Владимир Высоцкий был уникальным и неповторимым явлением в отечественной культуре. Правильнее сказать – был и остался. Его песни слушают и поют, его произведения изучают и даже цитируют в разговорах. Юбилею артиста, 85-летию со дня его рождения, посвящен этот альманах, который объединяет тех, кто глубоко любит и уважает творчество Владимира Высоцкого. Но речь идет не об эпигонстве, не о плагиате или имитации: их, скорее всего, не одобрил бы сам бард, призывавший «выбираться своей колеёй». Писатели и поэты прокладывают собственный творческий путь, сохраняя при этом душевную верность Высоцкому, его трудной любви к людям и беспощадности ко всякому злу. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Альманах «Российский колокол». Спецвыпуск. «Высоцкий-85» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Спецвыпуск альманаха является приложением к журналу «Российский колокол».
© Интернациональный Союз писателей, 2023
Предисловие
Преподношение Барду
Владимир Семёнович Высоцкий… Хотел было сказать: «43 года его нет с нами» — и осёкся, поняв, как лживо это утверждение. Ведь едва ли дня не проходит, чтобы то тут, то там, в газете или на телеэкране, на концерте или среди застолья, а то и просто в бытовом разговоре не прозвучали строчки его стихов, его песен. С нами, ещё как с нами!
Помню, в конце 60-х годов прошлого века, обучившийся в турпоходе трём аккордам на семиструнке, спел я во дворе пару бардовских песенок и, тотчас приобретя внимание местных девчонок, почувствовал себя на вершине славы. Однако через неделю эти песенки наскучили, а с ними и я. Желая восстановить статус-кво, по тогдашней своей культурной малограмотности придумал я, сославшись на неких московских друзей, якобы приславших мне подпольную запись новых песен Высоцкого, состряпать что-нибудь «под него». Казалось, песни Высоцкого настолько простенькие, что создать нечто подобное не составит труда. Глупость идеи обнаружилась сразу же, едва я приступил к «сочинительству». Кажущаяся простота стихотворных приёмов, простонародности языка и бесхитростности музыкальных ходов оказалась неприступной скалой, которая, сколь я ни исхитрялся, так мне и не покорилась: даже неискушёнными дворовыми слушателями подделки мои были разоблачены при первом же исполнении.
Думаю, и тогда, и в последующие годы я был далеко не единственным, нахально отважившимся, как пел Юрий Визбор, «обкусать ступни гиганта». Но речь здесь не о плагиаторах, не о «хрипящих» имитаторах, коих и впрямь — тьмы и тьмы. Такое ярчайшее художественное явление, как Владимир Высоцкий, неминуемо должно было и вызвало к жизни широчайшую творческую волну не подражателей, но соучастников, продолжателей его литературно-художественного направления.
Под обложкой данного альманаха, названного «Высоцкий — 85» и посвящаемого его юбилею, собрались поэты и прозаики из разных городов России, Казахстана, Белоруссии — из той огромной страны, что при жизни Высоцкого называлась Советским Союзом. Творчество их весьма разное и по жанрам, и по литературным пристрастиям, и по отношению к действительности. Объединяет их только душевная верность творчеству Барда, который, по словам Алексея Германа, «бывал беспощаден, но никогда не был злым. У него всё замешено на любви, на вере в человеческую душу». Таковы светлые «Лесные сказки» Бахитжамал Ажигалиевой из Казахстана и пронзительные строчки краснодарской поэтессы Натальи Власовой, нравственные размышления героя стихотворения «Дуб и машина» поэта из Самарской области Сергея Егорова и весёлый рассказ мальчишки в стихотворении «Ботинки» питерского поэта Юрия Парфёнова… Привлекут внимание читателя и повесть новосибирского прозаика Сергея Бочарова «Ино…», и пьеса в двух действиях со сложно произносимым названием «Абарагуты хамбарэ, камбарикатори (Агасфер)» севастопольца Александра Скуридина. Конечно, у авторов альманаха немало непосредственных посвящений Высоцкому, иногда, как, скажем, у поэта из Дубровки Николая Позднякова, в виде перефраза:
Когда волна всемирного потопа
Из лжи бессовестной, калеча и губя,
Людей до боли, а порою и до гроба
Влекла безудержно, нисколько не скорбя…
Особое место, безусловно, занимают песенные произведения протоиерея Олега Штельмана, представленные в альманахе не только в текстовой, но и нотной записи.
В июне 1982 года «Литературная газета» опубликовала статью Станислава Кунаева «От великого до смешного», в которой известный литератор охарактеризовал творчество Высоцкого как пример «безвкусицы, и фельетонности, и любительщины, где лирическим героем многих произведений поэта является, как правило, примитивный человек, полуспившийся Ваня, приблатнённый Серёжа». Ничтоже сумняшеся он даже спрогнозировал, что «Высоцкий будет быстро забыт». Прошло сорок лет, и настоящий альманах — лучшее опровержение этих якобы порицательных, а на самом деле снобистско-злопыхательских слов.
Михаил Лесин,
член Союза журналистов России, Союза писателей Москвы
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Альманах «Российский колокол». Спецвыпуск. «Высоцкий-85» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других