Психотерапия – это просто. Искусство исцеления души

Андрей Павлович Попов

Книга для желающих научиться понимать других и себя. Простым языком, на бытовых примерах описаны базовые навыки психологически правильного общения с людьми. Книга ориентирована на начинающего психотерапевта, она будет полезна психологу, социальному работнику, педагогу и любому человеку, который желает гармонично общаться с другими людьми.

Оглавление

Как, зачем и кому я помогаю

Мне кажется, что любой приличный человек просто обязан быть психотерапевтом хоть немного. Равно и наоборот, хороший психотерапевт должен быть приличным человеком.

Что же я подразумеваю под этим определением — приличный человек? Думаю, то же, что имеет в виду традиция понимания этого словосочетания — человек, лишённый таких низменных качеств, как трусость, глупость, лень, вороватость, лживость, жестокость, и наделённый такими благородными свойствами, как разум, воля, честность, уважение, сострадание. Можно рассуждать, что на каждого мудреца довольно простоты, что многое зависит от воспитания, социального статуса, жизненного опыта, и я с этим соглашусь, но несмотря на все оговорки приличные люди всё же существуют. Дело в том, что, как я упоминал выше, в каждом разумном человеке есть воля, намерение и сознание, и при прочих равных условиях человек может направлять себя как в сторону развития и проявления благородных черт характера, так и в сторону реализации низменных. При очень трудных условиях жизни человек может стать благородным разбойником, пламенным революционером или даже нищим, имеющим собственное достоинство, равно как в ситуации благоприятной может стать кровожадным императором или скотоподобным олигархом. Понятно, что в нищете озлобиться легче, чем при благополучии, а избыток власти развращает, но раз есть исключения, то нет строгого предопределения. Как бы ни складывались обстоятельства, похоже, что выбор есть всегда.

Если вы, дорогой читатель, заинтересовались темой человеческой психологии и читаете эту книгу, то, скорее всего, вы не нищий и не разбойник, а человек приличный или стремящийся таковым быть. Поэтому я буду излагать дальнейшие мысли на понятном нам с вами основании, с точки зрения уважения к клиенту и заботы о нём.

Кому же стоит помогать? В первую очередь тому, кто обратился, ведь если человек дошёл до врача, то ему нужна какая-то помощь. Вторым поводом работать с клиентом является его готовность платить за это и наличие проблематики, которая его беспокоит, хотя вполне нормально, если клиент не понимает того, что с ним происходит, и плохо представляет результат работы. Дело в том, что психотерапия — это отрасль медицины, имеющая свою теорию болезней, методику лечения и представления о результатах этого лечения. В древности врач был важным человеком, так как люди часто болели и регулярно получали различные травмы. В те далёкие времена не было понятия о гигиене, а физическая агрессия и насилие считались делом заурядным. Человечество развивалось, и на каком-то этапе стало очевидным, что мыться проще, чем болеть, и жестокое обращение друг с другом ни к чему хорошему не ведёт. Кое-как мы научились соблюдать элементарные правила, и в результате уровень смертности теперь гораздо ниже, чем, скажем, двести лет назад.

Подобное произошло в области человеческой психологии, где сложились представления о душевном здоровье и безопасной среде обитания, которые обывателю подчас не кажутся столь очевидными. Процесс этот шёл медленно. Становиться более чистым и менее жестоким человек долго не хотел и упорствовал в своей ограниченности. Сегодня мы хотим верить, что тёмные времена позади, однако с точки зрения психологии это не совсем так. Понятия психогигиены и психологического насилия вызывают у наших современников такой же скептицизм, как у средневекового феодала разговоры о гуманизме и уважении к страданиям вассалов. Зачастую мы всё так же бессмысленно жестоки и тупы в этом отношении, тем более, что душевные раны менее заметны может поэтому в обществе до сих пор к проблеме смягчения нравов относятся без должного внимания. Наш мир всё так же груб и нелеп, просто по собственному жестокосердию мы этого не замечаем. Пришедший к вам человек может жить в ужасных условиях, может постоянно страдать и порождать страдания, но сам этого не замечать, привыкнув к ежедневной внутренней боли. Однако если вы хотите быть терапевтом душ, то вам придётся видеть и эти души, и раны их покрывающие, слышать их голоса, понимать язык и прикасаться к ним своей душой.

Чтобы понять что-то сложное и абстрактное, полезно сопоставить это с чем-то понятным и конкретным, и если аналогия будет адекватна, то сложное станет проще для понимания. Психику трудно себе представить — это некий абстрактный феномен. Однако если заменить слово психика простым синонимом душа, то возникнет хоть и неточный, но вполне понятный образ. Давайте, используя аналогию физического и душевного здоровья, представим, что душа человека имеет вид такой же, как и тело. В тех местах, где человек часто испытывает грубое воздействие, душа становится бесчувственной, зажившие травмы оставляют на ней рубцы и шрамы, свежие раны кровоточат, они ещё болят и сочатся страхом, отчаянием и злобой. Но есть и глубокие травмы детства, которые человек прячет. Из этих травм торчат занозы и инородные тела, они разбухают, деформируют плоть, сковывают движение, смердят гнилью и зияют пустотой. И человек по привычке их как-то прикрывает, прячет, бережёт и всячески делает вид, что с ним всё в порядке.

Любая не вылеченная травма — это повод для терапии, а травма детства требует работы кропотливой, аккуратной и долговременной.

Обычно человек сам хочет быть здоровым, даже если не признаёт в себе болезней, поэтому он ищет помощи, пытается как-то справиться, обращается к специалистам, изучает проблематику и пробует подобрать себе лекарство. Если вы слушаете не только то, что говорит человек, а наблюдаете за тем, о чём он говорит часто и экспрессивно, то с большой долей вероятности можете угадать мучающую его проблематику. Необязательно для этого разбираться в диагнозах, ведь даже собака видит, когда человеку больно, а тем более это может понять и почувствовать внимательный собеседник.

Что делать, если вы видите, что человеку нужна помощь? Здесь есть два противоположных золотых правила: помогай каждому, кто нуждается, и не помогай если не просят.

Как совместить эти два противоречащих друг другу утверждения? Вспомним пример с дантистом. Хороший врач будет лечить только того, кто лежит у него в кресле, и не станет приставать с бормашиной к прохожим. При этом пациент уверен, что лечение будет максимально безопасным и ничего вредоносного доктор не сделает.

С психологом так же — благодаря своим знаниям он безопасен в общении, весьма проницателен и понимает проблемы и трудности людей, но станет работать и помогать только в режиме платного приёма на определённых условиях. Безопасен не значит приятен или будет улыбаться и сюсюкать — это значит, что психолог не причинит пациенту вреда. Говоря честно, придётся признать, что любое безопасное общение — это вид терапии. Поэтому со временем хороший психотерапевт приучает себя общаться нейтрально и избегать встреч с клиентами вне работы. Профессия накладывает отпечаток, деформирует его личность, и специалисту приходится заботиться о том, чтобы оставаться обычным человеком вне кабинета, а не продолжать лечить близких и посторонних по инерции.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я