Поэзия Марины Цветаевой удивительно многогранна. Между нежной, певучей лирикой «Вечернего альбома» и ломкими, резкими строками последних лет – целая жизнь и целая эпоха. Цветаевой суждено было многое увидеть и пережить – и обо всем рассказать в стихах. Новый выпуск «Современника» посвящен юбилею Марины Цветаевой – 130-летию со дня ее рождения. Стихи и проза, составившие это издание, переосмысляют лучшие традиции классической поэзии, ищут новые направления и обращаются к творческому наследию великой поэтессы, которая на протяжении всего творческого пути объединяла уважение к культуре прошлого с самобытностью и индивидуальностью.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Альманах «СовременникЪ» №2 (29), 2022 (посвященный 130-летию Марины Цветаевой) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Борис Алексеев
Родился в 1952 году в Москве. Окончил МИФИ. Работал в Институте атомной энергии имени И. В. Курчатова. Оставил физику и посвятил себя изобразительному искусству.
Вступил в Московский союз художников (МСХ). За работы по росписи храмов награждён орденами Русской православной церкви — преподобного Сергия Радонежского (III степени) и преподобного Андрея Рублёва.
В 2017 г. вступил в Союз писателей России (МГО).
Выпустил ряд книг и участвовал в литературных конкурсах, в том числе: дипломант литературной премии Союза писателей России «Серебряный крест»; серебряный лауреат международной литературной премии «Золотое перо Руси» (2017 г.); дипломант литературного конкурса Союза писателей России «Лучшая книга года» (2016–2018); дипломант Национальной литературной премии им. В. Распутина (2019, шорт-лист, книга «Кожаные ризы»).
В 2019 г. награждён медалью И. А. Бунина «За верность отечественной литературе», в 2020-м — почётным званием «Заслуженный писатель МГО Союза писателей России» и медалью МГО СПР «За мастерство и подвижничество во благо русской литературы», а в 2021 г. — медалью МГО СПР «Цветаевские костры».
Живёт и работает в Москве.
Памяти Марины Цветаевой
Сколь наши домыслы причастны
К свершённой гибели земной?
Вот правым глазом, взором ясным
Марина воскрешает строй
Беспечной королевы звука.
Она вдали, она над всеми!
Так смотрит девочка из тени
На крепкую мужскую руку…
А левый глаз — беды соринка,
Груз вéковый прожитых лет.
Увы, не расточит слезинки
Фотографический портрет.
Уж тень Елабуги припала
К руке злодейской, и злодей
Взалкал и следует за Ней,
Он приготовил смерти жало.
Два разных глаза, два крыла…
Подуло к полночи прохладой.
Она очнулась и ушла.
Елабуга, будь ты неладна!
Я мог её остановить,
Отнять верёвку, выждать время,
Забыв о том, что русский гений
Свободен быть
или не быть.
Марина Цветаева: так не бывает…
Марина Цветаева — со-Цветие жизни и смерти.
— Так не бывает!
— А вы поверьте. Слышите?
Марина
из Елабуги-ямы
Выводит ритмические румяны…
Марина, простите нас, невыразительных.
Вы Вербой на Вербное за-Цветаете.
В России вербой встречают Мессию,
Богу Русский ковчег выстилая!
Марина, вы — двадцатилетняя старица!
Даже трибун Роберт Рождественский
Умер живым, пригубив заранее
Страх, как цикуты смертельное месиво![1]
Вы же, будто земля, говорящая
В травах кладбищенской земляники,
Танцуете над всеми мраморными ящиками
Крылатою Никой Самофракийскою!
Марина,
горькая,
тридцатилетняя,
Сорокалетняя,
видеть вас — нету сил!
Ваши победоносные меди
Ники Самофракийской
невыносимее!..
Охота на глухаря
Бывалый охотник наставляет своего друга, неопытного охотника, в ночь перед охотой:
По снегу шаг на глухаря
Удобен, когда снег подтаял,
Когда намёт сугробов вмят
и держит след.
Под вечер стая
Слетается на токовище:
Хвастливых оперений ряд
На зорьке в мокрых голенищах
Выводит песню глухаря!
Вот первый перистый петух
Ветвь изогнул под тяжью крупа
И, зорко «досчитав» до двух,
Окликнул «Крэк!».
Спустя минуту —
Второй.
За ним наперечёт
С десяток птиц, крыла расправив,
Расселись по ветвям в зачёт
Любовных и смертельных правил.
Неопытный охотник:
Их жалко мне!
Сколь мудреца
Рок поражает смертью ранней,
Столь оперение певца
Губительно в житейской брани…
Бывалый охотник:
Стреляй под песню, так верней:
Глухарь, когда поёт, не слышит.
И глухариная свирель
Шагов за триста смертью дышит!
Стреляй!
Любовнику на грудь
Поставь печать движеньем ровным.
Лишь распоётся — бей же! Будь
Стрелком и метким, и холодным.
Неопытный охотник:
Я сам себя не узнаю!
Убить любовь во время песни?
Любовь в крови, и я стою
Над ней, беспечной злобы вестник?..
Бывалый охотник:
Братан, да не морочь себя!
Тебе ружьё дано для славы.
Рукописания горят!
В огне кто костровой — тот правый.
Глухарь — он тоже не дурак,
Он, как и ты, — жестокий воин.
Тебе он — корм, слабейшим — враг.
Увы, братан, так мрачно скроен
Наш дольний мир. Грехопаденье
Иные правила ввело.
Отныне зло — лишь разночтенье
добра.
Нам горе суждено!
Неопытный охотник:
Ты что-то путаешь, приятель.
Добро не высчитать из зла.
Поймём ли мы друг друга?
Вряд ли.
Ты — костровой, твой след — зола.
Творца, поющего в прицеле,
Не видит тот, в ком нет любви.
Дантес, разящий на дуэли,
Не в Пушкина стрелял!
Эх, ты…
P. S.
На том друзья в тот день расстались.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Альманах «СовременникЪ» №2 (29), 2022 (посвященный 130-летию Марины Цветаевой) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Последний цикл стихов Роберта Рождественского, написанный им в больнице, передаёт страх поэта перед надвигающейся смертью — он был раздавлен фактом скорого прощания с жизнью. Марина же с ранних лет любила тему смерти, даже «заигрывала» с ней в стихах. Видимо, ей уже тогда было тесно, не хватало пространства…