Средняя Азия, конец восьмидесятых годов ХХ века. Размеренная жизнь ученого-экономиста Бориса Шварцмана в один день превращается в кошмар: погони, стрельба, противодействия спецслужб, притом каждая преследует свои цели. Крупнейший город Ташкент, загадочный и совсем не исследованный Устюрт, который находится всего в часе лета от цивилизованных мест! Успеет ли Борис покинуть страну, вы узнаете, прочитав новый боевик популярного автора Анатолия Сарычева.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гражданин СССР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава четвертая
Второе продолжение рассказа бабушки. Откуда взялись сокровища семьи Шварцманов.
Едва за врачом захлопнулась дверь автомобиля, как Борис вернулся в дом и застал всю семью на веранде в полном составе.
Усевшись за стол, Борис первым делом спросил:
— Вы же ехали в Ташкент, а почему вы остановились в Бухаре?
— Обстановка в России в пятнадцатом году была очень сложная. Шла Первая Мировая Война, в которой участвовала Россия. А на Закавказской магистрали всегда было полно английских и немецких шпионов, которых ловили полиция, жандармы и контрразведка!
Да и провоз Маши через всю страну не мог остаться без внимания жандармов! Тем более ее «чудесное» исчезновение в Бахардене! Только присутствие высокопоставленных бухарских чиновников наших вагонах, останавливало жандармов от нашего немедленного ареста! Пришлось на ходу импровизировать и скрываться! Мне, по крайней мере, как мужу Маши, сулил, если не арест, но очень долгое следствие и обязательная высылка в Россию, охваченную войной! Это все нам объяснил Игналов и предложил немного пожить у него в доме в Бухаре! — темпераментно заявил дедушка, одним глотком выпивая рюмку коньяка.
— Откуда взялись евреи в Средней Азии? — спросил Борис, смотря на бабушку, которая скромно сидела за столом.
— Вопрос, конечно, интересный, но довольно длинный, — неожиданно начал рассказывать отец, поднимая голову.
— Папа! Расскажите, пожалуйста! В кои века собрались всей семьей! Дети спят, а завтра у нас выходной! — попросила Фира, появившаяся за столом.
— Жил в древности знаменитый персидский шах Йездегердт [65], который почему-то увлекся иудаизмом и настолько, что женился на дочери иудейского государя шаха Гуна — бар Натана [66], который был прямым потомком израильского царя Давида [67].
У царя родились три сына.
Старший сын Бахрам Пятый, занял после отца персидский престол и стал шахиншахом. Второй сын Нарсэ стал наместником провинции Хорасан, которая включала в себя города Самарканд, Мерв, Бухара, — тяжело вздохнул дедушка, и отпил глоток чая.
— Куда делся третий сын? — попробовала уточнить Фира, напряженно всматриваясь в дедушку.
— Не помню. Старый стал, голова не так соображает! — попытался уйти в сторону от вопроса дедушка, снова отпивая глоток чая.
— Вернемся к нашим азиатским родственникам! — пришел на помощь дедушке Борис, укоризненно смотря на свою жену.
— Термин — бухарские евреи, означает евреи города Бухары и бухарского эмирата. Но евреи жили не только в бухарском эмирате, но и в Кокандском и Хивинском ханствах. Самоназвание евреев было яхуди, что в переводе означает иудей и немного созвучно по названию. Часто евреев называю джугут, которое пошло со времен зороастрийских и Сасанидских империй. До присоединения Средней Азии к России часто употреблялся термин евреи — азиаты, для обозначения купцов — евреев из Средней Азии. После присоединения Средней Азии к России по отношении к евреям Кокандского Ханства применялся термин туземные евреи. В Кокандском ханстве евреев насильственно обращали в ислам, и они ассимилировали путем смешанных браков. В Коканде были очень сильные и богатые купцы с еврейскими корнями такие как Мастовы, Самандаровы, которые не растеряли свое богатство и при Советской власти, — тяжело вздохнул дедушка.
— В каких городах Средней Азии жили евреи? — спросила неугомонная Фира.
«Ей стоит задавать такие вопросы. Она ведь приехала из Белоруссии и местной специфики не знает!» — попытался найти оправдание настойчивости своей жены Борис, внимательно слушая рассказ, обычно молчаливого дедушки.
— В Узбекистане было довольно много еврейских махалля [68], которые были расположены в основном в крупных городах:
Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Навои, Хатырчи, Шахрисабсе, Карши, Ката-Кургане, Андижане, Намангане, Фергане, Хиве, Ургенче.
Но были махалля и в других республиках:
Туркмении — Ашхабад, Мары, Чарджоу, Байрам — Али, Керки.
В Казахстане: Чимкент, Джамбул, по старому Тараз, Казалинск.
В Таджикистане: Душанбе, Худжанд.
В Киргизии: Бешпек, Ош.
— Извини папа! — вмешался отец Бориса.
— Вы так молодежи совсем голову задурите! Евреи селились в Средней Азии намного раньше! Они попадали с Азию сначала как рабы, а потом организовывалась в общины!
Особо надо вспомнить вавилонского царя Навуходоносора Второго, который захватил Иудею и вывез часть населения в Вавилонию! И в 539 году до нашей эры произошло завоевание Нововавилонского царство персидским царем Киром Вторым Великим, который и освободил евреев — иудян (так тогда называли евреев) и издал декрет об освобождении евреев — иудян из плена и позволения вернуться из плена в Иудею.
Не все евреи вернулись в Иудею, а многие остались в Вавилонии, да и немало иудян завербовались в персидскую армию, так как после окончания действительной службы ветераны получали приличные земельные наделы и пенсию, на которую семья могла безбедно существовать.
Уже через сто лет после правления Кира Второго Великого при персидском царе Артаксерксе Первом [69] евреи имеют организованные общины по всем сатрапиям, то есть областям персидской державы!
Вторая волна евреев — переселенцев прибыла в Среднюю Азию в правление Артаксеркса Первого..
Тогда же евреи наладили торговые и общественные отношения между общинами, которые существовали и развивались почти четырнадцать веков! — поднял вверх указательный палец отец.
Мама тотчас налила отцу чая.
Отпив пару глотков из пиалы, отец благодарно кивнул и продолжил рассказ:
— В начале четырнадцатого века в Среднюю Азию с севера под руководством Мухаммеда Шейбани вторглись кочевые узбеки и основали Государство Шейбанидов, из которого возникло Бухарское ханство и в Хорезме Хивинское ханство. Одновременно с этими событиями в Персии к власти пришли Сефевиды, которые начали переделывать Азию! Они организовали Сефевидское государство. Кочевые узбеки были суннитами [70], а Сефевиды — шиитами [71]!
И контакты между евреями Персии и Средней Азии ослабли! Единая община евреев, которая просуществовала десять веков, распалась на общины персидских евреев и бухаро-афганских евреев! Бухаро-афганская община в связи с образованием Дуранийской империи [72] распалась на афганских и бухарских евреев.
Теперь перейдем ближе к нашему времени!
В тысяча семьсот сороковом году Бухарское и Хивинские ханства, без Кокандского ханства, перешли под контроль Ирана, который тогда возглавлял Надир — шах.
Когда только Надир — Шах пришел к власти, то он очень плохо, если не сказать больше, относился к евреям. В угоду шаху приближенные даже устроили погром хамаданских евреев, но потом Надир — Шах резко переменился, практически стал другим человеком, и стал покровительствовать евреям.
— Почему это произошло? Просто так ничего не бывает! То был врагом евреев, то стал другом! — темпераментно воскликнула Фира, смотря на рассказчика горящими глазами.
«Надо изучать историю еврейского народа! Дедушка и отец — вон сколько знают, а я в этом плане на уровне ЦПШ [73]!
Надо подождать пока все разойдутся и рассказать бабушке о предложении КГБшника! Бабушка обязательно даст умный совет!» — сам себя укорил себя Борис и одновременно дав себе зарок обязательно поговорить с бабушкой сегодня же, несмотря на позднее время.
Взяв литровый чайник, Борис пошел на кухню и, заварив свежий чай, принес обратно, аккуратно поставив в центр стола.
— Давайте еще коньячку выпьем! — предложил отец, разливая коньяк по рюмкам.
Все выпили, но Фира, уставилась на отца с немой просьбой. Отец, усмехнувшись, снова начал рассказывать:
— В тысяча семьсот сорок первом году, Надир — Шах воевал в Азербайджане и овладел Кубой [74], где еврейская часть города отделялась от мусульманской рекой и представляла как бы отдельный самостоятельный город.
Во время богослужения, Надир — шах вошел в самую большую синагогу горда, с обнаженным коротким мечом и, с угрожающим видом приблизился к кафедре, требуя от читающего Сефер-тору [75] отречься от Иудейской религии и принять ислам.
Раввин гордо отказался, предпочитая смерть принятию ислама.
Тогда Надир — шах поднял свой меч и ударил раввина, который в этот момент машинально поднял Тору над своей головой.
Меч Надир — Шаха наполовину разрубил свиток и серебряный футляр, в котором хранилась Тора, и застрял в нем!
Надир-Шах, видя такое чудо, стал умолять раввина простить его и прочесть прощальную молитву за него! То есть за то, что он посмел поднять руку на священное Писание Пророка.
Надир-шах угрожал сжечь не только еврейскую общину, но и весь город, если раввин откажется выполнить его просьбу.
Но раввин наотрез отказался!
Но и не только отказался, но и сам обрушался на шаха со словами: «Кайся, несчастный! Кайся, злодей!» — кричал раввин, размахивая руками.
«Ты надругался над пророком, осквернил Божий дом и хочешь получить от меня прощение! Не бывать этому! Кайся! Иначе не будет у тебя удачи ни в бою и ни в счастье!»
Надир-шах задрожал от страха, хотя был очень смелым человеком, порвал на себе одежду, упал на колени перед раввином и снова попросил прощения.
Раввин прочитал что-то на иврите, видимо проклиная шаха, и сказал тирану, что Моше-Пророк простит его, если шах прекратит издеваться над евреями.
По приказу Надир — Шаха немедленно прекратились преследование евреев, и было возвращено все награбленное имущество. Надир — Шах сразу же покинул еврейскую часть города, не убив ни одного еврея! Так Тора стала настоящим щитом для маленькой еврейской общины города Кубы!
И Надир-шах сильно изменился и стал относиться к евреям весьма благосклонно! — возвестил отец, отпивая глоток чая.
— Что же сделал хорошего шах для евреев? — попробовала уточнить Фира, скептически улыбаясь.
— Ты зря улыбаешься, девочка! В тысяча семьсот сорок третьем году Надир-Шах перенес столицу в город Мешхед и переселил туда не только большое количество евреев, но и трудоустроил их! И самое главное: назначил евреев управлять своей казной! И не прогадал! В казне у шаха стал полный порядок и деньги потекли в нее рекой!
До этого времени в Мешхеде не было еврейской общины, так как там находился Мавзолей Имама Резы и евреям вход в город был запрещен.
Буквально через год, пользуясь покровительством Надир — Шаха, евреи превратили Мешхед в крупный центр международной торговли.
Община Мешхеда привлекла евреев с других городов Ирана, и тогда в город потянулись переселенцы, одновременно заселяя Бухару и Самарканд, — снова отпил чая отец, утомленно замолчав.
Бабушка кашлянула, призывая к вниманию и начала рассказывать:
— Когда я только попала в Среднюю Азию, то поняла, что евреи, как, впрочем, и русские, считаются неверными — кяфирами и должны были жить отдельно от мусульман.
В Марах, по старому, в Мерве, был район, который так и назывался Гяур-кули, где жили все иноверцы.
А вот в Бухаре евреям было немного легче жить. Еще в шестнадцатом веке евреям в Бухаре была выделена обособленная территория, которая называлась Махалляи Кухна [76], в то время как мусульманские кварталы назывались «Гузарами», а кварталы, в которых жили евреи так и назывались махалля.
Разница заключается в том, что квартал — составная часть города, а слобода, то есть по-узбекски, махалля, подчеркивает ее автономность, изолированность от остального города. То есть это городок, в городе, своего рода микрорайон со своим укладом, своей жизнью. А вот Самарканд в начале восемнадцатого века сильно обезлюдел. С занятием Надир — Шахом Самарканда в город начали стекаться большое количество лезгин, турок, афганцев, иранцев, которые были в составе разноплеменного войска шаха. А так как евреи пользовались благосклонностью Надир — Шаха, то и очень большое количество евреев стало приезжать в города Средней Азии. Если в Бухаре евреи селились компактно, то в Самарканде такого расселения на первых порах не было. Евреи селились в самаркандских гузарах Шох Каш, Чар-рага, Новадон и Кош-хауз. И это несмотря на запреты селиться евреям в мусульманских гузарах! — темпераментно рассказывала бабушка, демонстрируя не только великолепную память, но и живость изложения.
— В Самарканде даже действовала до тысяча восемьсот восьмидесятого года синагога в гузаре Кош-Хауз! — вставая, выдал отец.
Вся семья, кроме бабушки и Бориса дружно поднялись, и ушли в дом.
Проводив взглядом спину отца, который последним ушел с веранды, Борис придвинувшись ближе к бабушке, негромко сказал:
— Сегодня меня вызывали в КГБ и приказали вернуть вещь, которая есть у нашей семьи! — без околичностей заявил Борис, смотря на бабушку.
— Прошло почти шестьдесят лет, и разговор снова зашел об этой вещи, которая хранится в нашей семье уже больше пятисот лет! — покачала головой бабушка, вставая со своего места.
— Тебя проводить? — спросил Борис.
— Сиди здесь и жди! Завари лучше свежий чай! — жестко заявила бабушка, быстро идя в свою комнату.
Борис только успел поставить на стол чайник с горячим чаем, как вернулась бабушка и положила на стол темный кожаный мешочек. Развязав тесемки, бабушка высыпала на стол четыре черных металлических кружка.
— Что это такое? — удивился Борис, беря один тяжелый кружок, размером с пятикопеечную монету.
Внутри кружка были выдавлено изображение головы мужика с каким-то странным шлемом на голове. На втором кружке была изображена колонна с двумя фигурами по бокам.
Борис поднял голову и внимательно посмотрел на бабушку.
— Если я правильно понял, то передо мной старинные печати. И за этим охотится КГБшник?
— удивился Борис, аккуратно складывая печати в мешочек.
— Это не просто печати, а подлинные пресс-формы для изготовления старинных монет, которым больше двух с половиной тысяч лет. Стоит только подобрать старое золото и можно печатать эти монеты в любом количестве, говоря, что ты нашел старинный клад! И ни одна экспертиза в мире не докажет, что эти монеты не подлинные! — торжественно заявила бабушка.
— Сколько же может стоить такая монета? — заинтересованно спросил Борис.
— Бухарские евреи говорили: «Еврей должен иметь что-то маленькое, чтобы можно было взять и унести с собой! И это что-то должно обеспечить его на всю жизнь! — торжественно сказала бабушка, забирая мешочек с собой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гражданин СССР предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других