О расширении сознания. Поведенческая психология личности, пути и способы самосовершенствования

Алимбай Казакбаевич Матякубов, 2000

До сих пор человечество тщетно пытается ответить на вопросы: Как устроен мир? Есть ли Бог? Как возникла жизнь? Есть ли жизнь после смерти? Цель жизни человеческой? Что вообще представляет собою человек? Данная книга предназначена для всех тех, кого интересуют вопросы духовности и нравственности, психологии и социологии, философии жизни и смерти, кто занят поиском Абсолютной Истины, кто поставил перед собой цель духовного самосовершенствования. Кроме того, книга будет интересна всем тем, кто работает с людьми, т.к. в ней (в книге) дана поведенческая психология личности. Впервые с 2000 года я выставляю эту книгу на всеобщий просмотр, т.к. считаю, что в России возникла такая жизненная ситуация, когда необходимо менять весь уклад жизни общества. Нашему государству нужна новая идеология и новая программа Культурного развития общества, ибо наступило время, когда люди должны переоценить всю свою прожитую жизнь, чтобы с чистым сердцем устремиться вперёд к новым вершинам творчества.

Оглавление

Глава 3. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сознательная деятельность — это деятельность, совершаемая личностью при полном сознании или осознанно, то есть когда человек может ежесекундно отдавать отчёт производимым им действиям. Человек должен находиться в состоянии — «Я здесь и сейчас совершаю то-то». Однако, как это ни парадоксально, человек редко находится в полном сознании. В большей степени он находится в бессознательном и подсознательном состоянии. И соответственно совершает такую же деятельность, то есть бессознательную и (или) подсознательную, т.е. физическое тело что-то делает на автомате, заученными ранее действиями, а сам человек в сознании своём «витает в облаках». Находиться в состоянии бодрствования или в полном рассудке (по меркам науки), ещё не означает быть в полном сознании. Нам кажется, что мы сознательно выбираем род деятельности, что мы сознательно можем изменить свои поступки, своё поведение, но это заблуждение. Человек с детства, под влиянием окружающей среды нарабатывает привычки и программы деятельности, то есть стереотипы поведения. В большинстве своём, только после того как совершим поступок, мы осознаём его значение для себя или для других. Правда, мы можем себя перепрограммировать, заранее обдумывая то, как нам поступить в той или иной ситуации. Исходя из опыта жизни, мы, как бы переоцениваем своё поведение и даём себе установку, — если повторится подобный случай, то я поступлю так и так. Такая переоценка поступков, ранее совершённых, с положительной направленностью будущих действий, меняет судьбу человека в лучшую сторону. Умный человек всегда задаёт себе вопрос — что не так произошло и какова моя роль в этом? И всегда есть множество вариантов действий, исходя из личного опыта, способностей, окружающей обстановки и прочего. Но, где было сознание в момент произошедшего события? Бывают события, когда ваши родные говорят вам: «Не выходи из себя!» Вот уж многозначительный совет — не выходить из себя в прямом и в переносном смысле. Осознавал ли я себя — где я сейчас нахожусь?

Вы можете мне возразить, что, мол, я сам выбрал свою профессию или, что я сам сознательно пошёл на этот поступок. Не обманывайте себя, мы часто обращаемся к мнению других людей, через общение или через книги, или прибегаем к другим источникам информации. И порой выбираем профессию вопреки своим врождённым склонностям и способностям, поддавшись влиянию окружения. В суде часто можно услышать фразу: «Объясните нам мотив вашего поведения». А обвиняемый и рад бы объяснить, да сам не знает, что толкнуло его на совершение преступления. И даже если он говорит, что сознательно решил отомстить за нанесённые ему обиды, то и в этом случае он просто поддался на провокацию пострадавшего (и не только). Здесь, даже близко нет сознательной деятельности.

Но всё же есть сознательная жизнь. Видимо настала пора разобраться, что такое сознание вообще, то есть дать определение понятия — сознание.

Сознание — это способность субъекта отражать объективный мир, то есть принимать, понимать и взаимодействовать с объективной реальностью. В самом слове «сознание» прослеживается смысл — совместное знание (совместное с кем?). Другими словами, можно сказать, что я воспринимаю мир со знанием или с пониманием.

У каждого человека есть физическое тело (микрокосмос) и человек может осознавать свои руки, ноги, лицо и другие части тела, ибо у человека существует тонкая нервно-энергетическая структура, которая позволяет ему чувствовать всё тело целиком или ту часть тела, на которой сконцентрировано сознание. Но, стоит человеку попробовать выполнить правой и левой рукой различную работу одновременно, и начнутся ошибки и «сбой в программе». Почему? Потому что человек привык направлять своё сознание в одну точку, вместо того чтобы распределить или расширить сознание на две руки сразу. Конечно, потребуется тренировка и деление духа (энергии). Многие удивляются, почему женщины могут одномоментно делать три дела и более? Ха! Женщины представляют на Земле Матерь Мира, из покрова Которой сотворена вся Вселенная. В индуистском пантеоне богов женскую ипостась представляют, как Тара или Шакти — многорукая Богиня! Теперь понятны природные способности женщин. А сейчас вспомните, как трудно заниматься делами, когда сильно болит зуб. Жуть! Какие там дела — всё внимание на боли. А где внимание, там и энергия, а где энергия — там и сознание. Получается, что сознание каким-то образом связано с энергией? Подумайте на досуге. Подсказка будет ниже.

Ещё один момент хотелось бы с вами обсудить. Мы уже определились, что сознание — это способность субъекта отражать объективный мир. Но, мы не указали — как отражать мир? Ведь человек может получать искажённую информацию об окружающем его мире — будет ли это сознанием? И если будет, то каким? Когда мы с вами рассматривали тему: «Познаваем ли мир?», то указали, что неискажённое познание является Истинным. Значит, сознание может быть замутнённое, извращённое, искажённое. Вот представьте себе чистую и ровную гладь ночного озера. Вы смотрите и видите на поверхности воды неискажённое отражение луны. Ух ты! Как красиво! Это истинное отражение луны в водоёме. Но, стоит задуть лёгкому бризу, как пошла рябь по поверхности воды и отражение луны стало размытым, не точным, искажённым. А что в человеке может искажать правильное восприятие мира? Ну, конечно — его эмоции. Когда вы злитесь, раздражаетесь, негодуете, разве вы можете правильно оценивать возникшую ситуацию? Отсюда следует ещё одно определение: способность субъекта неискажённо отражать объективную реальность — это Чистое сознание. На Востоке говорят: «Чтобы налить чистую воду в чашу, первоначально нужно эту чашу очистить от грязной воды». Да, за годы жизни человеческое сознание затмевается иллюзорностью окружающей очевидности, соответственно восприятие мира искажается или извращается. Особенно в наш век — век тьмы и невежества. Отсюда и требования мудрецов: «Очисти сознание!»

Если бы человек мог расширить своё сознание и охватить им весь реальный мир или Абсолютную истину, то про него бы сказали, что он обладает сверхсознанием. Но это не точное определение, вернее было бы сказать, что он расширил своё сознание до уровня Абсолюта. Как такового сверхсознания не бывает, есть только различные уровни сознания, от нуля до бесконечности. Например, конкретный человек живёт свойственным только ему уровнем восприятия мира: один сконцентрирован на себе любимом, другой — на семье, третий — на коллективе или народе, четвёртый — на государстве, пятый — на планете и так далее до Абсолюта. И более высокий или широкий уровень сознания по отношению к более низкому или узкому, является Сверхсознанием.

В потенциале, любой человек обладает сверхсознанием и наша задача добиться этого состояния. Но сначала нужно развить осознание. Что это такое — осознание?

Осознание (самосознание) — это способность живого существа воспринимать себя и своё место в окружающем мире, то есть отвечать на вопросы: «Кто я?», «Что я?» и «Где я нахожусь?». Я думаю, ни для кого не секрет, что из всех живых существ Земли (не будем сюда включать небожителей), именно человек обладает самосознанием. Исходя из указанной выше точки зрения, мы и рассмотрим сознательную деятельность человека (смотрите рисунок № 8).

Рисунок 8 — Сознательная деятельность личности

На схеме всё изображено блоками. Блок потребностей; блок мотивов; блок способностей; блок действий и блок опыта. Вот эти блоки и рассмотрим сначала по-отдельности, а потом все вместе, чтобы сделать вывод о сознательной деятельности личности. Но, я думаю, что уже при рассмотрении отдельных блоков схемы всё станет понятным.

§1. Потребности человека

Первый блок — Потребности человека. Каждый человек живёт потребностями (это бесспорный факт). Человек — продукт природы и тесно с нею связан. Он должен дышать, спать, пить, есть, одеваться и т.д., то есть удовлетворять свои основные потребности. Потребности — это прямая зависимость субъекта от объективных условий его существования. Потребности окрашены эмоционально и выражаются в чувствах нужды в чём-либо. Например, чувство голода, чувство жажды, чувство полового влечения и прочие.

В мировой психологической практике существует множество классификаций потребностей, но мы не будем на них останавливаться, а выделим только две главные. Основные потребности человека можно разделить на две большие группы: 1) Духовные потребности; 2) Материальные потребности. Рассмотрим их:

Материальные потребности — это всё то, что необходимо человеку для существования в плотном физическом мире, то есть еда, вода, воздух, одежда, жилище, общность людей для совместного выживания и так далее. Практически, вся сфера жизнедеятельности человечества сфокусирована в области материальных потребностей. И это естественно для современного человечества, так как человек не сможет выжить в земном мире без этих потребностей. А так как материальные потребности у человечества преобладают и их знают почти все жители Земли, то я не вижу смысла более подробно на них останавливаться.

Но не только материальными потребностями живёт человек. У него есть и духовные потребности, такие как общение, сострадание, сопереживание, душевная теплота, любовь, дружба и т.д.

Духовные потребности — это всё то, что необходимо человеку для существования не только на Земле, но и в Вечности или в Духовном мире. И главная духовная потребность — это потребность в психической энергии (огненная, эфирная энергия). Как сказал Преподобный Серафим Саровский: «Истинная цель жизни нашей состоит в стяжании (приобретении — Автор) Духа Святого Божьего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего» (Серафим Саровский — Москва: «Новатор», 1998, стр. 11).

В Духовных потребностях нуждается всё тело, но в первую очередь душа человека (о душе ещё будут разговор), ибо именно она стремится к накоплению психической энергии. Всю душевно-эмоциональную сферу жизни человека можно отнести к духовным потребностям. Это взаимное общение личности с другими людьми и с природой; это душевное обогащение от созерцания красоты окружающего мира; это сочувствие, сопереживание и сострадание всему живому; взаимное влечение сердец в дружбе и любви и другое. Во всех этих отношениях происходит взаимный обмен психической энергией. Это стремление человека к духовным ценностям, являющимся носителями психической энергии, таким как музыка, поэзия, проза и другие виды искусства, хранящиеся в книгах, в картинах, в музыкальных произведениях и так далее. А эти потребности может удовлетворить культурная среда обитания личности. И чем более развито общество в духовном плане, тем больше духовных потребностей оно может удовлетворить у личности через музеи, храмы, библиотеки, концертные и выставочные залы, театры, кинотеатры, клубы по интересам и т.д. Всё то, что наполняет и возвышает душу! Когда человек прослушав музыкальное произведение, испытывает радость, восторг души, стремление жить и созидать.

Духовные потребности невидимы, и их нельзя взвесить, но без них человек не сможет жить. Только не надо заблуждаться в том, что любая книга, картина или музей, являются носителями положительных энергий. Да, на любой предмет наслаивается энергия, если он вызывает восхищение или им долго пользовались. Но главным является не носитель энергии, а то какая энергия наслаивалась на этот предмет. Проведите такой опыт: положите перед ребёнком новую игрушку из магазина и наручные часы, которые долго носили взрослые, и посмотрите, что он выберет. Однозначно, выберет предмет с большим запасом энергии — наручные часы. Кстати, замечено, что человек может только мельком взглянуть на что-то красивое, зато, будет часами смотреть на уродства. Обратите внимание, какую популярность в 90-х годах прошлого века получила в народе музыка шансона или тюремная лирика, и где только её сейчас не слушают — от жителей деревни до представителей власти. О причинах такого интереса поговорим в других частях книги.

Так вот, сама культурная среда, окружающая человека, не только удовлетворяет, но и формирует эти потребности у людей. Если первобытный человек удовлетворялся общением только со своим племенем, то современный человек уже стремится приобщиться к культурным ценностям других народов и народностей, через путешествия по миру.

Так вот, человек нуждается в потребностях и, соответственно, неудовлетворение тех или иных потребностей вызывает страдание. Его сознание фокусируется на неудовлетворённых потребностях. Чем бы он ни занимался, но его сознание будет постоянно возвращаться к поиску способов удовлетворения потребности. Психологи называют это мотивом.

§2. Мотивы

Второй блок — Мотивы. Мотив (с латинского языка moveo — «побуждать») — это осознание действия по удовлетворению потребности. Другими словами, мотив — это то, что побуждает деятельность. Например, Вы хотите есть. Это потребность, подкреплённая чувством голода, или выработанная привычкой есть в одно и то же время. Соответственно человек начинает обдумывать пути и способы удовлетворения потребности, считаясь со своими возможностями, способностями и жизненным опытом. Как удовлетворить голод? Или вы обеспеченный человек и пойдёте в дорогой ресторан, или сами приготовите еду дома на кухне, или попросите кого-то приготовить вам пищу и другие варианты. Весь этот спектр выбора действий и называют мотивом. Человек, сообразуясь с требованиями общества, в котором он живёт, опираясь на своё образование и воспитание, учитывая свои возможности и способности — совершает выбор действий.

Неудовлетворённые потребности заставляют сознание человека концентрироваться на них, а все остальные вопросы жизни отходят на второй план. Происходит борьба мотивов (поэтому на рисунке №8 показана подборка мотивов), это когда из множества мотивов на первое место выдвигается более главный или важный на данный момент времени мотив. И ещё не известно, какой мотив победит.

Например, чувство сильного холода или голода не даёт снайперу, находящемуся в укрытии, чётко выполнять боевое задание и вести меткую стрельбу. Он будет постоянно отвлекаться от задания, обдумывая раз за разом, как побороть остро возникшее чувство. У такого человека происходит борьба мотивов:

а) Осознание действий по удовлетворению возникшей острой потребности (в еде или тепле), но при этом, отвлекаясь в своём сознании от боевого задания, он может выдать своё местоположение, совершить ошибку в расчёте параметров стрельбы и прочее;

б) Осознание действий по выполнению боевого задания (чувство долга или страх быть наказанным);

в) Осознание действий по сохранению своей жизни (чувство страха быть убитым) и др.

И ещё неизвестно какие мотивы у него будут преобладать, всё зависит от сознания человека и его подготовки. Но лучше, когда у снайпера есть возможность вовремя удовлетворить основные потребности.

Ещё пример для родителей: ребёнок испытывает сенсорный голод и не может оторваться от общения со сверстниками или игрой с ними, а родители наказали ему к определённому времени быть дома. В сознании ребёнка возникает дилемма: останусь с друзьями, значит, не послушаюсь родителей, но как на это отреагируют мои родители?; послушаюсь родителей — прерву интересную беседу (игру), а что друзья обо мне скажут или подумают? А дети дорожат авторитетом в своём «коллективе». Эх, что делать, что делать? А, была, не была! И так во всём.

Вернёмся к первому блоку, к потребностям. Ещё есть такое понятие, как переключение сознания. Что это подразумевает? (смотрите рисунок №9).

Рисунок 9 — Мотивы

Переключение сознания — это перемещение центра сознания (на рисунке — красный кружок) от одних потребностей к другим, более значимым, на данный промежуток времени. От материальных потребностей к духовным и обратно. Например, путник бредёт по пустыне и испытывает жажду. Все потребности уходят на второй план, доминантной является потребность в воде. О каких бы высоких материях вы ему ни говорили, он попросит у вас воды. И наоборот, человек читает интересную книгу, или созидает картину, или трудится над научным открытием и всё его сознание поглощено работой. Он забывает о сне, еде, тепле и о других потребностях. Вам приходилось когда-нибудь видеть учёного, увлечённого своим трудом? Такой человек на работе, на улице и даже дома, становится рассеянным, порой совершает смешные, с точки зрения постороннего наблюдателя, поступки. Объясняется всё просто, сознание такого человека сконцентрировано в мыслительной сфере, а в это время физическое тело, оставленное без контроля сознания, совершает ранее заученные действия, то есть происходит подсознательная деятельность. Чем больше наработок в подсознательной сфере, тем меньше ошибок. А если бы человек смог разделить своё сознание на две части и контролировал бы обе сферы, то ошибок не было б вообще. Как пианист, играющий правой и левой рукой различные музыкальные партии. Скажут — нужна тренировка. Я полностью согласен и даже объясню, как, но чуть-чуть позже.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я