Психотерапия – это просто. Искусство исцеления души

Андрей Павлович Попов

Книга для желающих научиться понимать других и себя. Простым языком, на бытовых примерах описаны базовые навыки психологически правильного общения с людьми. Книга ориентирована на начинающего психотерапевта, она будет полезна психологу, социальному работнику, педагогу и любому человеку, который желает гармонично общаться с другими людьми.

Оглавление

Немного теории

Если вы психолог по образованию, то нижеследующая глава может показаться вам скучной, и её можно пропустить, но для читателя без специальных знаний она должна стать ключом к пониманию дальнейшего материала.

Для работы с человеком нужно принимать во внимание то, как он устроен. Это логично, ведь если мы хотим починить тот же автомобиль, необходимо понимать его устройство и принципы функционирования. С человеком то же самое, и он не многим сложнее автомобиля. Да, физиология организма и принципы работы мозга непросты, но знать всё и не обязательно — всего даже учёные не знают. Помните, главное понять основной принцип, а детали уже будут добавляться по мере надобности.

В психологии есть три способа понимания человеком человека:

· Первый — когда мы со стороны наблюдаем и описываем процессы, происходящие в голове наблюдаемого, строим теории о том, как работает его мозг, какие в нём выделяются вещества, кто когда и как его запрограммировал, анализируем его эмоции, поведение и так далее.

· Второй — это описание того, как сам человек видит мир изнутри, как его чувствует и переживает. Такой способ менее научный, но более глубокий, так как все мы люди, все мы устроены одинаково и поэтому очень похожи. Если я могу понять себя изнутри, то, возможно, не так уж важно, как это выглядит снаружи. А встав на место другого человека, можно как бы через себя понять его чувства, поведение и так далее.

· Третий способ — это межличностная коммуникация, когда один человек напрямую общается с другим, и при этом происходят процессы как в каждом из них, так и между ними. Возникает некое общее поле взаимодействия, которое тоже можно изучать, хотя оно не так очевидно. Человек — существо социальное, поэтому отношения с людьми во многом его определяют.

Можно, конечно, просто наблюдать за поведением человека или группы людей со стороны, как за животными, не вникая в психологические процессы, но в нашем веке такой подход кажется примитивным, а потому себя изжил. Метод изучения поведения без понимания его причин видится как ненаучный и применяется разве что к братьям нашим меньшим.

Психология объединяет не только поведение, но и физиологию нервной системы, биохимию мозга и организма, эмоции и чувства, электромагнитные процессы в организме, мышление, свойства разума, программы, управляющие человеком, их происхождение, работу и возможность на эту сложную систему направленно воздействовать. Место и роль человека в группе, его отношения с окружающими, особенно с близкими людьми, тоже входят в круг интересов науки. То есть современная психология рассматривает человека комплексно, учитывая всё: от гормонального фона и генетических особенностей, до жизненных целей и системы ценностей, но нам по-прежнему нужна только общая схема современного понимания устройства человеческой психики, детали мы опускаем.

Психику человека можно сравнить со слоями почвы, где самые древние залегают в основании, а более молодые — ближе к поверхности. Нам кажется, что земелька чёрная и покрыта травкой, однако это только тонкий верхний слой грунта, а под ним песок, глина, различные осадочные породы, уголь, нефть, окаменелые кости динозавров и где-то совсем глубоко — базальтовое основание земной коры. Чем глубже, тем плотнее, древнее и основательней, хотя пользуется человек в основном самым верхним слоем почвы.

Исходя из этой аналогии понимания принципов устройства, можно представить психику (не мозг) человека, состоящую из нескольких уровней. В самой глубине лежит простой, древний и фундаментальный пласт — это физиология и генетические особенности. Против тела никуда не попрёшь. Обычно люди физически очень схожи, но если человек родился с некоторым дефектом или лишился части мозга, то и часть функций психики для него потеряна. Можно спорить об исключениях, но в целом оно так.

Затем выделим пласт инстинктов, которые управляют телом и желаниями через эндокринную систему так же, как это происходит у любой другой зверюшки. Мы на что-то реагируем, чего-то хотим, чего-то избегаем, независимо от возраста, воспитания и традиций общества, в котором живём. Если мы получаем желаемое, то испытываем «положительные» переживания, а если нет, или получаем не желаемое, то «отрицательные».

Следующий уровень — это адаптация к реальности, то есть опыт и приспособление. В основе опыта всегда лежит травма, и это не есть зло. Рождение — это травма, первый вздох, первый луч света, но мы не погибаем от выпавших страданий, а начинаем от них как-то защищаться, вырабатываем иммунитет. Травмы создаёт окружающая нас природа, посторонние люди, общество и даже собственная семья, и это неизбежно. Если психика выработала иммунитет к той или иной травме, то человек приспособился и стал сильней, а если не смогла, то получается дефект или хроническая болячка, которая может впоследствии осложнять жизнь.

Дальше можно расположить уровень социальной активности и общественного статуса. Человек хочет занимать определённое место в семье и в мире, он ориентируется на отношение к себе окружающих, хочет быть принятым, значимым, полезным. Без других людей человек теряет себя, можно даже сказать, что человечество — это некий организм, вне которого люди жить не могут, поэтому механизмы межличностной коммуникации очень важны для психики человека.

Ещё более высокий уровень — это когнитивное научение и программы. Люди — существа говорящие, и с тех пор, как ребёнок начинает понимать речь, взрослые принимаются его усиленно программировать. Часть этих программ полезные, такие как мытьё рук или пользование вилкой для еды, а какие-то могут оказаться вредоносными и сделать человека алкоголиком или преступником. Словесные программы всегда лишь часть дрессировки человека, и они не работают без примера, системы поощрений, наказаний и ожиданий. Часто процесс воспитания незаметен и непроизволен, например, ожидания трудно обнаружить, и только когда они сопровождаются словесной командой, то всё становится очевидным.

Ближе к поверхности располагается уровень идей, идеалов, рассуждений и помыслов, опираясь на которые человек пытается выстраивать собственное поведение или его объяснять. Человек — существо сложное, противоречивое, а психика его не терпит противоречий, поэтому она постоянно генерирует в своём представлении некоторую картину мира, которая сможет примирить собственные примитивные влечения и общественные интересы.

И на самой поверхности покрывает всё слой осознания самого себя, собственного опыта, собственных целей и смыслов, выходящих за рамки инстинктивных влечений и социальных установок. Этот слой самый эволюционно молодой, самый хрупкий, но и самый ценный, как плодородная почва над песками и суглинками.

Если упростить схему, то можно сказать, что в основе психики человека лежат три составляющих: это его природные качества, его воспитание обществом и его самосознание и высшие свойства психики.

Эта, казалось бы, простая схема влечёт за собой неизбежные и важные для нас выводы:

· Такие базовые уровни психики, как инстинкты, физические особенности и врождённые черты характера не могут быть плохими или хорошими, они почти не поддаются корректировке, и вообще менять природу чаще всего бессмысленно.

· Сам человек волевым усилием может изменить или повлиять только на самые поверхностные части своей психики, связанные с простыми выборами и недолгосрочными действиями. У него есть потенциал для самосознания, самообучения, но свобода сильно ограничена.

· Большая часть того, что человек делает, думает и переживает, есть реализация заложенных в него программ, которые, с одной стороны, управляют его жизнью, с другой, привнесены извне в детском возрасте, навязаны обществом и почти не заметны для самого человека.

Теперь мы можем обозначить возможности и задачи психотерапии: помочь клиенту изменить те программы, которые, управляя его психикой, приводят к неадекватным результатам. Это могут быть расстройства поведения, настроения, физические недомогания, расстройства мышления и что-нибудь ещё, но только то, что связанно с неадекватно полученной информацией или дурной привычкой.

Ещё раз подчеркну: психотерапия это не чудо, не исправление мозга и не принуждение измениться со стороны самого человека или извне. Психотерапия — это тонкая настройка некоторых программ, участвующих в работе психики.

Если вдумчивый читатель спросит о критериях адекватности информации, получаемой человеком при воспитании, то, чтобы не уходить в философию, я предложу опираться на искреннюю любовь и заботу окружающих, которые естественным образом чувствуют, что есть благо, а что приносит вред.

Когда мастер настраивает, например, рояль, то чаще всего ему достаточно совсем немного подтянуть отдельные струны, и вместо какофонии появится гармония. Природа и жизненный опыт делают из человека сложный, почти универсальный инструмент, и чтобы он заработал безупречно, иногда достаточно чуть-чуть пошевелить пару струн души.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я