Убить риэлтора

Алина Степанова, 2017

– Вы хотите справиться с куплей-продажей квартиры сами? – демонически хохочет. – Сейчас я вас научу! Блеск и нищета, радость, отчаяние и даже побои, Василисы Премудрые и Иваны Дураки – в остросюжетном руководстве для любителей сэкономить на риэлторе. Самостоятельные сделки с недвижимостью, капканы и ловушки. Львы под маской овец. Внимание! Минздрав предупреждает и настоятельно не рекомендует повторять в домашних условиях описаное в книге. После прочтения сжечь! Пепел съесть.

Оглавление

Глава пятая,

в которой вам придется посмотреть правде в лицо

Теперь квартиру нужно оценить. Именно оценить, а не переоценить. Вы страшно удивитесь, но такой аргумент, как «мне столько нужно», — очень слабо действует на покупателей. Им, батенька вы мой, не поверите — все равно. Плевать они хотели на ваши нужды. Если вдруг вам нужно хоть на копейку выше рынка — не дрогнув уйдут к соседям и купят у них, оставив вас горестно вздыхать и размышлять о несправедливом устройстве этого мира.

Минутка пользы

— Доктор, доктор, мне семьдесят лет, и я только один раз с женой за ночь могу.

— Что же вы жалуетесь? Это прекрасный результат для вашего возраста!

— А вот Иван Иваныч говорит, что может три раза!

— Совершенно не понимаю, «что вам мешает говорить так же» (с), — любимый анекдот автора о достоверности информации, в том числе о проданных квартирах.

Так как же оценить? Сделать это просто. Нужно найти около десяти ушедших за последнее время аналогов.

— Где же я их найду? — спросите вы изумленно. — Ведь в рекламе исключительно то, что еще не продалось. Поставлю-ка я лучше ту же цену, что просят мои соседи!

Увы. Не лучше. Мы живем в свободной стране, и никто не запретит вашим соседям написать в объявлении любую цифру, взятую с любого высокого потолка. Ориентируясь на тот же потолок, вы только оказываете медвежью услугу себе, увеличивая срок продажи своей квартиры.

Итак — проведите работу, проявите навыки частного детектива и тонкого психолога — найдите максимально возможное количество проданных объектов, убедите людей поделиться с вами ценной информацией — и уже на основании цены реальных сделок, вычленив и отбросив навранное Иван Иванычами, смело принимайте решение о том, за какую сумму выставлять квартиру в рекламу.

А как же правильно определить аналоги?

Для начала, сравните параметры в объявлениях (локация (район), тип дома (кирпичный он, панельный или еще какой), метраж, наличие балконов, лоджий, количество лифтов, этажность, этаж, вид из окна (двор или улица), размер кухни, количество и размер санузлов и прочее.

Затем следует отобрать равные по состоянию загаженности квартиры. Бабушатники-кошатники не могут стоить дороже квартир пусть и с глупым, но ремонтом.

После сравнения параметров прозвонить уже проданные и еще актуальные варианты и выяснить содержание правоустанавливающих документов, причины продажи и наличие отягчающих обстоятельств — все, что сложнее чистой продажи. Все варианты с возможными рисками и бомбами замедленного действия, вроде наследств и пая жилищно-строительного кооператива — дешевле квартир с прозрачными (на первый взгляд) старыми договорами купли-продажи.

Этот анализ не займет у вас больше трех-четырех дней. Ну, максимум неделю потратите. На основании полученной информации — принимайте решение о стоимости.

Сказочка про напрасные надежды

— Мою комнату купит умный человек! За три миллиона! — на этом аргументе агент потерял сознание и перенесся в мир грез.

Совпадения бывают. Совершенно случайно агент только что занимался аналогичным вариантом и уже совершенно точно знал, что девятиметровая комната в панельной девятиэтажке в Новогиреево никак не продается вот уже полгода за миллион девятьсот рублей.

Густонаселенная трешка, без малейшей, мерцающей вдалеке перспективы расселения. Милиписечная площадь, вся в трех рулонах новых обоев, под гордым наименованием «евроремонт», с роскошной панорамой на угол соседнего дома, через козырек подъезда, украшенный добрыми соседями сброшенными окурками и прочими предметами жизнедеятельности.

Нет, товарищи собственники, я все понимаю. Свое дерьмо не пахнет. Это же ваша деточка, ваша кровиночка, добытая потом и кровью.

И обои, наклеенные собственноручно (отчего-то владельцы всегда непременно говорят: я все сам делал, вот этими ручищами), как вторая кожа.

Но вы проведите аналогии — будьте разумны! Это для нас наша дочечка достойна титула Королевы красоты, а для соседей (вот же дураки какие) это всего лишь конопатая Варька со второго этажа.

И деньги ваших покупателей — они ведь не шальные, из казино. Они ведь тоже непосильным трудом заработанные. Они их тоже считают.

И назовут ли они себя умными, отдав три миллиона за то, что легко найти почти в два раза дешевле?

Никто не продает свою недвижимость только ради самой продажи. Нет такого спорта — квартиры продавать. Упорствуя в неверной, завышенной оценке, вы только отдаляете себя от исполнения какой-то своей мечты.

Давайте будем рассуждать здраво! Всегда ставьте себя на место покупателя. А вы бы, имея на руках три миллиона, купили это или что-то получше? Что заставило бы вас склониться именно к вашему варианту? Приценитесь!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я