Метафорические карты. Инструмент для познания себя

Алина Капитонова

Ассоциативно-метафорические карты – это психологический инструмент, в основу работы которого заложен закон проекции. Он представляет собой набор карт с изображением окружающей нас действительности (людей, природы, предметов быта и т.д.).Ассоциативно-метафорические карты являются инновационным инструментом, в основе которого лежат «классические» психологические феномены.Так что же это такое – метафорические ассоциативные карты?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метафорические карты. Инструмент для познания себя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНО-МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ КАК ПРОЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА

Ассоциативно-метафорические карты — это психологический инструмент, в основу работы которого заложен закон проекции. Он представляет собой набор карт с изображением окружающей нас действительности (людей, природы, предметов быта и т.д.).

1. Одним из основополагающих механизмов работы карт является закон проекции. По сути карты являются стимулом, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека; объектом, на который накладывается проецируемый материал. Прое́кция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого. Впервые описан Зигмундом Фрейдом.

2. Немаловажную роль в работе данного инструмента также играет ощущение безопасности, которое проявляется в диссоциированном состоянии. Диссоциа́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций. Состояние диссоциирования — это состояние, при котором человек ощущает себя находящимся вне события, глядящим на него и слушающим его со стороны. Клиент, взаимодействуя с картой (рассказывая об изображенных героях, развивая сюжет), сохраняет ощущение волшебности, нереальности. Это, с одной стороны, придает ему уверенность в безопасности, а с другой — стимулирует его к активному поиску, раскрытию и самопознанию.

3. К базовым феноменам, лежащих в основе инструмента, относится метафора. Метафора — это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве; она выражает аналоговые отношения: Х относится к У, как А относится к В. Вопросом метафоры занимаются ученые разных наук (лингвисты, психологи, философы). В данной статье мы рассмотрим лишь базовые теории. Лингвисты, Бендлер и Гриндер наблюдали за клинической работой Эриксона, который часто использовал метафору в лечебных целях, и на основе этих наблюдений выстроили свое лингвистически-ориентированное представление о механизме воздействия метафоры.

Метафора, согласно их теории, действует по принципу триады, проходя через три стадии значения

1) Метафора представляет поверхностную структуру значения, непосредственно выраженную в словах рассказа.

2) Поверхностная структура приводит в действие ассоциированную с ней глубинную структуру значения, косвенно соотнесенную со слушателем.

3) Это в свою очередь приводит в действие возвращенную глубинную структуру значения, непосредственно относящуюся к слушателю.

Приближение к третьей ступени означает, что начался трансдеривативный поиск, с помощью которого слушатель соотносит метафору с собой. Сама сюжетная линия служит лишь мостиком между слушателем и скрытом в рассказе посылом, сообщением, которое никогда не достигнет адресата без его невидимой глазу работы по установлению необходимой личностной связи с метафорой. Как только связь установлена, начинается взаимодействие между рассказом и пробужденным к жизни внутренним миром слушателя. Приведенный краткий обзор основных механизмов работы ассоциативно-метафорических карт позволяет более осознанно использовать данный инструмент в психотерапевтической практике. Проведенный теоретический анализ не претендует на звание «всеобъемлющий», «фундаментальный». Он лишь обозначает основные феномены и стимулирует к дальнейшему поиску, исследованию.

Ассоциативно-метафорические карты является инновационным инструментом, в основу которого лежат «классические» психологические феномены. Раскрытие механизмов работы инструмента повышает эффективность использования на практике, позволяет выявлять слабые места и внедрять модификации. Действия с картами создают положительную (то есть безопасную) обстановку, в которой могут быть осознанно осуществлены навыки коммуникации, обмен мнениями и пониманием, свободный от оценочных суждений. Карты применяются в таких областях: Семейное консультирование и терапия; Коррекция детско-родительских отношений; Реабилитация; Развитие творческого потенциала и поиск ресурса; Стрессменеджмент; Разрешение конфликтов. В групповой терапевтической работе и бизнес-тренингах; Диагностика и управление персоналом; Бизнес-консультирование.

Сегодня все чаще в работе психологов используются метафорические карты. Проводится множество обучающих семинаров и вебинаров по картам, даже целые фестивали, посвященные работе с колодами. Это направление, этот инструмент работы приобретает все большую популярность во всем мире. Так что же это такое — метафорические ассоциативные карты?

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно — МАК) — это колода картинок с разными жизненными ситуациями, персонажами, предметами и животными. Они не похожи на игральные или гадальные карты. Это инструмент психолога, помогающий проникнуть в подсознание человека. Эти карты называются метафорическими ассоциативными, потому что каждый рисунок — ассоциация или метафора мыслей, чувств, воспоминаний или переживаний. Метафорические карты относятся к проективным методикам, проекция — основа их эффекта.

Метафорические карты представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. Что на них изображено? Может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция — абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное — не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.

Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание — это может быть ситуация, участником которой он был сам, а может — что-то, что происходило не с ним самим, но каким-то образом затронуло его. В любом случае, подобный экспонат или даже несколько в его личном музее есть, и при взгляде на карту они «оживают».

Г. Кац, Е. Мухаматулина

Метафорические карты также имеют и другие названия и у каждого из вариантов есть право на существование:

Ассоциативные карты — карты вызывают у человека различные ассоциации из его жизни, опыта, которые актуализируют чувства и проблемы;

Проективные карты — трактовка карты всегда индивидуальна, каждый человек видит именно то, что каким-либо образом перекликается с его внутренними ощущениями;

Психологические карты / терапевтические карты — карты являются инструментом в работе психологов, психотерапевтов.

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно их еще называют МАК) — это не новое направление в психологии, не проективная методика, это — действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе психолога.

На какие возрастные группы рассчитаны метафорические карты?

Один из наиболее распространенных вопросов при работе с метафорическими картами — на какой возраст они рассчитаны? Условно можно считать, что применять карты в работе стоит с клиентами не младше 5 лет. Почему? Потому что работа с картами предполагает определенный уровень развития абстрактного мышления, возможность обращаться к образам. Поэтому перед началом работы стоит оценить, насколько ваш клиент способен к этому. В остальном никаких ограничений нет — метафорические карты подходят для работы с детьми, с подростками, со взрослыми, независимо от пола, социального положения и других факторов. Метафорические карты могут использоваться в консультировании, групповой и индивидуальной работе, в коучинге и т. д.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метафорические карты. Инструмент для познания себя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я