Смотри, что ты ешь. Руководство по составам продуктов

Алёна Лазовская (Alena Rightfood), 2023

Каждый из нас стоял однажды перед витриной в супермаркете и пытался вспомнить, что значат эти загадочные надписи на этикетках. Как понять, что скрывает под собой буква Е, каким должен быть срок хранения у хорошего йогурта и каково допустимое содержание глутамата натрия в продуктах? Как правильно выбрать полезные для здоровья и похудения продукты? Стоит ли избегать пальмового масла? На эти и не только вопросы вы найдете ответы в книге Alena Rightfood «Смотри, что ты ешь. Руководство по составам продуктов»! Книга от популярного фуд-блогера, специалиста по рациональному питанию и пищевому поведению, нутрициолога и эксперта по составам и качеству продуктов. Это руководство научит выбирать продукты сознательно, а это непременно повысит качество жизни в целом. Ведь мы – то, что мы едим. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: ЗОЖРунета

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Смотри, что ты ешь. Руководство по составам продуктов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как обманывают супермаркеты и производители?

На что стоит обращать внимание?

«Потребители — это все мы, — говорил президент США Джон Ф. Кеннеди. — Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Эти слова президент произнес в Конгрессе США 15 марта 1962 года. Позднее его речь стала основанием для создания Всемирного дня защиты прав потребителя, который стали отмечать именно в этот день. А также — для зарождения движения в защиту прав потребителей во всем мире.

Кто же такой «потребитель»? Вся мировая экономика построена на том принципе, что конечным звеном в цепочке деньги-товар-деньги, как правило, является именно рядовой потребитель, поскольку именно на удовлетворение его естественных нужд и потребностей работают все отрасли промышленности, индустрии услуг и развлечений всего мира. Потребитель — это самое главное звено любой отрасли экономики. Любой производитель, лишившийся потребителя, обречен на банкротство. На основании этого можно считать, что защита законных прав и интересов потребителя является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Гражданин-потребитель должен осознавать, что совершая ту или иную сделку, заключая тот или иной договор, что-то приобретая, будь то товар или услуга, он защищен государством в полной мере. В 1985 году генеральная ассамблея ООН закрепила 8 руководящих принципов для защиты интересов потребителей. Это права на:

• удовлетворение основных потребностей;

• безопасность;

• получение информации;

• выбор;

• возмещение;

• получение образования для потребителей;

• здоровую окружающую среду.

В России в настоящее время действует Федеральный закон «О защите прав потребителей» в последней редакции от 2021 года. С тех пор в судах рассмотрено сотни тысяч дел. Среди них — и по завышенным процентным ставкам по потребительским кредитам, и по опасным детским игрушкам, и по грязной питьевой воде, и по лживым ценникам, и по продаже бракованных, просроченных изделий и товаров, и, конечно, по вредным добавкам в продуктах питания… Правозащитники стоят на страже наших интересов.

Например, в немалой степени благодаря давлению правозащитников, сконцентрировавших свои усилия на проблемах детского питания, в декабре 2008 года был принят «молочный регламент», согласно которому «питьевым молоком» может называться исключительно продукт, произведенный из натурального сырого молока, которое не подвергалось выпариванию. Если же в состав входит хотя бы 1 % сухого порошка, то такой продукт должен именоваться «молочным напитком» или «заменителем молочного продукта».

Ваши права защищены законом РФ «О защите прав потребителей».

В магазине вы имеете право получить всю информацию о товаре, а также о поставщике и способе хранения конкретного продукта.

Покупатель имеет право:

• получить консультацию по выбору продукта;

• приобрести товар по той цене, которая указана на ценнике;

• не платить за случайную порчу товара (если товар расставлен не должным образом и нарушена норма расстояния между стеллажами);

• получить возврат денежных средств за некачественный товар (если дома вы обнаружили, что он испорчен: истек срок годности, нарушена герметичность упаковки или товар потерял свои потребительские свойства в связи с неправильным хранением);

• если продукт расфасован непосредственно в магазине, потребовать информацию: наименование, вес, цену за килограмм, стоимость отвеса, дату фасовки, срок годности, номер или фамилию весовщика;

• вы имеете право на возврат или замену товара в течение 14 дней, в зависимости от категории товара;

Опираться вы можете на Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей».

Кстати, по этому же закону в ресторане вам обязаны предоставить информацию о калориях, белках, жирах и углеводах в каждом блюде из меню.

Хитрости магазинов. Как мы неосознанно покупаем лишние продукты?

Теперь давайте проанализируем, как мы покупаем. Пришли в магазин. Взяли тележку. Лучше побольше — а вдруг акция? Хотя предлагаются маленькие корзинки. Но их же неудобно нести в руке. А в корзину на колесах некоторые родители даже маленьких детей усаживают вместе с арбузом и пельменями.

Теперь вы идете на «экскурсию» по площади от 100 до 1000 квадратных метров. Под ногами как правило, мелкая плитка, по которой едущая тележка стучит, издавая равномерное «тук-тук», что успокаивает нервы. Идем по магазину так медленно, чтобы успевать рассматривать товар и попадающиеся на глаза акции. В одних магазинах это красные ценники, в других — желтые. На самом деле, эти скидки — провокаторы, которые заставляют нас переплачивать.

Но не только они. Если мы, к примеру, пришли за 1 литром молока, но нам предлагают 2 литра всего на 20 % дороже. Конечно, мы их погрузим в тележку. Хотя знаем, что столько нам не надо, и лишний литр прокиснет. Но ритейл ликует — впарил-таки товар, причем без всякого для себя убытка, потому что цена, скорее всего, завышена изначально.

Пройти мимо отдела с собственным производством невозможно из-за ярких, манящих запахов. Чаще всего это выпечка. Нос приятно щекочет ванильный аромат. И если ты голоден, то купишь всего и побольше, с трудом сдерживая желание отломить горбушку горячего хлеба, еще не дойдя до кассы.

А теперь самое интересное — мы подходим к кассе, где разложена сладкая «мелочь» и баночки с напитками. Мы столько времени и сил потратили, чтобы заполнить большую корзину, что хочется себя вознаградить — или лимонадом, или шоколадкой. Пожалуйста! Все есть! Рука так и тянется за «сникерсами», «орбитами», «колой»… А потом, конечно, еще переплачиваем за пакеты. Причем даже не замечаем, что делаем это почти каждый поход в магазин.

И, конечно, очень часто попадаемся на маркетинговые уловки на этикетках, что тоже заставляет нас покупать конкретные продукты:

• Надпись «фитнес» часто на поверку оказывается кучей сахара и обработанных злаков.

• Калорийность указывается на 100 г, а не на банку (а белка, наоборот, на банку).

• Количество сахара или калорий указываются на малую порцию, а не на все содержание в пачке.

• Надпись «с витаминами/с кальцием/и др. полезными компонентами», которые по факту стоят на последнем месте в составе. В продукте их минимальное количество, которое никак не повлияет на здоровье, зато влияет на выбор при покупке.

• Продукты с надписью «био-протеин» или «много белка» не имеют больше белка, а также там часто содержится много сахара.

• Продукты на фруктозе привлекают наше внимание, а они опаснее и калорийнее обычных.

• Наклейку «био/эко» часто указывают просто для привлекательного вида упаковки, большинство производителей не имеют никаких сертификатов.

• Продукты «без сахара» часто имеют тот же сахар, только в другом химическом виде и под другим названием.

• Надпись «лайт» чаще всего ставят, когда сокращают калорийность за счет жиров или сахара, добавляя в состав небезопасные добавки.

• Надпись «не содержит консервантов» вводит в заблуждение, ведь на самом деле продукт может содержать уксус Е260 из категории «консерванты» или сахар/соль, являющимися природными консервантами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Смотри, что ты ешь. Руководство по составам продуктов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я