Инструкция по применению метафорических ассоциативных карт эксперименты, исследования, упражнения, примеры

Наталья Ефремова, 2022

В данном учебном пособии представлены концепции по изучению метафорических карт. Метафорические ассоциативные карты – это новый уникальный инструмент в практической психологии. Авторами представлены исследования, эксперименты, упражнения. Кроме того, в книге представлен обзор основных карт. Вся теория подкреплена большим количеством примеров из собственной практики. Книга будет полезна для тех, кто занимается практической психологией, так как диапазон применения проективных карт в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен. Карты применяются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях, для развлечения в кругу друзей и семьи, развития памяти, мышления, воображения, речи. Они позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инструкция по применению метафорических ассоциативных карт эксперименты, исследования, упражнения, примеры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Метафорические ассоциативные карты: понятие, история создания

Метафорические ассоциативные карты (далее — МАК) — это новый уникальный инструмент в практической психологии и помощник специалиста, работающего с группами и индивидуально (психолога, педагога, консультанта, воспитателя и т.д.).

Метафорические ассоциативные карты, в самом общем понимании, — это определенная концепция функционирования человека в социуме, которая личностно воспринята автором и предложена для понимания определенной сферы отношений, технологически воплощенная создателем посредством рисунков, репродукций, отографий, графических изображений и слов.

Само изобретение метафорических карт было, в целом, случайным. Первую колоду создал в 1975 году Эли Раман, канадский профессор искусствоведения. Цель колоды была не психология, а донесение культуры и искусства в массы. Первая колода карт получила название «OH» (это междометие в английском языке, с помощью которого выражают удивление). Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента. В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером (психолог, психотерапевт), который разглядел в картах «ОН» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах [24].

При работе с метафорическими картами включаются процессы восприятия, работа памяти. Учеными в рамках изучения психологии зрительного восприятия исследованы и разрешены множество загадок, связанных с оптическими иллюзиями, но в данном случае рассматриваются ассоциации или образы, которые возникают при рассмотрении картинки.

При работе с картами актуализируются психологические защиты и в первую очередь это проекция, идентификация и вытеснение, описанные еще в трудах З. Фрейда.

В классическом психоанализе проекции — процесс, посредством которого собственные личностные качества, эмоции, переживания и т. д. индивида приписываются им кому-то другому. Проекция побуждает клиента рассмотреть в карте то, что он не желает видеть в себе, но проецирует на социальное окружение (мотивы, комплексы, эмоции, чувства, ценности, потребности, конфликты и пр.).

Идентификация — процесс отождествления субъекта с другими людьми либо с каким-либо литературным, воображаемым, вымышленным образом. Идентификация себя с ситуациями и участниками изображения на карте содействует переносу на художественный образ собственных качеств, мотивов, желаний, проблем, эмоций. В данном случае метафорические карты выступают проводником между сознанием и эмоциями клиента, и психологом.

Вытеснение — это процесс, при котором самая негативная сторона личности помещается в бессознательное и удерживается там. Фрейд отмечал, что вытесняются болезненные для человека воспоминания о травмирующей ситуации. В этом случае человек бессознательно «не хочет» вспоминать о нежелательных моментах в своей жизни, они попросту забываются.

Рассмотрим подробнее МАК. Метафорические ассоциативные карты — это картинки, на которых изображены лица, предметы и сюжеты. Работа с картинками происходит через образы, которые с первых минут захватывают воображение человека и поднимают на поверхность неосознаваемые им чувства и мысли [29]. Основные понятия, которые связаны с МАК-картами: ассоциации и метафоры.

Так, под ассоциацией принято подразумевать связь нескольких представлений, когда одно вызывает в сознании другое. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним. Еще Аристотель говорил: «Душа никогда не мыслит без образов…» Он отмечал, что образы чаще идут либо по сходству — «тарелка-ложка», либо по противоположности — «черное-белое».

Метафору можно определить как форму употребления слов, оборотов и образов в переносном значении посредством использования аналогии их вторичных смысловых оттенков, связь которых с основным значением не очевидна [1]. Этот термин был также предложен Аристотелем. И на сегодняшний день использование метафор широко продемонстрировано в литературе, а в психотерапевтической практике выделено отдельное направление, где работают с метафорами. В повседневной жизни люди часто используют и метафоры, и ассоциации, например, для яркости описания события или вещи. «Холодно, как на Северном полюсе», или «Сладкий, как арбуз» [36]. Так, Ирвин Ялом рекомендовал своим пациентам написать что-нибудь о себе, своего рода историю о своих чувствах, переживаниях. Такой глубинный подход к психологическим проблемам клиента отразился в работе психотерапевта «Лечение от любви». Это истории о пациентах, которые И. Ялом изложил в форме терапевтических новелл, тонко считывающих психологические затруднения своих клиентов [22].

Рассмотрим основные плюсы карт. Прежде всего, необходимо выделить простоту использования и экологичность (безопасность) для клиента.

• Безусловно, как отмечают специалисты, карты являются проективной методикой. Любая проективная методика предназначена для диагностики личности. Как в любой проективной методике, важен не заложенный изначально исследователем или художником смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Особенностью карт является восприятие образов, которые в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке всякий раз будут у каждого человека. Ведь в разное время у одного человека развиваются несколько мыслей, проекций, различных факторов, необходимых для восприятия понимания явления или ситуации. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций, тем работы и картинок бесконечно.

• Второй положительной особенностью работы с МАК является то, что в процессе работы с образами происходит трансформация негативных переживаний в позитивные, беспокойство сменяется принятием ситуации, которое ранее было заполнено напря-жением. Наверное, каждый из нас может припомнить навязчивые мысли, возникающие в голове, которые при «накручивании» приводят к чувству тревоги и увеличению страхов. Тогда как результат мы получаем, что ситуацию, на уровне мыслей — человек отрицает, на уровне чувств — отказывается от проживания чувств и эмоций, связанных с ситуацией, на уровне тела — загоняет вглубь и «запечатывает» переживания, что в дальнейшем может привести к психосоматизации организма. Многие психологи, работающие с МАК, отмечают, что при работе с клиентом тот испытывает в начале сессии внутреннее напряжение, тревогу, возможно, беспричинный страх и т.д. Кто-то из клиентов отмечает болевые симптомы в теле и жалуется на изменение качества жизни — «жизнь становится похожа на черно-белое кино». Тогда карты могут выступать как один из возможных вариантов «борьбы с плохими мыслями», который имеет место быть, если не знать об эффективных техниках работы с воображением. Так, например, подобный прием используется в арт-терапевтической практике. Метафорические ассоциативные карты являются одним из тех инструментов, которые помогают человеку проявить свои чувства, проработать волнующие темы благодаря обращению к своему воображению и творческому потенциалу [19].

• Одним из ключевых достоинств можно назвать невероятную универсальность карт, позволяющую работать с разной аудиторией. Они не имеют ограничений по националь-ности пациента и охватывают практически все возрастные группы. Все специалисты сходятся в том, что использование подобного инструментария уместно начиная с пятилет-него возраста. Этот факт обусловлен тем, что для практики необходим определенный уровень развития умственных способностей и умение строить ассоциативные связи.

• С помощью метафорических карт практический психолог в ходе работы может создать обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии.

• Одно из несомненных достоинств этого метода, как и других проективных методов в работе психолога — это невозможность искажения результата. Хотя в интерпретации результата очень большую роль играет субъективное истолкование результатов психологом.

К числу достоинств карт можно отнести:

— возникновение у клиента чувства доверия и безопасности, поскольку он сам выбирает, насколько глубоко готов раскрыться в данный момент;

— создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

— возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

— развитие творческих способностей;

— легкость освоения методики психологом — ему не требуется длительного обучения, с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде;

— гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации;

— привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции.

Таким образом, метафорические карты могут применяться психологами с широким кругом людей, имеющих недостаточный уровень образования, низкий уровень интеллекта, сложности вербализации (например, при алекситимии), с клиентами любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам. С их помощью можно осуществлять проективную диагностику, консультативную и кор-рекционную работу. Как правило, на картах изображены пейзажи, люди, животные, объекты и ситуации из жизни, иногда абстрактные картины или коллажи, посредством трактовки метафорических раскладов клиент раскрывает свой внутренний мир. [23].

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инструкция по применению метафорических ассоциативных карт эксперименты, исследования, упражнения, примеры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я