Псалтырь. Наука о Ветхом Завете

Андрей Евгеньевич Тихомиров

Псалтирь – одна из книг Ветхого Завета (у иудеев – «Книга хвалений»), причисляемая к разряду учительных. Называется так потому, что большая часть псалмов содержит в себе хваление, благодарение богу. Аналогия с рабовладельческим обществом, когда рабы хвалили своего рабовладельца, рабы называли его «господь». Общий смысл уничижения, с точки зрения верующих, крайне прост и исходит из принципа талиона: ты – мне, я – тебе, бог за рабское послушание и повиновение даст якобы «райское наслаждение».

Оглавление

Псалом 13

1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. (С точки зрения древнего человека, всё-де совершается по повелению бога, такая трактовка очень выгодна тем, кто с этого получает мзду и прокорм, то есть священникам и жрецам, для них те, кто не способствует их власти — развратные и гнусные люди, которые не делают добро. Добро, с точки зрения жрецов-священников, — постоянное их восхваление и получение прокорма и мзды).

2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. (Якобы некий бог живёт на небесах, он-де смотрит и ищет тех, кто готов быть рабом для жрецов и священников, понятное дело, такая трактовка выгодна опять-таки священникам и жрецам).

3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. (Никто не хочет кормить и восхвалять бездельников и тунеядцев — жрецов и священников).

4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа? (Господин бог, с небес, мол, никак не может вразумить беззаконников. Опять-таки, с точки зрения религиозного мировоззрения, всезнающий и всепредвидящий господин бог не знал, что так будет, значит, это совершенно не всезнающий и всепредвидящий, а обыкновенный жрец-шарлатан).

5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных. (Опять понятно, что жрецы постоянно воздействовали на своих адептов страхом, а праведные это те, кто был послушным рабом для жрецов и священников).

6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его. (Бедный и нищий, мол, должен уповать, надеяться только на господина бога, то есть помощь «высших сил». а будет она или нет большой вопрос, так как нищие и бедные постоянно увеличивались).

7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль. (Якобы освобождение израильтянам связано только с помощью «высших сил», а представляют эти самые «высшие силы» — жрецы-священники).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я