конкретных людей — учеников.
Аналогично под качеством образования следует понимать не процент сдавших ЕГЭ, количество поступивших в вузы или число победителей олимпиад. Под качеством образования понимаются свойства, черты, характеристики образовывающегося человека — его знания, навыки, компетентности, функциональную грамотность, а также степень реализации его миссии и целей.
• Человекосообразное образование — образование, которое происходит сообразно человеку, заложенному в нём образовательному потенциалу.
Такое образование соответствует образу человека, его миссии. Образ человека имеет общие для всех людей черты и индивидуальные особенности. Образ человека — не образец. В человеке есть как положительные, так и отрицательные черты. Ценностно-смысловая направленность каждого человека определяется им в ходе образования.
Основной целью и характеристикой человекосообразного образования является создание учащимися образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей.
Содержание образования — то, что в ученике
Образование «дать» невозможно, оно может лишь происходить. Содержание образования — то, что содержится в ученике, а не в стандартах или учебниках1.
• Содержание образования возникает в процессе образовательной деятельности учащегося.
Природосообразный подход сравнивает человека с семенем растения, в котором изначально заложен образ взрослого дерева. И задача учителя сродни садовнику, который создаёт условия для роста и развития.
Если понимать человека как «семя неизвестного растения», то следует признать наличие в нём внутреннего механизма самообразования, а под образованием человека следует понимать тогда как процесс, так и результат того, что образуется.
Под образовыванием мы понимаем процесс развития, становления, прироста человека, переход от потенциальной возможности к реальному проявлению в человеке различных аспектов его содержания.
• Образование — процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания.
В нашей дефиниции в качестве существенных признаков образования выделяются процессуальность, продуктивность и внутренняя исходность образовательного процесса. Предполагается, что внешняя составляющая образовательного процесса носит характер среды, взаимодействие человека с которой осуществляется с помощью технологических рамок деятельности. Но образование — это внутренний процесс человека, а не то, что имеется или происходит снаружи.
Образовательные области общего образования с позиций человекосообразности равнозначно представлены в учебном плане Комплексного образовательного стандарта:
1) Основы жизнедеятельности человека.
2) Основы человеческой культуры.
3) Основы наук, техники, технологий.
4) Производство, труд и коммуникации в социуме.
Каждая из областей имеет знаниево-предметную и деятельностно-компетентностную компоненту.
Доктрина образования человека
В настоящее время в России отсутствует официальная национальная доктрина образования. Считаем это ошибкой.
В 2014—2015 гг. наша Научная школа разработала проект Доктрины образования человека в Российской Федерации2, в которой декларируются права и нормы образования с позиций человека. Данный проект был направлен Президенту РФ, Правительству РФ, ГосДуме, Минобрнауки РФ с предложением начать разработку и последующее принятие Доктрины образования человека в РФ. Полученные ответы пока не привели к необходимым результатам.
Материалы о Доктрине, в том числе ответы официальных лиц на наши обращения опубликованы на сайте Института образования человека3.
Фрагмент Доктрины:
II. Миссия человека и его образования
2.1. Человек есть основная ценность и адресат системы образования страны.
2.2. Основная цель национальной системы образования — самореализация каждого человека по отношению к себе и окружающему его миру. Государство обеспечивает каждого своего гражданина правом на его образование и условиями реализации этого права.
2.3. Каждый человек — уникальное создание, имеющее собственную миссию (назначение) в мире. Человек вправе претендовать на содержание своего внутреннего мира, которое создаётся и развивается в ходе его образования.
2.4. Каждый человек имеет право на обучение и образование на всём протяжении своей жизни независимо от гражданского статуса, текущего положения, должности, а также других его функций и особенностей.
2.5. Каждый человек вправе определять свою миссию, цели и образовательный путь в соотнесении с требованиями, нормами, традициями, стандартами, устанавливаемыми другими субъектами (заказчиками) образования, каковыми являются его родители (опекуны), семья, род, образовательные учреждения, педагоги, социум, регион, страна, мир, человечество
Работа над Доктриной образования человека продолжается.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эйдос-педагогика. Образование как самореализация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Хуторской А. В. Содержание образования — то, что в ученике, а не в стандартах // Эйдос. — 2023. — №2. — С.15. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54124704