«Я всегда любил московское метро, с юности, даже с раннего детства. „Мне в моем метро никогда не тесно, потому что с детства, оно как песня, где вместо припева, вместо припева: стойте справа, проходите слева…“ Попробуйте произнести это самое „с раннего детства“ скороговоркой. Что получится? Таким оно и было! Счастье-то какое! Ведь естественно же! Каким же еще должно быть детство! Я другого и не знал. Папа покойный – военный, скромный, до высоких чинов не дослужился, мама, тоже давно уже покойница, – учительница младших классов. И детство соответствующее. Булат Шалвович ухватил за самое то – за детство. Никогда не тесно, стой справа, шагай слева…»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Похищение Европы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Паня может еще записочку написать
Я стою перед Паней с такими же пионами и глупо ухмыляюсь.
— Вы кто? — спрашивает она подозрительно и оглядывает меня с ног до головы.
Эдит похожа на Паню только огромной грудью. Остальное у Пани свое — маленький рост, рыжая кудрявая головка с заметной проседью, мелкие добрые зеленые глазки и полные, щедрые руки. У нее еще синяя бородавка у носа-картошки, справа.
— Я Антон Суходольский. Антон Анатольевич. Курьер.
— Наркотики возите? — юмор у них тоже один. Общий, то есть.
— Не доверяют. Бумаги разные. А что там за ними, не знаю. Клянусь морфием!
— Вы что свататься пришли?
— К вам?
— Вопросом на вопрос отвечают только неучи… и хитрые евреи. Вы меня, что, оскорблять явились?
— Нет. Извините. Глупая шутка. Я не буду ни к кому свататься, — и тут же протягиваю ей букет, обернутый в тонкую белую бумагу. — Это вам цветы. Эдит сказала, вы любите пионы.
Она неожиданно улыбается очень кокетливо, жеманно. Берет цветы в полные руки и зарывается в розовые провалы между белыми лепестками смешным носом-картошкой. Шумно втягивает воздух. Потом недовольно отстраняется.
— Что они сделали с цветами! Они теперь все пахнут бумагой, в которую завернуты. Пахнут нынче только люди в метро. И то отвратительно.
Мы все еще стоим в дверях их старой квартиры в сталинском ампирно-вампирном доме.
Паня, не убирая носа из цветов, отступает назад. Я захожу и ударяюсь головой о вешалку, криво свисающую сверху.
— Герка, сволочь! Сколько раз говорила, почини! Пьяница чертов!
Я иду за ней в большую гостиную, темную из-за задернутых штор и несвежих стен. Паня кивает мне как-то неопределенно и исчезает куда-то. Через пару минут она возвращается назад с трехлитровой банкой, полной водой. Из банки торчат мои пионы. Я все еще стою посередине комнаты, у круглого стола.
— Знаете, почему раньше столы были круглые, а теперь квадратные?
— Вычисление квадратуры круга дошло до абсурда?
— Остроумно! Это не вы придумали.
— Квадратуру круга не я, а остальное мое. Вы обязаны ссылаться. Антон Суходольский, лимитед.
— Лимитчик?
— Нет. Лимитед. Но это неважно.
— Так вот, лимитчик, раньше люди садились в круг и любили друг друга по кругу, то есть нежно и обтекаемо. И уважали так же. А теперь каждый норовит усесться во главу стола. Сейчас забыли, что главой стола признает только круг, а теперь кто первый, того и тапки. У нас круглый стол.
Я киваю, топчусь.
— Да садитесь вы! — Паня ставит банку на центр стола и ногой отодвигает мне тяжеленный стул с дырявой обивкой.
Я сажусь и удивляюсь, что такая древность не скрипит, а очень даже крепкая еще.
— Вы принесли мою записку? — вдруг спрашивает она строго и совсем так же, как ее дочь, сводит невидимые бровки над переносицей.
— Эдит ее разорвала. У меня больше нет вашего автографа.
— И правильно! Я еще нарисую. Сколько потребуется.
— А зачем?
— Чтобы помнили… И уважали. У нас круглый стол.
— Это правильно.
— А где Эдит? — Паня вдруг вспоминает, что я явился один.
— Прислала меня сюда одного в авангарде, а сама пошла в гастроном.
— За вином пошла. У нас тут из-за Герки спиртное не держат.
— Слышал.
— Тут и слышать нечего. Достаточно на него только мельком взглянуть. Может не есть днями подряд, зато, что касается выпивки… Отец его не пил, дед не пил, а этот!..
— Аристотель и Софокл?
— Что! — вдруг Паня вскакивает и хохочет, утирая слезы, которые катятся по ее полным, с красными прожилками, щекам.
Я смущаюсь, не знаю, куда деть руки. Похоже, Эдит мне наврала об именах.
— Это моя дочь вам так сказала? Она стало быть Эдит Аристотиелевна?
— Да, именно. А ваш сын… — я запинаюсь, но произношу все же: — Геродот Аристотиелевич.
— А муж, стало быть, Аристотель Софоклиевич?
— Именно.
— А я?
— А вы Прасковья. Паня, стало быть, для домашних.
— Ну, стерва!
Паня делается вдруг серьезной.
— Иваном звали моего покойного мужа, а не Аристотелем. Сын действительно Геродот. Иван его так назвал. А дочь — Эдит. Это уже моя идея. А я — Александра Семеновна. Паней меня с детства все зовут, потому что я откликалась на это имя… то есть прибегала, когда нашу кошку звали. Вот она как раз Паней была. Кошка давно умерла, а имя осталось… пожизненно. Моим стало.
Я развожу руками и вздыхаю шумно.
— Эдит Ивановна она, — Паня говорит, скорее даже, произносит это, будто вслушиваясь в музыку своих слов, — А сын — Геродот Иванович. Звучит?
— Кошмар! — отвечаю я, желая немедленно отомстить за свой позор, за розыгрыш.
— Верно. Кошмар. Издевательство. А Эдит Ивановна? Ну, все-таки?!
— Почти как кукла из театра Образцова.
— А это чушь! Это хорошо звучит. Необычно. Эдит Ивановна Боголюбова.
— Как Боголюбова!
— А вот так — Боголюбова.
— Она сказала, бога нет.
— Как так нет! Мы-то есть! Значит, и Он есть.
— Это не доказательство.
— Да?! А что доказательство?
— Наличие Сатаны. Раз есть Сатана, значит есть и Бог.
— А вот это уж дудки! Потому что Сатана всегда есть.
В двери энергично крутится ключ. В комнату заходит Эдит Ивановна Боголюбова и ставит на столь пластиковый пакет, из которого торчит горлышко темной бутылки. В пакете еще много всякой всячины.
— Ну, Эдит Аристотелевна Боганетова!.. — весело говорит Паня.
— Она тебе наврала, — спокойно говорит Эдит и царапает меня не то кошачьим, не то тигриным взглядом, — Небось сказала, что я Ивановна, а она Александра Семеновна по прозвищу Паня? Ведь так?
— Так. И еще, что вы Боголюбовы. Вы — доказательство существования Бога.
— Бога нет! — говорит, словно стреляет одиночными выстрелами Эдит. — Нет Боголюбовых. Паня — Прасковья. Отец — Аристотель, дед — Софокл, а ты — законченный болван. Ты не Энтони. Ты — Антон.
Я размышляю, обидеться мне или нет. Если обидеться, то надо сразу же уйти. А как же все остальное? А ее грудь, а всяческое доверие? А на руках из кухни в постель? Неужели больше не повторится? Из-за таких глупостей!
Решаю свести все к шутке.
— Хорошо. Тогда я тебе еще не все сказал о себе. Каюсь.
— Час от часу не легче! Говори немедленно! Ты — негр?
— Был. Танзанийским негром. Мне пересадили кожу одного отвратительного белого расиста. В наказание — и ему, и мне! На самом деле меня зовут Кенан. А фамилия еще хуже — Ананас по отцу и Банан по матери.
— Это ничего еще! Нормально даже, — вдруг серьезно заявляет Паня, — Только вы ей не верьте. Мы Боголюбовы, а муж мой Иван Иванович, так же, как я Александра Семеновна. Хотите, я вам паспорт покажу? Хотя… танзанийские негры по-русски не читают.
Мы все трое вдруг хохочем, долго не можем остановиться, и я сразу понимаю, что любил их уже очень давно, даже когда еще не знал.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Похищение Европы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других