О расширении сознания. Поведенческая психология личности, пути и способы самосовершенствования

Алимбай Казакбаевич Матякубов, 2000

До сих пор человечество тщетно пытается ответить на вопросы: Как устроен мир? Есть ли Бог? Как возникла жизнь? Есть ли жизнь после смерти? Цель жизни человеческой? Что вообще представляет собою человек? Данная книга предназначена для всех тех, кого интересуют вопросы духовности и нравственности, психологии и социологии, философии жизни и смерти, кто занят поиском Абсолютной Истины, кто поставил перед собой цель духовного самосовершенствования. Кроме того, книга будет интересна всем тем, кто работает с людьми, т.к. в ней (в книге) дана поведенческая психология личности. Впервые с 2000 года я выставляю эту книгу на всеобщий просмотр, т.к. считаю, что в России возникла такая жизненная ситуация, когда необходимо менять весь уклад жизни общества. Нашему государству нужна новая идеология и новая программа Культурного развития общества, ибо наступило время, когда люди должны переоценить всю свою прожитую жизнь, чтобы с чистым сердцем устремиться вперёд к новым вершинам творчества.

Оглавление

Глава 2. ПОДСОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подсознательная деятельность личности — это автоматическая деятельность, выработанная личностью в ходе существования в окружающей среде и которую человек может контролировать своим сознанием, то есть деятельность, находящуюся под сознанием. Увы, многие психологи и психиатры отказались от определения — подсознание. А я наоборот ввожу его в оборот.

Отличие подсознательной деятельности от бессознательной заключается в том, что:

— Подсознательные действия и поступки личность приобретает от природной и социальной среды обитания, но может по своему усмотрению изменить их самостоятельно или с помощью других представителей социума.

— Бессознательные действия и поступки личности формируются природной и социальной средой обитания, но совершаются личностью без контроля сознания и полностью зависят от окружающей природной и социальной среды. Бессознательную деятельность личность практически не в состоянии самостоятельно изменить, требуется помощь извне.

Подсознательная деятельность имеет чисто практическую направленность существования человека в окружающем мире. Весь приобретаемый личностью опыт, позволяет ему выявлять себя в этой жизни. На подсознательную деятельность личности направлена вся система обучения культурной и природной среды. Посудите сами: человек рождается с двумя ногами, но его учат ходить; имеет руки, но его учат писать и совершать различные манипуляции руками; имеет голосовые связки, но его учат говорить, петь и тому подобное. А самое главное, что если не обучать этим приёмам и действиям конкретную личность, то она и не научится. Правда, если есть с кого копировать, или кому подражать (образец для подражания), то личность может самостоятельно научиться.

Как Вы понимаете, формированием подсознательной деятельности конкретной личности занимаются в большей степени педагоги и воспитатели. И если они хотят получить максимальный результат, то должны внимательно изучить подсознательную деятельность человека.

Какие действия я отношу к подсознательным (обратите внимание на рисунок №7)?

Рисунок 7 — Подсознательная деятельность личности

Можно отметить: умения, навыки и привычки, приобретённые личностью самостоятельно или под непосредственным влиянием других представителей культурной и природной среды обитания. С точки зрения физиологии, процесс овладения умениями, навыками и привычками, лучше всего объясняет классическая схема условного (приобретённого) рефлекса, предложенная русским учёным-физиологом И.П. Павловым. Нервная система живого существа устроена так, что на определённый раздражитель — возникает определённая, ответная реакция организма. При монотонности повторения опыта, закрепляется условный рефлекс. Но так как человек имеет «вторую сигнальную систему», представленную в символике языка, в образах, в понятиях, то раздражителем для него становится слово, а ответной реакцией действие: физический поступок, эмоция, речь, мысль. Из отдельных, постоянно повторяющихся поступков и действий формируются привычки, навыки, умения. Рассмотрим их.

§1. Привычки

Древнеиндийская пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу».

Огромную роль в жизни человека играют привычки. Они или помогают ему в деятельности и саморазвитии или мешают. Порою, человек уже изменил своё мировоззрение, стал по-другому оценивать себя и своё назначение в мире, но старые привычки, которые трудно изживать, мешают ему двигаться вперёд.

Привычка — это выработанная потребность совершать действие. Можно услышать от людей: «Я привык так делать» или «Это у меня вошло в привычку». Существуя в определённой среде обитания, человек совершает поступки, которые закрепляются в привычки. По привычкам можно судить о самой личности. Понаблюдайте за собой, сколько у вас есть привычек?

Вот пример некоторых из них:

— Утром привык сразу вставать или люблю понежиться в кровати;

— Делаю физзарядку, умываюсь по привычке или силой заставляю себя, так как осознаю необходимость этого действия для моего здоровья;

— Когда меня оскорбляют в общественном транспорте или на работе, я по привычке отвечаю грубостью или я невозмутим;

— Я привык чесать затылок, когда думаю;

— Я привык чавкать, когда ем;

— Я привык ковырять пальцем в носу или ногтем в зубах;

— Я привык дома делать приборку, стирать, гладить, готовить пищу или наоборот — не привык и меня тяготят все домашние хлопоты. Не путайте, пожалуйста, с умениями и навыками. Я умею готовить пищу, так как научился этому действию от родителей, но я не привык и не люблю готовить пищу, так как родители не смогли привить мне любовь к этому труду, и поэтому готовлю еду близким своим только потому, что так надо. Из чувства долга.

Привычки формируются социальной средой, то есть в семье, в школе, во дворе, в коллективе и так далее. Даже если человек и самостоятельно их развивает, то всё равно под влиянием среды обитания.

Если человек научится наблюдать за собой, то он может выявить те привычки, которые мешают ему и развить в себе другие, противоположные негативным. Самое сложное — это бороться со своими плохими привычками, так как они стали частью жизни. Изменив свои привычки, вы поменяете свою жизнь. Привычки — это кирпичики, из которых построено огромное здание судьбы. Разрушив часть этих кирпичиков, рухнет всё здание. Надо не разрушать привычки и не бороться сними, а заменить их другими, более лучшими, устойчивыми, вот в чём фокус. Часто можно услышать: «У меня есть плохая привычка — раздражаться, и я ничего не могу с собою поделать». Зачем воевать с ветряными мельницами, используйте их силу во благо. Найдите противоположность раздражению. Поиски приведут вас к другой чаше весов, которая пустовала, это спокойствие, выдержка, сдержанность, невозмутимость духа. Если вы станете развивать эту противоположность, то наступит равновесие сил. И когда кто-то попытается вывести вас из себя, оскорбительным словом или поступком, то вы своим спокойствием сразите его наповал. Но, в тоже время, если вы увидите, как кто-то пытается издеваться над слабыми и незащищёнными (старики, дети, животные), то вы проявите всю мощь возмущения духа для защиты униженных. У возмущения духа нет негативных последствий, т.к. его энергия направлена на обидчика, а вот у раздражения — есть, т.к. раздражение всегда эгоистично и кармически направленно на себя (как в сказке — «Меня будить!»). Беда в том, что у раздражающегося человека вырабатывается империл, который забивает энергетические каналы, что порождает многие болезни. И ещё, империл заразен! Раздражение передаётся людям на большие расстояния и влияет на природу и на социум. Вот почему так легко «заводится толпа» и её очень трудно успокоить. Но это не весь вред, хуже всего, что раздражённая толпа вызывает возмущение природной среды, и среда отвечает землетрясениями, наводнениями, извержениями вулканов и прочее. Экологи мира воюют с правительствами, с промышленностью, с техническими устройствами, но своей «войной» (бунтами, митингами, стачками, забастовками) ещё больше разрушают природу и нарушают экологическую обстановку. Невежество процветает на Земле!

Привычки в личностях формирует система воспитания, окружающая эти индивидуумы. Благодаря этой системе, человек самостоятельно или неосознанно нарабатывает привычки. Но самое важное то, что система воспитания играет активную роль в развитии привычек, как положительных, так и отрицательных. Об этом я подробно написал в книге «Размышления о воспитании», кратко обсудим отдельные нюансы в других частях книги.

Здесь, я хотел только акцентировать внимание читателей на том, что привычки подконтрольны нашему сознанию и мы, осознав их значимость, можем развивать или нейтрализовать их.

§2. Навыки, умения

Привычки закладываются в личность системой воспитания, а вот навыки и умения — обучением.

С рождения, человека чему-то учат родители, родственники, учителя, друзья, лидеры дворовой команды и так далее. Так как психологи не смогли определиться, что находится выше навык или умение (что из чего выходит), то я оставляю за собою право распределить их по своему усмотрению.

Навыки — это подсознательные действия, сформированные путём многократного повторения.

А Умения — это выработанная комплексная программа подсознательных действий, объединяющая различные навыки в единую систему знаний.

Например, вы учитесь водить автомобиль. Сначала нарабатываются различные навыки: переключать скорость, делать перегазовку, включать и выключать двигатель, поворотники, фары, следить за проезжей частью, держать руль, совершать повороты и многое другое. Затем всё это объединяется в единую систему действий и доводится до автоматизма (выводится в подсознание), так как на больших скоростях (а автомобиль скоростной транспорт) у человека не будет времени осознавать — что и как делать? То есть нарабатывается умение водить автомобиль. И вы смело можете сказать: «Я умею водить автомобиль» или «Я научился управлять машиной».

Вспомните, как порою сложно научиться водить автомобиль, а ещё сложнее — научить этому делу другого человека. В данном случае, мы идём от осознания совершаемого действия до выработки автоматизма, когда сознание освобождается от контроля над этапами конкретной деятельности, но охватывает весь процесс. Вы можете управлять автомобилем и в то же время вести разговор, петь песню или сочинять стихи. Вы не контролируете своим сознанием, где и как переключить скорость, увеличить или уменьшить обороты двигателя, так как эти действия доведены до автоматизма и выведены из-под постоянного контроля (находятся под сознанием). А если вам захочется опять проследить за совершаемыми вами автоматически действиями, то вы начнёте делать ошибки и сбиваться.

Когда в ребёнке нарабатывается навык делать движения руками или ногами, то, поначалу, ему это удаётся с большим трудом, так как он ещё не научился владеть своим телом. Когда вы совершаете движение рукой к выключателю света в комнате, то не думаете о том, какие мышцы руки и плеча нужно напрячь, а какие расслабить. Возникла мысль «включить свет» и рука, заученным, при многократном повторении, движением, даже в тёмной комнате находит выключатель.

Навыки и умения, также как и привычки, нарабатываются постоянным повторением. Вот почему от родителей, учителей и воспитателей требуется наличие такого качества как терпение. Ибо монотонность повторения уроков порождает в некоторых учителях привыкание, потом безразличие, а порой агрессию. Не правда ли, можно слышать от горе-учителя, обращающегося к своему ученику: «Ты бездельник, я тебе уже десятый раз твержу одно и то же, а ты всё не можешь это запомнить». Именно повторение действий и требуется для выработки навыков и умений. Основным методом обучения выступает упражнение, то есть рассказали, показали, а затем пусть ученик сам пробует. Сколько бы вы не рассказывали ученику, как надо плавать, но пока он не войдёт в воду и не начнёт сам совершать определённые действия, то плавать не научится.

Современная психология и педагогика выделяют четыре фазы практического обучения:

Сначала — не знаю и не умею (т.е. новичок обучения);

Затем — знаю, но не умею (получил теоретический материал методом рассказа и показа, но ещё нет навыков);

Потом — знаю, умею (через практические тренировки и упражнения овладел предметом, но ещё не получается так как у тренера или учителя);

В завершение — не знаю, но умею (то есть монотонными тренировками и упражнениями довёл своё обучение до автоматизма и вывел из-под сознания). Теперь у него сформировались устойчивые связи и он, не задумываясь на автомате, совершает действия: управляет автомобилем, катером, самолётом и пр.

Отсюда, можно вывести, «золотое правило обучения»: применять — значит знать; знать — значить применять! Практика — основа обучения!

Практика во всех сферах человеческой деятельности, позволит сформировать гармоническую и всесторонне развитую личность. В физической сфере — умение управлять своим телом. Например, физкультура, хореография, труды позволяют нарабатывать навыки и умения управлять физическим телом. В эмоциональной сфере — умение управлять своими чувствами и эмоциями. Например, сценическое, художественное, поэтическое, песенное, музыкальное и другие искусства, позволяют нарабатывать навыки и умения принимать и передавать чувства и эмоции, через слово, песню, движение тела, музыку и другое. В умственной сфере — умение мыслить, рассуждать. Не заучивать фразы и формулы, а выводить их, составлять предложения и тексты, опираясь на понятийную базу, которая формируется у человека с детства. Например, физика, химия, биология и другие предметы школьной программы, через практические занятия, максимально приближенные к жизни, позволяют развивать умственные способности. Но ещё лучше, когда задействованы все три сферы деятельности одновременно: умственная, эмоциональная и физическая.

§3. Знания

Если вам придётся услышать от кого-либо: «Я знаю, как это делается», но в действительности он ни разу сам этого не делал, то можно смело сказать, что он не знает, а только проинформирован об определённом виде деятельности. Человек может прочитать уйму книг о различных формах и методах деятельности, только от этого умнее он не станет, пока не начнёт применять. А ещё память имеет свойство всю информацию откладывать в «дальний ящик» подсознания, кроме той, которой постоянно пользуется. Вот в чём беда наших школ — ребёнку даётся огромный поток информации и минимум практики. Как результат такого обучения — порождение информационных монстров — в ячейки человеческого мозга набита информация, которой личность воспользоваться не может. Механизм выуживания (поиска) нужной информации или определённого вида деятельности не развит. И что самое печальное — в нужный для предъявления момент — всё забыл. Спросите любого человека, что он помнит из школьного курса физики и если он не физик, то с трудом вспомнит одну, две формулы. Выигрывает та школа, которая даёт больше практики! Вот в чём секрет экспериментальных школ, дающих большую результативность учащихся. Там ученику предлагается изучить тот или иной предмет для того, чтобы потом научить других. В детях заложено желание учить других, и они охотно делятся полученными знаниями, соответственно, их способность усвоить больше материала увеличивается.

Так всё-таки, что такое знание? Как можно приобретать знания, не понимая, что это такое. Уяснив для себя этот вопрос, мы продвинемся в области расширения сознания.

Многие до сих пор путают знания с деятельностью памяти, считают, что, запомнив большое множество информации, станут знающими людьми. Этакие ходячие «Дома Советов». В общем-то, смысл в этом есть, только он находится вне физиологического функционирования человека и, в тоже время, охватывает эту область жизни. Если подойти к знанию, как к пониманию или отражению окружающей действительности, то это область деятельности сознания. Посудите сами: сколько есть разновидностей сознания, то столько есть и разновидностей знания. Например, бессознательная деятельность, в большинстве своём, находится вне знаний нынешнего человечества. Ибо, сказав: «Я знаю, как функционирует человеческий мозг», человек, поступая по правилу, знаю — значит, применяю, должен будет изобрести человеческий мозг или продемонстрировать все возможности мозга. Подходя к понятию слова «знание», как синониму слова «сознание», мы раздвинем рамки значения этого понятия, изменим саму систему образования и передачи знания. Ведь знание разлито во всём мироздании, как огромный океан, а люди являются маленькими капельками воды из этого океана, то есть хранят в себе всю информацию об этом океане. Мы в потенциале знаем всё и обо всём! Нас окружают знания. А человеческий мозг запоминает каждую секунду своего бытия, но вот воспроизвести может не всё. И чем больше человек взбирается на вершину знания (или пирамиду знания), тем больше он видит вокруг себя, сколько он ещё не знает. Как древнегреческий философ Сократ воскликнул: «Я знаю, что ничего не знаю!». В этой фразе зашифрована глубокая мысль (надеюсь, что всё станет понятным после прочтения книги).

Но, почему я включил раздел знания в подсознательную жизнь? А потому и включил, что подсознательная деятельность является разновидностью сознания личности и основой проявления её в физическом мире. Живя и работая в этом мире, человек не может обойтись без знаний. К сожалению, нынешняя наука, опираясь на материалистическое воззрение, рассматривает процесс приобретения знаний, как деятельность физического мозга. Конечно, мозг человека играет не последнюю роль, только учёные мужи забыли, что человек — это микрокосмос, ибо создан Природой по образу и подобию своему и, соответственно, изучая вопрос приобретения знаний, следует брать человека, как целостную систему, а не отдельные его составляющие. Все наши приобретённые навыки, умения и привычки, то есть весь наш опыт подсознательной деятельности, есть накопление знания биологического существования личности в физическом мире. И если только с этой точки зрения рассматривать знания, то мы ограничим человека только подсознательной деятельностью, чего в действительности быть не может. Но, к сожалению, вся нынешняя система образования, основана на таком подходе к личности. Да, мы не можем выбросить эту область жизнедеятельности человека, ибо все приобретённые знания позволяют личности выявлять себя в этом мире, но мы не должны ограничивать безграничные знания. В других главах книги, я расширю подходы к передаче знаний. Здесь отмечу только, что представляет собою знание с точки зрения биологического функционирования человека, так как эта область относится к подсознательной деятельности.

Знание — это накопленный опыт (выработка устойчивых связей).

Ранее я уже писал, что познание — есть процесс получения знаний.

Процесс получения знаний субъектом (с биологической точки зрения) — восприятие через органы чувств, сопоставление с ранее поступившей информацией, накопление (постоянным повторением) понятий, впечатлений, опыта в различных областях деятельности. Например, в физической сфере человек получает знания об использовании тела в пространстве: ходить, танцевать, петь, писать, перемещать предметы и так далее. Все приобретённые навыки и умения становятся знаниями. Если вы научили человека управлять кораблём, то есть он приобрёл навыки и умения кораблевождения, то он может сказать: «Я знаю, как управлять кораблём». Человек может, и сам научиться, изучая учебную литературу и, отрабатывая на практике, но обязательным элементом будет наработка навыков и умений. Хороший специалист своего дела, имеющий большой практический опыт, способен обучать других своей специальности. Правда, сама система передачи знаний требует от преподавателя особых навыков и умений. Поэтому, не каждый ас своего дела сможет хорошо обучать других. Видимо это обстоятельство и требует, с одной стороны, отправлять в учебные заведения для преподавания профессионалов своего дела, а с другой стороны, их необходимо предварительно научить преподавательской деятельности. Тогда учебные заведения будут готовить прекрасных специалистов.

Какие знания существуют?

Знания общественные — это накопленный социумом опыт практической деятельности, доступный каждому представителю общества. Да, мы живём в обществе и пользуемся всеми благами общества, опытом, накопленным предыдущими поколениями. Нам крупно повезло, ибо мы не на голом месте начинаем свою деятельность, а начинаем с пьедестала, выстроенного предками своим трудом. Нам есть от чего отталкиваться, чтобы двигаться вверх, и подготовить будущим поколениям постамент ещё выше. И труд нашего поколения будет достойным вкладом в социальную копилку «Общего блага».

Знания объективные — это знания объективного мира, существующие независимо от знаний субъекта. Окружающий мир безграничен и нет предела совершенству. Постигая новые вершины знаний, мы видим вокруг всю необъятность знаний. А тот, кто стал на путь самосовершенствования должен сразу осознавать всю безграничность знаний. Всегда существует направление куда ещё расти!

Знания субъективные — это знания, полученные субъектом в ходе своей жизнедеятельности. Накопленный субъектом опыт в какой-либо области деятельности и есть субъективное знание. Все приобретённые субъектом навыки и умения становятся знаниями. Эти знания могут отличаться от общественных знаний, но являются частью объективных знаний.

Как итог сказанному, дам несколько советов тем, кто устремился к получению знаний:

1. Любовь к предмету изучения. Например, изучая английский язык — представьте себя англичанином. Учёные проводили такой эксперимент: в одной из школ Великобритании дали детям выучить два японских стихотворения. Одно стихотворение уже было популярным у жителей Японии, а второе — совершенно новое. Как вы думаете: какое стихотворение быстрее выучили дети? Ответ: конечно, то, которое было популярным в народе. Подумайте: почему?

2. Учите так, как будто завтра вам придётся обучить этому предмету других. В этом состоянии человек больше и лучше усваивает предмет, т.к. действует старое правило: обучая других — сам обучаешься.

3. Любовь к учителю (преподавателю):

а) Любовь к учителю или симпатия к нему — устанавливает невидимую энергетическую связь между вами и учителем и по этому каналу к вам потекут знания, которыми владеет учитель (подробности, будут указаны в следующих частях книги). Увы, не все учителя нам нравятся (по каким-то внешним или внутренним причинам). А порой вызывают отвращение, что отрицательно сказывается на успеваемости по предмету. Здесь во многом зависит от учебного заведения и от подбора педагогических кадров.

б) Представьте себе, что вы капитан корабля и вам нужно пройти на вашем корабле в незнакомой бухте по неизвестному фарватеру. У вас есть три варианта на выбор: первый — найти карту местности, которую уже кто-то составил; второй — иметь у себя лоцию с описанием местности, с указанием всех подводных опасностей (мели, банки, скалы); третий — иметь на корабле лоцмана, который знает эти места и проведёт ваш корабль кратчайшим путём. Учитель — это лоцман по изучаемому вами предмету! Он проведёт вас быстро по кратчайшему пути!

4. Нас не надо учить, а только нужно напомнить то, что уже знаем. Да, это так. Ибо человек живёт много жизней и в прошлых жизнях он мог уже владеть этими знаниями. Достаточно небольшого толчка, чтобы знания обнаружились сами. У некоторых детей эти знания сразу проявляются, как, например, у Моцарта, который с детства начал писать симфонии. Вот почему в Японии учителя или тренера называют сэнсэй, т.е. тот, кто родился раньше или старший, и который раньше вас приобрёл определённые знания.

5. Человек запоминает каждую секунду своей жизни. Вот только воспроизводит лишь то, на чём было сфокусировано внимание. Развивать нужно не память, а механизм воспроизведения. Самый лучший метод дал своим ученикам древнегреческий философ Пифагор. Утром ученик должен был вспомнить весь прожитый вчера день в мельчайших подробностях (таким путём вы разовьёте прекрасную память и красноречие). Кому трудно утром, то пробуйте это делать вечером. Правда, вечером человек уставший, и при такой интенсивной мыслительной деятельности быстро заснёт. Ведите личный дневник! Учитель Николая Рериха по живописи величайший живописец Архип Куинджи советовал для развития наблюдательности (так нужной художникам) рассматривать какое-то время мелкий предмет, потом закрывать глаза и пытаться его воспроизвести в мельчайших подробностях.

Здесь мы затронули тонкую сферу — опыт прошлых жизней. Наука утверждает, что человек рождается с задатками. У кого-то хорошая пластика тела и двигательная память, и он легко выполняет сложные упражнения: в гимнастике, в танцах, в боевых искусствах и прочее. А кто-то плохо. У кого-то прекрасные задатки в музыке, говорят, что у него идеальный слух, а кому-то «медведь на ухо наступил». Кто-то преуспевает в точных науках, а кто-то в гуманитарных, а кому-то этого вовсе не дано. Зато у него прекрасное воображение и он может писать красивые картины. Забегая вперёд, отметим здесь, что человек с прошлых жизней берёт с собою опыт прошлых воплощений. И если головной мозг в основном отвечает за опыт современного воплощения, то сердце хранит информацию о прошлых воплощениях. К этому вопросу мы ещё вернёмся в следующих главах книги.

Знаниями можно назвать накопленный опыт практической деятельности. Осталось только уяснить для себя, какие виды и формы трудовой деятельности существуют (отсылаю всех любознательных к моей книге «Размышления о воспитании»). А в следующей главе мы вернёмся к теме: «Деятельность».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я